Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Куваева Татьяна Борисовна

Семья и семейные традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока27.13 КБ
Файл tema.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Единица измерения длины – метр».

Цели: познакомить с новой единицей измерения длины – метром, дать представления об этой единице, с соотношением метра с другими единицами длины, с измерительными приборами, научить преобразовывать единицы длины, измерять предметы с помощью новой единицы и новых измерительных приборов; продолжать освоение разрядного состава трёхзначных чисел и действий увеличения/уменьшения цифры заданного разряда трёхзначных чисел; продолжить работу над задачами; развивать вычислительные навыки, кругозор, глазомер, логическое мышление, память, внимание, математическую речь, умение выполнять измерение предметов; интерес к урокам математики, осторожность.

Оборудование: мультимедийная презентация, изображение удава (3м 8дм), метровая линейка, сантиметр, рулетка, модели сантиметра, дециметра, метра, тестовые работы на листочках, задание для работы в парах на листочках.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сопровож-дение

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа…

Слайд № 1

II. Сообщение целей урока

На доске четыре закрытые цели.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с трёхзначными числами (открывается первая цель на доске: повторим разрядный состав трёхзначных чисел), а также работу над задачами (открывается вторая цель на доске: поработаем над задачей). А над чем ещё мы будем работать, вы узнаете чуть позже. И тогда сможете назвать тему урока. (Тема на доске закрыта)

- А девизом урока я выбрала пословицу: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

На доске закрытые цели и тема урока.

III. Актуализация опорных знаний.

1) повторение изученного о трёхзначных числах:

- Какие числа называем трёхзначными?

- Какой разрядный состав имеют трёхзначные числа?

- Запишите числа, разрядный состав которых я буду называть. Две клетки вниз, записываем в строчку.

(Первая строка: повторение десятичного состава чисел)

8 сотен 7 десятков 5 единиц;

9 единиц 6 десятка 4 сотни;

7 сотен 6 единиц;

5 сотен 3 десятка;

60 десятков.

- Проверим. … прочитай числа, которые ты записал.

- Вы согласны с записью … ?

- На экране верные числа?

- Усложню вам задание. Каждое из записанных чисел уменьшите на три сотни и запишите результат ниже.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте  карандашом работу соседа.

- А вот и верные значения на экране.

- Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы!

- И последнее задание. Каждое из полученных чисел увеличьте на два десятка и запишите ниже.

- Проверьте друг у друга по эталону на экране.

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!

- Что мы сейчас повторили?

- Посмотрите на свою работу и оцените шкалой на полях свои знания.

- Трёхзначными называем числа, в записи которых используют три знака(цифры).

- Единицы, десятки, сотни.

875, 469, 706, 530, 600.

575, 169, 406, 230, 300.

595, 189, 426, 250, 320.

- Десятичный состав чисел, увеличение и уменьшение цифры разряда.

Слайд № 2

Слайд № 3

На изображении появляются записи.

Слайд № 4

Запись 1 строки.

Запись 2 строки.

Запись 3 строки.

2) выявление цели деятельности на уроке:

- Продолжаем наш урок. Какие величины нам известны?

- А с какой величиной мы будем сегодня работать, вы догадаетесь сами, когда посмотрите отрывок из мультфильма «38 попугаев».

(Просмотр отрывка)

- О какой величине идёт речь?

- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?

- А в математике используют такие мерки?

- Так вот, ребята, нам надо сегодня определить, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава.

(На доске открывается одна из скрытых целей: узнаем, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава).

- А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину.

(На стене висит изображение удава длиной 3 метра 8 дециметров)

- Масса, длина, время.

- О длине.

- Попугая, мартышку, слонёнка.

- Нет.

Слайд № 5

Слайд № 6

Отрывок м/ф «38 попугаев».

Слайд № 7

Изображение удава на стене.

3) меры длины на Руси:

- Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?!

- Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины?

- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.

(Дети у доски рассказывают о пяди,  вершке, локте, аршине, сажени и показывают их величину)

(Дети высказывают свои предположения)

Слайды № 8-13

Изображения пяди, локтя, аршина, сажени, вершка, дюйма.

4) повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации:

- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.

- Какие единицы мы уже знаем?

- Расскажите всё, что вы знаете об этих единицах.

(На экране появляется соотношение)

- Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет?

- Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром.

- Удобно это делать? Почему?

- Что же делать?

- Сантиметр, дециметр.

(Дети показывают модельки и рассказывают: 1 дм =10 см).

(Дети высказываются)

(Выполняем измерения с модельками дециметра)

- Нет. Мерки слишком малы.

Слайд № 14

На экране:

Дециметр(дм), Сантиметр(см)

Слайд № 15

Модельки см и дм.

На экране:

1дм=10см

IV. Сообщение основной цели урока

- Нам понадобится новая единица измерения длины, больше, чем сантиметр и дециметр. И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины.

(На доске открывается последняя цель урока: познакомимся с новой единицей измерения длины)

- Тема нашего урока: «Единица измерения длины – метр».

(Дети определяют тему урока)

V. Знакомство с новой единицей измерения – метром.

1) модель метра, соотношение единиц измерения длины:

- Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр.

(На доске вывешивается модель метра)

- Сокращение значения метра записывается так: 1 м. Запишите у себя в тетради.

- Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их?

- В одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение.

(1м = 10 дм)

- Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров?

- Давайте посмотрим: если в 1дм 10 см, а в 1м 10 дм, то в 1м 100см. Запишем это соотношение.

(1м = 1 дм = 100 см)

- В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать.

(Предположения детей: дециметр, 10 дм)

(Высказывания детей)

МЕТР

1м = 10дм

1м=100см

На экране:

Таблица разрядов

2) Физ.минутка: зарядка для глаз.

Слайды№16-18

3) преобразование единиц измерения длины:

- Преобразуем вместе: (на доске и в тетрадях)

7 м =….(= 70 дм = 700см.)

Попробуйте сами.

(У доски выполняют дети)

300см =…дм =…м

Слайд № 19

Запись на доске и в тетрадях

4) первичное закрепление материала:

- Хотите сами попробовать свои силы?

- Будем работать в парах. Выполните задание на листочках – преобразуйте единицы. Если задание выполните верно, то сможете сложить слово по полученным ответам. Ключ внизу под заданием.

- Какое слово у вас получилось?

- Кто получил слово МЕТР, поставьте плюсик на полях.

(Дети работают в парах на листочках)

3м =…см

600см =…м

9м=…дм

4м7дм=…см

Ключ:

900дм   470см   30см   90дм    300см

   А              Р        С        Т           М

60м     47см    6м

  У          К       Е

- Метр.

Слайд № 20

На экране карточка

4) знакомство с измерительными приборами:

- Для измерения метрами есть свои измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр и рулетка.

(Демонстрация приборов)

- Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Пожалуйста, не берите и не играйте рулеткой. А где пользуются чаще всего этим прибором?

- На строительстве, при ремонтных работах.

Слайд № 21

5) измерение с помощью метровой линейки:

- Давайте попробуем измерить длину удава с помощью метровой линейки.

- Сколько раз мы отложили полных метров?

- Но удав ещё не закончился. Что же делать?

- Сколько дециметров?

- Какова же длина удава?

- Запишем в тетради, а … на доске.

- Как можно преобразовать это значение?

- Кто же догадается: если длина удава 38 дм, то какова же длина шага попугая?

(Выводятся двое обучающихся, которые под руководством учителя производят замер. Три метра отложили, четвёртый – неполный)

- Три.

- Дальше будем измерять дециметрами.

(Ещё один человек выходит и показывает процесс)

- Восемь.

- 3 метра 8 дециметров.

- 3м 8дм = 380 см = 38 дм

(Записываем на доске)

- Длина шага попугая – 1дм.

Запись на доске

VI. Закрепление изученного материала. Решение текстовой задачи.

- Подумайте, ребята, а что ещё удобнее будет измерять метрами?

- В задаче 333 нам предлагают найти высоту яблони. Прочитаем задачу.

- О чём речь в задаче?

- В чём её измеряют?

- О каких деревьях говорится в задаче?

- Высота какого дерева известна в задаче?

- Что вам известно о высоте берёзы?

- Что вы можете сказать о высоте яблони?

- Прочитайте ещё раз условие задачи и определите, какая таблица записи условия подходит.

- Кто может определить тип задачи?

- Мы не будем писать словами краткую запись условие задачи, так как нам помогает таблица, но выполним схему.

- Сколько отрезков будем чертить? Почему?

- Какой отрезок будет длиннее? Почему?

- Запишите решение в тетрадях.

- Подумайте, как можно изменить вопрос задачи, чтобы она стала составной?

(Высказывания детей)

- О высоте деревьев.

- В метрах.

- О берёзе и яблоне.

- Известна высота берёзы.

- Что она 9 м и она на 4 м выше, чем яблоня.

- Она неизвестна, но если берёза на 4 м выше, значит яблоня на 4 м ниже.

(Дети выбирают таблицу-опору)

- Это простая задача на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме.

(У доски ребёнок выполняет чертёж)

- Два. Потому что два дерева.

- Тот, который будет обозначать высоту берёзы.

(Дети высказывают предположения)

Слайд № 22

На экране появляются изображения деревьев.

Слайд № 23

На доске чертим схему.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Посмотрите на цели урока. Как вы считаете, какие проблему мы сегодня решили?

- Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ:

1. С какой величиной работали?

а) масса;

б) длина;

в) время.

2. Что не является единицей измерения длины?

а) сантиметр;

б) метр;

в) диаметр;

г) дециметр.

3. В какой единице удобнее измерить путь от «маленькой» школы до «большой»?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

- Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу.

- Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины?

- Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках?

- Как вы относитесь к сегодняшнему уроку? Покажите «смайликом» на листочке.

- Я тоже хочу оценить вашу работу …

 (оценивание)

(Высказывания детей)

(Дети выполняют тест)

Слайд № 24

Слайд № 25

На экране тест.

Слайд № 26

VIII. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Тема: Семейные традиции

Цели: освоить понятия взаимоотношений в семье, выполнять проектную работу.

Ход урока:

1.Организ. момент.

2.Проверка дом задания ( проекты).

3. Повторение ( о семье)

-О чём, вы говорили на прошлом уроке? ( о семье)

Моя семья –моя крепость (слайд1)

_ Что же такое семья? (слайд2)

- Из кого состоит семья? ( слайд3)

 Учитель: Президентом России Путиным был объявлен 8 июля « День семьи,любви и верности».А Международный день семьи -15 мая( слайд 4)

Учитель: Прочитаем стихотворение о семье (слайд5)

4. Игра «Составьте пословицы о семье» (слайд6)

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

5.-Обьясните значение пословиц- переделав их.( слайд 7)

1)Какие корешки-такие и ветки.

Какие родители- такие и детки.

2) На что клад, когда в семье лад.Слайд8)

6.Учитель: Чтобы знать свою родословную- надо уметь составлять генеалогическое  древо.Что это такое? (Слайд 9)

- Что такое генеалогия?( слайд 10)

Физминутка

 Физминутка « Семья » 
Раз, два, три, четыре(хлопки в ладоши) 

Кто живет у нас в квартире?(повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка , два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!
(загибают поочередно пальцы на руке)

7.Объяснение нового материала.

 -Прочитав сообщение в учебнике, мы узнаем , что нового мы сегодня узнаем.

Учитель читает по учебнику.

- А что такое традиция? Отмечать какие-то события, праздники)( слайд11)

-Какие семейные праздники вы любите? (Слайд 12)

-Как создавать  семейные праздники праздники?

-Как сохранить семейные традиции? (Слайд13)

Учитель: Русские традиции на Руси(Слайд 14)

8.Заповеди семейной жизни (слайд15)

9.Итог. Подведение работ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...