Окружающий мир. 1 класс. "Собака в нашем доме"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Отрешко Елена Владимировна

Учить школьников различать различные виды собак, различать их многообразие, формировать их бережное отношение к « братьям нашим меньшим»

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Технологическая карта

Тема: «Собака в нашем доме»

Тема

Собака в нашем доме

Цель темы

Учить школьников различать различные виды собак, различать их многообразие, формировать их бережное отношение к « братьям нашим меньшим»

Основное содержание темы, термины и понятия

Породы собак. Служебные, охотничьи, декоративные, беспородные. Овчарки: восточноевропейская, немецкая, колли. Ньюфаундленд, пудель, такса, лайка, борзая, дог, пекинес, кокер-спаниель, сенбернар, дворняжка. «Профессии» собак: пожарные, Водолазы, спасатели, повадыри,  гужевые, космонавты. Кинология.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знать и правильно употреблять термины и понятия .Понимать важность и нужность каждой породы. Уметь сопереживать, сочувствовать, любить животных, нести ответственность за наших четвероногих друзей .Знать правила ухода за собакой.

Личностные: формировать позитивное отношение к важности и нужности собаки как друга человека.

Регулятивные: приобретение умения выражать своё позитивное отношение к важности и нужности собаки как друга человека.

Познавательные: осмысление понятий, связанных с темой «Собака в нашем доме»; осознание своей роли  в необходимости помогать и заботиться о наших братьях меньших.

Коммуникативные: знакомство с позитивными способами взаимодействия с животными.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Обучение грамоте, ИЗО, технология.

Фронтальная, индивидуальная.

Учебник «Окружающий мир», ч. 1, с. 74-75.

Рабочая тетрадь № 1, с. 58-59.

Атлас, с. 198-201

Индивидуальные сообщения детей.

Демонстрационный материал: иллюстрации.

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы.

  1. Организационный момент.
  2. Проблемная ситуация

В день, наверно, раз по десять,

Раз по триста каждый месяц.

Больше тыщи раз в году

В переулке и в саду.

На вокзале,

Во дворе,

На мосту,

На пустыре,

На бульваре,

На проспекте

Вам встречались звери эти.

Может, даже вы видали

На ошейниках медали?

А скажите, вам известны

Их отвага, ум и честь?

Вот об этом-то сейчас

И пойдёт у нас рассказ.

- О ком же будет наш сегодняшний разговор?

II этап. Учебно – познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Диагностические задания

Цель- учить школьников ценить, беречь и уважать «братьев наших меньших»

Сейчас на земном шаре нет такого такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всём.  И об этом нам расскажет…

Сообщение:

 С давних, давних пор живёт рядом с человеком собака. Охраняет его дом, защищает. Помогает пасти стадо. Охотиться на зверя…  Каких только собак не бывает – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные. И все они верно служат человеку. Ведь не даром говорят, что собака – друг человека!

- Что узнали из сообщения?

- Есть группы собак.

(На доске таблички с названиями групп)

- Какая главная фраза была в сообщении?

- Собака – друг человека.

- Как  вы понимаете эти слова?

Рассмотрите рисунки , фотографии, иллюстрации. Какое множество собак.

- Что вы увидели?

- Что хотите сказать?

- А для чего здесь волк? Наверное, эта фотография попала сюда по ошибке?

Совершенно верно, давным-давно люди приручили древнего волка, точнее, было два вида волков, от которых позднее произошли собаки.

Знакомство с породами собак.

- Ребята одноклассники расскажут о разных породах  собак.

Эту породу овчарок все знают: они сильные, умные. И в дом чужого не пустят, и за хозяина постоят, и границу охранять  помогают. Если  перейдёт враг границу, тут овчарка и поможет его  найти и задержать.

(Немецкая овчарка)

- К какой группе можно отнести эту породу собак?

(Служебные)

Колли – шотландская овчарка. Своё название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии.

Хорошо зимой на санках прокатиться! Это колли своего маленького катает. Колли собака красивая. Умная, добрая и за  хозяина всегда заступиться.

- К какой группе можно отнести эту породу собак?

(Служебные)

Сенбернар (чтение из атласа)

- К какой группе можно отнести эту породу собак?

(Служебные)

Ну и собака, ну и чудо! Лапки у таксы коротенькие, туловище длинное – будто червяк на лапках. Зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит.

- К какой группе можно отнести эту породу собак?

(Охотничьи)

Русская борзая (Чтение из атласа)

Бежит  лайка по лесу.  Где остановится, прислушается, где понюхает. И хоть высоко на дереве белка затаится, лайка сразу её учует. Подбежит к дереву, лает, прыгает – охотника зовёт.

- К какой группе можно отнести эту породу собак?

(Охотничьи)

Кокер-спаниель (чтение из атласа)

- К какой группе можно отнести эту породу собак?

(Охотничьи)

Не спеша идёт старушка.

Рядом с ней шагают стружки.

Да, охапка чёрных стружек,

 Только это лишь снаружи.

Стружки – хвост,

Макушка – стружки…

А попробуй тронь старушку:

Вот тогда узнают люди,

Что внутри – собака…    

Пудель – собака весёлая, сообразительная. Они и в цирке выступают: кувыркаются. Через обруч прыгают, буквы угадывают…

 А этот малыш на задних лапках стоит, сразу видно, что скоро научиться танцевать.

- К какой группе можно отнести эту породу собак?

(Декоративные)

Пекинес (Чтение из атласа)

- К какой группе можно отнести эту породу собак?

(Декоративные)

 

А это дворняжка! Очень хорошая собака. Умная, преданная и никогда не  оставит своего хозяина в беде.

- Какими качествами обладают собаки?

(преданность, смелость, нюх, слух…)

 

- Для чего собакам нужны эти качества?

(помогать людям)

Собачьи «профессии»

- А вы знаете, что у собак тоже есть «профессии»?

- Вы, наверное, слышали такое выражение о людях:

«Мастер на все руки»

 - О ком так говорят?

Но, оказывается, о некоторых породах собак говорят:

«Мастер на все лапы»

- Как вы думаете, о какой  породе идёт  речь?

- Почему так считаете?

Сообщение:

Нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками. Охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников. И пастухам помогает. Служит подпаском. Собирает разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы  или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Всё время подпасок начеку. Словом, собака эта  «мастер на все лапы».

- О какой породе идёт речь?

(Восточноевропейская )

- К какой группе можно отнести эту породу собак?

(Служебные)

Во время войны овчарки помогали раненым. Находили их даже в очень трудных, суровых условиях.

- в самых трудных, казалось бы. Безвыходных ситуациях собаки приходят людям на помощь людям.

 - Что вы знаете об этом?

Большая и сильная собака ньюфаундленд. Ньюфаундленда ещё называют водолазом. Потому что он и плавает хорошо, и ныряет. Их  даже специально учат людей спасать.

- К какой группе можно отнести эту породу собак?

(Служебные)

- Какие ещё  «профессии» собак вы знаете?

Лайка Бальт доставил противодифтерийную сыворотку в маленький посёлок номе на севере Аляски, когда заносы замели все дороги и тропы. Из упряжки собак остался на ногах один Бальт – вожак, самый сильный. Он и доставил такое нужное лекарство. Через некоторое время люди посёлка соорудили собаке бронзовый памятник. Где Бальт изображён в постромках, гордо идущим впереди.

3 ноября 1957 года полёт Лайки. Она погибла, так как ещё не были созданы системы возвращения на Землю.

19 августа 1960 года Белка и Стрелка, Уголёк и Ветерок установили рекорд продолжительности и высоты полёта;

Наука кинология

- А знаете ли вы, о собаках создана целая наука?

Кинология

-Кто из вас знает значение данного слова?

Kynos- греч. – собака, logos – греч. – учение, осюда – наука о собаках.

А знаете ли вы что…

- Я думаю, вам интересно это узнать.

 

Сейчас в мире около 400 пород собак.

 Среди других собак дог настоящий великан. Ходит неторопливо, важно, а если ляжет возле двери, тут не каждый храбрец мимо такого сторожа пройти решиться.

Самая высокая собака имеет рост 1 м 54 см.

А вот – той-терьер. Хоть и взрослый он , а такой маленький, что даже шляпе уместиться может. Ну совсем будто игрушечный!

- А самая маленькая – 9 см.

-Самая тяжёлая собака весит 149 кг, а самая лёгкая  всего 283 грамма.

Борзые могут развивать скорость до 100 км ∕ час.

Памятники собакам

За службу людям в разных странах есть памятники собакам.

Собака самый верный и преданный друг человека, она никогда его не бросит, но, к сожалению, люди порой бывают менее верны нашим четвероногим друзьям и зачастую, заведя себе собаку или кошку или другое животное. Потом бросают их.

- Почему так много сейчас бездомных животных?

- Расскажите , что нужно для содержания собаки?

-А у тебя дома есть собаки?

 - Расскажи, как ты ухаживаешь за собакой?

- Что ещё необходимо, чтобы обеспечить хорошие условия жизни для собак?

(Уход и посещение врача-ветеринара)

Закончи предложения

  • Животные дома нужны, потому что…
  • Животные дома не нужны, потому что…

Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

Цель- установить степень усвоения темы «Собака в нашем доме»

-Можно ли этими словами закончить наш урок?

Прочитайте на доске слова А. Сент-Экзюпери.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

- Как вы понимаете эти слова?

Закончи:

Я думаю, что люди должны относить к животным бережно, потому что…

III этап. Интеллектуально-преобразовательная  деятельность

Цель- формировать у учащихся способность к самоорганизации при выполнении учебного задания.

Задания

-Предложите правила ухода за собаками, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни.

Репродуктивное (по образцу)

  1. Мы идем на прогулку…
  2. Идём к ветеринару..
  3. Едем на выставку..
  4. Питомец заболел..

Импровизационное

Предложите свой вариант правил, который будет отличаться от образца.

Эвристическое

Дайте совет другу, который хочет завести собаку.

« Я бы посоветовал ему..»

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.

IVэтап. Рефлексия деятельности

-Что вас удивило на уроке?

- Что нового открыли для себя?

-Можно ли этими словами закончить наш урок?

Прочитайте на доске слова А. Сент-Экзюпери.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

- Как вы понимаете эти слова?

Vэтап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Самооценка учителя

Оценка присутствующего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 кл.. Тема: Собака в нашем доме

Презентация к уроку окружающего мира "Собака в нашем доме" 1 кл. УМК Перспектива.Урок был представлен на областном семинаре для учителей начальных классов....

УМК "Перспектива". Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Красивые камни в нашем доме.

Задачи урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии....

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Кошка в нашем доме"

В презентации представлены различные породы кошек....

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Собака в нашем доме"

В презентации представлены разные виды пород собак, проверка знаний учащихся по данной теме. УМК "Перспектива"...

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Тема: Кошка в нашем доме.

Конспект урока с фотоматериалами: породы кошек, уход за животными....

Презентация к уроку окружающего мира "Красивые камни в нашем доме"

Презентация к уроку окружающего мира "Красивые камни в нашем доме" познакомят учащихся с тем, как человек использует природные камни для украшения своего дома. Какие изделия делают из гранита, ма...