Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова.
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ознакомлению
с окружающим миром.
4 класс.
Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова.
Тема урока: Лес и человек.
Цели урока:
-сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
-познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
-развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;
-воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.
I. Организационный момент
Звучит песня «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичкова).
Нам птицы просигналили подъем,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой Родины.
Припев:
Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья –
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые,
Как ты и я!
Мелькают наших песен огоньки.
Шагаем мы лесами-перелесками
Под кедрами красавицы-тайги,
Под соснами полесскими.
Нам солнце улыбнется веселей,
И каждый день нам радостней покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.
Так добрые волшебники – леса –
Похожи на поэтов и художников!
Природа дарит людям чудеса,
А мы – ее помощники.
- Почему мы начали наш урок этой песней? (Это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. О березках, которые надо сберечь.)
- А кто должен оберегать лес? {Это должны делать люди.)
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
Сообщаются тема и цели урока.
-Тема нашего занятия - «Лес и человек» (записать на доске).
II. Проверка домашнего задания
1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
-Расскажите о природных условиях, которые сложились в зоне лесов.
-Как меняется характер лесов с севера на юг?
-Назовите деревья, которые растут в различных частях лесной зоны.
-Какие животные обитают в зоне лесов?
-Почему животные леса так разнообразны?
2. Проводится конкурс рисунков: «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются.
-Чей рисунок вам понравился больше всего и почему?
-О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам?
3.Заслушивание сообщений, подготовленных дома. (2 человека)
- Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?
III. Работа над новой темой
1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
-То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
-И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
-Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)
Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.
2. Работа по учебнику, стр.106. Определение роли леса в жизни человека.
-Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.
1) Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха»).
Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы.
Лес поставщик строительного материала. Человек добывает пушных зверей, из ценных шкур и меха шьют одежду и изготавливают обувь.
2) А почему лес - аптека? (открывается вторая карточка - «аптека»).
Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.
3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться...» (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).
4) А как лес может обогреть человека?
- Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).
5) Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
- А что у вас на столах изготовлено из дерева?
- А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?
- Чем для них является лес?
- Для кого еще лес является домом?
- Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов. (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).
- Какие роли выполняет лес?
6) Чем является лес для воздуха?
Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т.к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе
- Чему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв»).
- Как лес защищает водоемы?
- Как же лес защищает почвы?
Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.
Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.
3. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.
Значение леса
1. Место отдыха
2. Аптека
3. Источник воды и пищи
4. Источник топлива
5. Дом для растений, грибов, животных
6. Защитник водоемов, воздуха, почв.
- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
Вывод: лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека.
IV. Закрепление пройденной темы
1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)
1. Природная зона лесов состоит из:
- пяти частей;
- двух частей;
- трех частей;
2. Самую большую территорию занимают:
- смешанные леса;
- хвойные леса;
- широколиственные леса;
3.В тайге растут:
- пихты, ели, лиственницы;
- дубы, сосны, ели;
- березы, липы, лиственницы;
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
- овцебык, морж, розовая чайка;
- краснозобая казарка; кречет; стерх;
- аист; морж; тюлень;
5.Охрана лесов - это….
- обязанность государства;
- обязанность государства и долг каждого гражданина;
- забота самих обитателей леса;
2). Парная работа. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются тетрадями и проверяют по экрану, слайды 9-17)
- Какой лес мы называем тайгой?
- Какое дерево является символом России?
- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».
- Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.
- Кто является санитаром леса?
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
- Плодами, какого дерева являются желуди?
- Узнай хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.
Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)
- Узнай лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз).
3). Отгадай загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)
1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза).
2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки).
3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля).
4. Есть в реке работники: не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры).
5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли).
6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец).
7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)
8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)
9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик).
10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк).
V. Итог. Рефлексия
Давайте подведём итог нашего урока.
Попробуйте ответить на эти вопросы.
- Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?
-Что показалось интересным?
-Что запомнилось?
-О чем захотелось узнать побольше?
VI. Домашнее задание
1) прочитаете текст учебника «Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов», стр.107;
2) творческая работа: «Мини – сочинение» продолжить сочинение 2 – 3 предложениями « Если бы я был лесничий, я бы …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/19/picture-1117.jpg)
Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс
Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/17/picture-44555-1639740067.jpg)
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, учебник "Мир вокруг нас", А.А.Плешаков
В рабочей программе представлены: календарно-тематический план, рещаемые проблемы, предметные результаты, словарь, универсальные учебные действия, личностные результаты, указана дополнительная л...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-151810-1353858874.jpg)
Рабочая программа по предмету "Мир вокруг нас" 3 класс по учебнику А. А. Плешакова
Рабочая программа составлена по программе "Школа России" к учебнику А. А. Плешакова....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171706-1357129155.jpg)
Разработка обобщающего урока по разделу "Чему учит экономика" учебника А Плешакова "Мир вокруг нас"на
Урок составлен в виде игры "Слабое звено" для учащихся 3 классов по обобщению материала "Чему учит экономика" ....
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-196074-1359993863.jpg)
Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием образовательных технологий по теме "Какие бывают животные?" ( по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»)
Обобщить знания детей о животных, воспитывать любовь и бережное отношение к животным...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/01/picture-929068-1496339097.jpg)
Презентации к урокам по изобразительному искусству к учебнику " Искусство вокруг нас" Н.Горяевой, Л.Неменской
Презентация к уроку ИЗО для 3 класса по программе " Школа России"по теме" Обложки детских книг"...