Птицы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Пономарева Татьяна Львовна

Данный урок предназначен для учащихся 2 классов по окружающему миру "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy.doc992 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:    «В мире  птиц»

Предмет

Окружающий мир

Межпредметные связи

Математика, литература, технология.

Класс

Урок проводится во 2 классе.

Цель урока

Определить разнообразие птиц, их значение  в природе и в жизни человека.

Задачи урока

Личностные:

Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.

Регулятивные:

формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

Познавательные:

Формировать умение самостоятельно работать с источником информации и понятно излагать свои мысли.

Развивать критическое мышление.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Формировать умение овладевать основами синтеза.

Коммуникативные:

развивать умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, учебник, аудиомагнитофон, дополнительная литература, карточки с заданиями для групп, карточки с вопросами викторины, листы бумаги, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.

На какое количество учебных часов рассчитана тема урока

1 урок

Время проведения урока

45 минут

                                             Ход урока

       

  1. Организационный момент с психологическим настроем.

Улыбнулись друг другу.

Руки в стороны,

Руки вверх.

Пусть вам урок подарит успех.

  1. Тема урока и введение в тему

Звучит аудиозапись: «Голоса птиц»

- Закройте глаза и мысленно нарисуйте картину. Расскажите. Какие звуки услышали? (голоса птиц)

- Вы догадались: о ком пойдет речь на уроке? (о птицах)                                                                                                   Правильно именно о птицах.

Птиц на земле около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов.

  Сегодня мы поговорим только о некоторых из них, о тех,  кого чаще видим.

  1. Работа с учебником.  

Выявление характерных признаков  птиц.

Посмотрите на слайд . Ответьте, пожалуйста, на вопросы учебника.

  1. Как ты отличаешь птиц от других животных?
  2. Можно ли всех летающих животных назвать  птицами?
  3. Бывают нелетающие птицы?
  4. Плавают ли птицы?

Комментарии учителя: в процессе беседы ученики уясняют, что не все животные, которые летают, - птицы. И не все птицы умеют летать. Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела. Поэтому их еще называют пернатыми. Второй особенностью внешнего строения птиц является наличие двух ног и пары крыльев.

Игра «Не ошибись». Учитель перечисляет названия животных: ворона, бабочка, крапивница, стрекоза, лебедь, сорока, шмель, кукушка, свиристель, ласточка, курица, ящерица, соловей…Дети хлопают в ладоши, если слышат названия птиц.

  1. Постановка проблемы

Вы любите сказки? Тогда послушайте ещё одну. (Звучит аудиозапись).

 Жил – был человек. У него был прекрасный сад. Всё бы хорошо, но раздражали его птицы. Будили его ранним утром, щебетали целыми днями, строили гнёзда. Надоели они ему, и человек выгнал их из своего сада. Птицы обиделись и улетели – все! Полчища жуков и гусениц обрушились на деревья. Они грызли всё вокруг, сад умирал на глазах. Человек недоумевал: «Что же происходит? Почему гибнет его любимый сад?»

-  Откуда в таком количестве появились жуки и гусеницы? Какое отношение имеют к этому птицы?

  1. Формирование групп .

Для того, что бы нам во всём разобраться предлагаю вам рассмотреть эту проблему со всех сторон. А для этого давайте поработаем в  группах. Как вы думаете, много поэтов, писателей писали произведения о птицах? Почему им хотелось о них писать. Над этим поработают сегодня группа филологов.

 А математики нам докажут: какая польза от птиц с математической точки зрения.

Группа экологов расскажет нам о группе птиц, которым нужна помощь человека.

Орнитологи – это  люди, которые изучают птиц. Они расскажут о птицах Москвы и области.

А технологи сделают птицу своими руками. В классе будет  работать пять групп.

  1. Работа детей в группах.

Группа «Филологи»

Задание: из произведений художественной литературы выписать произведения, героями которых являются птицы. Найти и зачитать загадки о птицах.

Комментарии учителя: рассмотрение художественных произведений позволит рассмотреть проблему исследования наиболее глубже и шире. Учащиеся поймут значимость птиц в жизни человека, поскольку произведения нацелены на проявления благодарности «пернатым друзьям» На основе анализа художественных произведений знакомятся  с простейшими способами обобщения.

Группа «Экологи» получают карточки и работают по плану.

Комментарии учителя: решая поставленную задач, участники исследования учатся вычленять главное, обобщать, развивают внимание.

1.Зачеркни одинаковые буквы в каждом ряду и узнаешь слово:

ДСДКДИКНКИКЦАК (синица)

ВСВОВРВОВКАВЬВ (сорока)

ВАОАРАОАБАЕАЙА (воробей)

МДМЯМТМЕМЛМВВВ (дятел)

 

2. Что общего между этими птицами? (зимующие)

3. Расскажи: чем питаются эти птицы? И как человек может им помочь?

Группа «Математики»  решают задачи, результатом которых будет доказательство пользы птиц.

Комментарии учителя: учащиеся с математическим складом мышления испытывают трудности на уроках гуманитарного цикла, предоставленная возможность решать биологические задачи, повысят значимость их деятельности и будут способствовать усвоению материала.

Решите задачи:

1.Скворец за 1 день съедает 5 кг личинок. Сколько он

уничтожит таких личинок за 1 месяц?

2. Кукушка за один день съедает 30 штук гусениц.

Сколько гусениц она съест за одну неделю?

3. 1 жук  каждый день съедает 7 г зерна. Сколько кг зерна

сэкономит  человек , если одна птица съедает

100 жуков в день?

4. Синица за один день съедает 60 насекомых.

Сколько насекомых съедает 5 синиц?

Работа выполняется каждым учеником на отдельном листе, а затем результаты сравниваются и находится верный ответ.

Группа «Орнитологи»  отвечают на вопрос: что общего  у таких птиц, как снегирь и свиристель?

Изучают видовой состав птиц московской области, используя рисунки и справочную литературу. Результаты заносят в таблицу.

Виды птиц московской области

Редкие виды птиц

Московской области

- - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - -

 Комментарии учителя: анализируя дополнительную литературу, добывают самостоятельно знания, появляется желание  - самоутвердиться и стремление быть лучшим. Учатся самостоятельно составлять  таблицы при изучении текста. Эта работа способствует формированию гражданской  идентичности.

 

Группа «Технологи» получают задания  по технологической карте  сделать птиц:

  1. «голубь» - символ мира, счастья. Работа в стиле оригами.
  2. Работа в стиле аппликации. Выполнение изображений птиц, представленных в образцах.

 

        

  1. Физкультминутка «Прилетели птицы».

Я сейчас буду перечислять. Если вы услышите название птицы – машем руками, изображаем полёт птицы, если слово не называет птицу – топаем ногами.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи,

аисты, кукушки, даже совы, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

8. Представление группами результатов своей работы.

Группа «Филологи»

Представляют составленную краткую характеристику исследуемых произведений.

И зачитывают загадки о птицах.

1. ГРАЧ

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица…(грач).

Весной они первыми прилетают к нам. Гнезда делают на вершине дерева, на высоте до 3 метров и более. Питаются как животной, так и растительной пищей: потребляют зерна, насекомых и их личинок. При вспашке полей грачи ходят за трактором и поедают вредителей полей.

Следуя за плугом, в день  грач способен уничтожить до 400 червей.

2.  СКВОРЕЦ

Он прилетает каждый год.

Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

Селится рядом с человеком. Защитник наших садов и огородов. Семья  скворцов за день добывает

350 гусениц, жуков, личинок.

3. ТРЯСОГУЗКА
Трясогузка, Трясогузка
Полосатенькая блузка.
Я тебя весною жду -
Поселись в моем саду.
И за ставенкой резной
Свей гнездо своё весной.

Весной появляется к началу ледокола на реках. Гнездо устраивает в самых разнообразных, казалось бы, неподходящих местах: под мостом, около кочки, в поленнице дров. Очень подвижна. Целый день бегает и трясет хвостом, за что и получила свое название. Питается  насекомыми   с земли или взлетает в воздух.

4.ЛАСТОЧКА

Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
Гнезда устраивает на чердаках, сараях и под мостами. Гнездо имеет форму шара с боковым входом.

Корм ласточки добывают на лету.

Семья ласточек за лето уничтожает около 1 млн. насекомых.

5. КУКУШКА

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

- Ку-ку…Ку-ку,-

Не спит опушка.

А птицу эту звать…(кукушка).

-Как вы думаете, за что она получила свое название? Конечно за то, что она кукует. Во многих странах название этой птицы звучит, похоже. Чехи называют ее «кукачка», немцы «кукук», итальянцы   «кукуко».

- Ребята, что общего между этими птицами? (улетают в тёплые страны) Как эту группу птиц можно назвать? (перелётные)

Группа «Экологи» расскажут о другой группе птиц.

 – Что это за птицы? Зимующие

Синица

Кормится насекомыми, которых отыскивает на листьях, ветвях и стволах деревьев.

Зимой ее рацион составляют семена растений.

Сорока

Что знаете про сороку? Ее зовут «белобокой». Очень нарядная птица, да  характер неуживчивый. Вечно она кричит, ссорится.

Воробей

Самые многочисленные оседлые птицы. Ведут стайный образ жизни.

Птенцов выкармливают только насекомыми. Огромную пользу приносят  воробьи, очищая  поля, сады и огороды от вредителей.

Любит эта птица и семечки, и зерно, и ягоды.

Дятел

Лазающая птица, вся жизнь проходит на деревьях.

Питаются дятлы почти исключительно насекомыми и их личинками, отчасти семенами.

Людям необходимо помогать птицам в зимнее время года: делать кормушки и подкармливать птиц.

Группа «Орнитологи» Демонстрируют изображения птиц, определяют виды данных представителей.

Рассказывают всем о пролётных птицах: снегире и свиристели.

Группа «Математики»  

Комментируют решения задач.

Группа «Технологи»

Демонстрация моделей птиц группой «технологов»

  1. Подведение итогов

Птицы занимают значимое место в жизни человека.  Выполняют огромную роль  в природе.

Выделяют три группы птиц: перелётные, зимующие, пролётные.

По народным приметам птицы способны приносить счастье  в дом и дарить радость людям.

А закончить урок  хотелось бы  словами  М.Пришвина.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

-Как понимаете эти слова?

-Чем каждый из нас может помочь природе?

  1. Рефлексия

Что нового узнал на уроке? Пригодятся ли эти знания в дальнейшей жизни? Что вы считаете нужно запомнить?

Продолжи, пожалуйста, предложение:

Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать…

  1. Домашнее задание на выбор

1. Прочитать материал учебника, выполнить задание в тетради.

2. Приготовить ответы на вопросы викторины. (Вопросы викторины на карточках для всех желающих)

  1. Почему так называют птиц: зарянка, поползень, зяблик, лесной конек, горихвостка, кукушка, мухоловка, щегол, снегирь?
  2. Какая птица не выводит сама птенцов? Чем интересны маленькие кукушата?
  3. Какая самая быстролетающая птица?
  4. Какую птицу называют “лесным доктором”?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"

Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...