Урок по окружающему миру для 1 класса "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок по окружающему миру для 1 класса "В царстве грибов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-staryy.docx56.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «В царстве грибов».

 

     Основные цели:

  1.  Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
  2. Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)
  3. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.

   

      Оборудование: Для учителя:  проектор, экран, презентация. Для учителя: 

Для учащихся: схема для заполнения у каждого, план исследования по одному на группу, учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова, зеленые и красные кружки для самооценки.

Примечание: в уроке не обращается отдельное внимание на царство бактерий, так как по программе А.А.Плешакова в начальной школе они подробно не изучаются.

Предварительная подготовка: в качестве домашнего задания на предыдущем уроке дети должны повторить дома признаки растений и животных, их отличия.

Планируемые результаты: Умение давать характеристику грибам; умение самостоятельно формулировать познавательную цель урока; умение анализировать объекты с целью выделения признаков, овладение способом взаимодействия с учителем и одноклассниками; формулирование выводов на основе полученной информации, высказывание и защита собственного мнения; выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного; оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                   УУД

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;

2) определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. Как вы обычно это делаете?

        

- Почему важно, чтобы вы сами находили   ответы?

- Что вы изучали на прошлых уроках?

-Чтобы узнать тему урока разгадаем кроссворд.

-Как одним словом назвать всех живых существ названных в кроссворде ?

- Что вы  знаете о них ?

- Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то узнаете тему нашего урока.

- Сегодня мы будем говорить о грибах.- Включите настроение на открытие новых знаний и пожелайте друг другу удачи.

 

.

1.Сначала  повторяем то, что нам понадобится для изучения нового.

2.Затем пробуем выполнить задание , чтобы понять, чего мы не знаем.

3. Потом сами ищем новое знание.

-

 Так мы лучше поймём и усвоим новое; научимся учиться.

-О живой природе.

-Животные.

гусь – птица, улитка – моллюск, остальные – звери).

-Грибы.

Личностные УУД: самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.

Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Цель:

1) повторить строение грибов;

2)тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ,сравнение, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 2:

- С чего же начнём?

 Вспомним  признаки растений и животных. У каждой группы на столе лежит таблица. У одной «Растения», а у другой «Животные». Сейчас группы поработают и заполнят каждая свою таблицу, в соответствии с планом исследования. Группа, которая закончит первая, выступит, а другая группа с такой же таблицей будут дополнять. Если возникнут трудности, можете полистать учебник и рабочую тетрадь.

План исследования:

  1. Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
  2. Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
  3. Могут ли передвигаться самостоятельно?
  4. Какие условия нужны для роста и развития?

5.Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?

- Что мы уже узнали о растениях? (слайд 3) 

- А что мы знаем о животных? (слайд 4)

- На уроке эти таблички нам понадобятся.

-  Приведите примеры растений и животных с указанием групп.

-Что вы сейчас повторили?

- Вы повторили всё, что вам пригодится для «открытия» нового знания на этом уроке. -  -Что теперь будете делать?

А в какое царство вы отнесете грибы – растения или животные. Обоснуйте свой ответ. (слайд 5) - по щелчку появляется вопрос.

Повторим то, что, мы знаем о живой природе.

Водоросли-морская капуста .Мхи. Папоротники. Хвойные растения-сосна,ел, можжевельник. Цветковые растения. Черви. Моллюски-улитки.слизни.кальмары.осьминоги. иглокожие-морские звезды.ракообразные.паукообразные.насекомые.рыбы.земноводные-лягушки.рептилии-змеи.черепаха.крокодилы.птицы.звери

-Повторили на какие группы делится живая природа.

(будем выяснять в какую группу относятся грибы)

-Попробуем  выяснить, что мы не умеем и постараться самим найти новое.

Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности, Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция.

Познавательные УУД:

•анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия;

•структурирование знаний;        извлечение необходимой информации из        структурирование знаний;        извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;        использование знаково-символических средств;

• построение логической цепи рассуждений.        смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевог

Коммуникативные УУД:

  • достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.        формулирование и аргументация своего        достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствиис задачами и условиями коммуникации;        формулирование         фор        фо        построение        учет разных

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на эапе 3:

- Какое задание вы выполняли?  Какие затруднения возникли?

- Почему возникли затруднения?

- Вы высказали разные мнения, но не смогли их доказать. Может, вы хотите что-то спросить у меня?

- Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.

-Пытались определить группу грибов.

Грибы похожи на растения в тоже время отличаются от них.

К какой группе относятся грибы?

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес, смыслообразование,эмпатия. 

  • Регулятивное УУД: волевая саморегуляция;
  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

 Познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;        анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

•подведение под понятие;        подведение под понятие;        использование знаково-символических средств;

•определение основной и второстепенной информации;          определение основной и второстепенной информации;  

• постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:         учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

•формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации        формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать фиксацию образовательной цели урока и темы урока;

2)построить проект выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Что теперь вы должны сделать?

- Какова же цель урока?

- Уточним тему урока.

На доске дописывается тема урока.

-Существует целая наука посвященная изучению грибов. Она называется микология. Микос-гриб.Логос-наука.

- Что особенного вы можете сказать о внешнем строении гриба? СЛАЙД 7

- Как можно назвать эти части?

- Из чего состоит надземная часть гриба?

- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело. 

- А если мы заглянем под шляпку, то что можем сказать о  строении шляпки? –СЛАЙД 8 .  У пластинчатых грибов, на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Споры разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

-Трубчатыми называются грибы потому, что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?

- Какое бы вы дали ей название?

- А на самом деле подземная часть гриба называется грибница.СЛАЙД 9

- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.

Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ – они похожи на зонтик. Сл.10

- Давайте познакомимся поближе: белый гриб (слайд11), подосиновик (слайд 12), лисички (слайд 13), подберезовик (слайд 14), шампиньон (слайд 15), опята (слайд 16), сыроежки (слайд 17), груздь (слайд 18).

-  А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик, зубной гриб (слайд 19).

Существуют удивительные грибы (слайд 20): звездообразный гриб, который прозвали Сигарой дьявола, является одним из самых редких грибов в мире. Он также известен под именем звезда Техаса и был найден только в центральной части Техаса, в двух отдаленных местах Японии, и последний раз в горах Нары. Сигара дьявола представляет собой темно-коричневую сигарообразную капсулу, которая принимает форму звезды, когда раскрывается, чтобы выпустить споры. Интересный факт – это единственный гриб, который производит свистящий звук, выпуская споры.

Хвост индейки

Лазурный гриб – это разновидность гриба, произрастающего в Новой Зеландии и Индии. Это маленький гриб полностью голубого цвета, в тоже время от его спор идет небольшой красноватый оттенок. Синяя окраска тела характеризуется проявлением трех видов пигментации. Данная разновидность гриба несъедобна, однако никакой информации по поводу ядовитости гриба нет.

Бородатый гриб - этот гриб, который похож на лапшу или помпон, известен под многими именами: Гриб Гривы Льва, Бородатый Гриб-Зуб, Гриб Ежа и т.д. Он является съедобным. В дикой местности эти грибы произрастают в конце лета и осени на мертвых древесинах, особенно американском Буке.

Неоновый гриб – нет, вам не показалось, это действительно ярко-зеленые грибы. Позвольте представить – это неоновые зеленые грибы. Произрастают они в сезон дождей в лесах Японии и Бразилии, рассеивая по земле свои пылающие споры. Превосходным местом для произрастания являются основания стволов деревьев, упавшие ветки деревьев, лиственные кучи и сырая почва. В основном неоновый гриб можно найти на острове Мезамиямам в Угуи, в Японии и Национальном парке Туриста Долины Рибейра. Появление этих грибов в Бразилии обусловлено биолюминесценцией, которая является одной из самых странных, но красивых реакций, которые происходят во многих растениях и животных.

- А вот это – грибы-карлики (слайд 21). Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин – это очень нужное лекарство.-На какие 3 группы разделили грибы?(Шляпочные.плесневые.дрожжевые)

Но есть еще и ядовитые грибы, которые опасно употреблять в пищу. При отравлении звоните 03!(слайд 22) Давайте посмотрим, какие грибы являются ядовитыми. Бледная поганка (слайд 23), мухомор (слайд 24), ложные опята (слайд 25), желчный гриб и сатанинский (слайд 26

- Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы – с.119. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.

 Найдите среди них шляпочные и назовите их.

Подумайте, на растения или животных похоже внешнее строение гриба?

Физминутка «Грибы»

Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)

Белый гриб нашли (разводят руками)

Раз - грибок, два – грибок (наклоны)

Вот и полный кузовок (показывают руками)

-Давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока.А какой вопрос мы задали?( В какое царство относятся грибы?)

- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» (слайд 27). Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)

- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда)

Слайд 28.

 - А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? (растения)

- А давайте вспомним (слайд 28), что еще нужно растениям для хорошего развития? (свет)

- Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают питательные вещества)

- А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами)

- И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?) – слайд 28.

- Вспомните, где любят расти грибы? (на старых гнилых пнях, плесень растет на старых пищевых продуктах).

- Давайте прочитаем учебник на странице 118.  Как же питаются грибы? (они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества)

- Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные?

- Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.

- Можно ли сказать, что грибы – это животные? (Грибы питаются солями из почвы, как растения,  и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться).

- Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство.

- Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы?

-

Поставить цель деятельности, составить план действий.)

-Сформулировать признаки грибов , их значение в природе и жизни человека.

- «В царстве грибов».

-Одна его часть находится под землей, другая – над землей.

-Подземная и надземная

 

-Из ножки и шляпки

Пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок, и  трубчатые – похожа на губку.

Трубчатые похожи на губку.

Она состоит из нитей, похожих на паутину

Ответы.

Регулятивные УУД: познавательная инициатива, планирование и прогнозирование.

Познавательные УУД: 

  • построение логической цепи рассуждений;
  • построение речевых высказываний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • постановка познавательной цели.

Коммуникативные УУД: 

  • планирование учебного сотрудничества;
  • адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать согласование способов ификсацию построенного способа действия в речи .

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

-Для этого вы будете работать в группах по составленному плану. Какие правила работы необходимо соблюдать, работая в группе?

(Данная карточка находится у каждого учащегося .)

- При помощи плана –исследования (на доске) заполняем опорные таблицы. Приступаем к работе. На реализацию плана вам отводится 5 минут.

- А теперь  приготовьтесь представить его классу.(От  каждой группы выступает 1 представитель)

- Итак, сравним опорные конспекты с тем который на экране.Слайд 28.  Что можете сказать? (Получились одинаковые конспекты.)

по щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет) Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку? (слайд 29)

- Что теперь вам надо сделать? Потренироваться

Личностные УУД: 

  • осознание ответственности за общее дело;
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, познавательная инициатива.

Познавательные УУД: 

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация;

  • установление причинно-следственных связей, доказательство;

Коммуникативные УУД: 

  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
  • достижение договоренностей и согласование общего решения;
  • разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников;

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного  во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6 Ответы на вопросы.Работа в группах

- Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы).

 -Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).

 -Какие бывают грибы? (Шляпочные . плесневые и дрожжевые. Съедобные и ядовитые).

 -Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).

 -Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей). --  Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция.

Познавательные УУД:

  • самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
  • построение речевых высказываний;

Коммуникативные УУД: 

планирование учебного сотрудничества.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять знания

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Готовы проверить научились ли различить грибы ?

- Что надо сделать, чтобы это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.) (На партах карточки с заданиями: написать сьед и несьед грибы. Можно описать.)

- Выполните задание самостоятельно. На выполнение даётся меньше ? минуты .

-Как можно проверить правильно ли ваши ответы? (–По учебнику.)

-Найдите материал на стр.120 для самопроверки.

- Кто допустил ошибки поставьте «?».

- В чем ошибка, и по каким причинам?

- Что нужно сделать, чтобы не допускать ошибки? (Тренироваться.)

- Какое задание в учебнике можно использовать для тренировки? ( Проверь себя на стр. 122 )

-Чтобы учебник не пачкать я раздам карточки с дополнительными заданиями.

 –Проверьте.(по учебнику с .118)

- Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с заданием .

- Молодцы!Можно провести тест или кроссворд

Регулятивные УУД:

  • самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;
  • волевая саморегуляция;

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

  • самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Познавательные УУД:

  • анализ, сравнение, классификация;
  • использование знаково-символических средств;
  • рефлексия способов и условий действия;

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

организовать тренинг применения нового способа действий при решении задач.

Организация учебного процесса на этапе 8:

- Где вы можете применить свои знания?

- Кто должен выбирать задания к уроку?

- Я выбрала задание.-Угадайте какое?Что можете сказать? Определить название грибов (Муляжи).В какую группу они относятся. Съедобные или несъедобные. Шляпочные. Дрожжевые .Плесневые. Строение шляпки: трубчатые и пластинчатые.

Как собирать.

-В сборе грибов

-В выполнении заданий.

Учитель.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные УУД:

  • анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация;
  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение, извлечение необходимой информации;
  • использование знаково-символических средств;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • построение речевых высказываний;  подведение под понятие;

Коммуникативные УУД:

  • управление поведением партнера

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: сложение дробей с одинаковыми знаменателями;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли цели? Докажите.

- У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?

- Справились ли вы с трудностями?

- Что мы должны помнить?

- Кто может сказать, что в течение урока он находился в учебной деятельности?

- Кто может доказать?

- Приготовьте фигуры  и оцените результаты свой работы .- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.

И пожелание всем любителям грибов: будьте внимательны при сборе! (слайд 30) - А дома вы поищите в дополнительной литературе или вспомните, что вы знаете о грибах и подготовите маленькое сообщение о каком-нибудь грибе, желательно с рисунком или фотографией. На основе ваших сообщений мы и построим наш следующий урок.

-Сформулировать признаки грибов. Их значения  в природе и жизни человека.

-Научились отличить съедобные грибы от ядовитых.Узнали как собирать грибы.Части гриба. Какие грибы относятся в красную книгу.Связь грибов с растениями. Польза грибов лесу.

Учащиеся повторяют  правило.

Учащиеся прикрепляют на доске разноцветные круги и квадраты.

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника;
  • самооценка на основе критерия успешности;

  • адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД:

      рефлексия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

КоммуникативныеУУД: формулирование и аргументация своего мнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 3 класс "Ядовитые грибы"

В доступной и интересной форме закрепляются знания учащихся о ядовитых грибах...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Царство грибов"

Конспект урока -путешествия "Царство грибов"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Царство грибов"

Тема: «Царство грибов»Цель: познакомить  с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса....

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "В царстве грибов"

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений....

Конспект урока по окружающему миру. Тема:«В царстве грибов». (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.Планируемые результатыПредметные:- Знать внешнее строение грибов, отличительны...