Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Меньшенина Светлана Александровна

Рабочая программа по  окружающему миру   3 класс УМК  "Начальная школа XXI века". Программа адресована учащимся с разноуровневой подготовкой 3 класса, продолжающим  осваивать  ОМ по УМК «Начальная школа XXI века» и рассчитана на 1 (2013-2014уч.г.)  год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnaya_shkola_xxi_veka_rabochaya_programma_om_3_klass.rar73.17 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

1

Тема 1: «Земля - наш общий дом»   Всего часов  7 ч

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые  и электронные образовательные ресурсы**

Д.З.*

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

1.1

Где и когда ты живешь?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России

получит представление о пространстве и времени;

давать название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, родного города;

соотносить год, век, арабские и римские цифры

-ставить и формулировать проблемы,    участвовать в диалоге;

-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

текущий

УО

Презентация учителя

1.2

Солнечная система.

Комбинированный

1

Живая и неживая природа. Солнце. Солнце – небесное тело, источник света.

-называть и различать тела живой и неживой природы;

иметь представление о Солнце и Солнечной системе; называть планеты солнечной системы (2-3);

объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

характеризовать условия жизни на Земле

-«читать» информацию, представленную в виде схемы

-определять характер взаимоотношений человека с природой,

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой

текущий

УО

Презентация «Планеты Солнечной системы»

http://viki.rdf.ru

1.3

Солнечная система.

Комбинированный

1

Общее представление о влиянии Солнца на земную жизнь. Названия планет.

называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

-иметь общее представление о влиянии Солнца на земную жизнь;- различать объекты живой и неживой природы

читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное

текущий

УО

1.4

Солнце – источник тепла и света.

Комбинированный

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года.

иметь представление о Солнце и Солнечной системе; называть планеты солнечной системы (2-3);

объяснять значение Солнца для жизни на Земле

-слушать и слышать;

- выражать свои мысли;

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

текущий

УО

1.5

Вода – условие жизни на Земле.

Комбинированный

1

Вода как условие жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств.

–называть  основные условия жизни на Земле;

– свойства воды;

– объяснять, как охранять природные богатства;

-понимать  значение воды для жизни на Земле

работать с географической картой, глобусом

текущий

УО

Презентация учителя

1.6

Воздух – условие жизни на Земле.

Комбинированный

1

Воздух как условие жизни на Земле. Охрана природных богатств.

- называть свойства воздуха;

–объяснять,  как охранять природные богатства;

- объяснять значение воздуха для жизни на Земле

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

УО

Презентация учителя

1.7

Какой будет погода?

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Погода. Прогноз погоды.

работать с географической картой, глобусом по заданию учителя;

рассказывать о погоде в своем населенном пункте

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

тематический

Тест

2

Тема 2: «Как человек изучает Землю»   Всего часов  4 ч

2.1

Человек познает мир. Как изображают  Землю.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Модели как метод изучения мира.

понимать, что  такое глобус,  параллели, меридианы;

- работать с глобусом

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

УО

2.2

Географическая карта.

Комбинированный

1

Карта , масштаб, условные обозначения карты.

понимать, для чего нужны карта, условные обозначения карты (параллели, меридианы);

- читать план карты и работать с картой

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др)

текущий

УО

2.3

Зачем нужен план.

Комбинированный

1

План, масштаб, условные обозначения плана.

знать, для чего нужен план, условные обозначения план;

- читать план карты и работать с картой

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

текущий

УО

2.4

Чтобы не заблудиться в лесу.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Способы ориентирования в окружающем мире.

работать с географической картой, глобусом по заданию учителя;

иметь представление о способах ориентирования в окружающем мире.

выполнять правила

поведения в природе; находить дополнительную информацию о родном крае

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др)

тематический

Тест

3

Тема 3: «Царства природы»   Всего часов  27 ч

3.1

Бактерии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Бактерии – примитивные живые существа. Особенности их жизни, места их обитания. Бактерии «помощники» человека и бактерии- паразиты.

иметь представление об особенностях жизни и местах обитания бактерий

знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

текущий

УО

Презентация «Бактерии»

http://viki.rdf.ru

3.2

Грибы.

Комбинированный

1

Грибы как особая группа живых организмов. Особенности внешнего вида и строения грибов, отличие их от растений.

называть особенности внешнего вида, строения грибов;  понимать отличия грибов от растений;

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

текущий

УО

Презентация «Грибы»

http://viki.rdf.ru

3.3

Грибы.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Правила сбора грибов.

называть особенности внешнего вида, строения грибов, отличия от растений; понимать значение грибов в природе и в жизни человека

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

тематический

Тест

3.4

Растения культурные и дикорастущие.

Комбинированный

Экскурсия.

1

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям Дикорастущие и культурные растения, их различия на примере растений родного края.

описывать растения по плану учителя и самостоятельно составленному; различать растения культурные и дикорастущие;

выполнять правила

поведения в природе; находить дополнительную информацию о растениях родного края, страны

-анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

текущий

УО

Презентация «Группы растений»

http://viki.rdf.ru

3.5

Если бы на Земле не было растений…

Комбинированный

1

Роль растений в природе и в жизни людей. Учебный диалог «Если бы на Земле не было растений»

раскрывать значение растений в природе и жизни человека

ориентироваться в понятиях «сообщество», «кустарники», «деревья», «травы», «лекарственные растения»;

текущий

УО

3.6

Разнообразие растений на Земле.

Комбинированный

1

Группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые

классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

-анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

текущий

УО

Презентация учителя

3.7

Разнообразие растений на Земле.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые

классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

текущий

УО

3.8

Растения прекрасные и опасные. 

Комбинированный

1

Ядовитые растения: внешний вид, опасные свойства различных органов.

называть  представителей полезных и вредных растений;

-уметь различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

-приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных);

читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное

текущий

УО

3.9

Как живёт растение.

Комбинированный

1

Отличия растений от животных. Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами), их значение для его роста и развития. Наземные и подземные органы. Лист- орган питания. Побег- сложный надземный орган растения. Стебель как часть побега.

называть отличия растений от животных;

называть органы растений и их значение для роста и развития растения

определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

текущий

УО

3.10

Органы растения.

Комбинированный

1

Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами), их значение для его роста и развития. Цветки одиночные и соцветия. Плод растения как орган размножения. Особенности питания растений.

-понимать значение частей растений в его жизни;

- рассказывать, как размножаются растения;

- называть части растений.

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

текущий

УО

Презентация учителя

3.11

Размножение растений.

Комбинированный

1

Растения: части растений (плоды и семена). Размножение растений вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами.

- рассказывать, как размножаются растения;

- называть части растений.

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др)

текущий

УО

3.12

Размножение растений. 

Комбинированный

1

Размножение растений вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами.

-понимать значение частей растений в его жизни;

- рассказывать, как размножаются растения;

- называть части растений.

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

УО

Презентация учителя

3.13

Как долго живут растения.

Комбинированный

1

Продолжительность жизни растений.

Однолетние, двулетние и многолетние растения

-понимать,  какими бывают растения по продолжительности жизни;

- оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила

поведения в природе;

находить  дополнительную информацию о растениях родного края, страны

текущий

УО

3.14

Культурные растения в жизни человека.

Комбинированный

1

Дикорастущие и культурные растения. Культурные растения в жизни человека.

называть  представителей дикорастущих и культурных растений, их различия на примере растений родного края;

раскрывать значение культурных растений в жизни человека; иметь представление о том, когда и почему возникло земледелие

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

текущий

УО

3.15

Культурные растения в жизни человека.

Комбинированный

1

Что дают человеку злаки. Когда и почему возникло земледелие. Хлеб – великое чудо земли.

называть  представителей дикорастущих и культурных растений, их различия на примере растений родного края;

- оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила

поведения в природе;

читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное

тематический

Тест

Презентация учителя

3.16

Красная книга России.

Комбинированный

1

Причины исчезновения растений. Красная книга России, ее значение. Страницы Красной книги. Правила охраны растительного мира. Отдельные представители растений оранжевых страниц Красной книги.

- объяснять необходимость бережного отношения человека к окр. среде; называть причины исчезновения растений;

соблюдать правила поведения в природе находить дополнительную информацию о растениях родного края, страны

определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

текущий

УО

Презентация-клип «Красная книга»

http://viki.rdf.ru

3.17

Красная книга России.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

оценивать воздействие человека на природу;

называть отдельных представителей растений  Красной Книги;

выполнять правила

поведения в природе; находить дополнительную информацию о растениях родного края, страны

ориентироваться в понятиях «сообщество», « кустарники», «деревья», «травы», «лекарственные растения»;

тематический

Тест

3.18

Разнообразие мира животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Фауна – необходимая и важная составляющая природы. Взаимосвязи в мире природы. Необходимость поддержания равновесия и гармонии в ней. Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания.

раскрывать значение животных в природе; осознавать взаимосвязи в мире природы,

- знать об особенностях питания разных животных;

- различать животных разных групп;

необходимость поддержания равновесия и гармонии в ней

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др)

текущий

УО

Презентация учителя

3.19

Разнообразие мира животных.

Комбинированный

1

Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Животные различаются по принадлежности к классу, по величине, внешнему виду и способам защиты. 

различать животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные, по величине, внешнему виду и способам защиты)

читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное

текущий

УО

3.20

Животные – живые существа (организмы).

Комбинированный

1

Животные обладают умением ориентироваться в окружающем  мире. Особенности питания разных животных. Хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные животные

называть признаки живого организма;

иметь представление о способах питания животных;

объяснять способы приспосабливания животных к условиям жизни;

- устанавливать цепи питания в природных сообществах родного края;

-анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

текущий

УО

3.21

Животные – живые существа (организмы).

Комбинированный

1

Способы передвижения животных. Органы дыхания животных . Приспосабливание животных к условиям жизни Цепи питания. Природные сообщества родного края

называть признаки живого организма;

характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

классифицировать животных по разным признакам: способу питания, особенностям передвижения, способу дыхания, особенностям размножения;  

различать (соотносить) приспособления животных к среде обитания

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

текущий

УО

3.22

Беспозвоночные животные.

Комбинированный

1

Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Разнообразие насекомых.  Особенности строения тела насекомых. Пауки.

называть особенности беспозвоночных животных;

- приводить примеры разных групп животных;

-раскрывать особенности их внешнего вида

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

текущий

УО

Презентация учителя

3.23

Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Комбинированный

1

Позвоночные животные

Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении: рыбы, земноводные (амфибии), пресмыкающиеся (рептилии), птицы и звери (млекопитающие)

различать группы позвоночных животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) по особенностям внешнего вида, строению животного

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

УО

3.24

Позвоночные животные. Птицы и млекопитающие (звери).

Комбинированный

1

Позвоночные животные. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении. Особенности жизни птиц и зверей.

называть особенности позвоночных животных;

- приводить примеры разных групп животных;

-раскрывать особенности их внешнего вида

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

тематический

Тест

3.25

Природное сообщество. Комбинированный

1

Знакомство с понятием «природное сообщество». Пищевые цепи: как связаны в них живые существа

иметь понятие о «природном сообществе»;

объяснять способы приспосабливания животных к условиям жизни;

-называть  особенности внешнего вида в зависимости от среды обитания;

-устанавливать цепи питания

определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

текущий

УО

Презентации «Лес», «Луг», «Водоём»

http://viki.rdf.ru

3.26

Почему люди приручили диких животных. О заповедниках.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Как и почему человек одомашнил диких животных. Как человек может помочь дикой природе.

Заповедники. Правила поведения в охраняемых местах и заказниках.

оценивать роль животных в жизни человека;

объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

соблюдать правила поведения в природе

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

тематический

Тест

3.27

Контрольная тестовая работа №1 (за 1 полугодие).

Контроль и оценка знаний

1

Проверка ЗУН

выполнять тестовые задания, применяя полученные знания

-осуществлять контроль и самоконтроль

Итоговый

Тесто

вая работа

4

Тема 4: «Наша Родина: от Руси до России»     Всего часов  11 ч

4.1

Как люди узнают о прошлом.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

История изучает прошлое Земли и человеческого общества. Методы изучения прошлого: раскопки, изучение берестяных грамот, древних предметов быта.

иметь представление о раскопках, археологах, берестяных грамотах; работать с исторической картой;

называть крупные города Древнерусского государства

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др

текущий

УО

Презентация «Древня Русь»

http://viki.rdf.ru

4.2

Восточнославян-ские племена.

Комбинированный

1

Расселение восточных славян, освоение территорий между Черным, Белым и Балтийским морями. Объединение славянских племен для защиты от врагов.

иметь представление о названии государства и его соответствие исторической эпохе;

-называть наиболее важные события древнерусской истории;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

УО

4.3

Первые русские князья.

Комбинированный

1

Возникновение Древнерусского государства, его столица и города. Первые русские князья.

Соотносить названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

текущий

УО

Презентация учителя

4.4

Первые русские князья.

Комбинированный

1

Правители Древнерусского государства: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах

характеризовать важнейшие события в истории государства;

называть имена отдельных руководителей государства (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах)

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

текущий

УО

4.5

Первые русские князья.

Проект «Великие правители России»

Комбинированный

1

Правители Древнерусского государства: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах

характеризовать важнейшие события в истории государства;

называть имена отдельных руководителей государства (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах)

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

УО

4.6

Как Москва стала столицей

России. Комбинированный

1

Образование Московской Руси. Становление Москвы как столицы. Причины усиления Москвы.

соотносить названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

- описывать отдельные события из истории Отечества

определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

текущий

УО

4.7

Иван  IV Грозный - первый русский царь.

Комбинированный

1

Венчание на царство Ивана  IV. Характер и особенности поведения Грозного.

- описывать отдельные события из истории Отечества;

называть имена отдельных руководителей государства (Иван  IV Грозный)

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

текущий

УО

4.8

Российская империя.

Петр I Великий.

Комбинированный

1

Петр I – император и человек. Деятельность Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др.

соотносить названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

- описывать отдельные события из истории Отечества;

называть имена отдельных руководителей государства (Петр I Великий)

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

текущий

УО

Презентация «Пётр I»

http://viki.rdf.ru

4.9

Екатерина II Великая

Комбинированный

1

Екатерина II – российская императрица.  Деятельность царицы на благо России. Характер, интересы Екатерины Великой.

- описывать отдельные события из истории Отечества;

называть имена отдельных руководителей государства (Екатерина II Великая)

работать самостоятельно и оценивать свои знания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности

текущий

УО

Презентация учителя

4.10

Последний российский император

Николай II

Комбинированный

1

Последний российский император и его семья. Время, в которое он правил. Характер Николая II, особенности его правления

описывать отдельные события из истории Отечества;

называть имена отдельных руководителей государства (Николай II)

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

текущий

УО

4.11

Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Урок обобщения и систематизации знаний

1

Октябрьская  революция в России. Республики, входившие в состав СССР. Распад СССР. Первый президент РФ. Основы устройства современной России.

описывать отдельные события из истории Отечества;

иметь элементарные представления о государственной власти

определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

тематический

Тест

Презентация учителя

5

Тема 5: «Как люди жили в старину»   Всего часов  12 ч

текущий

УО

5.1

Из истории имен.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Что отражают имя, отчество и фамилия человека. Как рождались имена и фамилии.

иметь представление о происхождении имен, отчеств, фамилий

работать самостоятельно и оценивать свои знания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности  

текущий

УО

5.2

Какими людьми были  славяне.

Комбинированный

1

Особенности внешнего вида славян. Как выглядели люди в разные исторические эпохи. Труд славян в далекой древности. Защита Родины – долг славянина.

характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства);

иметь представление о характере и особенностях жизни славянина (труд, досуг, защита Отечества, нравственные качества);

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

текущий

УО

Презентация учителя

5.3

Какими людьми были  славяне.

Комбинированный

1

Забота о ближнем – черта славянского характера. Как славяне проводили свободное время.

- описывать особенности жизни людей;

- описывать особенности внешности и характера предков;

- давать характеристику быта русских людей

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

текущий

УО

5.4

Скажи, какой у тебя дом…

Комбинированный

1

Зависимость жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Особенности крестьянской избы.

рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи, предметы быта разных эпох

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

УО

5.5

Скажи, какой у тебя дом…

Комбинированный

1

Какие предметы окружали людей в старину. Первые каменные постройки.

рассказывать об  истории русской избы;

- описывать русскую избу;

- давать характеристику быта русских людей

работать самостоятельно и оценивать свои знания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности  

текущий

УО

5.6

По одёжке встречают…

Комбинированный

Одежда людей разных сословий. Изготовление одежды (головные уборы)

рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи, предметы быта разных

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др)

текущий

УО

Презентация учителя

5.7

Валенки, валенки…

Комбинированный

Изготовление одежды (обувь). Одежда детей, женщин, мужчин.

рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи, предметы быта разных эпох

читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное

текущий

УО

5.8

Одежда по приказу.

Комбинированный

Особенности одежды славян в разные исторические периоды. Костюм богатых и бедных.

-рассказывать о  наиболее важных событиях  истории государства;

- понимать  особенности изготовления одежды;  как одевались богатые и бедные

- описывать особенности жизни людей

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

текущий

УО

5.9

«Русская трапеза».

Проект «Чай – наш  любимый напиток»

Комбинированный

1

Особенности трапезы в городе и в сельской местности, в разные сезоны. Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда.

понимать  традиции русской трапезы;

- давать характеристику быта русских людей;

- описывать особенности жизни людей

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др)

текущий

УО

5.10

Верования языческой Руси.

Комбинированный

1

Язычество как вера древних славян. Языческие боги древних славян.

понимать, во что верили славяне;

- давать характеристику быта русских людей;

- описывать особенности жизни людей

работать самостоятельно и оценивать свои знания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности  

текущий

УО

Презентация учителя

5.11

Верования языческой Руси.

Комбинированный

1

Народные праздники (Масленица, Иван-Купала).

характеризовать некоторые важнейшие события в истории Руси (объединение славян);

иметь представление о характере и особенностях жизни славянина (вера- язычество);

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

УО

5.12

Принятие христианства на Руси.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Принятие христианства на Руси. Христианские праздники.

характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства);

иметь представление о характере и особенностях жизни славянина (труд);

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др)

тематический

Тест

6

Тема 6: «Как трудились в старину»   Всего часов  7 ч

текущий

УО

6.1

Что создавалось трудом крестьянина?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Как на Руси возникло земледелие. Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и погоды. Труд мужчины, женщины, детей в крестьянской семье.

различать понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «крепостной», «крепостное право», «помещик», «землевладелец»;

рассказывать, чем занимались крестьяне;

- описывать картины труда, традиции и русских людей в разные исторические времена

работать самостоятельно и оценивать свои знания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности  

текущий

УО

6.2

Труд крепостных крестьян.

Комбинированный

1

Крепостное право в России: что оно дало помещикам и крестьянам. Отмена крепостного права

характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (крепостное право);

описывать картины труда, традиции и русских людей в разные исторические времена

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

текущий

УО

6.3

Что создавалось трудом ремесленника?

Комбинированный

1

Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Особенности труда ремесленника. Развитие ремесел в России.

иметь представление о  ремеслах гончаров, ткачей,

описывать картины труда, традиции и русских людей в разные исторические времена

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

текущий

УО

Презентация учителя

6.4

Игрушки делать – тоже ремесло. Русские оружейники.

Комбинированный

1

Гончарное ремесло – одно из самых древних. Изготовление оружия и защитных доспехов – древнее ремесло славян.

характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (возникновение ремесел, развитие городов);

иметь представление о  ремеслах гончаров, ткачей, оружейников

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др)

текущий

УО

6.5

Что создавалось трудом рабочего?

Комбинированный

1

Значение развития промышленности.

Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России. Первая железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны

иметь представление, что такое веретено, прялка, ткацкий станок;

- что такое фабрика, завод; кто такие капиталисты, рабочие;

- описывать картины быта, труда русского человека

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

УО

Презентация учителя

6.6

Контрольная работа №2 (за 2 полугодие).

Контроль и оценка знаний.

1

Проверка полученных знаний, умений, навыков

- выполнять тестовые задания,  применяя  полученные знания

-осуществлять контроль и самоконтроль

Итоговый

Тесто

вая работа

6.7

Открытия, которые совершил человек в XIX-XX  веках.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Научные открытия  в XIX-XX  веках, которые изменили жизнь человека. Создание  парохода, автомобиля, самолета, аэростата, космического корабля.

называть важнейшие события в истории развития страны и открытия в XIX- XX веках (строительство первой железной дороги, развитие пароходства, автомобилестроения, самолетостроения, достижения в космонавтике

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

тематический

Тест

Презентация учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа состоит из  разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, ...