Рабочая программа, ООМ, УМК Гармония, 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

АРАКЕЛОВА ЭЛЕОНОРА СЕРГЕЕВНА

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ООМ, 1 класс, УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._oom.docx71.22 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема

У М К «Гармония»

Окружающий мир ( 64 ч.)

1 класс

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

№ задания

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1

1

День знаний. Мир велик и прекрасен

Знать:

 функции условных обозначений учебника;

– чем примечателен день 1 сентября.

Уметь объяснять значение понятий «объекты и явления природы»

Создать условия для развития у школьников  основных психических процессов – памяти, внимания, образного   мышления; мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;  развития умения кратко излагать свои мысли  устно  и  письменно.

Развития  фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Обогащать словарный запас детей.

Приобщить учащихся к соблюдению режима дня  с целью физического развития и  привития навыка ведения здорового образа жизни

Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

Организовать деятельность учащихся направленную на формирование умения различать группы живых организмов,  видеть общие и специфические особенности растений и животных.

Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе.

Организовать деятельность учащихся направленную на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;   на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации; на умение разрешать поставленные проблемы.

Учить доброте, заботливому отношения ко всему живому, ответственному  и действенному отношению к природе, потребности охранять природу, знать её законы

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;

Учить  работать сообща и дружно с одноклассниками;

Воспитать  чувство ответственности и  учить осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

Приучать аккуратности, усидчивости, прилежанию, любознательности;

Расширять кругозор детей

Развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей.

Развивать умение находить и пользоваться различными источниками информации.

Научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;

Учить применять полученные знания в жизни.

Способствовать развитию умений пользоваться дополнительной литературой.

Доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье;

Воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное;

Учить усвоению норм и правил экологически обоснованного взаимодействия окружающим миром.

расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, которые специально занимаются разработкой и осуществлением мер по охране природы в  нашей стране;

1

День знаний

Ч.1 (С. 4-5)

02.09

2

2

Основы безопасности жизнедеятельности.

Безопасность. Город, в котором мы живём

 Знать:

– режим школьника;

– основные правила личной гигиены;

– обозначения школьных вывесок

1

06.09

3

3

Мы теперь не просто дети

Уметь:

 анализировать
рисунок;

– отвечать на вопросы;

– обозначать предметы условными знаками;

– рассказывать о себе

1

Мы теперь не просто дети…

Ч.1 (С.6-7)

09.09

4

4

Путешествие по школе.

ОБЖ. Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация

Уметь:

– наблюдать, что и где расположено в здании школы (какие помещения) и для чего (что делают ученики и учителя в кабинетах, спортзале, медпункте, библиотеке и др.);

– анализировать рисунок и составлять по нему рассказ;

– доказывать, почему необходимо соблюдать личную безопасность

1

Путешествие по школе

Ч.1 (С.8-9)

13.09

5

5

Азбука культурного поведения

Знать какого человека называют культурным. Что надо делать, чтобы стать культурным ребёнком?

1

Азбука культурного поведения

Ч.1 (С.10-13)

16.09

6

6

Режим дня школьника

Знать, что надо делать, чтобы всё успевать и при этом не устать

1

Режим дня школьника

Ч.1 (С.14-15)

20.09

7

7

ОБЖ. Безопасность на улице Наиболее безопасный путь в школу и обратно

Знать группы дорожных знаков и их назначение

Знать правила перехода улиц, безопасного обхода городского транспорта

1

Безопасный путь

Ч.1 (С.16-19)

23.09

8

8

Мы теперь ученики…

Знать, что значит быть прилежным учеником

1

Мы теперь –ученики…

Ч.1 (С.20-23)

27.09

9

9

Школьные принадлежности

Знать, чем отличается учебник от рабочей тетради. Что указывают условные знаки учебника и рабочей тетради.

1

Школьные принадлежности

Ч.1 (С.24-27)

30.09

10

10

Динь, динь, динь! – звенит звонок

Знать:

– азбуку ученика;

– понятия «распорядок занятий», «расписание».

Уметь:

 составлять расписание уроков;

– готовить необходимые принадлежности к урокам

1

С.28-30

04.10

Окружающий мир и его изучение (7 ч)

11

1

Как изучают природу

Знать, какие существуют источники знаний об окружающем мире.

Уметь:

– определять и сравнивать, на что похожи схемы;

– соотносить приборы

с органами чувств

1

С.32-36

07.10

12

2

Твои верные помощники – органы чувств

Знать, как человек собирает информацию об окружающих его предметах.

Что значит «видеть», «слышать», «осязать». Какие признаки и свойства предметов помогают узнавать разные органы чувств.

1

Твои верные помощники

Ч.1 (С. 36-41)

11.10

Окружающий мир и его изучение (7 ч)

13

3

Гигиена органов чувств

Знать, какие действия могут навредить здоровью органов чувств. Каковы правила ухода за глазами, ушами, носом.

Уметь соблюдать правила личной гигиены

1

14.10

14

4

Признаки предметов

Знать, чем могут отличаться предметы. Что значит «рассказать о предмете». Какое описание предмета можно считать более полным.

1

Признаки предметов

Ч.1 (С.42-47)

17.10

15

5

Сходства и различия предметов

Знать, что значит «сравнить предметы». Как правильно выбрать признак для сравнения. Как объединяют предметы в группы.

Уметь сравнивать и группировать предметы по разным признакам

1

Что нас окружает

Ч.1 (С.48-52)

21.10

16

6

ОБЖ. Как правильно переходить дорогу

Уметь руководствоваться правилами в реальных ситуациях на дороге

1

15.10

17

7

Экскурсия. Что нас окружает

Уметь:

– рассказать о работе

органов чувств;

– разделять на группы объекты живого и неживого в природе, изделия, сделанные человеком

1

28.10

Разнообразие и красота растений (19 ч)

Разнообразие и красота растений (19 ч)

Разнообразие и красота растений (19 ч)

18

1

Многообразие растений

Уметь:

– распределять представителей растений по группам;

– определять, какие деревья растут в родном дворе, чем они различаются;

– находить «лишний» рисунок и объяснять свое решение;

– соотносить разные растения с изображениями тех мест, где они растут

1

Многообразие растений

Ч.1 (С54-57)

11.11

19

2

Строение растений

Растения- живые существа

Ч.1 (С58-61)

15.11

20

3

Растения живые существа

18.11

21

4

Деревья твоего двора.. Экскурсия в парк

ОБЖ Сигналы регулирования дорожного движения

1

В гости к деревьям

Ч.1 (С62-65)

22.11

22

5

Листвы прощальная краса

Творческая работа. Изготовление гербария

1

Листвы прощальная краса

Ч.1 (С66-69)

25.11

23

6

Хвойные деревья и их разнообразие

Знать, какие деревья называют хвойными. Где созревают их семена. Чем различаются хвойные деревья. Каков их вид в разные времена года.

1

Зимой и летом одним цветом

Ч.1 (С70-73)

29.11

24

7

Кустарники, их строение и многообразие

Знать, по какому признаку объединяют растения в группу «кустарники». Имеет ли значение высота растения. Все ли кустарники лиственные.

Уметь:

- кустарники отличать от деревьев.

1

Кустарники и травы

Ч.1 (С74-78)

02.12

25

8

Травянистые растения

Знать, чем травянистые растения отличаются от кустарников

Уметь различать некоторые виды травянистых растений

1

06.12

26

9

ОБЖ. Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный переход»

Знать сигналы светофора, группы дорожных знаков, их назначение.

Уметь:

– называть дорожные знаки по показу картинок с их изображением;

– размещать на макете улиц и дорог нужные знаки

1

09.12

27

10

Растения в жизни человека

Знать, какое значение имеют деревья в жизни людей. Как сохранить деревья.

1

Вторая жизнь дерева

Ч.1 (С80-83)

13.12

28

11

Ягодная поляна

Знать:

– группы растений;

– несколько видов полевых и садовых цветковых растений;

– культурные растения поля, сада и огорода;

– некоторые лесные ягоды своего края
(в том числе и ядовитые).

Уметь:

– различать объекты живой природы и рукотворной;

– словесно описывать растения;

– различать дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травянистые растения, хвойные и лиственные

1

Ягодная полянка

Ч.1 (С84-87)

16.12

29

12

Лекарственные растения

ОБЖ. Мы – пассажиры

1

Зелёная аптека

Ч.1 (С88-91)

20.12

30

13

Экскурсия

ОБЖ. Правила поведения в транспорте

1

23.12

31

14

Удивительные растения мира

Знать, зависит ли строение растения от условий его жизни. Чем могут быть примечательны разные растения мира.

1

Удивительные растения мира

Ч.1 (С92-95)

27.12

32

15

Проверочная работа

1

10.01

33

16

Культурные растения

Знать, какие растения называют культурными и почему. Где выращивают культурные растения. В каких случаях они теряют свои свойства. Какие растения называют сорняками

Уметь различать некоторые виды культурных растений, отличать их от диких

1

Культурные растения

Ч. .II (с.4-5)

13,01

34

17

Викторина. Растения сада и огорода

Знать об особенностях

и значении крестьянского труда.

Уметь:

 определять плоды овощей (огородные) и фруктов (садовые);

1

Во саду ли, в огороде

Ч. .II (с.6-7)

17.01

35

18

Растения поля

Знать, какие культуры выращивают в поле. Чем различаются зерновые культуры. Из каких растений делают продукты питания, ткани.

Уметь отличать растения поля и луга

1

Что выросло в поле

Ч. .II (с.8-11)

20.01

36

19

Декоративные растения

Знать, для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах. Какие растения называют комнатными. Что надо знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях.

Уметь ухаживать за комнатными растениями

1

Природы милое творенье

Ч. .II (с.12-16)

24.01

Царство грибов (3 ч)

Царство грибов (3 ч)

Царство грибов (3 ч)

37

1

Многообразие грибов

Уметь выполнять
лепку грибов из пластилина

1

Многообразие грибов

Ч. .II (с.18-21)

27.01

38

2

Съедобные и ядовитые грибы. Практическая работа. Изготовление грибов из пластилина

1

В лес по грибы

Ч. .II (с.22-23)

31.01

39

3

Удивительные грибы

Знать группы съедобных и несъедобных
грибов.

Уметь сортировать
и различать грибы

1

Удивительные грибы

Ч. .II (с.24-26)

03.02

Разнообразие и красота животных (25 ч)

Разнообразие и красота животных (25 ч)

Разнообразие и красота животных (25 ч)

40

1

Многообразие животных

Знать группы животных: дикие и домашние, по 2–4 представителя млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся.

Уметь:

– различать группы животных, называя некоторые внешние отличительные признаки;

– сравнивать, анализировать, обобщать, выделять связи между животными и растениями

Знать о приспособленности разных птиц к среде обитания, птиц родного края, о пользе птиц растениям, человеку

1

Многообразие животных

Ч. .II (с.28-31)

07.02

41

2

Млекопитающие и их разнообразие

1

В гости к млекопитающим

Ч. .II (с.34-39)

17.02

42-44

3-5

Многообразие птиц

Размножение птиц

Удивительные птицы

3

В семье друзей пернатых

Ч. .II (с.40-45)

21.02

24.02

28.02

45

6

ОБЖ. Особенности движения по мокрой и скользкой
дороге

1

Забота о потомстве

Ч. .II (с.46-47)

03.03

46

7

ОБЖ. Где можно и где нельзя играть

Знать общественные места, опасные для игр.

Уметь выполнять
правила

1

Удивительные птицы

Ч. .II (с.48-53)

07.03

47-48

8-9

Маленькие
непоседы

Общественные насекомые

Знать существенные признаки насекомых, объяснить, почему насекомых назвали непоседами

Знать о жизни муравьев и пчел, чем опасна встреча с пчелами. 

Уметь:

– удивляться обычному;

– уважать своих маленьких помощников;

– беречь полезных
насекомых

2

Маленькие непоседы

Ч. .II (с.54-57)

10.03

14.03

49

10

Жуки и бабочки

Уметь различать жуков, бабочек

1

Общественные насекомые

Ч. .II (с.58-61)

17.03

50

11

ОБЖ. Правила поведения на воде в осеннее и весеннее время года

Знать об опасностях
водоемов.

Уметь соблюдать правила безопасного поведения по воде

1

21.03

51

12

Рыбы и их многообразие

Знать:

– существенные при-
знаки рыб;

– проблемы экологии водоемов

1

Приглядись и удивись

Ч. .II (с.62-67)

31.03

52

13

Аквариумные рыбы

Знать, как называют устройство для содержания рыб в помещении. Почему его называют аквариумом. Какие условия надо создавать аквариумным рыбкам, чем их кормят.

1

В подводном мире

Ч. .II (с.68-75)

04.04

53

14

Многообразие морских животных

Знать, какие животные, кроме рыб, обитают в море, чем они особенны. Обитают ли в море млекопитающие. Какие животные «чистят» водоёмы. Как сохранить многообразие морских животных.

1

В подводном мире

Ч. .II (с.68-75)

07.04

54

15

Правила поведения на воде в зимнее время года

Знать правила безопасного поведения на водоёме

1

11.04

55

16

Земноводные

Уметь выделять существенные и отличительные признаки животных разных групп

1

На суше и в воде

Ч. .II (с.76-79)

14.04

56

17

Пресмыкающиеся

Знать:

– некоторые виды
пресмыкающихся;

– правила безопасности при встрече со змеями

1

Пресмыкающиеся

Ч. .II (с.80-85

18.04

57

18

ОБЖ. Какие опасности подстерегают вас в помещении

Уметь применять правила безопасной игры в помещении.

Знать, какие предметы нельзя трогать без разрешения взрослых

1

Древние пресмыкаю-

щиеся

Ч. .II (с.80-85)

21.04

58

19

Домашние животные

Знать, как называют животных, которых выращивает человек. Можно ли отнести домовую мышь, таракана, комнатных мух к домашним животным.

Чем различается жизнь диких и домашних животных.

1

Верные друзья и помощники

Ч. .II (с.86-91)

25.04

59

20

Красная книга растений и животных

Уметь:

– ухаживать за комнатными растениями;

– подкармливать птиц.

Знать, что такое Красная книга

1

Книга тревоги Ч. .II (с.92-95)

28.04

60

21

ОБЖ. Основные правила
пожарной безопасности

Знать правила безопасного поведения при пожаре

1

05.05

61

22

ОБЖ. Меры предосторожности с огнём. Детские шалости и их последствия

Знать меры предос-
торожности при обращении с огнем

1

12.05

62

23

Проверь свои знания и умения по разделу «Разнообразие и красота животных».

ОБЖ. Игра

Знать примеры разных групп животных.

Уметь:

– рассказывать о растениях и животных;

– распределять животных на группы,

1

16.05

63

24

Практическая работа. Подготовка работ

к выставке

Уметь нарисовать придуманные природоохранные знаки и объяснить их значение

1

Повторение изученного за год

19.05

64

25

Выставка работ

«Как прекрасен этот мир»

Уметь:

– оформить выставку;

– выступить в роли экскурсоводов, представив свои работы

1

23.05

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г-к КИСЛОВОДСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

 «Рассмотрено»

 на заседании ШМО  учителей начальных классов

Протокол № ___ от _________

Руководитель ____Брезинская С.П.

               «Согласовано»

     Заместитель директора по УВР

       ____________С.В.Карпова

      «__»______________ г

                          «Утверждено»

                        Директор МКОУ СОШ № 14

                      _____________ Т.Г.Низиволик

                                «__»______________ г

Приказ № ___ от ________ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

3 КЛАСС

2013 – 2014 учебный год

в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

 к учебнику О.Т. Поглазовой, Окружающий мир,

Издательство «Ассоциация XXIвек», г. Смоленск  2013

УМК «Гармония».

город-курорт Кисловодск 2013


Содержание программы

Пояснительная записка (цели и задачи курса обучения грамоте, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)

Планируемые результаты обучения

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование уроков  окружающий мир

Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир» разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.2 пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.

Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

                 1.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Екатеринославская СОШ».

    2.Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго                  поколения).

           3.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: программа и тематическое планирование. -  Смоленск : Ассоциация XXI век,  2010.

              4.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, Часть 1 и 2, 2011 г.

              5.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2012 г.

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования.

 Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

        В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

        Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. 

        Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с важнейшими событиями в его истории.

        Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища.

        При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется  как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

        Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

        Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.

        С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.

        Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

        В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

        Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

        Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки .

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

        Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

        Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

        Таким образом  в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

            Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 учебных часов, из расчёта два часа в неделю. 

Результаты изучения учебного предмета

        В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У учащегося будут сформированы:

-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-понимание важности здорового образа жизни.

У учащегося могут быть сформированы:

-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты 

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

 получит возможность научиться:

-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Ученик получит возможность научиться:

-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

Ученик начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир»  научится:

-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

-различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

-участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

-выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; 

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

-составлять и выполнять режим дня.

Ученик получит возможность научиться:

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;                                                                                                                                                                                          

-следовать правилам здорового образа жизни;  

                                                                                                                                                                                                                                           

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для ученика:                                                                                                                                                                                                                                              

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, Часть 1 и 2, 2011 г.

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2011 г.

Для учителя:

Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса, 2011 г.

Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, 2010 г.

Содержание программы

«Окружающий мир»

1 класс (66 часа)

Школа и ученик (7 ч)

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, обязанности ученика. Режим дня и правила личной гигиены школьника.

Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».

Правила безопасного поведения на улице, в транспорте; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Условные знаки как источник информации о правилах поведения (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др).

Дидактическая игра: освоение правил поведения.

Экскурсия по школе и на пришкольный участок.

Окружающий мир и его изучение (6 ч)

Наблюдения — источник знаний об окружающем мире. Свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опытов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира: любознательность, воображение, фантазия.

Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, изделия, созданные человеком.

Разнообразие и красота растений (20 ч)

Многообразие растений. Значение растений в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.

Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоративные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу.

Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; зарисовка растений и их раскрашивание; уход за комнатными растениями.

Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер).

Разнообразие грибов (3 ч)

Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком.

Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.

Разнообразие и красота животных (30 ч)

Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные дикие и домашние животные родного края.

Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае.

Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.

Причины исчезновения некоторых видов животных. Бережное отношение к животным и забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу.

Отличительные признаки живого. Растения, грибы, животные — живые существа.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.

Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

1 класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;
  • проведения наблюдений над объектами живой природы, деятельностью людей и оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
  • выполнения правил охраны природы, укрепления своего здоровья, соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе.

Календарно – тематическое планирование уроков

«Окружающий мир»

в 1 классе на 2013 – 2014 учебный год

в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

к учебнику О.Т.Поглазовой «Окружающий мир»

 Издательство «Ассоциация XXIвек», г. Смоленск  2013

УМК «Гармония».

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                           

Город-курорт Кисловодск 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы к УМК "Гармония" - 4 класс

Папка содержит рабочие программы с пояснительной запиской и тематичеким планированием по русскому языку (М.С. Соловейчик), математике (Н.Б. Истомина), литературному чтению (О.В. Кубасова), технологии ...

рабочая программа по математике "Гармония" 2 класс

Программа расчитана на 4 часа в неделю...

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Гармония"

Рабочая программа и подробное тематическое планирование по предмету "Математика " 3 класс УМК "Гармония"...

Рабочая программа по математике 3 класс УМК Гармония.doc

Рабочая программа по математике 3 класс УМК Гармония.doc...

Рабочая программа по математике. 1 класс. УМК "Гармония".

Рабочая программа по математике для 1 класса по УМК "Гармония"....