Урок окружающего мира в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Фёдорова Ольга Анатольевна

Данный урок проведен с требованиями ФГОС. Тема: "Экосистема болота".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: Экосистема болота

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: создание условий для открытия учащимися новых знаний и формирование системы  понятий об экосистеме болот,  через развитие  умений реализации способов  действий, а также  их практического применения.

Задачи урока  

Обучающие: обеспечить условия для овладения учащимися новыми знаниями  об экосистеме болот и причинно-следственных связях её  качественных  изменений.

Развивающие: содействовать обогащению понятийного словаря учащихся, развитию умений реализовать  способы  действий в практической деятельности.

Воспитательные:

 способствовать развитию познавательного интереса к данной теме,  коммуникативных навыков в условиях толерантного взаимодействия с одноклассниками в  деятельности направленной на достижение общей цели и  

 адекватной самооценки действий.

Универсальные учебные действия

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части любой экосистемы

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою деятельность и работу одноклассников, действовать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: давать определение понятиям экосистема, цепь питания, «профессии» экосистемы; структурировать знания; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Ожидаемые результаты:

предметные – учащиеся освоят знания об экосистеме болот – как части окружающего мира,  научатся  описывать, характеризовать  замкнутые и незамкнутые экосистемы, объяснять причину изменений явлений в них;  

метапредметные -  учащиеся совершенствуют обобщенные способы  действий, методы  освоения окружающего мира,  умения преобразовывать   информацию в знания,   представлять информацию  в  разных  видах  и формах, самостоятельно  осуществлять  учебно  –  познавательную   и  мыслительную деятельность, а также овладение диалогической речью.

Форма работы учащихся: групповая, в парах.

  1. Оргмомент. Слайд № 1

(Желаю учащимся успехов в учебной деятельности в стихотворной форме)

  1. Мотивация. Слайд№ 2

- Что изучает предмет «Окружающий мир?»

- Вы уже много знаете о природе, а смогли бы вы ответить на следующие вопросы: - Где живут караси? – Где растут грибы? – Где растёт мох? – А  может ли мох сфагнум расти в лесу? – А хотели бы вы узнать, где растёт это  растение? А почему вы это хотите узнать?

3. Актуализация и пробное учебное действие. Слайд № 3

- Для определения, какого понятия эти слова являются опорными?

единство живая и неживая природа сообщество живые организмы

разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ

Слайд № 4  определение экосистемы

Слайд № 5

 - Из каких частей состоит экосистема?

(воздух, вода, почва, производители, разрушители)

- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?

Слайд № 6 экосистема озера

  1. Выполним тест “Экосистема озера”.

Работа в парах. ( Карточки)

1). Озера располагаются...

а) на ровной поверхности суши;

б) в углублениях суши.

2). Растения озера – это...

а) кувшинка, элодея, хара;

б) одуванчик, вьюнок, осот.

3). Обитатели озера -

а) плотва, щука, дафнии;

б) кит, крот, майский жук.

4). Экосистема озера –

а) “двухэтажная”

б) “одноэтажная”

5). Цепь питания –

а) цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним

и тем же веществом;

б) цепь из поедающих друг друга живых организмов.

Слайд № 7

- Проверка теста. (Самопроверка). Оценивание.

- Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?

  1. Выявление места и причины затруднения. Загадка

 «Называют гиблым местом

Здесь земля, как будто тесто.

Кочки, грязь, осока, мхи:

Нет опоры для ноги.

Хоть кругом вода и сыро

Воду пить нельзя, мой милый!»

-  Как вы догадались, что это болото? (вода и много кочек)

-  Какие вопросы у вас возникли при знакомстве с текстом загадки?

(-  Почему из болота не попьёшь воды? -  Почему болото обходят стороной? - Почему болото считают гиблым местом? - Что такое кочки?)

-  Могли бы вы ответить на эти вопросы?

- Нужны ли болота в природе, если это гиблое место и люди обходят его стороной?

- Может их осушить? (дети выдвигают гипотезы)

- После обсуждения загадки у вас возникло много вопросов. – Так как же узнать кто прав?

6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Слайд № 8

- Какие же цели поставим перед собой, чтобы выйти из затруднения?

(Дать определение болота. Как образуются болота. Нужны ли болота в природе. «Профессии» болот. Взаимосвязь живой  неживой природы болот.)

- Какие источники информации нам понадобиться для достижения целей?

- Сформулируйте тему урока.

Слайд № 9 Тема урока

- Можно ли нас назвать изыскателями, как героев из повести С. Голицына?

- Почему?

8. Реализация построенного проекта.

- Что такое болото?

Болото – понижение суши, в котором скапливаются избытки воды

- Как образуются болота?

( - В экосистеме озеро круговорот веществ не замкнут и поэтому озеро со временем превращается в болото)

Слайд № 10  Учащиеся выдвигают свои гипотезы по рисунку

- Сейчас мы сравним  свои выводы с выводом учебника

Чтение текста по учебнику с. 50

1) Самостоятельная работа в тетрадях. (Распределить обитателей болот на группы по «профессиям)

 Слайд № 11, 12 Самопроверка по эталону.

- А кто же является «разрушителями» болот?

2) Рассказы учащихся о «профессиях» болот

- Познакомиться со всеми обитателями болот сегодня мы просто не успеем.

Это вы сможете сделать дома или в библиотеке если прочитаете интересные рассказы в книгах “Великан на поляне”, “Зеленые страницы”, то получите ответы на многие вопросы.

3) Рассказ о мхе-сфагнум

Одним из самых интересных обитателей болот, является вот это растение  (показ гербария) мох-сфагнум.

- А чем он интересен вы, узнаете, взяв информацию из учебника.

- Что вы узнали о мхе-сфагнум?

Вывод проделанного опыта: исследование сухого и мокрого мха.

Чтение стихотворения. Михайлов Родион                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4)Разгадывание кроссворда.

Слайд № 13

Разгадав кроссворд, мы узнаем, кому трудно жить на болотной почве

  1. Личинки комаров живущие на дне озера.
  2. Болотная птица с длинными ногами.
  3. Самое главное растение болот.
  4. Растение, которое часто неверно называют камышом.
  5. Топливо, образуемое из отмерших остатков растений.
  6. Хищная озёрная рыба.
  7. Длинноносая болотная птица.
  8. Насекомое, «питающееся» лосями.

- Почему им живётся плохо? (выдвижение гипотез)

- О том, как живется представителям этой профессии на болоте, мы узнаем, если прочитаем материал учебника на с. 52

- Что же происходит с отмершими остатками? (Они не разрушаются).

-  «Разрушители» не справляются со своей работой. Разрушителей мало.

Слайд № 15

- Если разрушителей мало, что происходит в экосистеме?

- В этом случае экосистема сменяется на новую. Слайд № 16

- Правильно, отмершие остатки не разрушаются, а постепенно накапливаются, уплотняются  и превращаются в торф. (Учитель показывает ребятам торф)

- Торф - это топливо. Он очень хорошо горит. На некоторых электростанциях, сжигая торф, вырабатывают электричество. Торф – прекрасное удобрение.

5)Работа в парах (тексты научного содержания)

- Какой вывод сделайте каждый из своего текста?

  1. Болота словно фильтры, очищают воду.
  2. Болота поддерживают уровень многих рек.
  3. Остатки погибших растений превращаются со временем в торф.
  4. Болота природные хранилища воды.
  5. Болота это место жизни растений и животных.
  6. Рефлексия учебной деятельности.   Оценивание.  

  - Что нового интересного узнали?

- Какими знаниями хотелось бы поделиться?

Выполнили ли мы цели, которые ставили в начале урока?

Самооценка. Оцените свою работу на уроке.

- Чьи ответы вам понравились?

- Чья работа была полезной для нас?

-  Кто у нас лучший знаток природы?

Кого можно назвать настоящим изыскателем?

Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - болото, его интересными растениями, разнообразными животными. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас. Вы узнали много нового и интересного об удивительном мире болот. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...