Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класс разработан на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного поцесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Тема урока: "Леса России"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesa_rossii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

УМК "Школа России"

Тема: «Леса России»


Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром; развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.

Задачи:

- формировать у детей гражданско – патриотическую жизненную позицию у воспитанников;

- расширять знания о природе;

- развивать творческую активность, пространственное мышление, память, внимание, воображение, умение делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе; умение работать в коллективе, общаться.


Оборудование: карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка.


Ход урока


I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока


Звучит запись «Голоса птиц».


Здравствуй, лес, дремучий лес,


Полный сказок и чудес!


Ты о чем шумишь листвою


Ночью темной, грозовою?


Что там шепчешь на заре,


Весь в росе как в серебре?


Кто в глуши твоей таится?


Что за зверь? Какая птица?


Все открой, не утаи:


Ты же видишь - мы свои!


(С. Погореловский)


- В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?


(В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)


- Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, -


«Леса России» (записать на доске и в тетрадях).


- А что мы будем изучать?


(Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)


- Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес...»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)


- Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на

вопрос: Почему одни леса темные, а другие - светлые? Но об этом

немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не

приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.


Н. Проверка знаний и умений


1. Фронтальная работа.


- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.)


- Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.

Заслушивается ответ ученика и дополнения класса.


Конкурс рисунков: «Какой я представляю себе тундру» с кратким комментированием.


- О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам?


Заслушивание сообщений, приготовленных дома.


- Какое сообщение вам понравилось больше и почему?


2. Выполнение теста.

Тест «Тундра»


1. Зона тундры расположена ...


а) севернее арктических пустынь;


б) южнее арктических пустынь.


2. Тундра расположена ...


а) на равнинах;


б) на возвышенностях;


в) в горах.


3. В тундре...


а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;


б) длинная суровая зима и жаркое лето;


в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.


4. Главное занятие коренного населения тундры - ...


а) рыболовство;


б) оленеводство;


в) земледелие.


5. Растения тундры ...


а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;


б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.


6. К тундровым растениям относятся ...


а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;


б) кедр, осина, пальма;


в) карликовая ива, мох-ягель, черника.


7. В тундре обитают ...


а) тюлени, моржи, киты; •


б) песцы, лемминги, волки;


в) верблюды, лошади, коровы.


8. Укажи верную цепь питания:


а) растения –лемминги- полярные совы;


б) комары, мошки -полярные куропатки -песцы;


в) растения -кречеты -волки.


9. Тундровый заповедник расположен ...


а) на полуострове Ямал;


б) на полуострове Таймыр;


в) на Кольском полуострове.


(Ответы: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).)


3. Графический диктант.

Условные обозначения: — да, п - нет.


- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.


- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.


- В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день.


- В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.


- Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя.


- Растения тундры высоко тянутся к солнцу.


- Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.


- Дикие северные олени обычно живут стадами.


- В тундре добывают нефть и природный газ.


- Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.


(Ответы:-- пп-пп------- .)


4. Индивидуальная работа по карточкам.


1) Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.


2) Перечисли экологические проблемы тундры.


3) Перечисли сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.


III. Работа над новой темой


Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (ел. П. Синявского, муз.


Ю. Чичкова).


- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать

о лесной зоне, глядя на карту?


Карточка-помогайка (раздается на каждую парту):


1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?


2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?


3. Какая у зоны лесов земная поверхность?


4. Какая она в равнении с другими природными зонами.


5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.


Работа ведется в парах по карте природных зон в атласах.


1-й ученик: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще


светлее.


- Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)


- А какую роль она играет? {Это плавный переход к другой природной зоне, как, например, лесостепи, полупустыни.)


- Мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Вы знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим -меньше.


- Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? В этом нам поможет разобраться первая группа ботаников.


Что растет в смешанных и широколиственных лесах, выяснит вторая группа ботаников. А зоологи изучат, кто живет в лесной зоне.


Организуется работа в группах.


Материалы для первой группы ботаников


Учебник (с. 98, 99), атлас-определитель «От земли до неба», картинки с изображением растений, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», гербарий, книга «Растительный мир нашей Родины» В.В. Петрова или книга «С любовью к природе» под ред. Зверева.


Карточка-помогайка:


1. Что называют тайгой?


2. Природные условия тайги.


3. Что общего у всех растений тайги?


4. Какие растения растут в тайге?


Материалы для второй группы ботаников


Учебник (с. 103), атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением растений, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», книга «Растительный мир нашей Родины» В.В. Петрова, «Зеленые страницы», гербарий.


Карточка-помогайка:


1. Расположение смешенных и широколиственных лесов.


2. Природные условия в этих лесах.


3. Что объединяет растения этих лесов?


4. Какие растения растут в этих лесах?


Материалы для зоологов


Учебник (с. 100-102), атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением животных, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», книги «Чудо - всюду» Т.Д. Нуждиной и «Животный мир нашей Родины» В.П. Герасимова, «Зеленые страницы».


Карточка-помогайка:


1. Птицы тайги, что их объединяет.


2. Животные тайги, что их объединяет.


3. Животный мир смешанного и широколиственного леса, (краткие рассказы о животных и птицах)


Рассказ первой группы ботаников:


Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картин «Тайга», «Непроходимая тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария, слайда).


Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.


Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосновом лесу»).


Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).


Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).


Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки (показ шишки и ее семян).


- Спасибо, уважаемые ботаники. Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим смешанный и широколиственный лес.


Рассказ второй группы ботаников:


К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария, слайда). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).


Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами (показ рисунка). Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (слайд).


Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (слайд).


Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария, слайд). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).


Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди (показ желудей).


Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком (показ плодов липы).


Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).


- Спасибо вам, ботаники, за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем наших зоологов, проведем физкультминутку.


IV. Физкультминутка


Дует ветер нам в лицо,


Закачалось деревцо.


Ветер тише, тише –


Деревце все выше.


V. Работа по теме


1. Продолжение новой темы.

Рассказ зоологов:


Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок, слайд). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ -они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.


Кедровка - таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.


Белка-летяга - родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.


Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.


Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.


Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.


Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.


- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как кое разнообразие кустарников, сколько насекомых - жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!


2. Работа в рабочей тетради.

С.31,№1


- Прочитайте.


- Запишите названия лесных растений, которые смогли определить.


Проверка.


С. 31, №2


- Прочитайте.


Используя текст учебника, заполните таблицу.


- Назовите характерные для тайги деревья. (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.)


- Запишите их названия в таблицу.


- Назовите характерные для смешанного леса деревья. (Сосна, ель, липа, лиственница.)


- Запишите их названия в таблицу.


- Назовите характерные для широколиственного леса деревья. (Дуб, клен, липа, ясень, вяз.)


- Запишите их названия в таблицу. С.32,№3


- Прочитайте.


- Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (3, 1, 4, 5, 2.)


Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю. С. 32, №4


- Прочитайте.


- Прочитайте в атласе-определителе о хвойных растениях. Нарисуйте


хвоинки. Проверка. С. 33, № 5


- Прочитайте.


- Найдите семь животных, которые спрятались на этом рисунке. Раскрасьте их.


- Запишите названия животных, которых смогли отыскать. (Летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.)


Взаимопроверка. С. 33, № 6


- Прочитайте.


- Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте рисунки. (4, 3, 5, 1, 2.)


Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю. С. 34, № 7


- Прочитайте.


- Составьте цепь питания, характерную для тайги. Взаимопроверка.


VI. Закрепление


- Какой же лес без гомона птиц? Аудиозапись «Голоса птиц».


- Чьи голоса вы узнали? (Кукушка, соловей, зяблик, певчий дрозд и др.)


- Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)


- Запишем это в схеме.


- Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева).


- Используя учебник (с. 100, 101), запишите две-три цепи питания,

характерные для леса.


растения -заяц-беляк - рысь;


растения - мышь-полевка -соболь.


VII. Подведение итогов урока


- Какие леса входят в зону лесов?

Выставление оценок


Домашнее задание


Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 98-105).


Задание 1 - для всех, задание 2 - по вариантам (с. 105).


Выполнить задания № 8, 9 в рабочей тетради (с. 34).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...