Тематическое планирование по окружающему миру.3 класс.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Максимова Наталия Александровна

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) с УУД на основе ФГОС. УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по окружающему миру

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (68 ч)

Природа.

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – Наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир».

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей.

Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Человек.

Человек – это часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных.

Различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека.

Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека.

Моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Проект «Богатства, отданные людям»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды); оформлять стенд;  презентовать проект; оценивать результаты работы.

Общество.

Человек ка член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Определять место человека в мире.

Характеризовать семью, народ, государство как часть общества.

Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества.

Сопоставлять формы правления в государствах мира.

Работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Что такое экология.

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему.

Работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи, приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы, описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Природа в опасности!

Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Морская корова, странствующий голубь – примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые природные территории.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Устанавливать причинно  – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий.

Работать в группе: сопоставлять я9по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу, рассуждать о том, почему не могут полностью прекратить использование природных богатств, объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни.

Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу.

Обсуждать, как каждый может помочь природе.

Работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе (селе), участвовать в природоохранной деятельности.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела. Вещества. Частицы.

Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы».

Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ.

Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят з частиц.

Работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений, различать тела и вещества, осуществлять самопроверку, моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.  

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Разнообразие веществ.

Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

Практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

Работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану, использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков.

Работать со взрослым: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Воздух и его охрана.

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистого воздуха.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха.

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха, различать цель опыта, ход опыта, вывод, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

Работать в паре6 объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах. Осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием.

Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Вода.

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Практическая работа6 исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради).

Работать в паре: находить  главные мысли учебного текста, раскрывать их используя информацию из текста. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды, рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию.

Работать со взрослыми: проводить мини – исследование об использовании питьевой воды в семье.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Превращения и круговорот воды.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Высказывать предположения о состоянии воды в природе, различать три состояния воды.

Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

Работать в паре: анализировать рисунок – схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе. Осуществлять взаимопроверку, моделировать круговорот воды в природе. Осуществлять самопроверку.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Берегите воду!

Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Высказывать предположение о том, почему нужно беречь воду. Находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника.

Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием, анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения, моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения оды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели, обсуждать способы экономного использования воды.

Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Как разрушаются камни.

Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе.

Наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента, моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении.

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.

Работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Что такое почва.

Почва как верхний плодородный слой земли.

Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам.

Высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их.

Практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез.

Анализировать схему связей почвы и растения, на основе схемы моделировать связи почвы и растений.

Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве.

Характеризовать процессы образования и разрушения почвы, характеризовать меры по охране почвы от разрушения ( на основе материала учебника о деятельности В. Докучаева).

Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне».

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Разнообразие растений.

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны.

Знакомиться с группами растений по материалам учебника.

Работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы, знакомиться по учебнику с понятием «виды растений», использовать предложенную информацию при характеристике групп растений, определять растения с помощью атласа – определителя, осуществлять взаимопроверку.

Приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа – определителя.

Использовать книгу «Зеленые страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Солнце, растения и мы с вами.

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений.

Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений.

Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Размножение и развитие растений.

Опыление. Роль животных в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семени.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения.

Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев.

Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.

Характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Охрана растений.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений.

Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе.

Оформлять памятку(книжку) «Берегите растения».

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Разнообразие животных.

Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология – наука о животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах.

Классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками.

Приводить примеры животных разных групп.

С помощью атласа – определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе.

Обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне».

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края».

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных  к добыванию пищи, к защите от врагов.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий. Обсуждение способов и сроков работы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать животных по типу питания.

Приводить примеры животных по типу питания.

Анализировать схемы цепей питания.

Характеризовать защитные приспособления растений и животных.

Обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коровках.

Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

определять цель и этапы работы, распределять обязанности, совместно со взрослыми определять с помощью атласа – определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края, составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

Размножение и развитие животных.

Размножение и развитие животных разных групп.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать животных разных групп по способу размножения.

Моделировать стадии размножения животных разных групп.

Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве.

Обсуждать материалы книг «Зеленые страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Охрана животных.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные.  Внесенные в Красную книгу России. Правила  поведения в природе. Меры по охране животного мира.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализация знаний о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир.

С помощью атласа – определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу России.

Обсуждать меры по охране животных.

Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых.

Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе.

С помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее.

Создать книжку – малышку «Береги животных».

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В царстве грибов.

Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красную книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать строение шляпочных грибов.

С помощью иллюстраций учебника и атласа – определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы.

Обсуждать материалы рассказа «Кому нужен мухомор» их книги «Великан на поляне».

Моделировать различие грибов – двойников.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Великий круговорот жизни.

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

Роль почвы в круговороте веществ.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать организмы – производители , организмы – потребители и организмы – разрушители.

Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе.

Моделировать круговорот веществ в природе.

Рассказывать о круговороте веществ на Земле.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека.

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе.

Характеризовать системы органов человека (их части и назначение).

Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены.

Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника.

Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Органы чувств.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану.

Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента.

Формулировать правила гигиены органов чувств.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Надежная защита организма.

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Практическая работа: изучить свойства кожи.

Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей.

Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи.

Работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи.

Подготовить рассказ об уходе за кожей.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Опора тела и движение.

Опорно – двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.  

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма.

Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Следить за правильной осанкой на уроке и вне ег7о.

Выполнять физкультминутки.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания.

Моделировать строение пищеварительной системы.

Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания.

Обсуждать правила рационального питания.

Составлять меню здорового питания.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров».

Дыхание и кровообращение.

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о легких и сердце, полученные во 2 классе.

Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме.

Моделировать строение дыхательной системы.

Характеризовать строение кровеносной системы и роль кров и кровеносной системы в организме.

Моделировать строение кровеносной системы.

Обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Работать с терминологическим словариком.

Практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Умей предупреждать болезни.

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний.  Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случаях заболевания.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать факторы закаливания.

Формулировать правила закаливания.

Составлять памятку по закаливанию.

Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

Работать с терминологическим словариком.

Регулярно проводить закаливание своего организма.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Здоровый образ жизни.

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов.

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Наша безопасность (7 ч)

Огонь, вода и газ.

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания об опасностях в быту, полученных в 1-2 классах.

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа.

Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры.

Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей.

Работать с терминологическим словариком.

Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Чтобы путь был счастливым.

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

 Актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах..

Работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения.

Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными.

Выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в  транспорте.

Моделировать свои действия в ходе ролевой игры.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Дорожные знаки.

Дорожные знаки. Дорожные знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах.

Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам.

Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков.

Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Проект «Кто нас защищает»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение знаний, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

 находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Опасные места.

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконах, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах.

Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его.

Работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Природа и наша безопасность.

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать опасности природного характера.

Находить в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах.

Обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы».

Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.

Отличать гадюку от ужа.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Экологическая безопасность.

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать по схеме цепь загрязнения.

Приводить примеры цепей загрязнения.

Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм.

Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра джля очистки воды.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Чему учит экономика» (12 ч )

Для чего нужна экономика.

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

 Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги».

Различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг.

Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течении дня.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану.

Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров.

Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий.

Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

Работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Полезные ископаемые.

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах.

Определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя «От земли до неба».

Выявлять при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые.

Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки).

С помощью атласа – определителя готовить сообщения о каком – либо полезном ископаемом.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Растениеводство.

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах.

Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану.

Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством.

Различать и классифицировать культурные растения.

Определять с помощью атласа – определителя культурные растения.

Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов.

Выявлять связь растениеводства и промышленности.

Работать с терминологическим словариком.

Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня.

Работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Животноводство.

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах.

Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных.

Характеризовать роль сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов.

Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности.

Работать с терминологическим словариком.

Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня.

Работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Какая бывает промышленность.

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров.

Соотносить продукцию и отрасли промышленности.

Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Проект «Экономика родного края».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

 собирать информацию об экономике своего края (города, села)% оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; коллективно составлять книгу – справочник «Экономика родного края»; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Что такое деньги.

Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков ( банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купли – продажи.

Раскрывать роль денег в экономике.

Различать денежные единицы разных стран.

Практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Государственный бюджет.

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи доходов государства.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы.

Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета.

Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.

Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Семейный бюджет.

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы.

Выявлять сходство  и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь.

Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Экономика и экология (2 ч)

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах.

Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду.

Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза.

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

Моделировать экологические прогнозы.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч)

Золотое кольцо России (3 ч).

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России.

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу.

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.

Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Проект «Музей путешествий».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.); составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовит сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Наши ближайшие соседи.

Государства, граничащие с Россией, их столицы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы.

Обсуждать, почему с государствами – соседями нужно иметь добрососедские отношения.

Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

Работать с терминологическим словариком.

С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

На севере Европы.

Страны севера Европы ( Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Соотносить государства и их флаги.

Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, ее замечательных людей.

Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы.

Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Что такое Бенилюкс.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране); подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса.

Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

Выполнять задания электронного приложения к учебнику.

Используя  дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам.

Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии , Люксембурга.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

В центре Европы.

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

 Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Узнавать и описывать  достопримечательности по фотографиям.

 Выполнять задания электронного приложения к учебнику.

Моделировать достопримечательности из пластилина.

Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

По Франции и Великобритании (2 ч)

Франция, Великобритания, их местоположение на карте, столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

 Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Франции, Великобритании; подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям.

Выполнять задания электронного приложения к учебнику.

В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции и Великобритании. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

На юге Европы.

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии; подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Составлять вопросы к викторине по Греции и Италии.

Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям.

Выполнять задания электронного приложения к учебнику.

Используя  дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам.

Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

По знаменитым местам мира.

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж – Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма.

Работать с картой.

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Находить в дополнительной литературе и Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч).

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...