Игра – путешествие «По лесным тропинкам»
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме

Макарова Ольга Семеновна

Игра – путешествие "По лесным тропинкам"                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Цели:

-углубить знания учеников о природе;

-учить оценить свои поступки и поступки окружающих в природе;

-учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе;

-развивать внимание, речь;

-закреплять экологические правила;

-воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_puteshestvie_po_lesn_tropinkam_-_kopiya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

         «Средняя общеобразовательная школа № 4

                    г. Ершова Саратовской области»

           Игра – путешествие

       «По лесным тропинкам»

                                                     Подготовила и провела

                                                                         учитель начальных классов

                                                                                Макарова О.С.

                                  2014 год

Игра – путешествие «По лесным тропинкам»                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Цели:

-углубить знания учеников о природе;

-учить оценить свои поступки и поступки окружающих в природе;

-учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе;

-развивать внимание, речь;

-закреплять экологические правила;

-воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях.

                                                  Ход игры:

Ведущий: Здравствуй, лес, дремучий лес,

      Полный сказок и чудес!

            Ты о чем шумишь листвою

          Ночью темной, грозовою?

          Что там шепчешь на заре,

            Весь в росе, как в серебре?

            Кто в глуши твоей таится?

             Что за зверь? Какая птица?

  Все открой, не утаи,

                                                         Ты же видишь, мы свои!        

Ученик 1.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Ученик 2

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

Здравствуй, улица моя!

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

- Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я:

- Здравствуй, Родина моя!

Учитель.

-Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Как вы догадались, мы поговорим сегодня об удивительной природе. Сегодня мы узнаем, насколько хорошо знаете природу, о её богатствах. Мы отправляемся в путешествие по лесным тропинкам.                                                                                                                                                                                                  

В игре участвуют две команды.

На сцену приглашается команда “Одуванчик”, и команда “ Утята” (под музыку заходят)

Посмотрим, чья команда выиграет, т. е правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество очков и будет победительницей.

Следить за всей игрой будет жюри (называет состав жюри) Берем с собой улыбку и хорошее настроение. В путь!                                                                                                                                                                                                  

1. Конкурс-приветствие.                                                                                                                                                                                                  

Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием. Слово предоставляется командам:

Команда “Одуванчик”

Девиз: “Держаться вместе, чтоб не сдуло”

Команда “ “Утята”

Девиз: “Кря! Кря! Кря! Мы крякаем не зря!”

Команды обращаются к членам жюри

Жюри, жюри оценивайте нас,

А мы – достойные для вас.

2.Учитель.  –Конкурс «Разминка»

Мы знаем, как разнообразен мир живой природы.

 Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь:

1. Они откладывают яйца и покрыты перьями. Большинство из них умеют летать. (Птицы).

2. Они живут в воде и покрыты чешуей.дышать могут только под водой. (Рыбы).

3. Они обладают крыльями и тремя парами ног. (Насекомые).

4. Они кормят своих детей молоком. Обычно покрыты шерстью. (Млекопитающие).

3. Следующий конкурс “Найди животных”.                                                                                                                                                                                                  

На плакате написаны слова. Нужно найти в них названия животных. Можно использовать не все буквы.

Банка         Багаж

Колосья         Пион

Коса         Зонтик

Кожух         Салон

Пока команды готовятся, вопросы для болельщиков.

Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом.

Как называется нос птицы?

Ребёнок кошки.

Какую траву даже слепые знают?

Какая птица выводит птенцов зимой?

Что случается с пчелой после того, как ужалит?

Курица мужского рода.

Птичий домик?

4. Следующий конкурс

“Гонка за лидером”.                                                                                                                                                                                                    

Вопросы для 1 команды.

1. Кто так размножается: икра – головастик – взрослое животное. (лягушка или жаба)

 2. Животное, которое строит дом на реке. (бобр)

 3. Молоком детенышей выкармливают … (звери или млекопитающие)

 4. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушата.)

 5. Подосиновик, сыроежка, боровик – это какие грибы? (съедобные)

 6. Какой лесной зверек сушит на деревьях грибы? (Белка.)

 7. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

 8. Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)

 9. Кто на себе свой дом носит? (улитка)

 10. На вид неказист, зато голосист. (соловей)

 Вопросы для 2 команды.

1. Какое животное все время проводит под землей? (крот)

 2. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

 3. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

 4. Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей)

 5. Днем слепа бывает, ночью прозревает. (сова)

6.  Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (еж)

 7. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)

 8. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)

9. Чудо – юдо - великан на спине везет фонтан. (кит)

 10.  Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги. (подорожник)

 Вопросы для болельщиков.

 1. Растет ли дерево зимой? (Нет, оно замирает.)

 2. Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? (кислород)

 3. Лед и снег – это вода в каком состоянии? (твердом)

4. У кого уши на ногах? (кузнечик)

 5. Животные, тело которых покрыто перьями называются … (птицы)

6. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (заяц)

7. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые? (крапива)

 9. Какая рыба зовется именем человека? (Карп.)

 10. Кто на себе свой дом носит? (улитка)

Конкурс называется « Узнай животное»                                                                                                                                                                                                

 А) А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?  

 (Если дети берут подсказку, то вычитается один балл)

 – Подсказка: Единственное млекопитающее, которое летает. (Летучая мышь).

 Б) Ох, и не любят меня люди. Голос не нравится, и глаза у меня большие., а голову могу повернуть на 180 %. Считают, что беду приношу.

Все это не правда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?  

 – Подсказка: Эта птица, охотится ночью ан мышей и других грызунов. (Сова).  

 В) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личину в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

 – Подсказка:Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)

 Г) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

 – Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Заяц)

 Д) Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.

 – Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)

 Е) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

 – Подсказка: Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)

5.Конкурс «Животный мир леса»

Ведущий. Все-все на свете,

                  На свете нужны.

                  И мошки не меньше

                  Нужны, чем слоны.

                  Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

                  И даже без хищников,

                  Злых и свирепых.

                  Нужны все на свете,

                  Нужны все подряд:

                  Кто делает мед

                  И кто делает яд!

Задание: Из разрезанных частей картинки собрать портрет животного (по 1 человеку от команды).

Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.

Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных (можно инсценировать сказки про животных).

8. Итак настало время проверить домашнее задание.                                                                                                                                                                                                  

– Вы должны были подготовить сценку про природу.

– Слово предоставляется 1 команде.

1 команда. Сценка “ Бабочки- подружки на лесной опушке”

Первая пчела:

 Мы по воздуху летели

 Крыльями мы все гудели.

 Вдруг – труба, над нею – дым,

 Оказались мы над ним.

Вторая пчела:

 Заблудились мы в дыму,

 Что же с нами – не пойму.

 Долго кашляли, чихали,

 Даже видеть перестали.

Первая пчела:

 Здесь вопрос любому ясен:

 Грязный воздух нам опасен.

 Не летайте над трубой –

 Вы рискуете собой!

Насекомые  под музыку полетели.

Первая бабочка:

 Вот вылетели мы из дыму

 И видим мы ещё картину.

 А там внизу в траве

 Лежит бумага на холме,

 А рядом мусор, банки-склянки.

Первая пчела:

 Ой, ой, ой, как нам быть,

 Как цветы нам опылить?

 Мусор там везде мешает.

 Разлагаясь всем вредит.

Бабочки под музыку полетели.

Вторая бабочка:

 Мы пониже подлетели,

 На ромашку рядом сели.

 Ты, человек, спаси же нас

 И выполни от нас наказ.

Вторая пчела:

 Вся наша жизнь так интересна

 И людям часто неизвестна:

 Ведь вы живёте в городах,

 А мы  – в лесах, полях, садах.

 Мы грязный воздух не выносим

 И о защите очень просим!

Первая бабочка:

 Чтоб природу сохранить

 Надо бережливо жить.

 Мусор в травку не бросать,

Все вместе:

 Правила лесные знать!

2 команда. Сценка “Ребёнок и мотылёк”.

Девочка

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем

Мотылёк

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Учитель. Издавна народ замечал, что в природе всё взаимосвязано. Например, по крику дрозда можно сказать, будет ненастье или нет.

Одуванчик закрыл лепестки – будет дождь.

Утром кричит синица – к морозу.

Так появились народные приметы.

10. Следующий конкурс Народные приметы”                                                                                                                                                                                                  

Каждая команда по очереди называет народные приметы. За каждую народную примету 1 балл.

4-Й ТУР

«Переполох в зоопарке»

Медведь

Зубастый

Соловей

            Мохнатый

Попугай

Голосистый

Лиса

Полосатая

Заяц

Огромный

Крокодил

Говорящий

 

Ответы: медведь мохнатый, соловей голосистый, попугай говорящий, зебра полосатая, бегемот огромный, лиса рыжая, заяц трусливый, крокодил зубастый.

  1. Конкурс «Птицы – наши друзья»

Ведущий. Так весело в густом лесу.

                   На ветках птицы распевают.

                   Увидеть леса красоту

                   Пернатые нам помогают.

Задание:

Записать пять зимующих птиц («Елочка»).

Записать пять перелетных птиц («Березка»).

  1. Конкурс «А знаете ли вы, что…?»

(Каждая команда готовит интересные сообщения о природе, из жизни животных).

Команда «Елочка».

  1. Знаете ли вы, самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка). Сам весом 14 г может тащить груз в 1 кг 580 г?
  2. А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1т хлеба?
  3. А знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода?

Команда «Березка»

  1. А знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц?
  2. А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветков?
  3. А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?

11. И последний наш конкурс “Правила друзей природы...”                                                                                                                                                                                                  

Капитанов команд приглашаю сюда. Выберите любой конверт. Там находятся кусочки от рисунков. Ваша задача привести их в порядок и объяснить, что они обозначают. (Правила поведения в природе)

 6-Й ТУР

«Правда ли это?»

1. Становится ли осьминог белым от страха?

Да. Осьминог резко меняет свой цвет, когда он рассержен или испуган.

 2. Может ли видеть крот?

Да, но очень плохо.

 3. Правда ли, что соловей поет только ночью?

Нет. Пение соловья можно услышать и днем, и ночью. Но днем его не очень слышно из-за пения других птиц.

 4. Есть ли у птиц уши?

Да, у птиц есть уши.

 5. Прячет ли страус голову в песок?

Нет. Когда птица чувствует опасность, она ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, она вскакивает и убегает.

 6. Стрижи спят на лету?

Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле.

 7. Божьи коровки кусаются, когда рассержены?

Нет. Когда божьим коровкам досаждают, они выделяют жидкость, раздражающую кожу.

 8. Бабочки живут один день?

Нет. Бабочки живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в далекие края.

В заключении исполняется песня Солнечный круг”.

Солнечный круг, небо вокруг –

Помнишь рисунок мальчишки?

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке…

Пусть всегда будут реки,

Пусть всегда будет рыба,

Пусть в тайге будут звери,

А у – дома цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Учитель. Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, грохотом водопада, сиянием луны, дождём и радугой, пением птиц.                                                                                                                                                                                                  

Прислушайтесь! Посмотритесь! Вокруг – красота мира, красота природы. Природа дарит нам свою красоту, наслаждайтесь ею!

. Слово предоставляется членам жюри.

Награждение команд.

Литература:

1. Н.В. Лободина “Экологическое воспитание в начальной школе”. Издательство “Учитель” Волгоград.

2. Г.Б.Барышникова “Наша зеленая планета”. Ярославль. Академия развития.

3. Газета “Педсовет” №6 ,2002 г.

4. Газета “Начал