Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Тимофеева Любовь Юрьевна

Рабочая программа по окружающему миру, автор А.А.Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга

     «Согласовано»                                                                                                                                           «Утверждаю»

Протокол МО № _____ от ________                                                                                                            Директор школы                                      Т.А.Морозова

Рабочая программа учителя начальной школы

Тимофеевой

Любови Юрьевны

( высшая квалификационная категория, педагогический стаж - 25 лет )

по учебному курсу «Окружающий мир»

4 В класс

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

                                                                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу “Окружающий мир” для 4-го класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова “Окружающий мир”, утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.). Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования предусматривает изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности в интегрированном учебном предмете “Окружающий мир”.  Данная программа реализуется на категории детей с ограниченными возможностями здоровья  VII вида начальной ступени  обучения.

Для реализации программного содержания по окружающему миру использован следующий учебно-методический комплект:

  1. А.А.Плешаков «Окружающий мир» учебник для 4 класса (Москва, «Просвещение»,2011г.)
  2. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Мир вокруг нас. Проверим себя» тетрадь для уч-ся 4 класса (Москва «Вита-Пресс», 2012г.)
  3. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Рабочая тетрадь» для уч-ся 4 класса (Москва «Вита-Пресс», 2012г.)
  4. А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д.Назарова «Тесты» для уч-ся 4 класса (Москва, «Просвещение», 2012г.)
  5. А.А.Плешаков «Атлас-определитель. От земли до неба». (Москва, «Просвещение», 2010г).

По учебному плану 2 часа в неделю.

Всего за год – 67 часов.

Выполнение практической части:

I триместр

II триместр

III триместр

За год

Практические работы

7

4

-

11

Контрольные работы

1

1

1

3

Экскурсии

-

3

1

4

                                                                                                                             - 2 -

Цель: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде. К числу важнейших задач курса относятся становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.

Задачи:

  • развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

          Наряду с общеобразовательными задачами ставятся следующие основные коррекционно-развивающие задачи:

  • специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем (развитие умения сравнивать, анализировать и классифицировать);
  • обучение поэтапным действиям ( в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане; развитие  умения работать по плану, по алгоритму, с учебной книгой);
  • формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков (развитие памяти, внимания, воображения).
  • активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия ;
  • активизация словаря учащихся ;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                                                                                                                - 3 -

  • развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности (развитие самостоятельности и интереса к познанию самого себя окружающего мира)
  • создать условия для развития умения применять полученные знания на практике.
  • создать условия для  развития познавательных процессов.
  • создать условия для развития устной речи учащихся.
  • создать условия для формирования умения работать самостоятельно, в парах и группах.
  • создать условия для формирования умения планировать свое время при выполнении работы.

Наряду с общеобразовательными и коррекционно- развивающими ставятся следующие основные воспитательные задачи:

  • воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к окружающему миру;
  • создать условия для воспитания умения преодолевать трудности.
  • создать условия для воспитания умения слушать учителя и одноклассников.
  • создать условия для воспитания аккуратности при подготовке рабочего места и при работе в тетради.
  • создать условия для воспитания трудолюбия, аккуратности, настойчивости и дисциплинированности.
  • создать условия для воспитания толерантного отношения друг к другу.
  • создать условия для формирования интереса к изучению окружающего мира.

           Рабочая  программа  составлена  без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.  Учебно – методический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

          При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.  Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

                                                                                                                          - 4 -

          Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

           В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

     Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край - часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

      Следующая тема программы - «Страницы всемирной истории» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

      Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

     Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

                                                                                                                      - 5 -

Методы, формы работы и средства контроля:

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: типовой урок, организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни, проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов, экскурсии и учебные прогулки, проверочные и самостоятельные работы, тесты, контрольные работы. Регулярное включение игровых моментов, занимательного материала, мультимедийных пособий будут способствовать более прочному усвоению материала. Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

        Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анализа медицинских карт)                                                                              

   В классе  17 человек.  Из них 12 мальчиков и 5 девочек.   Все уч-ся класса 2001-2002 г. рождения.

  На дом. обучении 3 чел. В полных семьях воспитываются 8 человек. Неполных семей - 8 . Из них в классе есть 3 опекаемых ребенка . Один ребенок – воспитанник детского дома. У одного ребёнка - потеря кормильца. 1 ребенок из многодетной семьи. У одного - мать-одиночка. 3 человека – дети инвалиды, они имеют хронические заболевания. Родители, в основном, заботятся о здоровье детей, консультируются с разными специалистами.

       Детей с негативным отношением к школе нет. В целом, класс успешно завершил программу 3 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса 4 класса и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию речи учащихся, умению отвечать на вопросы, анализировать, обсуждать, обобщать, рассказывать по плану, работать с учебником, с картой. Уделять внимание формированию учебных действий, выбору способа достижения поставленной цели. В процессе обучения необходимо организовывать коррекционно-развивающую работу,  реализовывать коррекционное направление обучения путём  индивидуального подхода к детям ( при объяснении, закреплении учебного материала, при оценке знаний уч-ся).  На уроках использовать дидактические игры и игровые упражнения, которые надо подбирать с учётом реальных условий работы с классом. Развивать логическое  и образное мышление, память, внимание.

                                                                                                                           - 6 -

В результате изучения курса  будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень знаний об окружающем мире:

1.  Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2.  Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3.  Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

4.  Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация

5.  Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Требования к обучающимся в четвертом классе.

 В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать:

  • Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи, времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России; особенности природы своего края;
  • исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, новейшее время;
  • важнейшие события и великие люди отечественной истории;
  • государственную символику и праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;

Уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать полезные ископаемые, растения и животных своего края;
  • проводит наблюдения природных тел и явлений;
  • приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительной литературы сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний;

                                                                                                                            - 7 -

Использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • оценки деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определения причин отрицательных изменений в природе, определения необходимых мер по охране природы, вариантов личного участия в сохранении природного окружения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

Знать:

  • название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города;
  • государственную символику России;
  • государственные праздники.
  • основные свойства воздуха, воды;
  • условия, необходимые для жизни живого существа;
  • правила охраны и укрепления здоровья;
  • правила дорожного движения;

Уметь:

  • определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
  • различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  • устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
  • применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

                                                                                                                        - 8 -

Список литературы.

 1. Для учителя:

* Шевченко. Программа для ОУ (коррекционно - развивающее обучение) (М., «Школьная пресса», 2004г)

* Сборник рабочих программ «Школа России» (Москва, «Просвещение», 2011г.)

* Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (М., «Школьная пресса», 2004г)

* Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»  4 класс. (М.: ВАКО, 2008г.)

* Л.Н.Боыкина «Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова 4 класс ( Волгоград, «Учитель»,2003г.)

* О.Е.Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Я – гражданин России!» ( Москва, «Вако», 2006г.)

*  Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

2. Рекомендуемый детям для самостоятельной работы:

 * Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна Россия» (Москва, «Просвещение», 2005г.)

* Е.В.Широнина «Чудеса света:Россия». Серия «Детская энциклопедия РОСМЭН» ( Москва, «Росмэн-Пресс», 2009г.)

*  Детская энциклопедия «Я познаю мир», (Москва, « АСТ», 1998г.)

*  В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины» ( Москва, « Просвещение», 2007 г)

*  В.П.Герасимов  «Животный мир нашей Родины» ( Москва, « Просвещение», 2005 г)

*  Ю.Дмитриев «Большая книга леса» (Москва, « Детская литература» 2004г)

*  А.А. Плешаков « Зеленые страницы», пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / 15-е изд.- М.: Просвещение, 2012.

* И.В.Синова «Государственные праздники России». Справочник школьника (СПб, «Литера», 2006г.)

* А.Леокум «Скажи мне, почему?» Детская энциклопедия (Москва, «Багира», 1994г.)

                                                                                                                       - 9 -

                                                                  Календарно-тематическое планирование .

Дата

№ урока в триместре

№ урока по теме

ИКТ/ИД

                                     ТЕМА

     Характеристика деятельности учащихся

04.09

1

1

               1 триместр ( 24 часа)

   Земля и человечество (10 часов)

Введение. Государственная символика России.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Знакомиться с особенностями герба, флага РФ, их историей, символикой, отличать герб России от других государств. Знакомиться с историей гимна России, учить текст гимна. Обсуждать, зачем государству нужны символы.

 06.09

2

2

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.

11.09

3

3

Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года?

Характеризовать планеты на основе схемы строения Солнечной системы, перечислять их. Различать планеты и их спутники. Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.

13.09

4

4

Звёздное небо – великая книга природы.

П/р №1 «Знакомство с картой звёздного неба».

Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом. Работать с картой: находить на карте звездного неба знакомые созвездия, моделировать изучаемые созвездия, определять направление на север по Полярной звезде. Работать с терминологическим словариком.

18.09

5

5

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. П/р №2 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте».             – 10 -

Сравнивать глобус и карту полушарий. Выполнять практическую работу, находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человека.

20.09

6

6

Пояса Земли.

Объяснять причину деления Земли на пояса. Рассматривать схему, находить на ней пояса освещённости. Показывать на глобусе и карте полушарий пояса Земли, экватор. Находить на физической карте России те части территории нашей страны, которые расположены в умеренном поясе, в полярном поясе. Работать с контурной картой. Устанавливать причинно-следственные связи между распределением тепла на Земле и растительным и животным миром.

25.09

7

7

Мир глазами историка. Когда и где? История-путешествие в глубь времён. Карта-помощница. П/р №3 «Знакомство с историческими картами».

Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого . Выполнять практическую работу в парах: читать исторические карты с помощью условных знаков, анализировать их.  Работать с «лентой времени», определять по ней век. Обсуждать сроки начала года в разных  летосчислениях. Работать с терминологическим словариком.  

27.09

8

8

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Рассказывать о мире, с точки зрения эколога. Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.

02.10

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

     

                           - 11 -

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, наносить на карту-схему в рабочей тетради. Знакомиться с животными из Международной Красной книги. Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из разных источников информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. В простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.

04.10

10

10

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Использовать приобретённые знания и умения для выполнения проверочной работы и для обогащения жизненного опыта. Выполнять тесты. Анализировать и оценивать достижения .

09.10

11.10

11

12

1

2

           Природа России ( 10 часов)

Равнины и горы России.

Моря, озёра и реки России. П/р №4 «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов».

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них. Различать холмистые и плоские равнины, моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Извлекать из дополнительных источников сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Выполнять практическую работу: находить и показывать на физической карте России изучаемые объекты. Наносить изучаемые объекты на контурную карту. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты.

16.10

18.10

23.10

25.10

30.10

01.11

13.11

15.11

13

14

15

16

17

18

19

20

3

4

5

6

7

8

9

10

Зона арктических пустынь.

Тундра.

Леса России.

Лес и человек.

Зона степей. П/р №5 «Рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни».

Пустыни.

У Чёрного моря. П/р №6 «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России».

Экологическое равновесие.       – 12 -

Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России, высказывать предположения о причинах их смены. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон. Находить и показывать на карте природных зон изучаемые зоны, осуществлять взаимопроверку. Определять по рисунку учебника, какие организмы, животные и растения обитают в этой зоне, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни. Моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Работать в паре. Рассматривать в гербарии и на рисунке растения различных зон. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря. Характеризовать изучаемые зон  по плану, сравнивать их. Извлекать из дополнительных источников сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения. 

20.11

22.11

27.11

29.11

21

22

23

24

1

2

3

4

Родной край – часть большой страны (14 ч)

Наш край. П/р №7 «Знакомство с картой края».

Поверхность нашего края.

Контрольная работа № 1.

Водоёмы нашего края.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Знакомиться с политико-административной картой России, находить на ней свой регион. Познакомиться с картой своего края. Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края. Познакомиться с определениями: овраг, балка. Извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию. Составлять список водных объектов своего региона. Описывать одну из рек по  приведённому в учебнике плану. Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения водоемов. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Рисовать карту своего края. Использовать приобретённые знания и умения для выполнения контрольной работы и для обогащения жизненного опыта. Выполнять тесты. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и адекватно оценивать свои знания.

04.12

06.12

11.12

1-2

3

5-6

7

        2 триместр ( 23 часа).

Наши подземные богатства. П/р №8 «Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств».

Земля-кормилица.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи. Описывать полезное ископаемое по плану, готовить сообщение. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Различать типы почв по иллюстрациям в учебнике. Выяснять, какие полезные ископаемые и типы почв имеются в регионе. Обсуждать значение почвы для жизни на Земле, извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. 

13.12

18.12

20.12

25.12

27.12

10.01

15.01

4

5

6

7

8

9

10

8

9

10

11

12

13

14

Жизнь леса. Лес-природное сообщество.Экскурсия  №1 «Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя».

Жизнь луга. Луг-природное сообщество. Экскурсия №2       - 13 -

«Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя».

Луга и человек. П/р №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя».

Жизнь пресного водоёма. Экскурсия №3 «Знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая.  П/р №10 «Знакомство с культурными растениями края».

Животноводство в нашем крае.

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса и луга в гербарии. Узнавать по иллюстрациям представителей лесного сообщества, знакомиться с животными луга по иллюстрации. Выявлять экологические связи в лесу и на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесу и на лугу в своем регионе. Моделировать цепи питания, осуществлять взаимопроверку. Характеризовать лесное сообщество и луговое сообщество по данному в учебнике плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека в лесу и на лугу. Выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.  Наблюдать объекты и явления природы. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений.

Определять растения пресного водоема с помощью атласа-определителя. Узнавать по иллюстрациям живые организмы пресных вод, выявлять экологические связи в пресном водоеме. Рассказывать об обитателях пресных вод родного края. Выявлять экологические связи в пресном водоеме. Моделировать цепи питания. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Выявлять зависимость растениеводства и животноводства в регионе от природных условий Различать сорта культурных растений, породы домашних животных( на примерах, характерных региону). Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, животноводства, готовить сообщения. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответов. Оценивать правильность и неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания.

17.01

22.01

24.01

29.01

31.01

05.02

07.02

12.02

14.02

11

12

13

14

15

05.02

07.02

12.02

14.02

1

2

3

4

5

1

2

3

4

Страницы всемирной истории

 ( 5 часов )

Начало истории человечества.

Мир древности: далёкий и близкий.

Средние века: время рыцарей и замков.

Новое время: встреча Европы и Америки.

Новейшее время: история продолжается сегодня.          – 14 -

Страницы истории Отечества

( 20 часов)

Жизнь древних славян.

Во времена Древней Руси.

Страна городов.

Из книжной сокровищницы Древней Руси. Мастера печатных дел.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.

Определять и сопоставлять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира, Средневековья, периода Нового и начало Новейшего времени. Обсуждать роль огня и приручения животных. Находить на карте местоположение древних государств, городов Средневековья, прослеживать на карте маршруты Великих географических открытий. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль археологических находок  для изучения первобытного общества, истории древних государств. Понимать роль появления и развития письменности, изобретения книгопечатания  для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ – ХХI веков. Работать с терминологическим словариком.  Выполнять тесты.  Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Анализировать карту расселения племен древних славян. Выделять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX – XI веках. Характеризовать систему государственной власти в Древней Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Работать с терминологическим словарём. Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода. Выявлять роль летописей. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской Азбуки, оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства, сопоставлять их оформление с современными книгами.

19.02

21.02

26.02

28.02

20

21

22

23

5

6

7

8

Трудные времена на Русской земле.

Русь расправляет крылья.

Куликовская битва. П/р №11 «Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах».

Контрольная работа № 2.

                                           - 15 -

Прослеживать по карте нашествие Батыя На Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям вооружение древнерусских и монгольских воинов. Сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей. Рассказывать по плану. Находить на карте места сражений. Прослеживать по карте объединение русских земель. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России. Заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России». Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

05.03

07.03

12.03

14.03

19.03

1

2

3

4

5

9

10

11

12

13

3 триместр ( 20 часов).

Иван Третий.

Патриоты России.

Пётр Великий. Экскурсия №4«Знакомство с историческими достопримечательностями родного города».

Михаил Васильевич Ломоносов.

Екатерина Великая.

Рассказывать об изменениях политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям изменения в облике Москвы. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство, год освобождения Москвы, год основания СПб. Работать с терминологическим словарем. Обсуждать значение организации народного ополчения. Рассказывать о реформах Петра I. Высказывать свое отношение к личности Петра I. Прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова в Москву, обсуждать его заслуги в развитии науки и культуры. Сравнивать положение разных слоев российского общества. Рассказывать о крестьянской войне Е.Пугачева, о Ф.Ф.Ушакове и А.В.Суворове. Прослеживать по карте рост территории государства.. Извлекать из разных источников дополнительную информацию.  

21.03

02.04

6

7

14

15

Отечественная война 1812 года.

Страницы истории ХIX века.

Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812г. Заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России. Обсуждать, почему война 1812г. называется Отечественной, почему был воздвигнут на Красной площади памятник К.Минину и Д.Пожарскому. Изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради. Работать с историческими картами. Извлекать из разных источников дополнительную информацию.

04.04

09.04

11.04

16.04

18.04

8

9

10

11

12

16

17

18

19

20

Россия вступает в ХХ век.

Страницы истории 20 – 30-х годов.

Великая война и Великая Победа.

Страна, открывшая путь в космос.

Обобщающий урок. Проверочная работа.

                               - 16 -

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революции. Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану. Знакомиться с картой СССР. Сравнивать гербы России и СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и РФ. Составлять план рассказа о ходе ВО войны, рассказывать о ней по плану. Работать с терминологическим словариком. Извлекать из разных источников информацию об освоении космоса. Выполнять тесты. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

23.04

25.04

30.04

07.05

14.05

16.05

21.05

23.05

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

3

4

5

6

7

8

    Современная Россия ( 8 часов).

Основной закон России и права человека

«Дети имеют право на особую защиту и помощь».

Мы – граждане России.

Такие разные праздники.

Путешествие по России. По дальнему Востоку. На просторах Сибири.

Путешествие по России. По Уралу. По северу европейской России.

Драгоценное ожерелье старинных русских городов.

Путешествие по России. По Волге. По югу России.

Обобщающий урок. Контрольная работа № 3

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства. Работать с терминологическим словариком. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Знакомиться с праздниками и памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина. Рассказывать о своих любимых праздниках. Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе  с регионами, городами, народами  Совершать виртуальные экскурсии в разные города России. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. Извлекать дополнительную информацию из разных источников, готовить сообщения. Выполнять тесты. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

                                                                                                                   - 17 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...