рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру Занкова составлена с учетом ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кантемировская средняя общеобразовательная школа № 2

Кантемировского муниципального района Воронежской области

«Утверждаю»

Директор школы                        /Толбин Ю.Н./

Приказ №          от «       »                            2013 г.

                             

                             

« Согласовано»

Зам.директора по УВР

 

                  /Бутурлакина Н.Н./

« Рассмотрено»

На заседании МО учителей начальных классов

Протокол №       от                       2013 г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО   ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 1 КЛАССЕ

(система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Разработала:

учитель начальных классов

Плужникова С.К.

2013-2014 учебный год

1.Пояснительная записка

к развернутому тематическому планированию по окружающему миру

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования(Приказ Министерства образования и науки № 373 от 6 октября 2009 года), примерной программы по учебному предмету «Окружающий мир » (Москва «Просвещение» 2011 год) и на основе авторской программы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир»

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного ведения в его важнейших взаимосвязей.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе –формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребенком опыта общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданином России в условиях культурного конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, ходе его изучения школьники овладевают основами практико - ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо – и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приручая детей рационально - научному эмоционально – ценностному достижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально –гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении , прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как4 свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно –научных и социально –гуманитарных знаний могут быть успешно , в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразное и общекультурное единство российского общества как важнейшего национальное достояние России. Таким образом курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», « Человек и общество», « Правила безопасной жизни».

2.Общая характеристика учебного предмета.

Особое структурирование содержания программы способствует решению поставленных задач курса.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости.

Предметом исследования школьников является единство неживой

и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается

в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на

проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией. Программа построена по принципу дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгийи трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) история открытия и познания природы Земли;

2) развитие человека и человеческого общества;

3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную

среду активизирует эмоциональночувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий.

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится: в первой четверти часов нет; со второй четверти по 2 часа в неделю. 25 недель учебных. Итого 50 часов в год. Из них неурочной формы деятельности 10 часов.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

-Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

- Человечество как многообразие народов, культур, религий.

- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.

- Семья как основа духовно нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности и культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

- Труд и творчество как отличительные черты духовного и нравственного развития личности.

- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровое физическое, психическое, духовно – и социально – нравственное .

- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко - культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;

- осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к к ее истории и культуре, в желании учувствовать в делах и событиях современной российской жизни;

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религии России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду;

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность , направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности , этики и этикета;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объек4тов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;

- сформированность целостного , социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально – гуманитарных дисциплин;

- умение наблюдать, фиксировать , исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- овладение основами экологической грамотности , элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- познание примеров национальных совершений, открытий, победонимание роли и значения родного края в природе и историко – культурном наследии России, в ее современной жизни;

- понимания особой роли России в моровой истории и культуре .

6. Содержание учебного предмета.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений

природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времен суток, рассвет, закат, дождь, гроза.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Красная книга России. Охрана природы родного края.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля –

планета; общее представление о форме и размерах Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений Значение воздуха для растений, животных, человека.

Значение воды для живых организмов. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, ископаемые, их значение в хозяйстве человека бережное отношение человека к полезным ископаемым.

Почва, ее значение для живой природы. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия необходимые для жизни растения. Деревья, кустарники, травы.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное

отношение человека к растениям. Растения родного отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика.

Животные, их разнообразие. Условия необходимые для жизни животных. Животные родного края,

названия и краткая характеристика на основе наблюдений. равнины, горы (общее представление, условные

обозначения на глобусе и географической карте). Единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы

Дикие и домашние животные. Роль животных в

природе и жизни людей, бережное отношение природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Дикорастущие и культурные растения.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт родного города (села). Правила пользования транспортом.

Наша Родина – Россия. Россия на карте. Москва – столица России. Россия – многонациональная

страна. Народы, населяющие Россию. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Уважительное отношение к своему и другим народам. Глобус как модель Земли. Географическая карта. Материки и океаны. Формы земной поверхности

Человек и природа

Человек – часть природы

Природа - источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Примеры явлений природы: смена времен года , снегопад ,листопад, перелеты птиц, смена времен суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители

растений и животных Красной книги.

Экскурсия. Наблюдения за осенними изменениями в природе.

Земля и солнце

Звезды и планеты, их отличия. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля

– планета. День и ночь. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг

Солнца как причина смены времен года.

Природа неживая и живая

Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искусственными предметами). Неживая и живая природа. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Водоемы родного края. Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).Дикорастущие и культурные растения (на примере растений. своей местности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (свет, тепло, воздух, вода, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений,

происходящих в природе, наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету.

Наша страна на карте и глобусе

Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план (общее знакомство). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Карта России.

Природа вокруг нас

Использование человеком богатств природы (солнце, ветер, вода, почва, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле. Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

                        Учебно – тематический план

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Окружающий мир: природа, общество, труд

7

2

Природа

17

3

Главная особенность Земли

9

4

Планета Земля

7

5

Современное человечество

10

Итого:

50 часа

                    Неурочные формы деятельности по окружающему миру

п/п

урока

Дата

Тема урока

Формы деятельности

план

факт

1.

2(1)

Школа.

 Экскурсия

по школе. Школа.

2.

5(1)

Что такое окружающий мир (экскурсия  в лес, парк)

Экскурсия Что нас окружает

3.

19(2)

Зависимость  растений от природных условий.

Растение и человек.

Поздняя осень. (Экскурсия)

Экскурсия в природу. Природа осенью. Растения и животные.

4.

13(2)

Знакомство с природой  родного края

(экскурсия на природу, в краеведческий музей)

Экскурсия. Природа родного края.

5.

15(2)

Живая природа

(экскурсия  на природу)

Экскурсия в зоопарк

6.

Экскурсия «Природа зимой»

7.

29(3)

Экскурсия в краеведческий музей

Земля рассказывает о себе. Экскурсия в краеведческий музей.

8.

45(5)

Люди разных  

Профессий

Воздействие человека  на окружающую среду

Экскурсия «Весна в природе»

9.

47(5)

Народы родного края

Транспорт и  связь

Практико-ориентированный проект «Мой родной поселок»

10.

48(5)

Что вы знаете о своей стране

Фоторепортаж

Итого:

10 часов

Содержание

курса

п/п

Дата

Тема урока

Возможные виды

деятельности

учащихся

Планируемые предметные

результаты

Стр.

план

факт

Предметные

метапредметные

личностные

Окружающий мир: природа, общество, труд

(7 часов)

Окружающий мир: природа, общество, труд

1(1)

Где мы живем?

Различение объектов города и села.

Соотнесение рисунков с действительностью

 Знакомство с правилами дорожного движения.

Ответы на вопросы

Ориентироваться в учебнике.

Уметь работать  с рисунком.

Ориентироваться  на странице.

Узнавать  объекты представленные на рисунке, понимать заданный вопрос, уметь отвечать на него  в устной форме. Воспринимать первичные сведения об  окружающем мире.

Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

Умение называть окружающие предметы и их признаки

Умение вступать в диалог.

Моделирование ситуаций поведения в школе: на уроке, перемене, при общении с одноклассниками, учителями, сотрудниками школы

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

2-3

Окружающий мир: природа, общество, труд

2(1)

Школа.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Знакомство с правилами поведения на уроке, перемене, столовой.

Ориентирование в здании.

Ознакомиться с нормами  поведения в школе, в общественных местах.

Формировать

понимание здоровьесберегающего поведения, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Умение называть окружающие предметы и их признаки.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение различать предметы и выделять их признаки.

Умение вступать в диалог.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение.

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Окружающий мир: природа, общество, труд

3(1)

Труд людей

Знакомство с разными  профессиями людей.

Участие в игре  «Угадай профессию».

Выяснение значения профессий для  общества.

Знание телефонов экстренной службы.

Понимание значения труда в жизни человека.

Иметь представление  о правилах  вежливого  общения. Осознавать  взаимозависимость  людей разных профессий.

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, на    содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика». Анализировать ситуации во время экскурсии и дороги домой с точки зрения безопасности.

Наблюдать предметы окружающего мира.

Работать в парах; давать оценку поведению школьников и окружающих людей.

Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

Окружающий мир: природа, общество, труд

4(1)

Безопасный  маршрут от  дома к школе (занятие на улице)

Проведение наблюдений за объектами  природы.

Соблюдение  правила поведения на дороге и улице.

Обсуждение  вопроса  о значимости  правил поведения  на дороге и улице.

Моделирование  и оценка  ситуации поведения на улице и общественных местах.

Работа со схемой «Безопасное движение  по дороге в школу»

Роводить несложное наблюдение  под руководством  учителя.

 Различать формы  поведения,  которые допустимы или недопустимы на улице и в других  общественных местах.

Понимать  необходимые  для школьника  знаки, символы дорожного движения

принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире;

слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь;

 

проявлять интерес к изучаемому материалу;

Развивать умение определять свое отношение к миру;

2-3

Т.№5,6

Окружающий мир: природа, общество, труд

5(1)

Что такое окружающий мир (экскурсия  в лес, парк)

Знакомство с правилами  поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности.

Называние окружающих предметов и их признаков.

Проведение наблюдений за природой собирание  природного материала.

Различать объекты  природы и предметы, сделанные человеком.

Развивать способность  к проведению  простейших  наблюдений за объектами  природы (под руководством учителя)

Устанавливать  взаимосвязь  между живой и  неживой природой.

Знать времена года

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

Окружающий мир: природа, общество, труд

6(1)

Природа  и ее изменчивость

Различие  объектов  и явлений природы.

Описание  иллюстрации  в учебнике с указанием  внешних признаков  времени года  и их характеристикой.

Сравнение рисунков.

Обсуждение  результатов  своих наблюдений, совместная  выработка правил участия в диалоге.

Выполнение заданий в учебнике.

Называть и описывать  объекты природы на основе внешних признаков. Наблюдать за осенними изменениями в природе.

 С помощью иллюстрации  устанавливать  различия в погоде, времени суток и временах года по внешним признакам

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4-5

Т.2,7,8

Окружающий мир: природа, общество, труд

7(1)

Природа – источник познания

Выделение  признаков объектов.

Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью  которых их  можно узнать .

Обсуждение пословиц.

Ориентирование в пространстве.

Рассказ о явлениях природы с опорой  на жизненный опыт.

Отгадывание загадок.

Ориентироваться в пространстве.

Описывать объекты наблюдения  с выделением  их признаков.

Использовать слова, обозначающие  направление, для определения местоположения объектов.

Понимать смысл мотивированных  фамилий

. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Уметь работать в парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успех

Выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

6-7

«ПРИРОДА» (17 часов)

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

8(2)

Вселенная или космос

Работа с рисунками в учебнике.

Формулирование выводов из  наблюдений.

Группировка объектов природы.

Объяснение причин явлений с использованием рисунков.

Моделирование ситуации «что произойдет  на Земле, если исчезнет солнце»

Формировать представление  о значении солнца для жизни на земле.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Способность радоваться успехам одноклассников.

Осознание ответственности человека за общее благополучие  жизни на планете.

8-9

Т.11

14

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

9(2)

Земля – планета Солнечной системы

Проведение несложных наблюдений(опыты с лампой и зеркалом)

Использование модели для описания явлений.

Формулирование  предварительного вывода об условиях , необходимых для  жизни  на Земле.

Проводить несложные  наблюдения  и ставить опыты.

 Исследовать простейшее оборудование.

Следовать инструкции и правилам техники безопасности при проведении  наблюдений и опытов .

Иметь представление  о связи между  сменой дня и ночи, временами года и движением земли

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану;

Способность к мобилизации сил и энергии; к преодолению препятствий;

слушать и понимать речь других; формировать свое мнение и позицию; договариваться и приходить к общему мнению;

развивать интерес к изучаемому материалу; проявлять самостоятельность и настойчивость в достижении цели; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;

10-11

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

10(2)

Значение воды на Земле

Характеристика свойств воды.

Проведение опытов.

Сопоставление  признаков объектов и органов чувств, с помощью которых  их можно узнать .формулирование выводов на основе наблюдений.

Формировать представления о значении воды на Земле, ее месте нахождения. Формулировать выводы по результатам  наблюдения  в ходе проведения опыта.

Определять внешние свойства  воды, понимать ее необходимость  для жизни на планете.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

12-13

Т.15,

17

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

11(2)

Значение воздуха на Земле

Проведение несложных опытов, которые доказывают, что воздух есть везде.

Формулирование выводов на основе наблюдений.

Высказывание своих точек зрения.

Знакомство с правилами здорового образа жизни.

Получить представление о воздухе, значение его  для жизни  на Земле.

Использовать собственный опыт, приобретенный в практической  деятельности.

Уметь делать выводы на основе результатов опыта

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Понимание взаимосвязи человеческой  деятельности  и природного мира.

14-

15

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

12(2)

Разнообразие природы Земли

Работа с глобусом , картой.

 Соотнесение рисунков с картой.

Знакомство с картинами  разных художников.

Работа с дидактическим материалом.

Предположение  о причинах  разнообразия природных условий нашей страны, о возможностях  обитания каких – либо животных  в различных средах.

Формировать представление о разнообразии и красоте  природы России, о зависимости  природного мира от местоположения на территории России.

Уметь описывать  животных и растения  местности, опираясь на  свой опыт, рисунок, иллюстрацию.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения

Развитие чувства знакомства прекрасного на основе знакомства с культурой.

16-17

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

13(2)

Знакомство с природой  родного края

(экскурсия на природу, в краеведческий музей)

Устанавливать связи между  особенностями  жизнедеятельности растений и животных  и временами года.

 Проведение групповых и самостоятельных  наблюдений  на экскурсии.

Соотнесение  природы родного края с природой России.

Участие в беседе.

Формулирование вопросов.

Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя.

Иметь представление  о взаимосвязи между  жизнедеятельностью и временами года.

Ознакомиться с особенностями природы родного края.

Умение поиска и выделения нужной информации

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

Развитие чувства знакомства прекрасного на основе знакомства с культурой.

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

14(2)

Неживая и живая природа

Различать объекты  живой и неживой природы, выделять признаки, присущие объектам  живой природы.

 Формировать  умение  проводить доказательства различий  живой и неживой природы, используя  результаты опытов, наблюдений.

Группировать объекты неживой природы по разным признакам. Определять образцы природы по фотографиям, рисункам.

Умение сравнивать и различать объекты живой,  неживой природы и объекты, созданные человеком.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Формирование бережного отношения к труду других людей.

18-19

Т.16,

18

25

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

15(2)

Живая природа

(экскурсия  на природу)

Наблюдать за птицами , насекомыми, млекопитающими, их передвижением, питанием , поведением.

Группировка объектов живой и неживой природы  по самостоятельно  выделенным  признакам.

Определение  растений и животных  на основе  иллюстрации. Моделей.

Различать  объекты живой и неживой природы : растения и  животных.

Сравнивать  объекты  живой природы на основе внешних  признаков и проводить  простейшую  классификацию изученных объектов природы

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

16(2)

Царства живой природы

Работа в группе  с

Дидактическим материалом с целью самостоятельно  разделить  объекты природы на группы:  растения,  животные, грибы.

Самостоятельное выделение  признаков  объектов  живой природы.

Оценка  работы одноклассников.

Составление и работа  со схемой

Сравнение объектов живой природы на основе  внешних признаков и проводить  простейшую классификацию изученных объектов природы.

Приводить примеры различных  царств  живой и неживой природы по заданию учителя с опрой на  схему - рисунок

Умение называть окружающие предметы и их признаки.

Умение вступать в диалог.

Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

20-21

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

17(2)

21,01

Растение.

Строение растений

Что относится к живой природе?

Уметь различать объекты живой и неживой природы.

 Знать признаки, присущие объектам живой природы

Научатся различать объекты живой и неживой природы.

Выделять признаки, присущие только объектам живой природы.

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

Установка  на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

22-23

Т.19

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

18(11)

24.01.14

Разнообразие растений по внешней форме( экскурсия на  школьный участок)

Описание внешнего вида растений.

Наблюдение  за сезонными  изменениями, происходящими в природе.

Выделение  существенных признаков  растений.

Сравнение и различие  деревьев, кустарников и трав.

 Различать растения – деревья, кустарники, травы. Приводить  примеры.

Выделать существенные признаки  растений.

умение услышать и удержать учебную задачу перерабатывать полученную информацию,

делать выводы в результате совместной работы всего класса

 задавать вопросы, обращаться за помощью,

осуществлять взаимный

контроль, оказывать взаимную помощь

Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура

22-23

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

19(2)

28.01.14

Зависимость  растений от природных условий.

Растение и человек.

Поздняя осень. (Экскурсия)

Соотнесение объектов  природы с условиями  природы. Установление простейших  причинно -  следственных связей.

Работа по формированию  научного понятия.

Определять чем отличаются друг от друга растения на улице?

 Формировать правильное научное понятие «растение». Уточнить понятия «дерево, кустарник, травянистое растение», выделить их существенные признаки, части.

Установить простейшие причинно -  следственные связи

Приводить примеры взаимосвязи внешнего вида растений с природными условиями.

Установление связи между человеком и природой, и растениями использовать их для объяснения необходимости  бережного отношения к природе.

Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя. Иметь представление о взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и временами года. Ознакомятся  с

особенностями природы родного

края

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

 ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

вести устный диалог.

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

 ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

вести устный диалог.

Мотивация учебной деятельности.

24--25

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

20(2)

31.01.14

Практическая работа. Выращивание гороха или фасоли из семени

Определять как как вырастить горох, фасоль из семени?

Научить правилам выращивания гороха, фасоли из семени

Научатся определять и

находить части растений

Научатся различать:

деревья, кустарники,

травянистые растения

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

 ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

 вести устный диалог

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

Т.17

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

21(2)

04.02.14

Животные

Разнообразие растений и животных

Ознакомиться   понятие «животное».

Описывать, сравнивать животных.

Приводить примеры различных видов животных группами животных: насекомыми, рыбами,

птицами, млекопитающими,

земноводными,

паукообразными ,

моллюсками,

пресмыкающимися.

Формировать

Сравнение  растений и каких животных

 Описание животных  свойств местности   Обобщить знания детей о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий окружающей

Знать каковы отличительные

признаки каждой группы

животных?

Различать существенные признаки групп животных.

Учить учащихся классифицировать объекты живой природы.

  Уметь приводить примеры представителей животного мира.

Познакомятся с разнообразием

растения и животных,

зависимостью от условий окружающей среды

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

вести устный диалог

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

 поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура

26-27

Т.

28-29

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

22(2)

07.02.14

Природа и человек

Земная поверхность.

Определение как человек может повлиять на природу?   Показать зависимость человека от природы, его воздействие на неё. Формировать поведение и разумное использование природных богатств. Познакомить с Красной книгой.

Определение какие богатства есть

в недрах земли?

Познакомить с понятиями «почва» и «полезные ископаемые», выяснить значение земной твёрдой оболочки, почвы для животных, растений и человека.

Увидят зависимость человека от природы.

Будут разумно использовать природные богатства нашей страны.

Познакомятся со значением земной твердой оболочки, почвы для животных,

растений и человека

определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем

перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать

предметы и их образы

задавать вопросы, обращаться за помощью,

осуществлять взаимный

контроль, оказывать взаимную помощь

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

 задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формирование адекватной самооценки.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

30

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

23(2)

11.02.14

Труд человека.

Составление рассказа по рисунку.

Сравнение  предметов старины с современным.

Объяснение зачем человек изобрел машину?

Созидательная и развивающая роль труда в жизни человека и общества.

Рассказ о профессии родителей детьми.

Осознание уч-ся, что труд не только улучшает условия жизни чел-ка, но и является источником его духовного, умственного и волевого развития

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

Формирование адекватной самооценки.

32-33

Т.35,

48

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

24(2)

14.02.14

Красота природы

(проверочная работа)

Классификация  изученных объектов  природы по заданию и самостоятельно  выделенным признакам, приведение примеров.

Участие в диалоге, обсуждение проблем.

Оценивать результат приобретенных  умений и навыков и знаний

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

 ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

 вести устный диалог

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

34

Планета Земля (7часов)

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

25(3)

18.02.14

Модели и изображения Земли.

Работа с глобусом физической картой.

Откуда мы знаем, какая наша Земля?

Работа  с глобусом – моделью Земли.

Дать представление о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества.

Ознакомить с расположением географических объектов на глобусе.

Научатся «читать»

условные обозначения

на  глобусе,

находить географические объекты

умение услышать и удержать учебную задачу

перерабатывать полученную информацию,

делать выводы в результате совместной работы всего класса задавать вопросы, обращаться за помощью,

осуществлять взаимный

контроль, оказывать взаимную помощь

Мотивация учебной деятельности.

36-37

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

26(3)

28.02.14

Географическая карта

Азбука географии

Работа с глобусом физической картой

Выяснить, что такое географическая  карта?

Познакомить с

различными картами (физической картой полушарий, физической картой России, области). Выяснить названия карт.

Работа с глобусом физической картой.

Выяснить, почему такая разная

окраска на карте?

 Уточнить представления об обозначениях и цветовой окраске карты, учиться читать географические знаки, видеть разницу между различными географическими объектами

Познакомятся с географической картой, развивать умение читать условные обозначения

Получить представления о цветовой окраске карты.

применять установленные правила

перерабатывать полученную информацию

 слушать и понимать речь других, задавать вопросы

преобразовывать практическую задачу в познавательную. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

 Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

38-39

40-41

27(3)

04.03.14

Тепловые пояса Земли

Работа с глобусом физической картой.

Участие в игре «Путешествие по тепловым поясам Южного и Северного полушарий.»

Показать

какие существуют тепловые пояса?

 Прослеживание за  изменениями  времен года.

Научатся находить

тепловые пояса.

Получат представление

о  различиях в природе и жизни людей в разных тепловых поясах

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

 поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности.

42-43

Т.31

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

28(3)

07.03.14

Облик Земли постоянно меняется

История одной местности

Работа с глобусом физической картой.

Выявить какой была наша планета в далекие времена?

Дать представление о том, какие глобальные изменения происходили на Земле много лет тому назад.

Работа с глобусом физической картой.

Выявит, какие изменения природы, климата происходили в Москве?

Сформировать представление о Москве как столице России. Показать изменения, которые происходили с Москвой, от древней до современной. Обозначить тему изменения Земли и в настоящее время.

Сформировать понимание того, что изменчивость- основное св-во неживой и живой природы.

Ознакомятся с географической картой полушарий

Уметь наблюдать за природой, окружающим миром. Знать, что Москва – столица России.

Познакомятся с историей возникновения

Москвы

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

вести устный диалог

Формирование адекватной самооценки.

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

44-45

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

29(3)

11.03.14

Экскурсия в краеведческий музей

Выяснить, чем знаменит мой город?

Познакомить с историей родного поселка природой

Познакомятся с историей родного поселка

определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем

перерабатывать полученную информацию.

задавать вопросы, оказывать взаимную помощь

Формирование адекватной самооценки.

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

30(3)

14.03.14

Разнообразие природы Земли.

Представление о тепловых поясах Земли.

Оценка знаний.

Ориентирование  в пространстве и времени.

Работа с глобусом физической картой.

Обобщить и систематизировать знания уч-ся, полученные

 на предыдущих уроках

Научить ориентироваться

в пространстве и во времени.

Обсуждение ответов  на поставленные вопросы в учебнике.

Моделирование   и оценка  различных  использования  слов, показывающих  направление .

Ориентирование  в пространстве и времени .

Определение и времени по часам.

Оценят результат приобретенных умений и навыков

Приобретут навыки ориентирования

в пространстве и во времени

применять установленные правила

перерабатывать полученную информацию

слушать и понимать речь других, задавать вопросы

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

задавать вопросы, обращаться за помощью.

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

50-

51

Т- 2

10,11,59

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

31(3)

18.03.14

Как открывали новые земли

Выявить, каким образом люди узнавали о новых землях?

Познакомить с понятием «путешествие», значение путешествий в жизни людей.

Закрепить первоначальные сведения о карте и условных обозначениях

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности.

52-55

Главная особенность Земли (9 часов)

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

32(4)

21.03.14

Появление и развитие жизни на

Земле

Появление и развитие жизни на

Земле

Извлечение информации из разных источников и обмен опытом с одноклассниками.

Различие  прошлого, настоящего и будущего.

Знакомство с этапами  развития  жизни на Земле.

Познакомить с этапами развития жизни на Земле, названиями древних животных

Определение условий , необходимых для  жизни.

Знакомство  с этапами  развития жизни на земле.

Описание  внешности  животных по  иллюстрациям.

Подготовка сообщения  о динозаврах.

Познакомятся с этапами

возникновения жизни на Земле

Иметь представления о постоянном изменении жизни на земле.

Познакомятся с

некоторыми видами древних животных

определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем

перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать

предметы и их образы

задавать вопросы, обращаться за помощью,

осуществлять взаимный

контроль, оказывать взаимную помощь

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

вести устный диалог

Формирование адекватной самооценки

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

2-5

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

33(4)

Древние растения и животные

Выявить,  какие птицы обитали

раньше на планете Земля?

Определиться  с некоторыми видами древних животных, выяснить причины гибели одних и выживание других.

Познакомятся с

некоторыми видами древних животных

применять установленные правила

перерабатывать полученную информацию

слушать и понимать речь других, задавать вопросы

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

6-8

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

34(4)

Современные растения и животные

Древняя и современная природа Земли

Сравнение  современного  животного  и древнего, современного растения и древнего.

 Сравнение объектов  живой и неживой природы.

Самостоятельная группировка  животных и растений на современные и древние.

Сравнение  современного  животного  и древнего, современного растения и древнего.

 Сравнение объектов  живой и неживой природы.

Научатся сравнивать

древних и современных животных.

Уметь группировать древние и современные растения и животные

Уметь группировать древние и современные растения и животные

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

задавать вопросы, обращаться за помощью.

определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем

перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать

предметы и их образы

задавать вопросы, обращаться за помощью,

осуществлять взаимный

контроль, оказывать взаимную помощь

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

9-11

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

35(4)

Растительноядные и  хищные

животные

Объединение  животных в группы по заданному признаку.

Установление  связи между  образом жизни  и типом питания животных.

Работа в группе: выделение  признаков хищных  и растительноядных животных.

Самостоятельное приведение примеров.

Обсуждение правил поведения  с незнакомыми животными.

Научатся выделять

во внешнем строении

животных признаки,

указывающие на способ питания

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

12-13

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

36(4)

Становление человека. Предки человека.

Человек становится

охотником

и кочевником

Определить, были ли похожи первые люди на современных людей?

Показать учащимся, что изменения происходили и происходят в природе и с человеком.

Анализ рисунков .

Сравнение  конечностей  животного с рукой человека и формулирование выводов

На основе  анализа рисунков  установление причин изменений  в образе жизни человека.

Обсуждение  вопросов.

Извлечение  необходимой информации из рисунка.

Называние объектов, сделанных человеком.

Выстраивание устного высказывания.

Познакомятся с изменениями, происходящими с природой и человеком

Познакомятся со способами охоты  древнего человека и изменениями, происходящими с ним

Анализировать  совершенствование  орудий труда.

Различать  понятия « орудие» и «оружие»

Слышать и формулировать  ответы на поставленные вопросы. Участвовать обсуждении.

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

вести устный диалог

применять установленные правила

перерабатывать полученную информацию

слушать и понимать речь других, задавать вопросы

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

14-15

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

37(4)

Человек прямоходящий

Сравнивание внешнего  строения предков человека на разных этапах его развития.

Сравнение условий  обитания и видов занятий тех и других.

 Исследование изменения  орудий труда с древних времен до сегодняшнего дня.

Приведение примеров инструментов, используемых  дома.

Познакомятся с этапами

развития древнего человека

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

16

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

38(4)

Орудия труда

Жить родом и племенем

Ознакомление учащихся с  помощью чего охотились древние люди?

Дать представление  о орудиях труда древнего человека, сравнить их с современными.

Работа с текстом  и иллюстрациями учебника.

Выстраивание  устного  высказывания.

На основе анализа иллюстрации формулирование выводов  о зарождении живописи, музыки, танца.

Извлечение из дополнительных источников знаний необходимой информацией и обсуждение  полученных сведений.

Познакомятся с орудиями труда древнего человека

Анализ образа жизни  предков человека  на разных этапах его жизни.

Соотносит древнее орудие  труда  с современным.

Получить представление  о материалах, из которых изготавливают  орудие труда.

Познакомятся с понятием «родовой строй»

Получить общее представление о родовом строе.

Развивать  наблюдательность.

 Ознакомиться  на практическом уровне  с понятием «дикое животное», «домашнее животное»

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

вести устный диалог

Мотивация учебной деятельности.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

16-19

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

39(4)

Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки.

Сравнение  домашних животных и их  диких предков.

Определение причин, пробудивших человека заняться

Одомашниванием разных животных.

Различение профессии, связанных с сельским  хозяйством.

Классификация  животных.

Систематизировать знания об одомашнивании животных, уметь выделять признаки домашнего животного

определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем

перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать

предметы и их образы

задавать вопросы, обращаться за помощью,

осуществлять взаимный

контроль

Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура

19-20

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

40(4)

Начало оседлой жизни

Земля рассказывает

о себе

Сравнение  домашних животных и их  диких предков.

Определение причин, пробудивших человека заняться

Одомашниванием разных животных.

Различение профессии, связанных с сельским  хозяйством.

Классификация  животных.

Обобщить знания учащихся о развитии Земли и жизни на ней, познакомить с профессиями – археологи, палеонтологи, историки.

Иметь представление об оседлом образе жизни.

Систематизировать свои знания о развитии Земли. Учиться оценивать свои рассуждения, ответы. Иметь представление об археологии, палеонтологии. 

применять установленные правила

перерабатывать полученную информацию

слушать и понимать речь других, задавать вопросы

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

задавать вопросы, обращаться за помощью.

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету-

21-23

Современное

Человечество

(10 часов)

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Современное человечество.

 Человек и общество

41(5)

Кто такие «мы»

Побудить учащихся к рассуждению о месте, назначении человека на Земле; выяснить какие причины влияют на эволюцию в жизни общества.

Установление связи современной жизни человека с предшествующими этапами его развития.

Ответы на вопросы.

Определение  зависимости  человека от окружающего мира.

Осознание того, что каждый – член семьи, гражданин  России, всего человечества.

Учиться правилам поведения в общественных местах, иметь понимание того, что человек должен жить в гармонии с природой. Иметь представление об обществе.

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

26-

27

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Современное человечество.

 Человек и общество

42(5)

Мы – разные по возрасту и внешнему виду

Особенности  жизни людей в разных природных  условиях.

Работа с иллюстративным материалом.

Рассказ по рисунку о людях различных рас.

Знакомство с  основными  моральными  нормами поведения.

Подготовка рассказа о семье.

Сравнение рисунков: как условия жизни влияют на занятия, привычку, одежду, жилище, еду человека.

Установление взаимосвязи между природными  условиями и образом жизни человека, его занятия.

Узнает о составляющих общества, их взаимосвязях. 

Будут иметь представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы.

Активизировать понятия:  тепловые пояса,  природные условия, времена года,  растения, животные.

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

вести устный диалог

определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем

перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать

предметы и их образы

задавать вопросы, обращаться за помощью,

осуществлять взаимный

контроль, оказывать взаимную помощь

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

28-29

Т.30-31

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Современное человечество.

 Человек и общество

43(5)

Люди живут в разных странах

Обычаи разных народов

Нахождение на  карте стран, которые указаны в учебнике и названы учителем.

Различия по заданным  признакам: на карте, по рисунку.

Подготовка сообщения  о своей стране с использованием иллюстраций и детской литературы, или изображения национального костюма.

Анализ обычаев  своей местности с помощью взрослых.

 Извлечение информации из дополнительных источников о традициях, обычаях, кухне, .

Подготовка  небольших сообщений о любимых праздниках, о том как их отмечают.

Познакомятся с многообразием стран на земле и их особенностями. Учиться сравнивать и анализировать. Развивать умение пользоваться картой

Познакомятся с обычаями некоторых

государств, обычаями своей страны

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

Мотивация учебной деятельности.

32-33

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Современное человечество.

 Человек и общество

44(5)

Мы живем в разном времени суток

Демонстрация движения Земли вокруг своей оси и его связи  со сменой дня и ночи.

Наблюдение за  движением стрелок часов.

Определение времени суток.

Работа с иллюстрациями учебника.

Работа с графической информацией.

Уметь определять время по часам. Расширить представления  о том, как раньше определяли время.

Познакомятся с часовыми поясами

Формировать представление учащихся о том, что на Земле нет единого времени в данный момент.

применять установленные правила

перерабатывать полученную информацию

слушать и понимать речь других, задавать вопросы

Формирование адекватной самооценки.

34-35

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Современное человечество.

 Человек и общество

45(5)

Люди разных  

Профессий

Воздействие человека  на окружающую среду

Наблюдение, соотнесение соответствующей профессии с рисунком.

Объяснение  значения профессий.

Обсуждение качеств личности, необходимой для той или другой профессии.

Подготовка  сообщения о профессии своих родителей.

Установление связи между деятельностью человека и природой.

Формулирование выводов о воздействии  человека на  природу на основе анализа рисунка в учебнике.

Формулирование  ответов на вопросы с использованием текста.

Совместное составление схемы правил поведения в лесу, на водоеме, на дороге.

Познакомятся с разнообразием профессий, выявить

значение разных профессий для общества

Научится устанавливать

последствия загрязнения окружающей природы,

бережного отношения к природе

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

вести устный диалог

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

36-39

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Современное человечество.

 Человек и общество

46(5)

Российская Федерация – страна, в которой мы живем.

Работа с глобусом и картой.

Выполнение практической работы.

Прослушивание гимна.

Работа с иллюстрациями  флага, герба, столицы, достопримечательностей городов России.

Узнает государственную символику Российской Федерации и своего региона

умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

формирование умения поиска и выделения нужной информации

умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассникам

40,41,54.

Т.53,

54,55.

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Современное человечество.

 Человек и общество

47(5)

Народы родного края

Транспорт и  связь

Как связываются люди между собой на планете

Творческая работа на основе  дополнительного материала о народах родного края.

Знакомство с видами транспорта.

Работа с картой.

Использовать  различные материалы для описания народов родного края

Знать виды транспорта и их назначение. Знать,  что означают дорожные знаки. 

Знать сигналы светофора, правила перехода улиц и дорог. 

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

задавать вопросы, обращаться за помощью.

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Формирование адекватной самооценки.

42-43

Т. 58,52

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Современное человечество.

 Человек и общество

485)

Что вы знаете о своей стране

знакомство с богатством и уникальностью природы России, учить видеть географические объекты, правильно их показывать.

Знать о природе и народах своей страны. 

Уметь пользоваться картой, дополнительной литературой

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету

44-45

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Современное человечество.

 Человек и общество

49(5)

Как жили наши предки

Жизнь современного человека

Познакомить с бытом древних славян, их одеждой, жильём, трудовой деятельностью.

Работа с картой

Что придумали люди для того, чтобы порядок и люди могли мирно существовать?

Познакомить с правилами поведения в общественных местах, улице, школе.

Иметь представление об образе жизни восточных славян

Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

Познакомятся  с некоторыми правилами в общественных местах , будут  достойными гражданами России, умеющие вести себя в обществе.

учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике

поиск и выделение необходимой информации

задавать вопросы, обращаться за помощью

определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем

перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать

предметы и их образы

задавать вопросы, обращаться за помощью,

осуществлять взаимный

контроль

Формирование адекватной самооценки

Мотивация учебной деятельности.

46-51

Природа.

Человек и природа

Планета Земля

Человек и природа.

Становление человека.

 Человек и общество

Современное человечество.

 Человек и общество

50(5)

Обобщающий урок «Проверь себя».

Всё ли я знаю?

Проверочная работа

Оценить и адекватно  воспринимать  оценку результатов приобретенных  умений и знаний.

умение услышать и удержать учебную задачу

перерабатывать  полученную информацию: делать -выводы в результате совместной работы всего класса

донести свою позицию до других

Мотивация учебной деятельности.

52-53

Итог: 50 часов

8. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.

Наименование объектов и средств  материально – технического обеспечения

количество

примечания

Библиотечный фонд (книгопечатания  продукции)

Примерная  основная образовательная  программа  образовательных учреждений

д

Примерная программа по окружающему миру

Дмитриева, Н. Я., Казаков, А.Н.

- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

д

Дмитриева, Н. Я., Казаков, А.Н. Окружающий мир: учебник для

1 класса, в двух частях.- Самара: Корпорация « Федоров», 2011,2012

к

Дмитриева, Н. Я., Казаков, А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса.- Самара: Корпорация « Федоров», 2011,2012

к

Дмитриева, Н. Я., Казаков, А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир»1-2 классы- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

д

Печатные пособия

Таблицы.

д

Технические средства обучения

1.Классная доска

д

2.Компьютер

д

Экранно – звуковые пособия

Аудиозаписи художественного  исполнения изучаемых произведений

д

Игры

1.Настольные развивающие игры

д

Оборудование класса

1.Ученические столы с комплектом стульев

к

2. Стол учительский

к

3. Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов.

к

4. Подставки для книг

к

 

9. Планируемые результаты изучения  учебного предмета

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Личностные универсальные учебные действия

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-        представление о причинах успеха в учебе;

-        интерес к учебному материалу;

-        этические   чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

-        знание основных моральных норм поведения

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-        первичные   умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-        представления о русском языке как средстве межнационального общения;

-        представления о своей этнической принадлежности.

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую   этапу обучения;

-        понимать выделенные учителем     ориентиры действия в учебном материале;

-        проговаривать вслух последовательность производимых   действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-        первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

-        в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-        осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

-        понимать знаки, символы,  модели,   схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-        анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

-        осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

-        проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

-        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-        обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

умению смыслового восприятия    познавательного текста;

-        подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобгцения   (например: природа, живая - неживая, животные - растения и т.д.);

-        проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные действия

        

принимать  участие в работе парами и группами;

-        допускать существование   различных  точек зрения;

-        договариваться, приходить к общему решению;

-        использовать в общении правила вежливости.

принимать   другое мнение и позицию;

-        формулировать собственное мнение и позицию;

-        строить понятные для партнера высказывания;

-        задавать вопросы;

-        адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных  задач.

Предметные результаты

Человек и природа

различать   объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

-        различать   объекты природы и предметы, сделанные человеком;

-        сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

  • различать и называть основные части растений;
  • узнавать растения -деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
  • использовать иллюстративный определитель растений и животных.
  • проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила

  • взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы,

соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

-        описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Человек и общество

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

различать прошлое, настоящее и будущее;

-        определять родственные связи в семье;

-        соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками  в   официальной    обстановке школы;

-        использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

-        находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России

-        Москву, свой регион и его главный город


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...