Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс , система Л. Занкова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс составлена на основе авторской программыН. Я. Дмитриевой, А. Н Казаковой с учётом требований ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района» Алтайского края

«Принято»                               «Согласовано»                            «Утверждаю»

на МО учителей  

начальных классов                     Заместитель директора                                  Директор

Протокол №______от               по  УР ____                                                _______

« __» _______ 2013г.                   « ___» _________ 2013г                              Приказ №____от

                                                                                                                      «_____» _______2013

 

Рабочая программа

по

окружающему миру

1 –а класс

Образовательная область

«Обществознание и
естествознание»

 

Срок реализации: 1 год

Составитель : Сивер Александра Ивановна

учитель начальных классов ,

с. Завьялово

2014г

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена  на основе следующих нормативных документов: 

  • ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
  • примерной программы начального общего образования
  • авторской программы Н. Я Дмитриева и А. Н Казакова «Окружающий мир» ,сборник  программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: 2012, Издательский дом «Фёдоров»

Общая характеристика учебного предмета

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

     Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества

Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;

формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения практические работы, делать обобщения и выводы;

воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого

конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания. Даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях

Виды и формы организации учебного процесса

Технологии

Формы организации урока: работа в парах, индивидуальная работа.

Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия, целевая  прогулка, урок-игра

Метод проектов, проблемно-диалогический, частично-посковый, Икт

Описание места учебного  предмета в учебном  плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой предмет  «окружающий мир» изучается в  1 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 60 часов. Содержание курса разработано на 66ч  в первом  (БУП МБОУЗСОШ №1 и в  соответствии с п 3.8 «Положения о Рабочих программа, курсах» ОУ ЗСОШ №1: фактически остаётся больше часов, чем предусматривает авторская программа. Данные часы (6ч) используются как резервные на повторение и обобщение изученного материала В темы  уроков  №1-2 интегрерированы темы курса «»Введения в школьную жизнь»

Примерное количество контрольных  работ по окружающему миру –

1 итоговая контрольная работа (предметная)

1 комплексная работа на межпредметной основе

В авторскую программу изменения не внесены 

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в  ходе освоения  окружающего мира обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных , метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

_ положительное отношение к школе и учебной деятельности;

_ представление о причинах успеха в учебе;

_ интерес к учебному материалу;

_ этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

_ знание основных моральных норм поведения;

_ осознание своей семейной идентичности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

_ первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

_ представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

_ представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

_ понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

_проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

_ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

_ первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

_ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

_ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

_ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

_ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

_ анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

_ осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

_ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

_ устанавливать причинно-_следственные связи в изучаемом круге явлений;

_ обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

_ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

_ воспринимать смысл познавательного текста;

_ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая _ неживая, животные _ растения и т.д.);

_ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать участие в работе парами и группами;

_ допускать существование различных точек зрения;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ принимать другое мнение и позицию;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ строить понятные для партнера высказывания;

_ задавать вопросы;

_ адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты :

Учащиеся должны знать/понимать:

  • название своего города,  номер своего дома, адрес школы;
  • названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
  • государственную символику России;
  • первый куплет и припев гимна России;
  • виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
  • правила поведения в городе во время экскурсии;
  • что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
  • название органов чувств и их функции;
  • названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  • основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
  • названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
  • название каждого времени года и их последовательность;
  • основные признаки времен года;
  • правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  • проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  • различать объекты природы и изделия человека;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • различать части растений, отображать их в рисунке;
  • приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
  • приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
  • приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  • приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
  • приводить примеры съедобных грибов своего края;
  • приводить примеры ядовитых ягод своего края;
  • ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  • называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  • установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  • написания на конверте своего адреса;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).

Формы и средства контроля

Для контроля и оценки знаний и умений используются:

  • Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
  • Индивидуальный опрос.

- Рассказ-описание. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

-  Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр..

Письменная проверка знаний. Используются задания, которые не требуют полного, обстоятельного  письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

. Отметки не выставляются.

Классификация ошибок и недочетов

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов,  их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,  приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Содержание программы

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)   

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.

Природа (17 часов)

Человек и природа

Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии.

Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Планета Земля (10 часов)

Человек и природа

Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека (8 часов)

Человек и общество

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений.

Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Современное человечество (18 часов)

Человек и общество

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья _ самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна,

где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;

правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.

Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Рабочей программы по предмету «Окружающий мир»

Библиографический список:

- для учащихся

- для учителя

- Интернет-ресурсы

-специфическое сопровождение (оборудование)

Для реализации программного материала используются учебники:

Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 1 класса, в двух частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров», 2011.

 

Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 1 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

http://www.zankov.ru/ 

Наглядные пособия:

натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;

изобразительные:

  • муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
  • таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
  • физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
  • атлас для начальных классов;
  • настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
  • рисунки, слайды, диафильмы;

Термометры для определения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками

Микроскоп

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

самодельные наглядные пособия;

компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

ЭОР

«Мир природы. Познавательный материал об окружающем мире», Ид ЗАО, Новый диск, 2006

Детская энциклопедия о животных., 2007, Новый диск


Содержание тем учебного курса.

Раздел

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

. Окружающий мир: природа,общество,труд (7ч)

Природа (17 часов)

Человек и природа

Планета Земля (10 часов)

Человек и природа

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.

Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии.

Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Исследовать ( на основе наблюдений) и обобщать перечень объектов: окружающий нас мир-это природа, человек, его труд и результаты труда.  

Раскрывать понятия через единичные объекты, его составляющие.

Пополнять словарь обобщенными понятиями и описательными их определениями.

Классифицировать объекты (природа живая, неживая, сделано человеком).  

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять  движение Земли  относительно Солнца  и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Группировать объекты природы по признакам: домашние -дикие животные; культурные –дикорастущие растения. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха и воды. Характеризовать свойства воздуха и воды. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей. Приводить примеры хвойных и цветковых растений.

Работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта): показывать на глобусе и карте материки и океаны. Рассуждать на тему «Как человек познавал и познает окружающий мир?» Учиться читать географическую карту.  Рассказывать историю своей местности. Выявлять зависимость между жизнью, разнообразием живых организмов и количеством тепла на разных территориях России. Объяснять причину неравномерного нагрева Земли. Анализировать состояние погоды, одежды людей в разных тепловых поясах. Выдвигать гипотезы о приспособлениях млекопитающих и птиц к изменившимся условиям природы. Проводить параллель между древними и современными природными объектами

Становление человека (8 часов)

Человек и общество

Современное человечество (18 часов)

Человек и общество

Резервные уроки 6ч

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений.

Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья _ самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;

правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.

Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.

Выявлять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способ их питания. Называть существенные признаки таких животных. Доказывать, что изменения происходили и происходят в природе и с человеком. Отмечать детали во внешнем строении предков человека и человека прямоходящего. Сравнивать условия обитания тех и других.

Обсуждать причины изменений, произошедших с человеком. Рассказывать об орудиях труда и оружии предков, их роли в становлении человека. Рассуждать о причинах оседлости человека. Проводить аналогии между предметами, найденными в разных слоях Земли,  и историей развития жизни и человеческого общества.  Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Обсуждать вопросы взаимоотношений между поколениями в семье. Оценивать свои личные качества и их проявления в семье. Определять время суток в выделенных городах учебника.

Видеть географические объекты на карте, правильно их показывать. Анализировать, сопоставлять контуры объектов с географическими объектами на карте. Обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

Поурочно-тематическое планирование

66 часов

Раздел программы

Тема урока

Предметные результаты

Метапредметные результаты                                  и деятельность учащихся

1-обучающийся научится

2-обучающийся получит возможность научиться

Познавательные

Регулятивные        

Коммуни кативные

Окружающий мир: природа, общество, труд     (7 часов)

1

Введение в школьную жизнь «Схема класса»

Экскурсия

 по школе. Школа. (Ознакомление с профессиями работников школы.)

1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде

1-называть окружающие предметы и их признаки

2-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

1-моделировать различные ситуаций поведения на природе.

2-различать допустимые и недопустимые формы

поведения.

1-вступать в диалог

2– строить понятные

для партнера высказывания;

2

Где мы живём. Целевая прогулка

Введение в школьную жизнь «Разные мнения»

3

Экскурсия  Что нас окружает. Ознакомление с  живой и неживой природой, с растениями и животными.

1-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. 2-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

2-адекватно воспринимать оценку учителя.

1-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

4

Природа и её изменчивость

1-различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

1-осознанно и произвольно строить речевое высказывание. 2-различать предметы и выделять их признаки.

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

1- допускать существование различных точек

зрения;

2-формулировать собственное мнение и позицию;

5

Человек и природа

1-различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

2- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

1-наблюдать сезонные изменения в природе.

2-умению смыслового восприятия познавательного текста

1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

2-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

1-договариваться, находить общее решение.

2-принимать другое

мнение и позицию;

6

Экскурсия в природу.

Растения и животные.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

7

.

Природа – первый «учебник» человека

1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде

1-называть окружающие предметы и их признаки

2-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения

1-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

2-моделировать  различные ситуации поведения на природе.

1-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

Природа  17 часов

1/8

Вселенная, или космос

1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде

1-сравнивать и различать объекты неживой природы

2-умению смыслового восприятия познавательного текста

1-развивать волевую саморегуляцию как способности к волевому усилию.

2-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

1-допускать существование различных точек

зрения;

2-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

2/9

Земля как планета.

1-сравнивать и различать объекты неживой природы

2-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

1-ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.

2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

1-договариваться, приходить к общему решению;

2-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

3/10

Значение воды на Земле.

1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологического поведения в природной среде

1-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

2-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

1-использовать в общении правила вежливости

2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

4/11

Значение воздуха на Земле.

1-договариваться, приходить к общему решению;

2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

5/12

Разнообразие природы

1-сравнивать и различать объекты живой,  неживой природы и объекты, созданные человеком.

2- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения

1-оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

1-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

2–формулировать собственное мнение и позицию;

6/13

Экскурсия. Природа родного края.

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологического поведения в школе и в природной среде

1-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. 2-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

1-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

1-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

7/14

Неживая и живая природа.

1-сравнивать и различать объекты живой,  неживой природы и объекты, созданные человеком.

2- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения

1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

1-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

2- адекватно использовать средства устного

общения для решения

коммуникативных задач.

8/15

Живая природа.

9/16

Царства живой природы

10/17

Животные

1-узнавать животных, приводить примеры;

2- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

1- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков

2-устанавливать причинно-следственные связи

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

1- принимать участие

в работе парами

2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

11/18

Экскурсия в зоопарк .

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологического поведения в школе и

1-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. 2-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

1-оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

1-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

12/19

Растения.

Практическая работа «Наблюдение  изменений, происходящих в природе»

1-узнавать растения- деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

2- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

1- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков

2-устанавливать причинно-следственные связи

1-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

2-определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

1- принимать участие

в работе парами

2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

13/20

 Зависимость растений от природных условий

1-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

2-ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

1-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи

2-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

1-договариваться, приходить к общему решению;

2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

14/21

Растения и человек Практическая работа «Наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету»

1-рассматривать, сравнивать, обобщать.

2-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

1-оценивать совместно с учителем результат своих действий

2-адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем.

1-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

15/22

Разнообразие растений и животных

1-использовать иллюстративный определитель растений и животных; 2- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

1- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков

2-устанавливать причинно-следственные связи

1-договариваться, приходить к общему решению;

2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

16/23

Природа и человек

-различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

1-осуществлять поиск нужной информации в учебнике

2-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

1-использовать в общении правила вежливости

2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

17/24

Земная поверхность

1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологического поведения в природной среде

1-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

1-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

1- использовать в общении правила вежливости

2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

25

Труд людей

Планета Земля

(10 часов)

1/26

Модели и изображения Земли.

1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологического поведения в  природной среде

1-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

1-слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебике.

2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

1- принимать участие

в работе парами

2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2/27

Географическая карта.

1-осуществлять поиск нужной информации в учебнике

2-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

1- использовать в общении правила вежливости

2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

3/28

Азбука географии

4/29

Облик Земли постоянно меняется

1-различать объекты природы;

2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

1-устанавливать причинно-следственные связи

2-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения

1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

2-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания

1- договариваться, приходить к общему решению;

2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

5/30

Тепловые пояса Земли

1-различать изученные объекты по названным признакам

2-умению смыслового восприятия познавательного текста

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

1-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

6/31

Так или не так?

1-различать прошлое, настоящее и будущее;

2-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе

1-осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей

2-проводить аналогии между изучаемым материалом м собственным опытом

1-оценивать совместно с учителем результат своих действий

2-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

1- договариваться, приходить к общему решению;

2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

7/32

История Земли

8/33

Место и время. Как учили наших предков

1-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

1-  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике

2-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

1- использовать в общении правила вежливости

2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

9/34

Как открывали новые земли. Плавание Ганнона

1-различать прошлое, настоящее

2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

1-искать и выделять нужную информацию

2-умению смыслового

восприятия познавательного текста;

1-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

1- использовать в общении правила вежливости

2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

10/35

Сказка и быль

Становление человека

(8 часов)

.

1/36

Появление и развитие жизни на Земле.

1-различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

1- устанавливать причинно-следственные

связи в изучаемом круге

явлений;

2-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня

обобщения

1-первоначальному умению выполнять учебные действия в письменной речи, в уме

2-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

1- допускать существование различных точек

зрения;

2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

2/37

Древние растения и животные

Современные растения и животные

1-использовать иллюстративный определитель растений и животных; 2- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

1-проводить сравнение; устанавливать аналогии;2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-развивать волевую саморегуляцию как способности к волевому усилию

1- использовать в общении правила вежливости

2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

3/38

Древняя и современная природа Земли

4/39

Растительноядные и хищные животные

1-проводить сравнение,

сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

2-умению смыслового

восприятия познавательного текста

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

1- допускать существование различных точек

зрения;

2-формулировать собственное мнение и позицию;

5/40

Становление человека. Предки человека. Человек – охотник и кочевник.

-различать прошлое, настоящее

2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

1-ориентироваться на разнообразие способов решения задач

2-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня

обобщения

1-уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

2-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи

1- договариваться, приходить к общему решению;

2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

6/41

Человек прямоходящий

Орудия труда. Родовой строй Экскурсия по историческим местам родного края

-различать прошлое, настоящее, узнавать животных, приводить примеры

2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе, сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

1-ориентироваться на разнообразие способов решения задач

2-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня

Обобщения, осуществлять поиск

нужной информации в

учебнике и учебных пособиях;

1-уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

2-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, в сотрудничестве с классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

1- договариваться, приходить к общему решению;

2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

7/42

Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки.

8/43

Начало оседлой жизни Земля рассказывает о себе. Экскурсия в краеведческий музей

Современное человечество

(18 часов)+6ч резервные

.

1/44

Кто такие «мы».

1-соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками;

2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

1- понимать заданный

вопрос, в соответствии с

ним строить ответ в устной форме;

2- проводить аналогии

между изучаемым материалом и собственным опытом.

1- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

2-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

1-допускать существование различных точек

зрения;

2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

2/45

Природные условия и человек

1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

1 – устанавливать причинно-следственные

связи в изучаемом круге

явлений;

2 – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня

обобщения

1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

1-договариваться, приходить к общему решению;

2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

3/46

Мы – разные по возрасту и внешнему виду

1-определять родственные связи людей;

2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

1-ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

2 – проводить аналогии

между изучаемым материалом и собственным опытом.

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

1-принимать участие

в работе парами и группами;

2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

4/47

Мы заняты разным делом. Экскурсия «Знакомство с профессиями работников сферы быта»

1-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

1-контролировать свои действия и действия партнёров.

 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

1-допускать существование различных точек

зрения;

2-различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах

5/48

Охрана окружающей среды. Знакомство с Красной книгой

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде

6/49

Экскурсия Знакомство с профессиями работников в сельском хозяйстве.

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологического поведения в школе и

1-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. 2-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

1-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи, в уме

2-адекватно воспринимать оценку учителя.

 1-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

7/50

Мы живём в разных природных условиях

1-определять родственные связи людей;

2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

1-устанавливать причинно-следственные связи.

2- проводить аналогии

между изучаемым материалом и собственным опытом.

1-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий

2-различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах

1-допускать существование различных точек

зрения;

2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

8/51

Люди живут в разных странах

1 – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением

их отличительных признаков;

2 – умению смыслового

восприятия познавательного текста;

1-слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

2-осущствлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

1-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

9/52

Обычаи разных народов

10/53

Что вы знаете о своей стране

1-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

2-находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город

1-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения

2- строить небольшие сообщения в устной

форме;

1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

2- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

1-использовать в общении правила вежливости

2 –осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

11/54

Страна, где мы живём

12/55

Из истории Древней Руси

1-различать прошлое, настоящее и будущее;

2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

1-анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением

их отличительных признаков;

2– выделять информацию из

сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

1-принимать участие

в работе парами и группами;

2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

13/56

Законы современной жизни

1-соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официально обстановка;

2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе с позиции этических чувств и доброжелательности

1-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

1-слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебике.

2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

1-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

14/57

Итоговая контрольная работа  

 

1-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

2-находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город

1- обобщать (выделять

класс объектов по заданному признаку).

2- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня

обобщения

1-оценивать результат своих действий

2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

1-2- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

15/58

Правила здорового образа жизни. Экскурсия по школе и ближайшим улицам . Правила поведения на улицах

-соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официально обстановка;

2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе с позиции этических чувств и доброжелательности

1-рассматривать, сравнивать, обобщать. 2-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

1-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

2-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания

1- принимать участие

в работе парами и группами;

2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

16/59

Правила безопасного поведения в природе.

1-использовать правила поведения в общественных местах и на улице;

2-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности

17/60

18/61

Обобщающий урок Что мы узнали на уроках «Мы и окружающий мир».

Обобщение изученного.     Проект «Правила поведения в природе»

1-различать объекты природы и предметы, сделанные человеком

2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки, знать основные правила поведения в природе

  Применить полученные знания  и освоенные способы  деятельности на метапредметной основе

1-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

1-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

1- использовать в общении правила вежливости

2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

1- принимать участие

в работе парами и группами;

2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

62

63

Комплексная итоговая работа

Комплексная итоговая работа

64

65.

66

Экскурсия. Охрана окружающей среды.

Что  наблюдать летом.

Летние задания юному натуралисту

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

2-соблюдать правила экологически грамотного  безопасного поведения в природной среде ( на водоёме озера Домашнее)

Сравнивать объекты живой и неживой природы своей местности , соблюдать правила экологически грамотного поведения в природной среде

Оформление тетради «Завьялововедение»

1-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

-контролировать свои действия и действия партнёров.

 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

контролировать своё поведение в природе в соответствии с полученными знаниями грамотного и безопасного поведения  окружающей среде

-допускать существование различных точек

зрения;

2-различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе

Использовать в общении правила вежливости

 

Резервные 6чРезервные 6 ч

-

Обобщение изученного.     Проект «Правила поведения в природе» -1ч ур № 61

Комплексная итоговая работа (2ч) Урок № 62-63

Экскурсия. Охрана окружающей среды. (1ч) урок №64

Что  наблюдать летом (1ч) ур №65

Летние задания юному натуралисту (1ч) ур №66


Задания для контрольной работы взяты из пособия

Контрольные и проверочные работы  к курсу «Окружающий мир»,1-класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров», 2012

Итоговая контрольная работа(Предметная)

Подведение частных понятий под общее

Базовый уровень

Задание 1

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

А) Одуванчик, клен, медведь, сосна, смородина, пшеница.__________________

Б) Скала, облако, холодильник, дождь, Луна._____________________________

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в каждой группе и ее название; а) медведь, растение; б) холодильник, неживая природа.
  • 3-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в одной группе и дано название одной группы;

а) медведь, растения;
б) холодильник, неживая природа.

  • 2-й уровень – «лишнее» слово определено неверно;
  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика.

Окунь
слон
динозавр
рысь
мамонт
пещерный лев
курица

древние животные

современные животные

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих (древние животные – динозавр, мамонт, пещерный лев; современные животные – окунь, слон, рысь, курица);
  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;
  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.

Задание 3

Распредели эти объекты на две группы, дай группам названия.

Олень, волк, лиса, корова, кролик, кошка

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – все объекты распределены правильно, даны названия двух групп (варианты: хищники и травоядные, дикие и домашние);
  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки при распределении объектов, одна группа названа верно;
  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки, группы не названы;
  • 1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.

Примечание. Задание допускает два варианта решения: животные хищные и растительноядные или животные дикие и домашние.

Выделение частей целого

Задание 4

Подпиши части растения.

http://nsc.1september.ru/2008/08/1.jpg

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно подписаны все части растения (корень, стебель (ствол), лист, плод);
  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;
  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;
  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление причинно-следственных связей

Задание 5

Подчеркни, что необходимо для жизни на Земле.

Горы, Солнце, вода, цветы, воздух

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – задание выполнено верно, подчеркнуты слова: солнце, вода, воздух;
  • 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;
  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 6

  • Напиши название страны, в которой ты живешь.(Россия)
  • Напиши название столицы нашего государства.(Москва)
  • Напиши название города (села, поселка), в котором ты живешь.(Прохоровка)

Уровни выполнения задания 6

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;
  • 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;
  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Повышенный уровень

Задание 7

Подчеркни названия домашних птиц:

Курица, журавль, лебедь, утка, ворона, индюк, голубь

Задание 8 

Найди лишнее слово и подчеркни его:

  1. Пчела, муравей, жаба, комар.
  2. Сосна, тополь, лиственница, можжевельник.

Задание 9

Напиши названия:

  1. весенних месяцев _______________________________
  2. нашей страны ____________________________

1)(март,апрель, май)

2)Россия

                       

Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и № приказа)

Подпись зам. директора по УВР

23.052014г

Тема урока 65»Что наблюдать летом» и тема урока 66»Летнее задание юному натуралисту» объединены.

Объединение тем, праздничные дни

Положение о Рабочей программе, курсах (по

ФГОС НОО) МБОУ ЗСОШ №1, пункт 3.9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...

Рабочая программа по математике 1 класс система Занкова

Рабочая программа  по математике разработана на основе авторской программы И. И.Аргинской в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования...

Рабочая программа по технологии 1 класс система Занкова

Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждённы...

Рабочая программа по ФГОС 1 класс (система Занкова)

Прграмма по технологии, кубановедению, окружающему миру, система Занкова, в соответствии с новыми ФГОС....

рабочая программа по математике 4 класс система Занкова

рабочая программа по математике 4 класс система Занкова с ОУД...

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

рабочая программа по математике 2 класс , система Л. Занкова

Рабочая программа по математике 2 класс  по системе Л. Занкова составлена в соответствии с требованиями ФГОС...