Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Царство грибов"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Тема: «Царство грибов»

Цель: познакомить  с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsarsstvo_gribov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Царство грибов»

Цель: познакомить  с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УУД мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Введение в тему. Отгадайте загадку: Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший. Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. (Лес )

Лес… Это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств, красив и многообразен лес, а сколько в нем этажей!  Назовите  их, начните с самого высокого (деревья, кустарники, травы и цветы, мох). Одним словом, мы видим природу.

  1. Актуализация знаний. Какая бывает природа?

 

1группа – живая

2 группа - неживая

Распределите в таблицу данные слова: радуга, дерево, трава, камни, гусь, орел,  звезды, лось, ерш, еж, сосна.

Какие слова вошли в первую группу? Вывод: в 1 группу вошли животные и растения.Что общего у животных и растений?  ( Питаются, размножаются, дышат).

Хотите отправиться на природу? Угадайте, с чем мы встретимся:                                        

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб) Изображение гриба

  1. Проблемный вопрос. Грибы  отнесем - к живой или неживой природе?  Это  растение  или животное?  Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб?
  2. Работа в группах по таблице. Заполни таблицу.

Признаки

Дыхание

Питание

Условия роста

Размножение

Животные

Позвоночные и безпозвоночные, шерсть, перья, 3 пары ног, 4 пары ног, чешуя

кислород

Растениями, животными.

Подходящие условия

Яйца, икра, детеныши

Растения

Корень, стебель, листья, цветок, плод, семена

Кислород

Вода, угл. газ, соли.

Появление в листьях - сахар и крахмал

Свет, вода, тепло

семенами

Грибы

Шляпка, ножка, грибница

?

?( вода, соли,мертвые остатки растений и животных)

Свет, вода, тепло

?

Выдвинем гипотезу: если гриб – это растение, то у него должны быть________; дыхание грибов_______; если нет листьев   у грибов, то _____ (они не вырабатывают  крахмал и сахар).

Вывод: грибы  это отдельное царство в природе. Где мы можем найти  информацию о грибах?

6. Работа с текстом. Прочитайте текст на стр. 112 учебника и дополните таблицу.

- Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожая  на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы
воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла нужны: тепло, воздух и влага. Размножение – спорами (чтение по слайду).

Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.

 Что общего в строении их шляпок? У них на нижней стороне шляпки находятся пластины, на которых образуются споры.

Вывод: «Чем грибы отличаются от растений»

 Итак, чем же грибы отличаются от растений?

  1. Грибы не имеют зелёной окраски.
  2. Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества
  3. Вывод грибы – отдельное царство. Они не животные и не растения.

Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Если перевести её название, то получится что “микос” – гриб, “логос” – наука. Как называется наука? (микология) Слайд.

Тема нашего урока? - «Царство грибов».

7.Практическая работа. 

Нарисуйте гриб и подпишите  названия  к  его частям.

Где чаще всего встречаются грибы? Выбери подходящий ответ (показ сигнал карточками)

 В лесу - зеленый, в поле - желтый, в степи красный, в пустыне - белый?

«Узнай гриб» -  кроссворд по загадкам для каждой группы.

Не спорю - не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.         (Подберезовик)

Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки

В мох душистый две косички

Прячут хитрые……(лисички).            

- Под каким деревом можно найти лисички? (сосною)

- Особенно много лисичек в сырое лето.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,-

Зовусь я -    (Подосиновик).

Стоит мальчонка - рыжая шапчонка.

( рыжик)

Нет грибов дружней, чем эти,-

   Знают взрослые и дети,-

 На пеньках растут в лесу,

 Как веснушки на носу.      (Опята)

8. Работа по группам. Подготовить сообщение. Чтение  статьи в учебнике на стр. 112.

1 гр. « Почему  грибы  стараются вырасти в лесу, рядом с деревьями?»

2 гр. «С  чем срастаются нити грибницы?»

3гр. «Как грибы помогают растениям?»  

4гр. «Что получают грибы от растений?»

(Ответы. Например: Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.)

9. Физкультминутка.

Мы шли-шли-шли, (ходьба на месте)

 Белый гриб нашли.

 Раз - грибок,

 Два - грибок,

 Три - грибок, (наклоны корпуса вперёд)

 Положили их в кузовок.

10. Игра «Сбор грибов» работа в группах. 

У вас корзинки - карточки, и вы опытные грибники. Пока звучит музыка, собирайте грибы,  но только внимательно! Пользуйтесь атласом «От земли до до неба»

1гр. белый гриб стр. 103, свинушка стр. 115, ложнодождевик стр. 115, мухомор вонючий стр. 113?

2гр лисичка стр. 103, желчный гриб стр. 115, бледная поганка стр. 113, красный мухомор 113?

3гр. мухомор пантерный стр.113, подосиновик стр. 105, подберёзовик стр. 105, рыжик стр. 109?

4гр. говорушка восковатая стр. 115, лисичка стр.103, шампиньон стр.115, опёнок осенний стр.107?

Проверка

 1- белый гриб, свинушка - впитывает много вредных веществ, 2- лисичка, желчный гриб – горький. 3- подосиновик, подберезовик, рыжик. 4 говорушка - ядовитый,

 Есть грибы, которые мы не знаем – съедобные или нет. Что с ними делать?

- В лесу растут не только съедобные, но и опасные грибы, которые вызывают отравление у людей. Почти каждый съедобный гриб имеет в лесу своего ядовитого «двойника». Об этом всегда нужно помнить, собирая грибы и не допуская, чтобы «двойники» попадали в вашу корзину, а тем более на стол.

Нужны ли лесу ядовитые грибы? (Ответы от каждой группы)

Человек в лесу – гость, и вести себя нужно подобающим образом. Собирать грибы, ягоды, орехи нужно очень осторожно, чтобы не навредить растению в целом. Какие правила грибов вы знаете? Учебник стр. 114.

11. Правила сбора грибов (учебник  стр 115)

Если правильно, не повреждая грибницу, собирать грибы, то они будут расти на одном месте не только в течение одного грибного сезона, но и в течение нескольких лет. Итак, гриб надо аккуратно срезать ножичком, чтобы не повредить грибницы. В лесу надо делать все аккуратно, не нанося вреда природе.

Грибы имеют исключительно важное значение для жизни человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

12. Работа в группах: нарисовать  запрещающие знаки о неправильном сборе грибов.

Есть ли грибы, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу? Стр 113.

13. Итог урока: Что вы узнали  на уроке?

Грибы – отдельное царство. Грибы помогают растениям, доставляют им питание. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

Красная книга. Знать съедобные и несъедобные грибы и правила сбора грибов.

14. Рефлексия.  

15. Дом задание: учебник стр.112-117, , тетрадь стр. 66 № 2,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Царство грибы"

Конспект подходит для проведения урока окружающего мира в 3 классе....

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Конспект урока  по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Грибы".2 класс. УМК "Перспектива"

Урок составлен в технологии деятельностного метода....

конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс

конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...