Урок окружающего мира "Хлеб - всему голова" во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Суслова Елена Анатольевна

Предсталяю вашему вниманию урок окружающего мира во 2 классе. Данный урок интересен тем, что в нем отражен системно-деятельностный подход к обучению. Ребята сами изучают, делают, смотрят, анализируют. Это увлекательное путешествие в мир познания и открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_khleb_-_vsemu_golova.rar2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Сопроводительная информация:

  1. Учитель: Суслова Елена Анатольевна
  2. Место работы: ГБОУ СОШ №1 города Кинеля
  3. Предмет: окружающий мир
  4. Класс: 2 «Б»
  5. Тема: «Хлеб – всему голова»
  6. Урок - изучение нового материала
  7. Цель урока:  - формирование уважительного отношения к труду, к хлебу
  8. Задачи урока:  
  • формировать понятия «труд», «земля», «хлеб – богатство страны», «трапеза»;
  • воспитывать осознанное отношение к труду;
  • развивать эстетические качества путем приобщения к произведениям великих художников (А.А.Пластов)

        Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Выделение морального содержания ситуации

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Целеполагание, как постановка учебной задачи.

Планирование

Контроль

Коррекция  

Саморегуляция

Ориентироваться в понятии «труд»,

 «хлеб».  

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Подведение под понятие, выведение следствий, анализ, синтез

Умение договариваться, находить общее решение

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

Умение слушать собеседника

Этапы урока

Деятельность учащихся (Работа в 6 группах)

1

Актуализация знаний

  1. - Сегодня к нам пришёл гость. Да не простой гость. Догадайтесь, что это? С- 1,2

Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.. (Зерно)
 С- 3

  1. – Поделиться пришло и горестями и радостями. Рассказать о своем житье – бытие. Говорит, что оно нашему хлебу-батюшке самый что ни наесть первейший родственник. Как вы думаете, правду зернышко говорит? Почему?

(Из зерна получается мука,  из муки получается тесто, а из теста - хлеб печется)

  1. – О чем же мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Правильно, о хлебе. С- 4

2

Осмысление

  1. С- 5, 6, 7  Послушаем наше зернышко:  - В давние времена основными занятиями наших предков были охота, рыболовство, земледелие и скотоводство. Много времени прошло, пока человек научился обрабатывать поле, выращивать хлеб. Сначала, в глубокой древности, люди просто собирали дикорастущие злаки и ели их сырыми. Потом человек научился растирать зерна и смешивать их водой. Получилась жидкая каша.  С – 8 Посмотрите репродукцию картины А.А. Пластова «Жатва». Художник рассказывает о прошлой жизни или современной? Объясни свой ответ.
  2. С- 9 – А кто знает, какие хлебные злаки выращивают на полях России? (Овес, ячмень, пшеница, кукуруза, просо, рожь). Давайте рассмотрим внимательно их. Зернышко пригласило своих друзей. У вас на столах под разными номерами мы можем увидеть зерна разных культур. №1 – это пшеница, №2 – это рожь, №3 – это овёс, №4 – ячмень, №5 – кукуруза, №6 – просо. Возьмите зернышки в руки. Аккуратно посмотрите их, потрите пальчиками. Из каждого маленького зернышка может вырасти колосок таких зерен, или метелочка, как у проса. Чем зернышки похожи? Чем различаются? Положите на место зернышки.
  3. Посмотрим зернышки под микроскопом. Что такое микроскоп?
  4.  Послушаем зернышко дальше: - Прошло немало времени, пока люди придумали способ приготовления теста. Уже в древности было много разновидностей хлеба – от простого, грубого, из отрубей до вкуснейших хлебов.
  5. – Кто больше назовет хлебных изделий?
  6. Послушайте историю. – Замесила хозяйка тесто для выпечки хлеба. Добавила в муку молоко, масло, сметану, яйца, соль, сахар. Поставила в печь. Получилась сухая, твердая лепёшка. Как ты думаешь, почему?
  7. Давайте,  мы тоже замесим тесто. Возьмем муку, молоко, соль, сахар, дрожжи. И попытаемся все это соединить. Нужно делать все аккуратно. А теперь надо накрыть салфеткой и оставить на время. В тесте должны появиться пузыри. Это заработают дрожжи. Оставим на время наше тесто.

3

Физ. минутка

Отдохнем. И потанцуем под веселую музыку. Повторяем движения за нашими героями.

4

Закрепление

- Как же нам весело с тобой, Зернышко. Тебе тоже всегда хорошо?

- Нет, не всегда. Было время, когда всем было трудно. Это когда был неурожайный год, например. Но очень плохо было во время Великой Отечественной войны. Враг сжег и уничтожил много посевов, стало голодно. Но особенно трудно и плохо было людям в городе Ленинграде (сейчас это город Санкт-Петербург). Город был окружен врагами, продовольственные пути были отрезаны. В городе начался страшный голод. Умерло очень много людей. Хлеб был для человека самой большой драгоценностью, дороже жизни. В это страшное время хлеб выдавался пайками – маленькими порциями, и это на целый день, больше еды не было совсем.

Мы с вами сейчас вспомним, почтим память всех павших в этой страшной войне.

Зернышко угощает вас таким маленьким кусочком хлеба.  

 5

Пословицы о хлебе.

- Вы приготовили пословицы о хлебе. Прочитайте их. Почему так говорят?

6

Трапеза

- А мы с вами сейчас вместе с Зернышком будем трапезничать. Кто знает, что такое трапеза? Давным-давно так называли стол с едой. Обратите внимание, как питались крестьяне много лет тому назад.

Летом в будние дни завтракали рано, в 5 часов утра, ели лепешки с морковным чаем или хлеб с квасом. В 9 утра крестьянин опять пил чай с хлебом. В 12 часов – обед: редька с квасом, иногда рыба, хлеб. В 5 часов вечера – снова чай или кисель с хлебом, а на ужин (в 9 часов вечера) доедали остатки обеда.

Мы будем есть тюрю. Это старинное слово. Тюрей называли простую еду, приготовленную их хлеба. Обычно это была смесь накрошенного хлеба или сухарей с водой и солью. Если вода заменялась квасом, то это блюдо называли окрошкой. Для вкуса добавляли лук. Белый хлеб в молоке с сахаром – детская тюря. Тюрей называли и щи с хлебной крошкой.

- Возьмите кусочек белого хлеба, покрошите его в тарелочку, добавьте сахар, молоко, и попробуйте на вкус. Вкусно?

7

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось и понравилось?

- Все ли тебе было понятно на уроке?

Отметьте свою работу смайликами.

Жатва -http://derevnyaonline.ru/upload/blog/1959/images/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5.jpg

http://www.predeina-zaural.ru/img/upload/1149.jpg

Зерно - http://zerno.narod.ru/images/Z2.gif

Древние люди - http://900igr.net/datai/istorija/Razvitie-drevnikh-ljudej/0004-008-Drevnie-ljudi-neandertaltsy.jpg

Хлеб - http://www.fotokanal.com/images/67/picture-089.jpg

Ленинградский хлеб - http://www.world-war.ru/uploads/vpekarne.jpg

http://news.mail.ru/prev670w/pic/20/b3/main12099800_bda2748986aa4de1fdb2395f296055a5.jpg

Каравай - http://kallorii.info/uploads/taginator/Apr-2013/svadebnyj-karavaj-foto-recept-master-klass.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»

                Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир". УМК "Перспектива". Учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир. 1 класс"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На дан...