Урок.Птицы зимой.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Василенко Людмила Алексеевна

 Ознакомление с птицами, обитающими в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_zimoy.docx121.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПТИЦы  зимой

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Оборудование загадки про птиц; таблица «Что умеет делать клюв»; ребусы про птиц, голоса птиц.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Избушка новая – для всех столовая,

Зовёт обедать, крошек отведать.

                                (Кормушка.)

– Кого мы можем встретить около кормушки? И хотя в лесу студено, но если прислушаться можно услышать птичье щебетание. Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же там живёт и прислушаемся к звукам леса. (Слушаем голоса птиц).Злая волшебница украла все кормушки в лесу. Нам надо будет повесить новые кормушки. А для этого надо хорошо потрудиться.

2. Изучение нового материала.

– Трудно сказать, сколько всего птиц на земном шаре. Приблизительно 100 миллиардов. Самые многочисленные птицы – воробьи. А есть птицы, которые скоро могут исчезнуть: белый журавль, белоснежный альбатрос, японский ибис. Эти птицы нуждаются в охране.

Птицы

        перелетные        зимующие        оседлые

– Что значит перелётные птицы? Назовите перелётных птиц. (Жаворонок, грач, скворец, кукушка, стриж, соловей, ласточка.)

– Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, свиристель.) Это зимующие птицы.

– Что значит выражение «оседлые птицы»? (Постоянно живут у нас, осели в определённом месте.)

– Каких вы знаете оседлых птиц? (Ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка.)

– Птицы могут перенести сильные морозы, но от голода они часто гибнут. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из-под снега. Вот здесь-то и нужна ваша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.

( На доске кормушка из картона и с каждым сообщением ребенка в кормушку подсаживаем птичку)

Снегирь.

Рассмотрите, кто первый прилетел на нашу кормушку. У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только снегири-папы. Снегири-мамы гораздо скромнее. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и «зеркальца» на крыльях поменьше. Все снегири – неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, семена ясеня, клёна, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.

Свиристель.

По красоте оперения она не уступает снегирю: розовато-серые крылья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный «шарф», на голове – большой хохол. Птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят

Синица.

Головка у этой птички в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмно-синие, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: разные зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но больше всего охотница до свежего несолёного сала.

Поползень.

Прилетала ли к вам птица, которая умеет бегать по стволам деревьев вниз и вверх головой? Поднимите руку, кто видел на своей кормушке эту птицу. Как её называют? Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижимается к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на нашу кормушку.

Дятел.

 Звуки слышны в нашем зимнем лесу. Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаёт. У него очень длинный язык – сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий, с твёрдыми зазубринками. Ими дятел и достает насекомых. Может засунуть язык в узкие ходы, которые насекомые проложили в дереве, поэтому и называют дятла лесным доктором. Зимой дятел – кузнец, а летом – доктор.

Клест.( сообщение учителя)

Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек – их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

3. «Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость. Что умеет делать клюв?

А)По способам питания и образу жизни птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных (в том числе и плодоядных), хищных и водных, значит  различается у них и строение клюва.

Рассмотрите форму и строение клювов и сделайте выводы о характере питания этих птиц и способе добывания ими пищи.(презентация)

Описание клюва

Рисунок

«Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы

 «Водный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками. Птицы с таким клювом – гуси, утки, лебеди, фламинго

«Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечётки, снегири, клесты, дубоносы

«Насекомоядный» клюв – острый, тонкий, различной формы и длины. Птицы с таким клювом – стрижи, ласточки, мухоловки, трясогузки

Б) А  теперь  посмотрите  на  другую  таблицу.  Чьи  следы  вы  видите? (Это следы птиц: воробья, лебедя, дятла.)

Воробей

Лебедь

Дятел

 Физкультминутка

Птички

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют:

Чик-чирик, чик-чирик.

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют.

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили.

Дальше полетели

И на место сели.

Игра «Что это за птица?». Отгадайте загадки про зимующих птиц.                 

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

                          (Клёст.)

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что пора?

Какая же  морока,

Когда трещит… (сорока).

Чернокрылый, красногрудый,

Он зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!

                       (Снегирь.)

        

                                                                    Днём спит, ночью летает,

                                                                  Прохожих пугает.

                                                                  (Филин.)

Очень странный почтальон:

Не маг и не волшебник он.

Доставит письма и газеты,

Несёт посылку на край света,

Хранить умеет все секреты.

Крылат, и смел, и зорок он.

Кто же этот почтальон?

                        (Сова.)

4. Закрепление изученного материала.(парная работа)

ласточка

снегирь

5.Работа по учебнику и рабочей тетради.

6.Составьте правила отношения к птицам.

 Нельзя разорять гнёзда.

 Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них.

 Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.

 Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.

7.Учитель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Небогаты их корма – горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

– Ребята, с какой просьбой обращаются к вам птицы?

– А какие советы могли бы дать друг другу люди и птицы?

– Ребята, чем мы помогаем птицам зимой?

8. Итог урока.

Вопросы

1. Какая птица ползает по дереву вниз головой? (Поползень.)

2. Какую птицу можно назвать «лесным доктором»? (Дятел.)

3. В названии какой птицы спряталось «снежное» слово? (Снегирь.)

4. Какая птица – охотница до свежего несоленого сала? (Синица.)

5. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

– Замечательный писатель М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по УМК "Перспектива" Тема урока:Птицы и звери весной

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, на уроке формировались ключевые компетентности: познавательная, информационная, коммуникативная,ценностно - смысловая....

урок "Птицы зимой"

Интересный обучающий урок...

Конспект урока "Птицы зимой"

Разработка урока по предмету окружающий мир...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Презентация к уроку "Птицы зимой"

Презентация к уроку окружающего мираТема "Птицы зимой"УМК "перспектива"Учитель: Иванова Галина Викторовна...

Конспект урока Птицы. Строение птиц.

Цель: Уточнить и расширить представления обучающихся о птицах.           Формировать умение правильно оказывать помощь зимующим птицам. Задачи:Об...

Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»

Открытый урок на тема :  «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...