Конспект урока окружающего мира на тему “Русские оружейники”
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Фоменко Марина Александровна

 

Конспект урока окружающего мира на тему “Русские оружейники” (3 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_na_temu.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира на тему “Русские оружейники” (3 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»).

Цели:

 1. Познакомить детей с возникновением и развитием на Руси оружейного ремесла.

 2. Познакомить учащихся с первым оружием мордовского народа.

 3. Развивать поисково-исследовательскую деятельность через формирование умений: анализировать, сравнивать, делать выводы.

 4. Воспитывать коммуникативные умения.

Задачи:

 1. Сформировать у детей представления об исторических источниках.

 2. Развивать умение элементарного анализа источников истории, сравнивать, выделять главное.

 2.Воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ и Родину.

Оборудование:

 • мультимедийная презентация

 • таблички – кластер;

 • карта России;

 • сценка авторского сочинения;

 • учебник Н.Ю. Виноградовой “Окружающий мир”; 3 кл. 2 часть 2008 г.

 Вид урока: изучение нового материала.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Дан звонок, и все мы смело

 Примемся уже за дело.

 Путь нелегкий предстоит,

 Вдаль дорога уж бежит.

 Мы промчимся чрез века,

 Через многие года.

 Пронесемся над лесами

 И окажемся мы с вами

 Далеко за тысячу лет

 Встаньте хорошо, улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.

 Дружно прочитайте эпиграф к уроку:

 Окружающий нас мир

 Интересно познавать!

 Его тайны и загадки

 Мы готовы разгадать!

 У вас на партах лежат схемы – листочки: что знаю, что узнал, что хочу узнать. В течение урока вы будете заполнять схемы.

2. Повторение пройденного материала и проверка знаний.

 - Что такое ремесло?

 - С какими ремёслами мы уже познакомились?

 - Угадайте ремесленников по материалу, с которыми они работают:

1. Глина.

 2. Железо.

 3. Стекло.

 4. Золото.

 5. Дерево.

 6. Ткань

- Давайте перенесёмся в 19 век и послушаем разговор двух подростков, живших в то время.

Сообщения детей.

 - Почему с отменой крепостного права людям стало жить труднее?

3. Введение в новую тему.

 - Догадайтесь, о каком ремесле мы будем сегодня говорить?

 На экране слова: стрелы, кинжалы, мячи, копья.

 - Как назвать это одним словом? (оружие)

 - Как называют ремесленников, которые изготавливают оружие? (оружейники).

Итак, тема урока «Русские оружейники».

 В течение урока мы с вами попробуем сгруппировать понятия, которые относятся к нашей теме.

 Доспехи: кольчуга, шлем, железные налокотники, щиты.

4.Работа по учебнику, толковому словарю.

 - Откройте учебники, прочитайте текст.

 - Чтение текста с использованием приема «инсерт».

 «+» – новое

 «-» – думал иначе

 «?» – хочу спросить

 «V» – знал

 - До какого века у воинов – славян не было доспехов?

 - Рассмотрите рисунок и скажите, какие виды военных доспехов вы видите? (кольчуга, пищаль (ружьё), пищаль (пушка).

 - Найдите в тексте учебника, что такое кольчуга и когда она впервые появилась?

 - Какие ещё военные доспехи носили наши воины? (по рисунку)

 - Щиты, шлемы, железные налокотники.

 - Назовите первое оружие у славян? (копья, кинжалы, стрелы, мечи)

 - Кого называли копейщиком?

 - Найдите по толковому словарю значение слова пищаль.

 - Когда они появились? (в 15 веке).

 - Что вы запомнили из текста?

 Внесите в нашу схему новые слова (кластер).

5.Путешествие в прошлое.

 - Сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и узнаем кто, где и когда изготовил ружьё? (Сообщение от лица Никиты Демидова).

 - Узнаем историю города, где работали русские оружейники (Сообщение).

 - Какое первое оружие было у мордвы? (Сообщение).

Физминутка

 Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад.

 Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.

 Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас.

 Мы захлопали в ладоши дружно, веселее,

 Застучали наши ноги громче и быстрее.

 По коленкам мы ударим тише, тише, тише,

 Руки наши поднимаем выше, выше, выше.

 Мы на месте покружились и остановились.

6. Групповая работа (стр 94).

 - Уже в 16 веке в Москве было много слобод – мест, где жили и работали ремесленники.

 - Какое незнакомое слово вы услышали?

 - По словарику найдите значение слова – слобода.

 - По названию слобод определите, чем занимались ремесленники, живущие в каждой из них: Оружейная, Плотничная, Каменная, Гончарная, Кузнецкая, Котельная.

7. Работа с текстом учебника.

 - В Москве на кремлевском дворе стоит Царь-пушка.

 - Найдите на стр. 94, кто её изготовил? (Андрей Чохов)

 - Найдите слово горн в словаре.

 - Что интересного вы узнали о Царь-пушке?

 - Посмотрите на экран, перед вами знаменитые русские оружейники.

 - Кого вы запомнили?

 - Какой праздник отмечает наш народ 9 мая?

 - Для чего нужно оружие, оружейные заводы?

 - Кого из русских оружейников вы запомнили?

 - Посмотрите сценку о том, как можно решить конфликт.

 - Итак, как можно урегулировать назревший конфликт?

 Добавьте слова в нашу схему.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 - Возьмите листочки и отметьте, что вы узнали нового и что хотите узнать.

 - Кто первым изготовил ружьё? (Никита Демидов).

 - Кто такой копейщик?

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

 1. Сегодня я узнал…

 2. Было интересно…

 3. Было трудно…

 4. Я выполнял задания…

 5. Я понял, что…

 6. Теперь я могу…

 7. Я почувствовал, что…

 8. Я приобрел…

 9. Я научился…

 10. У меня получилось …

 11. Я смог…

 12. Я попробую…

 13. Меня удивило…

 14. Урок дал мне для жизни…

 15. Мне захотелось…

 16. – А сейчас мы сделаем выводы по уроку.

1. Определите тему в виде одного существительного. Оружейники.

 Описание темы (2 прилагательных) – Русские, первые.

 Описание действия (3 глагола) – Придумали, изготовили, прославились.

 Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме – Русские знамениты своим оружием.

 Слово, отражающее суть темы – Мастерство.

 Оценивание.

 Оцените себя на «шкале знаний», каждый отметит свой уровень понимания сегодняшней темы. Очень хорошо поняли, запомнили почти всё. Средне усвоили тему. Плохо поняли новый материал.

 - Что нового узнали на уроке?

 - Что особенно понравилось?

 - Что показалось трудным?

 - На каких двух страницах истории нашего государства мы сегодня побывали?

 - Послушайте строки стихотворения о нашей Родине и подумайте, подходят ли они к теме урока.

 Вовеки славься, Русь, Россия!

 И будь всегда сама собой.

 Твои народы вместе – сила!

 Никто не справится с тобой!

9.Домашнее задание.

 - Узнать значение следующих слов по толковому словарю:

 - булава, меч, палица, сабля, секира, сулица. Подготовить сообщение об одном из оружий. Стр. 91-92, читать, пересказывать. – На следующем уроке мы с вами вновь отправимся в путешествие в прошлое.

Приложение

 Сценка для урока окружающего мира по теме

 «Русские оружейники».

 Действующие лица: царь, князь, дипломат.

Ц.: Я – царь и бог в своей стране,

 Земель имею много,

 Казну прибавлю я вдвойне,

 К войне идёт дорога.

 Оружия хватает мне вполне,

 Готов я полностью к войне!

 Князь, готовься к бою,

 Иду на вас войною!

Д.: Стоп, подожди, дражайший царь,

 Уйми свой страшный пыл,

 Ведь сколько крови ты прольёшь,

 Назад ничто уж не вернёшь.

 Оставишь без отцов детей,

 А жён оставишь без мужей.

 Как будут жить они?!

Ц.: Меня обидел князь чужой той стороны,

 Когда – то и его отец не обошёл войны,

 Забрал удел у нас большой,

 Хочу вернуть его с лихвой!

Д.: За стол переговоров сядем

 И к соглашению придём,

 Решим всё мирным мы путём!

 И будут птицы щебетать,

 Народ весь будет ликовать!

 Садятся за стол переговоров.

Ц.: Князь, твой отец когда – то

 Войной пошёл на нас.

 Он не щадил людей и отнял земли тот же час.

К.: Царь, жаль, что так произошло,

 Я огорчён до боли, но много времени прошло

 И раз мы здесь, доколе, давай спокойно всё решим

 Конфликт наш мирно разрешим…

 Согласен часть земли отдать, что ваша испокон веков,

 Но ты мне должен слово дать: мы будем мирно торговать,

 В соседстве жить, не воевать.

Ц.: Князь, твоё я предложенье принимаю,

 Словам твоим я доверяю.

Д.: Наступило примиренье, подпишите соглашенье.

 За оружие вы не взялись, друзья,

 Народ ваш счастлив раз и навсегда!

 Щебечут птицы и цветут цветы,

 И никогда не будет пусть войны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Первые русские князья" в 4 классе

В данном материале представлен конспект урока, технологическая карта, а также презентация....

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».

Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-органы чувств;- признаки, от...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...