Технологическая карта "Общение"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Антонова Маргарита Валентиновна

Данная технологическая  карта разработана по предмету окружающий мир по теме «Общение».

На первом этапе «Самоопределение к деятельности», чтобы вызвать интерес школьников к изучению темы, предлагается следующее ситуативное задание:

Серёжа и Надя услышали по радио, что город Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Дети задумались: «Можно ли их считать культурными людьми, если они являются жителями этого города?

Надя активно утверждала, если она житель Санкт-Петербурга, значит культурная. А Серёжа сказал, что не всех жителей города можно назвать культурными.

Ребята, кто  прав: Серёжа или Надя?

На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивали учебное содержание, которое представлено в содержательных блоках:

Блок А. Культурная столица. Поведения в общественных местах.

Блок Б. Поведение в школе. Правила вежливости

Блок В. Общение в семье.

Блок К. Диагностика качества освоения темы.

Учащиеся, изучая содержание темы, выполняли учебные задания в системе «знание», «понимание», «умение», которые способствовали  освоению учебной информации для дальнейшего ее использования в учебной и практической деятельности.

Выполнялись  диагностические и контрольные задания по освоению темы.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности предполагает использование приобретённых знаний и умений темы для выполнения ситуативного задания. Школьники выбирали вариант задания, способ деятельности и выполняли задание по составлению образа культурного человека.

На этапе рефлексивной деятельности  школьники соотносили цель и полученные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon окружающий мир 2 класс363.5 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

УМК «Школа России»

Технологическая карта «Общение»

Автор разработки: Антонова Маргарита Валентиновна

Тема

Общение (5 ч.)

Цели

Сформировать представление об образе культурного человека.

Ввести правила:

- поведения в семье,

- поведения в школе.

Ввести знаки вежливости.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Введение понятия «культурная столица», «знаки вежливости», «младшее поколение», «среднее поколение», «старшее поколение». Актуализация правил поведения в музее, театре, транспорте. Изучение знаков вежливости. Освоения правил поведения в школе, семье, за столом. Составление родословной своей семьи. Изучение семейных традиций.

Термины и  понятия

Благодарность, вежливость, достопримечательность, забота, зрелище, зрители, культура поведения, культурная столица, младшее поколение, музей, объекты, одноклассники, пассажиры, приветствие, родословная, семейные традиции, семья, среднее поколение, старшее поколение, столица, театр, транспорт, экспонат.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Серёже и Наде;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные:

- раскрывать значение понятия: благодарность, вежливость, достопримечательность, забота, зрелище, зрители, культура поведения, культурная столица, младшее поколение, музей, объекты, одноклассники, пассажиры, приветствие, родословная, семейные традиции, семья, среднее поколение, старшее поколение, столица, театр, транспорт, экспонат и использовать их в активном словаре;

- определять признаки культурной столицы и обосновывать свое мнение;

- определять условия культурного пребывания в театре, музее и транспорте, обосновывать своё мнение;

- определять нарушение правила вежливости, школьного правила, правил поведения за столом и обосновывать своё мнение;

- определять действие, которое можно считать заботой о человеке.

- использовать приобретенные знания для составления образа культурного человека.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные:

- формировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- рассказывать правила поведения в театре, музее, общественном транспорте, в школе;

- рассказывать о знаках вежливости; семейных традициях, домашних обязанностях и о правилах поведения за столом;

- оценивать вежливость в обращении;

- составлять свою родословную;

- составлять образ культурного человека.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Название предмета

Литературное чтение:

Тема – Л. Толстой «Старый дед и внучек»,

В.Осеева «"Три товарища".

 

Информационный материал

Учебник «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь №2,

Учебник «Литературное чтение» ч.2

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Электронный диск к учебнику УМК «Школа России»

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями.

Электронная презентация

Фронтальная

индивидуальная –

парная -

групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

Серёжа и Надя услышали по радио, что город Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Дети задумались: «Можно ли их считать культурными людьми, если они являются жителями этого города?

Надя активно утверждала, если она житель Санкт-Петербурга, значит культурная. А Серёжа сказал, что не всех жителей города можно назвать культурными.

Ребята, кто  прав: Серёжа или Надя?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание узнать, кого можно считать культурным человеком, чтобы помочь разрешить разногласия Надежды и Сергея?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание разрешить разногласия Надежды и Сергея.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А. Культурная столица. Поведения в общественных местах.

Цели:

• Ввести понятие «объект», «столица», «культурная столица», «достопримечательность» «музей», «театр», «зрелище»,  «транспорт», «экспонат».

• Научить:

- определять признаки культурной столицы и обосновывать свое мнение;

- различать правила поведения в музее и театре, и обосновывать свое мнение;

- рассказывать правила поведения в театре, музее, общественном транспорте;

- рассказывать о музее, который понравился;

- определять по иллюстрациям

правила, которые нарушают ребята в театре;

- называть объекты культурной столицы;

- определять объекты культурной столицы по изображению;

- соотносить иллюстрацию с текстом о музее;

- определять символы, раскрывающие значение правила поведения в театре, музее, транспорте;

- составлять текст и дописывать предложения о культурной столице;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;

-учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя

Санкт-Петербург – один из крупнейших городов нашей страны. Уступает он по величине и количеству проживающих граждан только Москве. В прошлом, 2012 году в нашем городе был рождён 5-тимиллионный житель. Городов-миллионеров в нашей стране не так и много – 10. Это:

Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Омск, Самара, Челябинск, Уфа, Ростов-на-Дону, Волгоград.

В нашей стране более 2 тысяч музеев. В десятке городов-миллионеров их порядка 300,то есть столько, сколько в нашем одном городе. А сколько в нашем городе театров!

Миллионы туристов каждый год приезжают полюбоваться красотой Санкт-Петербурга, его достопримечательностями. Достопримечательность - место, здание или предмет известный и достойное особого внимания.

Наш город был столицей российского государства более 206 лет.

В 1712 году Пётр I перенёс столицу Российской Империи из Москвы в Петербург. Петру Первому понадобилась столица, имеющая выход к морю, чтобы гости России из других стран могли добраться морским путём.

(Установление связей России с европейскими государствами через Балтийское море было заветной целью Петра I. Государь еще в мае 1703 года назначил премии шкиперам из Голландии или других стран, которые раньше других приведут свои корабли на наши берега: первому капитану было обещано 500 червонцев, второму — 300, третьему — 100.)

Главная улица нашего города – Невский проспект.

Задание 1  (З)

Назовите значение слова «объекты», «столица», «достопримечательность».

Назовите значение выражения «культурная столица» (город, …..)

Перечислите известные вам объекты, благодаря которым Санкт-Петербург называют культурной столицей.

Задание 2  (П)  

Можно ли Нижний Новгород назвать культурной столицей? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У)                  с взаимопроверкой

Определите объекты культурной столицы и соотнесите стрелочкой их изображения с название нашего города.

Сообщение учителя

Театральный Санкт-Петербург любят и почитают во всём мире. Сейчас в нашем городе открыто более 180 театров, работают известные режиссёры и актёры, проходят самые знаменитые балетные, оперные и театральные представления. Для нас открыты двери лучших в стране драматических, комедийных, музыкальных и детских театров.

«Драматический» от слова «драма» - произведение, которое содержит  страдания и переживания, предназначенное для исполнения актерами на сцене.

«Комедийный» от слова «комедия» - веселое произведение без страданий и переживаний, предназначенное для исполнения актерами на сцене.

Это самые известные театры для детей: Большой театр кукол, Санкт-Петербургский Театр Юных Зрителей, Зазеркалье, Сказкин Дом (музей-театр Сказки).

Благодаря театру им. В. Ф. Комиссаржевской блокадный Ленинград не был отрезан от культурной жизни. Театр был основан в 1942 году. Именно здесь, несмотря на голод и нищету, продолжали работать артисты театра им. В. Ф. Комиссаржевской.

Мариинский театр – самый известный театр страны. Его называют сердцем культурной жизни Петербурга.

Один из старейших российских театров – Александринский театр, находится в центре города, на площади Островского.

Существует всемирный день театра. Отмечается этот праздник 27 марта.

Задание 4 (З)              Учебник с.61

Назовите значение слова «театр». (Театр - от греч. theatron - место для зрелищ. Зрелище - то, что представляется, открывается взору, взгляду.)

Назовите значение слова «зрители».

Расскажите известные вам правила поведения в театре.

Можно ли воспользоваться советами Попугай? Обоснуйте свое мнение.

Задание 5 (П)

Может ли школьник, пребывая в театре, не выполнять правила поведения в нем? Обоснуйте свое мнение.

Задание 6 (У)          

Рассмотрите иллюстрации и определите правила, которые нарушают ребята в театре.

Сообщение учителя

Санкт-Петербург называют «Музеем под открытым небом». «Музей» - это место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ памятники истории, искусства. В нашем городе выставлено напоказ и достойно внимания: большое количество памятников, театров, музеев, дворцов, парков. Город раскинулся на 44-х островах, связанных между собой многочисленными мостами удивительной красоты. Эрмитaж - сaмый пoпулярный и сaмый бoльшoй музей в Рoссии. Главное здание Эрмитажа - это Зимний дворец, который был местом проживания русских царей. Пo егo зaлaм мoжнo гулять не oдин день. Если по одной минуте смотреть на каждый предмет в Эрмитаже, то потребуется 11 лет, чтобы осмотреть все.

Музей кукол на Васильевском острове имеет вoсемь oснoвных зaлoв, среди которых: зaл скaзки, «Леснoе цaрствo» и другие. Выставки залов пoдрoбнo рaсскaзывaют oб истoрии более 2000 кукол..

Музей кошек - единственный музей в Рoссии, пoсвященный милым домашним созданиям. Здесь сoбрaны кoстюмы, сувениры, плaкaты и фотографии более 3000 кoшек.

Международный день музеев отмечается 18 мая. В этот день Петербургские музеи, большие и маленькие, открывают свои двери днем и ночью.

Задание 7 (З)

Назовите значение слова «музей» (место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ памятники истории, искусства…).

Назовите значение слова «экспонат» (т лат. exponatus - выставленный напоказ).

Перечислите известные вам музеи.

Расскажите о музее, который вам особенно понравился.

Расскажите правила поведения в музее.

Задание 8 (П)

Можно ли использовать при посещении музея те же правила, что и при посещении театра? Обоснуйте своё мнение.

Задание 9 (У)          

Определите предложение, которое рассказывает о музее, и соотнесите его стрелочкой с его изображением.

Сообщение учителя

Добраться до театра нам поможет транспорт.

Задания 10 (З)

Назовите значение слова «транспорт» (от лат. transporto – перемещаю).

Назовите значение слова «пассажиры».

Назовите слово, которое подсказало вам ответ загадки.

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. (Метро)

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

Расскажите правила поведения в общественном транспорте.

Задания 11 (П)

Можно ли утверждать, что дети соблюдают правила поведения в общественном транспорте? Обоснуйте свое мнение, используя иллюстрации.

Задание 12 (У)               с взаимопроверкой

Определите место, где используется каждое правило, и соедините его текст с символом.

правила

символы

Слушая рассказ, стоять полукругом, пропуская вперед маленьких ростом.

В зрительный зал входить до третьего звонка, спокойно садиться на свои места, не мешая другим зрителям.

Уступать место старшим и девочкам, употребляя «волшебные» слова.

Задание 13 (З)

Назовите слово, которое подсказало вам ответ загадки.

Я – город-герой,

Стою над Невой. (Санкт-Петербург)

Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нём наши цари

Ну а сейчас в нём огромный музей

Города гордость и Родины всей. (Эрмитаж.)

Красивый, просторный

Широкий и большой

Идет он от Дворцовой,

Встречается с Невой.

Мост Александра Невского

Задерживает путь,

По главному проспекту.

А как его зовут? (Невский проспект)

Приведите пример объектов культурной столицы – Санкт-Петербурга.

Задание 14 (П)

Можно ли утверждать, что любой крупный город России – культурная столица? Обоснуйте свое мнение

Задание 15 (У)              с взаимопроверкой

Допишите каждое предложение.

Самый большой и популярный музей  в нашем городе - ….

Главный проспект в Санкт-Петербурге - …

Музыкальный спектакль школьники смотрят в детском ……

Диагностические задания

Прочитайте текст, подберите подходящие по смыслу слова и впишите их:

Санкт-Петербург - город необычайной красоты и культурная (столица) России. Наш город называют «(Музей) под открытым небом». Самые знаменитые балетные, оперные и театральные представления проходят в лучших (театрах) Санкт-Петербурга. Чтобы полюбоваться городом, необходимо воспользоваться наземным или подземным (транспортом).

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «объект», «столица», «культурная столица», «достопримечательность» «музей», «театр», «зрелище»,  «транспорт», «экспонат» и использовать их в активном словаре;

- определять признаки культурной столицы и обосновывать свое мнение;

- определять условия культурного пребывания в театре и обосновывать своё мнение;

- различать правила поведения в музее и театре, и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;

-учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

• рассказывать:

- правила поведения в театре, музее, общественном транспорте;

- о музее, который понравился;

• определять по иллюстрациям правила, которые нарушают ребята в театре;

• называть объекты культурной столицы;

- определять объекты культурной столицы по изображению;

• соотносить иллюстрацию с текстом о музее;

• определять символы, раскрывающие значение правил поведения в музее, театре, транспорте;

• составлять текст и дописывать предложения о культурной столице.

Блок Б. Поведение в школе. Правила вежливости

Цели:

• Ввести понятие «одноклассники», «вежливость», «приветствие», «благодарность».

• Научить:

- определять нарушение правила вежливости и обосновывать своё мнение;

- определять нарушение школьного правила и обосновывать своё мнение;

- рассказывать правила поведения в школе;

- рассказывать о знаках вежливости;

- оценивать вежливость в обращении;

- определять слово, которым можно закончить фразу в игре «Вежливо – невежливо»;

- определять слова, которые используются в знаках вежливости;

- определять вежливую форму обращения;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя

Мы живём в прекрасном городе и учимся в замечательной школе № 28, которой исполнилось 75 лет.

Наш город Санкт-Петербург имеет свою историю. 220 лет назад, началась история образовательных учреждений на месте, где сейчас стоит наша школа. Сначала здесь было Андреевское народное училище, в котором обучались 100 детей купцов и приказчиков, господских слуг и солдат. Обучалось в нём 100 детей. Они изучали грамоту, Закон Божий, арифметику рисование, историю и географию. Но на Васильевском острове проживало очень много детей, и места для всех в Андреевском училище не хватало, поэтому в небольшом каменном доме на месте нынешней школы № 28 было открыто Благовещенское училище, названное по имени ближайшей церкви – Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1935 году церковь была закрыта для богослужения, а вскоре снесли здание училища. В 1938 году построили 4-этажное здание нашей школы.

Великая Отечественная война оставила в нашем городе множество разрушений, но наша школа уцелела, учила детей и не прекращала своей деятельности в трудные для города и страны годы.

Устав нашей школы определяет правила, которые должны соблюдать учащиеся.

Приходите в школу за 15 минут до звонка.

Надевайте деловую одежду для школы.

В портфеле приносите принадлежности необходимые для уроков.

Внимательно слушайте учителя.

Если хотите ответить, поднимите руку.

Берегите школьное имущество.

Стремитесь хорошо учиться.

Задание 1 (З)

Расскажите правила поведения в школе, которые вы соблюдаете.

Назовите значение выражения «одноклассники».

Назовите имена друзей из вашего класса.

Назовите слово, которым можно закончить каждое предложение.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя …(достойно).

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать).

А помочь захочешь другу-

Подними спокойно …(руку).

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что Володя примерный ученик и всегда выполняет школьные правила? Обоснуйте свое мнение, используя текст стихотворения.

Володя Дёмин каждый раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идёт,

А он по лестнице ползёт,

У двери 5 минут вздыхает,

Всех от занятий отрывает.

Задание 3 (У)               с взаимопроверкой

Выделите знаком + те правила в таблице, с которыми вы знакомы и соблюдаете с 1 класса.

правило

1 класс

Сидите за партой спокойно, не вертитесь

Записывайте домашнее задание в дневник.

На уроках внимательно слушайте учителя.

Не берите в школу игрушки

Готовьтесь к уроку на перемене.

По первому требованию учителя следует предъявлять дневник.

Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

Перечислите те правила из таблицы, с которыми познакомились во 2 классе.

Задание 4 (У)             с взаимопроверкой

Напишите совет Володе Дёмину (или кому-то из своих одноклассников) о том, как вести себя в школе.

Задание 5 (У) Учебник с.50            

Рассмотрите иллюстрации и определите правила, которые нарушают ребята в школе.

Сообщение учителя

Правила вежливости – это нормы поведения в семье, школе и других общественных местах.

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток», - тот, кто знает правила приличия.

Знаки вежливости

Будьте вежливы к окружающим вас людям. Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будьте всегда приветливы: при встрече здоровайтесь; за помощь и заботу благодарите; уходя, не забудьте попрощаться.

Берегите время других людей: приходите в назначенный час, минутка в минутку, не опаздывайте.

Будьте внимательны к другим: слушайте собеседника, не перебивайте, вопросы задавайте только после того, как он закончит говорить

В знаках вежливости проявляется отношение человека к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Задание 6 (З) 

Назовите значение выражения «вежливость», «приветствие», «благодарность».

Назовите известные вам вежливые слова.

Расскажите о знаках вежливости.

Назовите правила вежливости, которые вы соблюдаете.

Задание 7 (П)

Можно ли считать Машу вежливой девочкой, если, она к однокласснику обращается «Эй, ты»? Обоснуйте свое мнение.

Задание 8 (У)

Оцените вежливость мальчиков в обращении с одноклассником.

"Три товарища" В.А. Осеева

Задание 9 (З) 

Назовите слово, которым можно закончить каждое предложение.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого: ... (спасибо)

Когда нас ругают за шалости,

Говорим: ... (извините пожалуйста)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (добрый день)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят: ...(до свидания)

Задание 10 (П) Учебник с.53 №2

Можно ли утверждать, что разговор по телефону Попугая и пса Рыжика был вежливым? Обоснуйте свое мнение.

Задание 11 (П)            

Можно ли утверждать, что девочка рада звонку своего друга? Обоснуйте свое мнение.

Задание 12 (У)              с взаимопроверкой

Определите слово, которым надо закончить фразу в игре «Вежливо – невежливо»:

Поздороваться при встрече… (вежливо). Толкнуть, не извиниться… (невежливо).

Не встать, обращаясь к взрослому…(невежливо).

Не уступить место пожилому…(невежливо)

Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…(вежливо).

Выкрикивать с места во время урока... (невежливо)

Задание 13 (У)              с взаимопроверкой

Определите слово, которое можно использовать для каждого знака вежливости и укажите его стрелочкой.

Знак вежливости

слово

приветствие

привет

спасибо

благодарность

извини(те)

здравствуй(те)

извинение

прости(те)

благодарю

просьба

пожалуйста

Задание 14 (У) Тетрадь с.35 №3 2)           с взаимопроверкой

Определите вежливую форму обращения и обозначьте предложение знаком «+»

+

Обращение

- Позовите Машу.

- Здравствуйте, позовите Машу.

- Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.

Задание 15 (У) Учебник с.55          

Рассмотрите иллюстрации и определите правила вежливости, которые нарушают ребята.

Диагностические  задания

1. Допишите каждое предложение.

Надевайте подходящую для школы …(одежду).

Приходите на уроки до ….(звонка).

В портфеле имейте всё, что необходимо для… (уроков).

Внимательно слушайте …(учителя).

Если хотите ответить, поднимите …(руку).

2. Определите верный вариант вежливого поведения и подчеркните его.

 «Если мальчик и девочка одновременно оказались у двери, кто должен пройти первым?»

а) Витя ответил: «Тот, кто торопится».

б) Коля ответил: «Мальчик должен пропустить девочку».

в) Денис ответил: «Девочка должна пропустить мальчика».

Познавательные умения:

раскрывать значение понятия «одноклассники», «вежливость», «приветствие», «благодарность», и использовать их в активном словаре;

- определять нарушение правила вежливости и обосновывать своё мнение;

- определять нарушение школьного правила и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

• рассказывать:

- правила поведения в школе;

- о знаках вежливости;

• оценивать вежливость в обращении;

-• определять слово, которым можно закончить фразу в игре «Вежливо – невежливо»;

- слова, которые используются в знаках вежливости;

- вежливую форму обращения.

Блок В. Общение в семье.

Цели:

• Ввести понятие «семья», «старшее поколение», «среднее поколение», «младшее поколение», «родословная»,

«традиции».

• Научить:

- определять нарушение правил поведения за столом и обосновывать своё мнение,

- определять действие, которое можно считать заботой о человеке;

• рассказывать:

- о семейных традициях,

- об истории праздника День семьи, любви и верности,

- о домашних обязанностях,

- об отношениях в семье,

- правила поведения за столом;

• определять:

- дату праздника День семьи,

- представителей каждого поколения в семье,

• называть

 главную мысль произведения;

• составлять свою родословную;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья, которая может включать людей разного поколения. Поколение – это одновременно живущие люди близкого возраста. Например, младшее поколение – это дети, т.е. самые маленькие члены семьи. Среднее поколение – это родители маленьких детей. Старшее поколение - бабушки и дедушки люди, самые старшие члены семьи.

Каждая семья имеет свою родословную, которая включает историю нескольких поколений семьи. Хорошо, когда младшее поколение знает свою родословную .

Задание 1 (З)  Учебник, с. 42            

Рассмотрите иллюстрации и назовите значение слова «семья» (группа близких родственников, живущих вместе).

Назовите значение выражения «поколение», «старшее поколение», «среднее поколение», «младшее поколение», «родословная».

Задание 2 (З) Учебник, с. 46              

Рассмотрите схему и назовите представителей каждого поколения в семье Нади и Серёжи.

Задание 3 (П)

Может ли в семье один человек быть одновременно папой и сыном? Обоснуйте свое мнение.

Шли две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько их было? (всего трое: бабушка, мама, дочь)

Задание 4 (У)              с взаимопроверкой

Определите представителей каждого поколения и соотнесите их названия стрелочкой.

Поколения

Представители

Младшее поколение

Родители: мама и папа

Среднее поколение

Дети: братья и сёстры

Старшее поколение

Дедушки и бабушки

Задание 5 (У)            Рабочая тетрадь, с

Используя схему, составьте свою родословную.

Сообщение учителя

8 июля 2008 года в нашей стране впервые отмечали праздник – День семьи, любви и верности.

Дата празднования выбрана не случайно. 8 июля церковь отмечает день покровителей семьи — Святого Петра и Святой Февронии.

Петра — Муромского князя и Февронию — простую крестьянку объединила любовь. Однажды на теле Петра появились неизлечимые язвы. Вылечить их взялась умная и красивая девушка из простого народа в обмен на обязательство взять ее в жены. Она приготовила чудодейственную мазь из трав, и действительно кожа приобрела здоровый вид.

Но молодой князь по своей молодости не сдержал слово о женитьбе. И через некоторое время язвы опять стали уродовать его тело. Петру опять пришлось идти к девушке с просьбой излечить его, но на этот раз он сдержал обещание.

К его удивлению девушка была отличной женой, и между ними царила любовь, которая помогала преодолевать все трудности. Бояре противились тому факту, что у князя жена из простого народа. В ответ он покинул княжество, но остался со своей женой. После этого в городе начались такие неприятности, что впоследствии бояре стали просить семейную пару вернуться в княжество и проявляли уважение, как к князю, так и к его жене.

Эта семейная пара жила очень счастливо и супруги умерли в один день. Их похоронили рядом, но на следующий день обнаружили, что тела лежат в одном гробу.

Задание 6 (З)

Назовите праздник, который в нашей стране отмечают 8 июля. Расскажите об истории праздника.

Задание 7 (П)

Верно ли, что дата праздника выбрана не случайно? Обоснуйте своё мнение.

Задание 8 (У)            с взаимопроверкой

Определите дату, когда отмечается праздник, и соедините его название стрелочкой.

Название праздника

дата

Международный женский день

8 июля

День семьи, любви и верности

последнее воскресенье ноября

День матери в России

8 марта

Задание 9 (З)  Учебник, с.

Назовите главную мысль произведения Л.Толстого «Старый дед и внучек».

Задание 10 (П)  

Можно ли утверждать, что родители Миши в произведении Л.Толстого «Старый дед и внучек» очень любили дедушку? Обоснуйте своё мнение.

Сообщение учителя

В каждой семье есть свои правила поведения, но чтобы ребёнок мог правильно вести себя вне семьи (в гостях) ему необходимо знать и выполнять некоторые общепринятые правила.

Вежливое обращение друг к другу.

Забота о каждом члене семьи.

Уважение каждого члена семьи.

Выполнение своих домашних обязанностей.

Задание 11 (З)  Тетрадь, с. 24 №2

Назовите значение слова «забота» (внимание, уход).

Перечислите домашние обязанности, которые вы выполняете.

Задание 12 (П)  

Верно ли, что девочка Таня – хорошая помощница? Обоснуйте свое мнение, используя текст стихотворения А. Барто «Помощница».

Задание 13 (У)             Учебник, с. 43

Расскажите об отношениях в семье, используя иллюстрацию учебника.

Задание 14 (З)             Учебник, с. 44-45

Назовите значение слова «традиция», используя текст «Семейные традиции». Расскажите об известной вам русской традиции провожать зиму.

Задание 15 (П)  

Можно ли считать семейной традицией семейные походы? Обоснуйте своё мнение. (Если разово – не традиция)

Задание 16 (У)  

Определите традиции, которые есть в вашей семье, и обозначьте в графе знаком плюс

Семейные традиции

+

Семейное чтение

Семейные просмотры фильмов

Семейные походы

Семейные праздники

Семейные встречи с друзьями

Задание 17 (У) Рабочая тетрадь, с.25 № 3          с взаимопроверкой

Допишите предложение:

Традиция – это….

Задание 18 (З)

Расскажите известные вам правила поведения за столом, которые знаете. Какие из них вы соблюдаете?

Задание 19 (П)

Можно ли поведение Саша за столом считать приличным, если во время семейного обеда он громко чавкает и смеётся? Обоснуйте своё мнение.

Задание 20 (У)        

Рассмотрите иллюстрации и определите правила, которые нарушают ребята.

Диагностические задания

1. Определите действие, которое можно считать заботой о человеке и поставьте напротив него в графе плюс.

Действия

+

помочь брату съесть конфеты

помочь брату сделать уроки

вымыть посуду

полежать на кровати

застелить свою кровать

помочь маме приготовить ужин

поиграть в игрушки

убрать игрушки после игры на место

2. Определите среди советов попугая те, которыми можно воспользоваться и подчеркните соответствующее слово «да».

Тем, кто за столом

1.Всегда кладите локти на стол.

да

нет

2. Не разговаривайте за столом.

да

нет

3. Всегда берите с блюда лучший кусок.

да

нет

4. Прихлёбывайте погромче.

да

нет

5. Не ешьте с ножа.

да

нет

6. Не вытирайте руки об одежду, пользуйтесь салфеткой.

да

нет

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «семья», «старшее поколение», «среднее поколение», «младшее поколение», «родословная»,

«традиции», «забота»

 и использовать их в активном словаре.;

- определять нарушение правил поведения за столом и обосновывать своё мнение,

- определять действие, которое можно считать заботой о человеке.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

• рассказывать:

- о семейных традициях,

- об истории праздника День семьи, любви и верности,

- о домашних обязанностях,

- об отношениях в семье,

- правила поведения за столом;

• определять:

- дату праздника День семьи,

- представителей каждого поколения в семье,

• называть

 главную мысль произведения;

• составлять свою родословную

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

- определять объекты культурной столицы;

- определять правила, которые следует соблюдать в общественных местах;

- определять правила поведения, которые следует соблюдать в школе;

- писать слова для заданных знаков вежливости;

- определять и писать название любимой традиции в семье;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

1. Подчеркните объекты культурной столицы:

Исаакиевский собор, транспорт, театр «Зазеркалье», страусиная ферма, магазин «Лента», памятник детям блокадного Ленинграда, Кировский завод, Музей кукол.

2. Определите правила, которые следует соблюдать в определенных общественных местах, и соотнесите каждое с соответствующим символом: театр, музей, или транспорт.

3. Определите правила, которые следует соблюдать в школе, и подчеркните их.

1). Сидите за партой спокойно, не вертитесь.

2) На день рождения следует дарить те подарки, которыми будет пользоваться только именинник, а не вся его семья.

3). Внимательно слушайте учителя на уроке.

4).Подарок вручают в комнате, не торопясь, говоря душевные слова, глядя прямо в глаза.

5). Готовьтесь к уроку на перемене.

6). Дари то, что тебе уже не пригодится.

4. Рабочая тетрадь, с.34 №2

Напишите слова, которые можно использовать для данных знаков вежливости:

а) приветствие – …………….. в) извинение - ………………….

б) благодарность – …………….

5. Напишите название традиции, которую в вашей семье очень любят и соблюдают.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Предметные умения:

- определять объекты культурной столицы;

- определять правила, которые следует соблюдать в общественных местах;

- определять правила поведения, которые следует соблюдать в школе;

- писать слова для заданных знаков вежливости;

- определять и писать название любимой традиции в семье.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Результат деятельности

• Стимулировать интерес к определению признаков культурного человека.

• Научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления образа культурного человека;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- составлять образ культурного человека;

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Серёжа и Надя услышали по радио, что город Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Дети задумались: «Можно ли их считать культурными людьми, если они являются жителями этого города?

Надя активно утверждала, если она житель Санкт-Петербурга, значит культурная. А Серёжа сказал, что не всех жителей города можно назвать культурными.

Ребята, кто прав: Серёжа или Надя?

Информативный вариант

1. Определите признаки культурного человека и подчеркните соответствующие высказывания:

умеет быть благодарным, образованный, использует "волшебные слова", кладёт локти на стол во время еды, всюду опаздывает, посещает театры и музеи, уважает только себя, любит свой город и следит за его чистотой

2. Определите, кто из ребят прав: Серёжа или Надя?

Импровизационный вариант

1. Опишите образ культурного человека, используя слова и словосочетания:

благодарный, посещает театры и музеи, уважает других, доброта, вежливость, стремиться к знаниям,  желает  помогать другим людям, любит свой город, аккуратный.

2. Определите, кто из ребят прав: Серёжа или Надя?

Эвристический вариант

1. Допишите предложение

Культурный человек - это….

2. Определите, кто из ребят прав: Серёжа или Надя?

Личностные умения:

- проявлять интерес к определению признаков культурного человека.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления образа культурного человека.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- составлять образ культурного человека.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Самоанализ

Допишите предложения:

Для меня важно знать, что культурный человек – это…..Чтобы стать культурным человеком надо …..

II. Самооценка

Допишите предложение:

Я доволен(-льна)…(очень, не очень) тем, что могу составить образ  культурного человека……(сам, при небольшой помощи учителя).

Личностные умения:

- проявлять осознание успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат  деятельности

- Соотнести полученный результат с поставленной целью.

- Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление об образе культурного человека.

Ввести правила: поведения в семье,

поведения в школе.

Ввести знаки вежливости.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для составления образа культурного человека.

Регулятивные умения:

- выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

 - составлять образ культурного человека. 

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока русского языка "Правила общения" УМК "Планета знаний"

Цель деятельности учителя: учить выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа таблицы, работать с толковыми словарями, подбирать родственные слова.Планиру...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Общение – путь к познанию», 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века».

Нестандартный урок, позволяющий научить детей думать, анализирова, формулировать собственную точку зрения. ...

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива" 2 класс...

Технологическая карта литературного чтения и презентация , 1 класс, "С чего начинается общение?", умк "Перспектива"

Данная  методическая разработка показывает приёмы работы по Технологии  критического мышления. На уроке организованы все виды формы работ- фронтальная, индивидуальная, парная, групповая....