конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" 4 класс, УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Иванова Марина Борисовна

Конспект урока по окружающему миру с презентацией.  Тема"Ранимая тундра" Автор учебника О.Т. Поглазава

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_okruzhayushchemu_miru.ppt2.6 МБ
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Ранимая Тундра.

Цель урока: 

- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях;

- продолжить развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;

- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления;

- воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; гербарий; презентация «Ранимая тундра».

 

Доска: карта «Природные зоны»;  рисунки учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!

Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России? (Ответы детей)

  1. Проверка домашнего задания:

С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? Вы нарисовали много рисунков, как вы представляете себе зону арктических пустынь. Может кто-то желает прокомментировать свой рисунок? (Ответы детей)

1. Фронтальный опрос.

- Каково географическое положение Арктики? Покажите на карте.

- Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

- Что такое полярный день? Полярная ночь?

- Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь?

- Какая растительность в Арктики? Почему она такая скудная?

- Какие животные обитают в Арктики? Как они приспособились к суровым условиям?

2. Графический диктант.

Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «-».

  1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
  2. Территория Арктики не имеет коренного населения.
  3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
  4. В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.
  5. В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.
  6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
  7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».

Ответы: -; -; +; -; +; +; -.

  1. Сообщение темы урока (презентация):

- Новая природная зона приглашает нас —

   И опять в экспедицию отправляется класс. (слайд 2)

- Посмотрите на экран. Нам надо решить кроссворд, прочитать ключевое слово, и тогда мы узнаем тему сегодняшнего урока. (слайд 3)

Вопросы:

  1. Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика)
  2. Птица с необычным клювом. (тупик)
  3. Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля)
  4. Арктика – царство снега и … (льда)
  5. Растение, живущее в толще воды. (водоросли)
  6. Вид рыбы, обитающей в северных морях. (палтус)

- Итак, что это за зона?

IV. Изучение нового материала:

Слово «Тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесая равнина».

  1. Природные условия зоны тундры.

- Найдите и покажите ее границы сначала на карте природных зон друг другу

тупым кончиком карандаша или ручки в учебнике (стр.32). Затем – на настенной карте.

- Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и

сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. (слайд 4)

Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. (слайд 5)

К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля. (слайд 6)

Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого даже к июлю не способны растопить снег. (слайд 7)

Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. (слайд 8)

За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная. (слайд 9)

Лето в тундре очень холодное и прохладное. (слайд 10)

- Давайте дадим характеристику этой зоны. (Ответы детей: Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега и т.д.) (слайд 11)

К жизни в суровых условиях приспособились немногие растения и животные.

- Подумайте, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике. Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе означает «безлесье»? (Ответы детей)

2. Что растет в тундре.

- Очень красива тундра весной. Быстро, словно по  взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю. (слайд 12)

- Суровые условия оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы. (слайд 13, 14)

К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, брусника, голубика, клюква, черника, водяника. Заболоченные места заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм оленей. (слайд15-26) (Показ гербария)

- Давайте дадим характеристику растениям тундры. (Ответы детей: карликовые

формы растений; их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой  налет; растения стелятся по земле, образуя подушки; корни расположены близко к поверхности; многие растения  в цветущем состоянии переносят   заморозки; яркая окраска цветов, привлекает насекомых; растения многолетние.) (слайд 27)

Задание на дом.

Учебник стр. 40-42. Нарисовать рисунок «Как вы себе представляете тундру».

Итог урока.

- С какой природной зоной мы сегодня познакомились?

- Продолжите фразу: Тундра это - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.

Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...