Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова.
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_les_i_chelovek.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ознакомлению

с окружающим миром.

4 класс.

Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова.

Тема урока: Лес и человек.

 Цели урока:

-сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

-познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

-развивать познавательный интерес,  развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;

-воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

I.        Организационный момент

Звучит песня «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичкова).  

Нам птицы просигналили подъем,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой Родины.

Припев:

Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья –
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые,
Как ты и я!

Мелькают наших песен огоньки.
Шагаем мы лесами-перелесками  
Под кедрами красавицы-тайги,
Под соснами полесскими.

Нам солнце улыбнется веселей,
И каждый день нам радостней покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.

Так добрые волшебники – леса –
Похожи на поэтов и художников!
Природа дарит людям чудеса,
А мы – ее помощники.

- Почему мы начали наш урок этой песней? (Это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. О березках, которые надо сберечь.)

- А кто должен оберегать лес? {Это должны делать люди.)

 - Кто может сформулировать тему нашего урока?

Сообщаются тема и цели урока.

 -Тема нашего занятия - «Лес и человек» (записать на доске).

II.        Проверка домашнего задания

1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

-Расскажите о природных условиях, которые сложились в зоне лесов.

-Как  меняется характер лесов с севера на юг?

-Назовите деревья, которые растут в различных частях лесной зоны.

-Какие животные обитают в зоне лесов?

-Почему животные леса так разнообразны?

2. Проводится конкурс рисунков: «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются.

-Чей рисунок вам понравился больше всего и почему?

-О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам?

3.Заслушивание сообщений, подготовленных дома. (2 человека)  

- Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?

III. Работа над новой темой

1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:  

Нет ничего милее  

Бродить и думать здесь.  

Излечит, обогреет,  

Накормит русский лес.  

А будет жажда мучить  

-То мне лесовичок  

Средь зарослей колючих  

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться

 -И видно все до дна.  

Течет вода-водица,  

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,  

Орехи и цветы,  

Душистая малина  

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну  

Я, не жалея ног,  

А если и устану

 -Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,  

Для них совсем он свой.

 Здесь где-то бродит леший  

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,  

И сердце не болит,  

Когда над головою,  

Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.  

2.  Работа по учебнику, стр.106.   Определение роли леса в жизни человека.  

 -Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.

1)   Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха»).

Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы.

Лес поставщик строительного материала. Человек добывает пушных зверей, из ценных шкур и меха шьют одежду и изготавливают обувь.

2)   А почему лес - аптека? (открывается вторая карточка - «аптека»). 

Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.

3)  В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться...» (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).

4)   А как лес может обогреть человека?

-  Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).

5) Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

-   А что у вас на столах изготовлено из дерева?

-  А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.

-  Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?

-  Чем для них является лес?

-  Для кого еще лес является домом?

-   Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов. (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).

-   Какие роли выполняет лес?

6)  Чем является лес для воздуха?  

Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т.к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе

-  Чему еще лес является защитником? ткрывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв»).

-   Как лес защищает водоемы?

-   Как же лес защищает почвы?  

Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.

Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.

3. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Значение леса

1. Место отдыха

2. Аптека

3. Источник воды и пищи

4. Источник топлива

5. Дом для растений, грибов, животных

6. Защитник водоемов, воздуха, почв.

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Вывод: лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека.

IV. Закрепление пройденной темы

1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)

1. Природная зона лесов состоит из:

  1. пяти частей;
  2. двух частей;  
  3. трех частей;

2. Самую большую территорию занимают:

  1. смешанные леса;
  2. хвойные леса;
  3. широколиственные леса;

3.В тайге растут:

  1. пихты, ели, лиственницы;
  2. дубы, сосны, ели;
  3. березы, липы, лиственницы;

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

  1. овцебык, морж, розовая чайка;
  2. краснозобая казарка; кречет; стерх;
  3. аист; морж; тюлень;

5.Охрана лесов - это….

  1. обязанность государства;
  2. обязанность государства и долг каждого гражданина;
  3. забота самих обитателей леса;

2). Парная работа. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются тетрадями и проверяют по экрану, слайды 9-17)

-  Какой лес мы называем тайгой?

-  Какое дерево является символом России?  

-  Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».

-  Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.

-  Кто является санитаром леса?

-  Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

-  Плодами, какого дерева являются желуди?

-  Узнай хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.

Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)

-  Узнай лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз).

3). Отгадай загадки и разгадаешь кроссворд   (слайды 19-21)

1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза).

2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки).

3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля).

4. Есть в реке работники: не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры).

5. Листья падают с осин,  мчится в небе острый клин (журавли).

6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец  (скворец).

7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)

8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)

9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик).

10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк).

V. Итог.  Рефлексия

 Давайте подведём итог нашего урока.

Попробуйте ответить на эти вопросы.

- Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?

-Что показалось интересным?

 -Что запомнилось?

-О чем захотелось узнать побольше?

VI. Домашнее задание

1) прочитаете текст учебника «Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов», стр.107;

2) творческая работа:  «Мини – сочинение» продолжить сочинение 2 – 3 предложениями  « Если бы я был лесничий, я бы …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс

Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, учебник "Мир вокруг нас", А.А.Плешаков

В рабочей программе представлены:  календарно-тематический план, рещаемые проблемы, предметные результаты, словарь, универсальные учебные действия, личностные результаты, указана дополнительная л...

Рабочая программа по предмету "Мир вокруг нас" 3 класс по учебнику А. А. Плешакова

Рабочая программа составлена по программе "Школа России" к учебнику А. А. Плешакова....

Разработка обобщающего урока по разделу "Чему учит экономика" учебника А Плешакова "Мир вокруг нас"на

Урок составлен в виде игры "Слабое звено" для учащихся 3 классов по обобщению материала "Чему учит экономика" ....

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...

Презентации к урокам по изобразительному искусству к учебнику " Искусство вокруг нас" Н.Горяевой, Л.Неменской

Презентация   к уроку ИЗО для 3 класса по программе " Школа России"по теме" Обложки детских книг"...