Игра-путешествие по лесным тропинкам "Кто в лесу живет, что в лесу растет"
материал (1 класс) на тему

Демидова Надежда Владимировна

Оборудование: иллюстрации леса, иллюстрации животных леса, растений, птиц; пословицы о лесе; фонограмма голосов птиц, музыкальные фонограммы, интерактивная доска, песни: "Экологическая песенка", музыка Хромушинасл.Суслова и "Мир в котором мы живем" сл.Пляцковского музыка Соловьева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие по лесным тропинкам "Кто в лесу живет, что в лесу растет"

Демидова Н.В. (воспитатель гпд).  Разделы: клубный час

Оборудование: иллюстрации леса, иллюстрации животных леса, растений, птиц; пословицы о лесе; фонограмма голосов птиц, музыкальные фонограммы, интерактивная доска, песни: "Экологическая песенка", музыка Хромушинасл.Суслова и "Мир в котором мы живем" сл.Пляцковского музыка Соловьева)

На доске цитаты:

  • "Лес - богатство и краса, береги свои леса".
  • "Враг природы тот, кто леса не бережет".
  • "Много леса - не руби, мало леса береги, нет леса - посади".

На фоне песня птиц (фонограмма)

Ведущий 1:

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем (Лес)

Ведущий 1: Верно, ребята сегодня мы с вами поговорим о лесе - нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью деревьев, животными, птицами, обитающими в данной среде.

(На интерактивной доске изображаются виды леса)

На фоне музыки звучит стихотворение И.С.Никитина

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.

Чтец 1:

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи;
Ты же видишь мы свои.

Ведущий 2: Вот мы перед входом в лес и прежде чем начать наше путешествие по лесу, ребята давайте приглядимся внимательно к его красотам:

(на интерактивной доске проецируется вид леса - разные варианты).

Ведущий 2: Кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит гусеницу, вот какая-то пестрая птица пролетела и скрылась в кустах, вот белка рыжим огоньком промелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть и наблюдать.

Чтобы поближе узнать и почувствовать лес, наблюдайте за ним, не отвлекаясь поисками ягод и грибов. Широко раскрытыми глазами впитывайте особую прелесть каждого дерева, вдыхайте целебные запахи, слушайте шум, шепот листьев и щебетание птиц.

Слышите -лес зовет вас!

Ведущий 1: Ой, смотрите, ребята, какой-то старичок сидит прямо на травке - муравке.

1 ученик: Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!

Лесовичок: Добрый день! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?

Из предложенных мною заданий выберите правило вежливости.

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени- еще вырастет!

Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. (Ответы детей)

Ведущий 1: Очень много загадок у природы: не хватит всей жизни чтобы разгадать. Но ориентироваться в лесу, знать растения, грибы, насекомых, безусловно, надо ребята. А начнем наше путешествие с деревьев, поэтому я предлагаю отгадать вам загадки. За правильный ответ дается жетон. По завершении путешествия определится лучший знаток леса и лесных обитателей.

Сосны, елки, березы, клены
Это лес - наш друг зеленый
Добрый друг, шумит, поет.
И в прохладную тень зовет
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.

Итак, за загадки будет раздавать жетоны Лесовичок.

1.

Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
И в иголках круглый год (
Ель)

2.

Прямо в небо рвутся ввысь
Ты внимательно всмотрись
Не березы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки
(Ель)

Ученик выходит с сообщением о ЕЛИ (краткая информация из источников)

(Во время сообщений о растениях на интерактивной доске появляются изображения растений.)

Ведущий 2:

Загадка

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок (Лиственница)

Ученик выходит с сообщением о ЛИСТВЕННИЦЕ (краткая информация из источников.)

Загадка

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья - звезды яркие,
Золотые жаркие
(Клен)

Ребенок дает информацию о КЛЕНЕ (краткая информация из источников)

Загадка

Русская красавица
Всем нам очень нравится,
Бела она, стройна,
Одежда зелена
(Береза)

Ребенок дает информацию о БЕРЕЗЕ (краткая информация из источников)

Игра "Какие плоды на каком дереве растут?"

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

  • Желуди растут на: (дубе)
  • Яблоки растут на: (яблоне)
  • Шишки растут на: (ели и сосне)
  • Грозди растут на: (рябине)

"Какой лист? Какие плоды?"

Закончите словосочетание:

Лист березы - березовый;

Лист ивы -

лист дуба -

лист тополя -

лист липы -

шишка сосны -

лист осины -

шишка ели -

лист клена -

ягоды рябины -

"Четвертый лишний"

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

  • Клен, рябина, ель, тюльпан. (Тюльпан)
  • Береза, дуб, шиповник, тополь. (Шиповник)
  • Яблоня, смородина, черемуха, рябина. (Яблоня)
  • Осина, липа, дуб, ель. (Ель)
  • Сосна, тополь, рябина, ива. (Сосна).

Игра "Поле чудес" с подсказкой по теме "Деревья"

1)

 

 

 

 

 

 

Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце.

Ответ: Береза

2)

 

 

 

 

В народе это дерево называют самым сладким - у него самый вкусный и душистый мед.

Ответ: Липа

Викторина

Ответьте на вопросы:

  1. Из какого дерева изготавливают лыжи?
    Ответ: Береза
  2. У каких деревьев осенью листья красные?
    Ответ: У клена, рябины.
  3. Какие дрова самые жаркие?
    Ответ: Дубовые, березовые.
  4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?
    Ответ: Клен
  5. Какое дерево чаще всего высаживают в городах?
    Ответ: Липу
  6. У какого дерева семена снабжены "парашютами"?
    Ответ: У тополя
  7. Какое дерево на Земле имеет самый толстый ствол?
    Ответ: Баобаб, растущий в Африке, имеет ствол толщиной 9 м. За его стволом может спрятаться городской автобус. А секвойя может быть и еще толще - до 12 м.
  8. Какое дерево на Земле самое высокое?
    Ответ: Секвойя, что растет в Америке, имеет высоту 112 м; австралийский эквалипт достигает такой же высоты . С кроны этих деревьев можно заглянуть на крышу 30-этажного дома.
  9. Цветы какого дерева называют "светофором"?
    Ответ: Цветы лепестков конского каштана служат своеобразным светофором для пчел и бабочек. Желтый цвет приглашает за нектаром, красный предупреждает, что цветок скоро завянет.

Ведущий 2: Давайте заглянем под деревья, что там такое притаилось?

- Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
- Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы
(Гриб)

Нет грибов дружней, чем эти -
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята).

"Доскажите словечко"

Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки
Очень хитрые сестрички
Эти желтые
(лисички)

Он к поклонам не привык
Толстый, важный
(Боровик)

Этот гриб нам всем знаком.
С кружевным воротником,
Он стоит на белой ножке,
Среди травки у дорожки.
Он в красивой красной шляпе
В белый модненький горох
Подарить хотел я маме,
Но она сказала "Ох!"
Хоть красив он и на вид
Но для нас он ядовит
(Мухомор)

Ребенок сообщает о МУХОМОРЕ (краткая информация из источников)

Игра "На поляне собрать грибы".(муляжи)

http://festival.1september.ru/articles/621738/img1.gif

(Кроссворд изображён в виде корзины)

- А теперь "Сложите в корзину съедобные грибы". Назовите, какие съедобные грибы вы знаете, и положите их в корзину, а не съедобные - рядом с корзиной. (груздь, сыроежка, волнушка, рыжик, шампиньон, опенок, боровик; мухомор, поганка).

- Видите как много грибов можно встретить в лесу.

Звучит песня о цветах (грамм.запись)

- О чем мы сейчас поговорим (О цветах).

Какой же лес без красивых цветов?

Читается стихотворение И.Сурикова"На лугу"

(На экране поляна с цветами)

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.

Ведущий 2: Вспомните, ребята, какие цветы растут на поляне в лесу. (ландыш, подснежники, колокольчики, фиалки, ромашки).

- Как вы думаете для чего цветы такие яркие и пахучие? (Чтобы привлекать своим запахом насекомых, которые собирают нектар).

Задание.

(Собрать букет цветов). Подведение итогов, рисунков цветов.

- Каким должен быть букет? (количество цветов в букете: бережное отношение к природе)

Решается кроссворд "Растения луга"

Заполните клетки кроссворда названиями луговых цветов. Подсказка: гласные в словах - названия растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: Лютик, ( также цветы - ромашка, колокольчик, щавель).

- Ребята кто из вас скажет, какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (землянику, малину, чернику, клюкву, чебрец, зверобой, иван-чай).

- Ну вот пришло время привала. Давайте отдохнем.

Ученик читает стихотворение "Прогулка"

Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по берегу прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костер, бумагу жгли -
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо:
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -

Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!

Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели:
Отдохнули и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки
- Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!

- Как надо вести себя в лесу, чем опасен костер, как нужно оставлять место где отдыхали? (ответы детей)

Ведущий 1: Рядом со цветочной полянкой на нашем пути... Нет, пожалуй лучше вы сами определите, о чем пойдет речь.

К загадке следующей мы идем
Смотри стоит какой-то дом
Дом без дверей и без окон.
Народом дружным заселен
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построим свой
Все что-то тащат
Стараются не устают
Ты видел этих силачей

Тогда скажи, дом этот чей? (ответы детей)

- Кто из вас наблюдательный? Ответьте с какой стороны от дерева будет находиться муравейник.

- В какую сторону он будет растянут, пологий?

- Послушайте историю одного наблюдателя Пескова

Сообщение ученика "Лечебница под сосной"

Однажды, сидя в укромном уголке леса, я увидел странное зрелище. По муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал лапами верх муравьиной кучи, и я решил, что дрозд прилетел покормиться, но дрозд и не думал клевать муравьев. Дрозд вытянул в сторону крылья, сидел минут десять. Позже я видел на муравейнике соек, скворца, трясогузку. На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов.

Муравьи быстро "вычесывают" все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные ванны.

Сообщение ученикаЗнаете ли вы?

Рыжие лесные муравьи одного большого муравейника могут уничтожить за одно лето около 10 миллионов вредных насекомых.

Охраняйте муравейники!

Задание: Какие еще насекомые живут в лесу?

На карточках.

Задание:

Летом гуляет,
Зимой отдыхает
(Медведь)

В густом лесу под елками,
Осыпанной листвой
Лежит клубок с иголками,
Комочек и живой
(Еж)

Отступать врагам пришлось
- Их рогами встретил
(Лось)

Дети в костюмах представляют животных

Заяц

У зайцев задние лапы сильные передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

Белка

К зиме белка утеплила свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнездо прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выставлены мхом:

Лиса

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Медведь

Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется.

Берлогу - яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником еще до первого снега. Ложиться медведь головой к лазу.прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.

Ведущий: мы много узнали о животных, а теперь ответим на вопросы викторины:

  1. У кого зимой появляется детеныш? (Медведь)
  2. Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами? (Белка)
  3. У какого зверя враги: филины, вороны, лисы, волки, сороки? (Заяц)
  4. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по многу дней не теряя силы и не выходя из формы. (Волк)
  5. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей а беркут нападает на взрослых. Что это за звери. (Лиса)

Ведущий 1: Загадки лесные и тайны бесконечны. Вот так много можно узнать в лесу, если сидеть тихи и смотреть зорко. Ведь кругом нас такие удивительные тайны и чудеса окружают.

- А теперь наступило время подвести итоги:

Жюри готовит грамоты подсчитывает жетоны. Лесовичок готовит призы знатокам леса.

А мы подведем итог следующими словами:

Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит добрый лес.
то мне Лесовичок средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться- и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябины, орехи и цветы,
душистая малина на кустиках густых
Ищу грибов поляну я, не жалею ног,
а если и устану- присяду на пенек.

Лес очень любит леших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
когда над головою, как вечность, лес шумит.
С.Никулин

Поделиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "На лесной полянке"

Внеклассное мероприятие...

Игра-путешествие"По лесным тропинкам"

Игра-путешествие"По лесным тропинкам"...

Игра-путешествие "По лесным тропинкам"

Игра проводилась в рамках Недели природоведения между командами двух классов (параллель 2-х классов)...

Сценарий игры-путешествия "Кто живет в лесу?"

Сценарий игры-путешествия "Кто живет в лесу?"...

Игра-путешествие "Что растет в лесу?"

Познакомить детей с темойй "Что растет и кто живет в лесу?"...

Игра-путешествие "Что растет на лугу?"

попзнакомить детей с лугом....

Кто в лесу живет и что в лесу растет?

Данный материал может быть использован как сопровождение к уроку огружающего мира, а также как внеурочное занятие...