Урок с использованием ТСО и ЦОР "Охрана окружающей среды" 2 класс "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Голубева Наталья Михаловна

Урок стал финалистом конкурса "Современный урок с использованием цифровых ТСО и ЦОР"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Голубева Наталья Михайловна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 140

Конспект урока

Тема урока : Охрана природы

Цели урока: познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и растениях России; воспитывать бережное отношение к природе

Ожидаемые результаты урока:

Предметные результаты

  • Знать и соблюдать правила охраны природы;
  • Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
  • Изучать страницы Красной книги
  • Знать особенности жизни 2-3 животных, занесенных в Красную книгу

Метопредметные результаты:

  • Анализировать рисунки (условные знаки);
  • Рассказывать о правилах охраны природы;
  • Использовать ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из представителей Красной книги России;
  • Извлекать из текста информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности;
  • Предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации;
  • Формулировать соответствующие правила экологической этики

Личностные результаты:

  • Осознавать ответственность за сохранение природы

Материал к уроку: 2 видео фильма; материалы к уроку, созданные в программе для интерактивной доски Activ Board; карточки с заданиями для групп; нетбуки.

Время,

мин

Элементы

методической

структуры урока

Наглядный дидактический материал (скриншоты интерактивной доски, слайды презентации, ссылки на учебное видео или

наглядный материал, представленный на доске)

Содержание этапов занятия

Планирование действий педагогической оценки

Скриншот/слайд

Описание скриншота/слайда

Действия учителя

Действия учащихся

1 мин

1.Организационный момент

Доска не используется

Добрый день! Начинаем наш урок. Мы

С вами сегодня опять окунемся в

Удивительный мир природы, проверим

свои знания и узнаем новые сведения

(Проводит оргмомент (ОМ)

Слушают и настраиваются на совместную работу в ходе урока

2 мин

2.Самоопреде

ление к деятельности

Фрагмент учебного фильма об изменении окружающей среды в связи с деятельностью человека

На доске представлена тема урока

Вы послушали стихи, как вы думаете,

 о чем сегодня мы будем говорить на

уроке?

(Подводит к самостоятельной формулировке темы урока детьми)

Какие вопросы у вас возникают?

Что бы вы хотели узнать сегодня

 на уроке? (Направляет детей

 для самостоятельной формулировки

  цели и задач урока)

Мы постараемся ответить на все ваши

вопросы

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою земля

И небо чистым быть.

А землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал всё только для себя

«Разумный человек».

Сейчас же кинулись спасать

Природную среду.

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что земле

Приходится терпеть.

 Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворён в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю-

Можешь только ты,

Разумный человек!

Об охране природы (Формулируют тему урока (Т).

Что такое охрана природы?

Кто охраняет природу?

Есть ли для этого специальная

профессия?

Какие животные и растения под

угрозой вымирания?

Как сильно загрязнен окружающий мир?

 Как мы можем помочь в охране

природы?

(Формулируют познавательную цель и задачи урока)

Словесная оценка

20 мин

3.Работа по теме урока

 

На доске представлены определения понятия, выписанные из разных источников

Фильм об отрицательном и положительном влиянии человека на природу

На доске представлены результаты обсуждений в парах

На доске продемонстрированы разные издания Красной книги России

На доске представлен план работы в группах

На доске представлены фотографии и краткая информация о животном, о котором делает доклад группа

Начнем знакомство с определения,

 что такое охрана природы?

 Как вы думаете, что такое

«охрана природы»? (Организует

работу детей по

формулированию определения на

основе их жизненного опыта)

Я выписала для вас несколько

определений.

Охрана природы, комплекс мер по

сохранению, рациональному

 использованию и восстановлению

природных ресурсов Земли

Охрана природы -         система

мероприятий направленных на

сохранение и контролируемое

 изменение природы в интересах

развивающегося человечества

Охрана природы – деятельность

человека, направленная на сохранение

окружающей среды

Какое определение самое понятное

для нас, но в то же время отражает

смысл понятия «охрана природы»?

(Организует деятельность детей,

направленную на высказывание

собственных суждений)

Пришло время ответить на вопрос

Почему природа нуждается в охране?

(Постановка проблемного вопроса)

Подумайте, почему многие растения и

животные стали редкими, исчезающими.

Обсудите этот важный вопрос в парах

(Организует работу в парах для того, чтобы дети нашли пути решения проблемного вопроса)

Люди думали, что природа неисчерпаема,

сколько ни брать у нее, все снова само

собой восстановится. И просчитались.

Некоторых животных совсем истребили, а

некоторые находятся под угрозой

исчезновения. Это означает, что их мало,

они тоже могут погибнуть, если их не

охранять, не помогать им)

Редкие виды животных и растений занесены в красную книгу

(Подводит итог самостоятельной работы на данном этапе урока)

Почему эта книга названа Красной? А не

синей или жёлтой? (Постановка проблемного вопроса)

А где мы можем увидеть Красную Книгу и

прочитать о редких животных?

(Организует работу по открытию нового

знания)

Для того, чтобы познакомиться с  

некоторыми животными занесенными в

Красную книгу Росси, нам нужно

поработать в группах.

У каждой группы есть животное, о котором

она должна рассказать по плану.

  1. Название животного
  2. Распространение и местообитания
  3. Охрана

(Организует работу а группах по

открытию нового знания и поиску нужной

информации в сети Интернет по плану)

Формулируют определение на основе личного жизненного опыта

Участвуют в работе по изучению нового материала

Анализируют определения, высказывают свои суждения и выявляют наиболее понятное и полное определение

Пытаются выйти из ситуации затруднения, предлагая свои варианты решения проблемной ситуации 

Вырубают леса

Уничтожают растения.

Приносится вред почве.

Загрязняются реки.

Ведётся бессистемная охота.

Деятельность человека

(Взаимно в парах проговаривают друг другу, корректируют и оценивают правильность предложенных вариантов ответов)

(Участвуют в формулировании итога самостоятельной работы на данном этапе урока)

Красный цвет- сигнал опасности, предупреждающий об угрозе исчезновения растений и животных

(Ищут ответ на проблемный вопрос исходя из собственного жизненного опыта. Высказывают свое мнение, суждение)

В нашей стране Красная книга вышла в 1978г. Она называлась «Красная книга СССР». Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместилась в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 г. В двух томах. В них о каждом животном и растении кратко и точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное – что надо сделать, чтобы уберечь его от вымирания

(Представляют результаты домашнего задания по поиску нужной информации)

(Открывают новое знание)

Слушают инструктаж учителя, получают задания для СР и выполняют их

Работают в группах по предложенному плану.

Анализируют информацию предложенную в сети Интернет по заданию.

Извлекают из текста необходимую информацию.

Составляют связный рассказ о животном.

Представляют результаты работы в группе

1 мин

4.Физкультми

нутка

Организует смену деятельности, отдых

 детей

10 мин

5.Продолжение работы по теме урока

На доске фрагмент физической карты с определением места расположения заповедника, о котором идет речь. Его эмблема и представители фауны

На доске интерактивное задание. Правила зашифрованы условными знаками, нужно подобрать соответствующие надписи

На доске интерактивное  задание

В чём же заключается

природоохранная деятельность человека?

(Организует работу по решению

проблемного вопроса)

Сейчас люди всего мира поняли, что

природа на нашей планете в опасности.

Поэтому во многих странах начали

охранять природу. Ведётся такая работа и в

нашей стране. Например, многие заводы и

фабрики переоборудованы и уже гораздо

меньше загрязняют окружающую среду.

На месте вырубленных лесов сажают

 новые. Запрещено собирать редкие

растения и охотиться на редких животных.

Во многих странах созданы природные

заповедники, где животные живут в

естественных условиях, не подвергаясь

опасности. Люди приезжают туда

посмотреть на них.

Есть такие заповедники и на территории

России. В тайге возле озера Байкал

находится гордость России – всемирно

известный Баргузинский заповедник. Он

славится кедровыми лесами. Горячими

источниками. Прекрасными озёрами и

горными реками. В заповеднике водятся

бурые медведи, белки-летяги, рябчики, росомахи.

На севере России, на Таймырском

полуострове, расположился Таймырский 

заповедник.

Заповедник «Остров Врангеля» 

расположен между Восточно-Сибирским и

Чукотским морями. Одно из удивительных

животных заповедника – овцебык.

Приокско-Террасный заповедник 

находится на юге Московской области, на

берегу реки Оки. Самый знаменитый зверь

заповедника – зубр.

А беречь и охранять нужно только животных и растения занесенные в Красную книгу?

(Организует деятельность детей

направленную на обобщение результатов

работы в виде вывода) 

Жизнь животных, птиц и растений

часто зависит от вас, от вашего поведения

 в природе.

 Давайте, вспомним правила поведения в

Природе.

Рассмотрите внимательно и назовите

правила, которые «зашифрованы» этими

условными знаками.

(Организует работу по анализу условных

знаков)

На какие группы можно разделить эти фотографии?

Подберите к каждой фотографии надписи

(Организует работу в парах, направленную на подведение итога урока.

Организует взаимопроверку и оценку

результатов работы в группах)

В создании питомников, заказников, заповедников

(Предлагают свои варианты решения вопроса)

Обобщают результаты работы, делают выводы

Анализирую условные знаки. Интерпретируют их.

Делают соответствующие выводы

Работаю в парах с интерактивным заданием на компьютере. Анализируют информацию, классифицируют, делают выводы.

Оценивают правильность выполнения задания у соседней пары.

2 мин

6.Рефлексия

Оцените свои достижения на уроке

(Организует деятельность детей по самооценке достижений на уроке)

Оценивают свои достижения на уроке

3 мин

7.Подведение итога урока

Какие выводы вы сделали для себя после нашего урока?

Как вы считаете, нужно ли об этом говорить? Почему?

(Организует подведение общего итога урока.

 Повторяет общий вывод после его коррекции и дает установку на запоминание материала урока

Оценивает результаты деятельности учащихся на уроке)

Пытаются самостоятельно сформулировать общий итог урока.

1 мин

8.Домашнее задание

На выбор

Вместе со взрослыми узнать, какие

 растения и животные нашего края внесены в Красную книгу.

Подготовить сообщение о любом растении или животном, занесенном в Красную книгу России

(Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение материала по данной теме)

Слушают, мысленно настраиваясь на необычность и увлекательность дальнейшего более глубокого изучения материала по теме



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок с использованием герменевтических методов по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Тема урока: русский язык «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам», окружающий мир «Водоём и его обитатели"

Освоение на практике технологии создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов. 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок с использованием ИКТ по курсу «Окружающий мир» не тему "Живой уголок. Про кошек и собак".

Урок подготовлен для учеников разного уровня развития, в том числе и детей с ОВЗ. Занятие включает иллюстративный и текстовый материал, который призван актуализировать знания детей по теме и стимулиро...

Сценарий урока с использованием интерактивного портала учи.ру. 1 класс. Урок окружающего мира. Тема: "Когда появилась одежда?"

В сценарии урока предложен материал по закреплению с помощью карточек на портале учи.ру...

Урок с использованием дистанционных технологий по окружающему миру 2 класс на тему «Какие бывают животные»

Способы взаимодействия (обмена информацией, выполненными заданиями, контроль) между учителем и обучающимся:Взаимодействия между «учителем» и «учеником» осущ...

Методическая разработка урока с использованием дистанционного обучения по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: «Дикие и домашние животные».

Методическая разработка урока с использованием дистанционного обучения по окружающему миру во 2 классе.Тема урока: «Дикие и домашние животные»....