Главные вкладки

    Урок. Окружающий мир. Тема. Почему радуга разноцветная?
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Увидев в небе радугу, каждый человек невольно восторгается этим чудом природы. Задаёт себе вопрос: почему радуга разноцветная? На уроке ведётся подробное исследование для ответа на этот вопрс. Используется информационно - коммуникативная технология, частично - поисковый метод, индивидуальная, парная и групповая формы работы. Расширяя познавания по этому вопросу, посещают клуб "Любознательных", где получают ответы на следующие вопросы: сколько может быть на небе радуг? какие ещё бывают радуги? какие приметы есть о радуге? где слово или её изображение  используется в жизни? и т. д. Расширив свои познания, предлагается тест, в котором выбирается правильный вариант ответа. На прлотяжении всего урока вместе с героями Муравьишкой и Черепахой учащиеся учатся работать с учебником, рабочей тетрадью, дополнительными источниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx34.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема.         Почему радуга разноцветная?

    Педагогические цели: определить цвета и последовательность цветов радуги; объяснить, почему появляется радуга, что нужно, чтобы увидеть радугу.

    Тип урока: решение частных задач.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся называть цвета радуги; отображать последовательность цветов радуги; получат возможность научиться высказывать предположения о причинах возникновения радуги; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

    Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

    Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

    Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

    Личностные: осознают свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

    Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя, согласовывать свои действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания.

    Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная, групповая.

    Образовательные ресурсы: презентация на тему  «Почему радуга разноцветная?» [Электронный ресурс], электронное приложение к учебнику.

    Сценарий урока

    1.  Организационный момент.

    Ребята, посмотрите на это солнышко. Оно дарит вам ласковую улыбку, подарите улыбку друг другу. Протяните ручки к солнышку. Оно наградит вас своим теплом, даст заряд бодрости на весь урок. Желаю успехов!

    1. Самоопределение к деятельности.  

    Муравьишка позвал нас на  прогулку. Мы идём по лесу. Но вдруг набежали тучки, полил дождь. Он начал уходить стороной, выглянуло солнышко. Выйдя на полянку мы вдруг увидели на небе чудо! Отгадайте какое?

                                            Что за чудо – красота?

                                            Расписные ворота

                                            Показались на пути,

                                           В них не въехать, ни войти!

                                            Солнце светит и смеётся,

                                            А на землю дождик льётся.

                                            И выходит на луга

                                            Семицветная дуга.

    - Что это за чудо? (Радуга)

    - Кто из вас видел радугу?

    - О чём сегодня пойдёт речь на уроке?(О радуге)

    - Откройте учебники на с. 40 и прочитайте тему урока.

    - Прочитайте, какие учебные задачи поставим перед собой.

    - Интересно вам будет об этом узнать?

    - Сегодня вместе с Муравьишкой будем исследователями.

    III. Освоение новых знаний.

    1. Беседа.

    - Что такое радуга? (Природное явление).

    - Посмотрим на радугу. Какие чувства вызывает у вас появление радуги? (Радость, веселье, праздничное настроение).

    - На какое слово похоже слово радуга? (Радость).

    - На самом деле радость бывает тогда, когда на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

    2.  Наш Муравьишка вместе с Дашей посетили   библиотеку,  и вот что они узнали о радуге.

    Радуга – это красивое природное явление. Первым понял причину возникновения радуги немецкий монах Теодорик в 14 веке на сферической колбе с водой. Но про его учение забыли.  Позже в 17 веке  знаменитый философ и математик  Декарт объяснил закономерности образования радуги.

    1. – Когда появляется радуга? (После дождя).

    - Как происходит это удивительное чудо с научной точки зрения?

    - Откуда мы это узнаем? ( Из учебника).

    - Кто нам расскажет? (Мудрая Черепаха)

     - Прочитайте на с. 41 жирным шрифтом рассказ Мудрой Черепахи.

    - А я добавлю к рассказу Мудрой Черепахи:

    После жаркого душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце. И в это время под тёмной уходящей тучей, словно гигантская дуга, появилась радуга. А причина этому солнечный свет, как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но вот на их пути встретилась дождевая капля. А капля по форме близка к призме – геометрическому телу . Когда солнечные лучи проходят через каплю или стеклянную призму, составляющие его разноцветные лучики отклоняются на неодинаковые углы. Образуется разноцветная дуга.

    Физкультминутка

    (Песня про радугу с движениями.)

    1. Цвета радуги.

    - Сколько цветов у радуги? (Этих цветов семь).

    Цвета расположены в строгом порядке.

    - Откуда мы узнаем из каких цветов состоит радуга? (Посмотрим в учебник)

    - Прочитайте предложение начиная со слов: «Рассмотрите рисунок»

    - Откуда мы будем называть цвета в радуге? (Сверху).

    - Что поможет нам не ошибиться в перечислении цветов? (Фраза).

    - Назовите эту фразу.( Каждый охотник желает  знать, где сидит фазан).

    - Что обозначает слово фазан? (Название птицы).

    - Что обозначает каждое слово в этой фразе? (Первая буква слова соответствует названию цвета).

    IV. Первичной проверки новых знаний.

    Работа в парах.

    Постарайтесь запомнить эту фразу и рассказать соседу.

    - Возьмите полоски и расположите их в учебнике так, чтобы получился кусочек радуги.

    - А теперь поиграем в игру: «Найди ошибку!» Правила игры: «прикройте белам листиком фразу слева, поменяйте местами 1-2 полоски и предложите соседу найти ошибки».

    V. Закрепление новых знаний и способов действий.

     1. Работа в печатной тетради.

    На с. 26 прочитайте задание  № 2.

    - Что надо сделать? (Раскрасить у  человечков шарики.)

    - Кто выполнил, прочитайте следующее задание в этом номере и выполните.

    - Что помогло вам выполнить  задание?

    (1 человек работает по электронному приложению и затем поверяется его работа).

    1. Рассказ Муравьишки.

    На выходных Маша прочитала интересную книгу про «Остров сокровищ» и вот что она узнала про радугу.

    Я узнала, что существует легенда, будто  под концами радуги зарыт горшок с золотом. Правда этот горшок никто и никогда не находил да и не мог найти, потому что  концов у радуги нет.  Радуга – это замкнутый круг, нижняя часть которого скрыта под горизонтом и поэтому не видна.

    1. Применение знаний и способов действий.

    Клуб любознательных. Работа в группах.

    1. Возьмите жёлтые  листочки и прочитайте.

    - Что необходимо выполнить?(Прочитать текст и обведите правильный вариант ответа.)

     Подготовьтесь к выразительному чтению.

    - Возьмите голубые листочки и прочтите текст.

    (Опрос по группам.)

    Вывод:  Что вы узнали посетив клуб «Любознательных»?

    • Бывает несколько радуг на небе.
    • Бывают разные радуги.
    • Написаны стихи и песни о радуге.
    • Люди придумали приметы о радуге.
    • Где используют слово и изображение радуги.
    1.     Рубрика  «Сделай сам».

                       Солнечным днём в любой момент можно увидеть радугу.  Для этого достаточно взять шланг и начать поливать цветы. Если при этом вы встанете спиной к Солнцу, освещающему водяные брызги, то обязательно увидите небольшую радугу.

    1. Контроль и самоконтроль.

    Тест «Проверь себя». Прочитайте предложения. Если вы утверждаете, что это верное высказывание – загорится жёлтый  цвет, а если неверное, то красный цвет.

    1. Радуга возникает при попадании солнечных лучей на капельки дождя.
    2. Каждый охотник знать желает, где фазан сидит.
    3. Если раскопать землю под концами радуги, то найдёшь горшок с золотом.
    4. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
    5. Радуга имеет пять цветов.
    6. Радуга на небе  - к перемене погоды.
    7. Радуга имеет семь цветов.

    VIII. Подведение итога урока.

    - С каким природным явлением мы познакомились на уроке?

    - Что интересного вы узнали?

    IХ.   Рефлексия.

     Без солнышка и  дождя радуги на небе не бывает! Но всё - таки хотелось бы узнать ваше настроение в конце урока. Если вам было интересно заниматься исследовательской работой и у вас всё получалось, поднимите солнышко, а если возникали трудности, то тучку.

    Приложение 1

    1 группа.   Прочитайте текст.   Найдите и  обведите предложения, которые отвечают на вопрос. Подготовьтесь к выразительному чтению предложений.      

    Какая бывает радуга?

    1. Радуга бывает   горизонтальная.
    2. Высокая радуга к ветру, низкая к дождю.
    3. Радуга бывает туманная.
    4. Радуга бывает лунная.

                       

     2 группа.    Прочитайте текст.   Найдите и  обведите предложения, которые отвечают на вопрос. Подготовьтесь к выразительному чтениюпредложений.      

    Сколько может быть на небе радуг?

    1. Радуга может быть на небе одна.
    2. Радуг может быть на небе две.
    3. Радуг может быть на небе три.
    4. Радуга бывает лунная.

      3 группа.      Обведите предложения, которые относятся к заданию. Подготовьтесь к выразительному чтению предложений.

    Найдите приметы радуги.

    1. Радуга на небе к перемене погоды.
    2. Высокая радуга к ветру, низкая к дождю.
    3. «Радуга» - это название магазинов и кафе.
    4. Радуга быстро исчезает – к хорошей погоде, держится долго – к пасмурной.

    4 группа       Найдите стихотворение о радуге и выразительно прочитайте  его.

    1. «Радуга» - это название магазинов и кафе.
    2. В небе радуга – дуга

    Замыкает  берега

    Разноцветней и ясней

    Чудо – краски светят в ней!

     

    5 группа            Прочитайте текст.   Найдите и  обведите предложения, которые отвечают на вопрос. Подготовьтесь к выразительному чтению предложений.      

     Где слово радуга или её изображение  используются в жизни?

    1. Радугу рисуют на поздравительных открытках.
    2. Радуга быстро исчезает – к хорошей погоде,  держится долго – к пасмурной.
    3. «Радуга» - это название магазинов и кафе.
    4. «Радуга» - это название танцевальных и песенных ансамблей.

    Приложение 2

    1 группа

    Радуга – природное явление. Существует несколько видов радуги. Радуга бывает горизонтальная. Её можно увидеть с высоты птичьего полёта. Радуга бывает лунная. Её можно увидеть в ночное время. Радуга бывает туманная. Она не окрашена в разные цвета.

    Вопрос.     Какая бывает радуга?

     

    2 группа

    Радуга – природное явление. Когда  прекращается дождь, над горизонтом заходящего солнца появляется радуга. Радуга может быть одна. Радуг может быть две. Во второй радуге цвета расположены в обратном порядке: верхний фиолетовый, а нижний красный. Радуг может быть три. Они встречаются очень редко.

    Вопрос.     Сколько может быть на небе радуг?

    3 группа

    Издавна, наблюдая красивое природное явление – радугу, народ подметил ряд признаков, относящихся к природе.

    • Радуга на небе к перемене погоды.
    • Высокая радуга к ветру, низкая к дождю.
    • Радуга быстро исчезает -  к хорошей погоде, а держится долго – к дождю.

    Вот такая она радуга – предсказательница!

    Задание.  Найдите приметы радуги.

    4 группа

    Радуга – это красивое природное явление. Многие поэты посвятили этому явлению стихи. Вот какие стихи написал Сергей Михалков:

                               В небе радуга – дуга

    Замыкает  берега

    Разноцветней и ясней

    Чудо – краски светят в ней!

    Задание.  Найдите стихотворение о радуге.

    5 группа

    Удивительно красивая дуга на небе  вызывает  чувство  радости.  В старину  верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Слово радуга и её изображение широко используют в жизни. Радугу рисуют на поздравительных открытках. «Радуга» - это название магазинов и кафе. «Радуга» - это название танцевальных и песенных коллективов.

    Вопрос.  Где слово радуга или её изображение  используются в жизни?

     1 группа.   Прочитайте текст.   Найдите и  обведите предложения, которые отвечают на вопрос. Подготовьтесь к выразительному чтению предложений.      

    Какая бывает радуга?

    1. Радуга бывает   горизонтальная.
    2. Высокая радуга к ветру, низкая к дождю.
    3. Радуга бывает туманная.
    4. Радуга бывает лунная.

                       

     2 группа.     Прочитайте текст.   Найдите и  обведите предложения, которые отвечают на вопрос. Подготовьтесь к выразительному чтению предложений.      

    Сколько может быть на небе радуг?

    1. Радуга может быть на небе одна.
    2. Радуг может быть на небе две.
    3. Радуг может быть на небе три.
    4. Радуга бывает лунная.

      3 группа.      Прочитайте текст.   Найдите и  обведите предложения, которые относятся к заданию. Подготовьтесь к выразительному чтению предложений.      

    Найдите приметы радуги.

    1. Радуга на небе к перемене погоды.
    2. Высокая радуга к ветру, низкая к дождю.
    3. «Радуга» - это название магазинов и кафе.
    4. Радуга быстро исчезает – к хорошей погоде, держится долго – к пасмурной.

    4 группа       Прочитайте текст.  Найди стихотворение о радуге и выразительно прочитайте  его.

    Найдите стихотворение о радуге.

    1. «Радуга» - это название магазинов и кафе.
    2. В небе радуга – дуга

    Замыкает  берега

    Разноцветней и ясней

    Чудо – краски светят в ней!

     

    5 группа            Прочитайте текст.   Найдите и  обведите предложения, которые отвечают на вопрос. Подготовьтесь к выразительному чтению предложений.      

     Где слово радуга или её изображение  используются в жизни?

    1. Радугу рисуют на поздравительных открытках.
    2. Радуга быстро исчезает – к хорошей погоде,  держится долго – к пасмурной.
    3. «Радуга» - это название магазинов и кафе.
    4. «Радуга» - это название танцевальных и песенных ансамблей.

    5 группа             Прочитайте текст.   Найдите и  обведите предложения, которые отвечают на вопрос. Подготовьтесь к выразительному чтению предложений.      

    Где слово радуга или её изображение  используются в жизни?

    1. Радугу рисуют на поздравительных открытках.
    2. Радуга быстро исчезает – к хорошей погоде,  держится долго – к пасмурной.
    3. «Радуга» - это название магазинов и кафе.
    4. «Радуга» - это название танцевальных и песенных ансамблей.

    5 группа             Обведите предложения, которые отвечают на вопрос.         Подготовьтесь к выразительному чтению предложений.

     Где слово радуга или её изображение  используются в жизни?

    1. Радугу рисуют на поздравительных открытках.
    2. Радуга быстро исчезает – к хорошей погоде,  держится долго – к пасмурной.
    3. «Радуга» - это название магазинов и кафе.
    4. «Радуга» - это название танцевальных и песенных ансамблей.

    1 группа

    Радуга – природное явление. Существует несколько видов радуги. Радуга бывает горизонтальная. Её можно увидеть с высоты птичьего полёта. Радуга бывает лунная. Её можно увидеть в ночное время. Радуга бывает туманная. Она не окрашена в разные цвета.

    Вопрос.     Какая бывает радуга?

     

    2 группа

    Радуга – природное явление. Когда  прекращается дождь, над горизонтом заходящего солнца появляется радуга. Радуга может быть одна. Радуг может быть две. Во второй радуге цвета расположены в обратном порядке: верхний фиолетовый, а нижний красный. Радуг может быть три. Они встречаются очень редко.

    Вопрос.     Сколько может быть на небе радуг?

    3 группа

    Издавна, наблюдая красивое природное явление – радугу, народ подметил ряд признаков, относящихся к природе.

    • Радуга на небе к перемене погоды.
    • Высокая радуга к ветру, низкая к дождю.
    • Радуга быстро исчезает -  к хорошей погоде, а держится долго – к дождю.

    Вот такая она радуга – предсказательница!

    Задание.  Найдите приметы радуги.

    4 группа

    Радуга – это красивое природное явление. Многие поэты посвятили этому явлению стихи. Вот какие стихи написал Сергей Михалков:

                               В небе радуга – дуга

    Замыкает  берега

    Разноцветней и ясней

    Чудо – краски светят в ней!

    Задание.  Найдите стихотворение о радуге.

    5 группа

    Удивительно красивая дуга на небе  вызывает  чувство  радости.  В старину  верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Слово радуга и её изображение широко используют в жизни. Радугу рисуют на поздравительных открытках. «Радуга» - это название магазинов и кафе. «Радуга» - это название танцевальных и песенных коллективов.

    Вопрос.  Где слово радуга или её изображение  используются в жизни?

    5 группа

    Удивительно красивая дуга на небе  вызывает  чувство  радости.  В старину  верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Слово радуга и её изображение широко используют в жизни. Радугу рисуют на поздравительных открытках. «Радуга» - это название магазинов и кафе. «Радуга» - это название танцевальных и песенных коллективов.

    Вопрос.  Где слово радуга или её изображение  используются в жизни?

    5 группа

    Удивительно красивая дуга на небе  вызывает  чувство  радости.  В старину  верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Слово радуга и её изображение широко используют в жизни. Радугу рисуют на поздравительных открытках. «Радуга» - это название магазинов и кафе. «Радуга» - это название танцевальных и песенных коллективов.

    Вопрос.  Где слово радуга или её изображение  используются в жизни?

    5 группа

    Удивительно красивая дуга на небе  вызывает  чувство  радости.  В старину  верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Слово радуга и её изображение широко используют в жизни. Радугу рисуют на поздравительных открытках. «Радуга» - это название магазинов и кафе. «Радуга» - это название танцевальных и песенных коллективов.

    Вопрос.  Где слово радуга или её изображение  используются в жизни?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    2 класс. Урок окружающего мира. Тема урока: Строение тела человека.

    Открытый урок  окружающего мира.Девизом урока были слова китайской мудрости : «Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне попробовать – и я научусь.»...

    Урок окружающего мира. Тема урока: "Группы животных" 2 класс, система Л. Занкова

    Аннотация                     Урок окружающего мира  «Группы животных» (2 класс) разрабо...

    Урок окружающего мира тема: "Весна в мире насекомых"

    Урок по окружающему миру. который я планирую провести  13 апреля...

    Конспект урока окружающего мира. Тема урока: «Если случилась беда".

    Урок окружающего мира по программе Виноградовой, на котором учащиеся сами ставят перед собой цель урока и стараются её реализовывать в течение всего урока .На уроке формируются УУД,соответствующие тре...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

    -Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

    УРОК. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ТЕМА: ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ И ДУЕТ ВЕТЕР?

    ТИП УРОКА: УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.формирование представления о таких природных явлениях как ветер и дождьразвитие познавательных способностей учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой де...