Урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Савельева Татьяна Ивановна

Урок окружающего мира в 4 классе

по теме « Основной закон России и права человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhmir.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок окружающего мира  4 класс

  Тема: « Основной закон России и права человека»

                           (По учебнику  А.А. Плешакова «Окружающий мир», 4 класс)

Цель урока: дать первоначальные представления о понятиях  «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников».

Задачи:

обучающие: понимание особой роли России, формирование уважительного отношения к ней;

развивающие: овладевать  навыками смыслового чтения текста учебника в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

воспитательные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности.

Тип урока: открытие нового знания

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: Конституция РФ, запись гимна, изображения флага и герба РФ, книги со стихотворениями о России, учебник и рабочая тетрадь А.А. Плешакова «Окружающий мир», 4 класс; карточки с заданиями для работы в парах и группах. 

Этап урока

Действия учителя

Предполагаемые действия ученика

1.Организацион-ный момент

Проверьте ваше рабочее место. Тихо, удобно сядьте. Попрошу вас на уроке быть внимательными, помогать друг другу в открытии новых знаний

2.Актуализация темы

3.Проверка дом.задания

4.Изучение нового материала.

5.Физкультминут-ка.

6.Работа по теме.

7.Закрепление. (Итог)

8.Рефлексия.

9.Домашнее задание

Ребята! Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. А что у нас с вами общее? Что нас объединяет?

Родина есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит! Тысячу лет насчитывает история нашего Отечества. На протяжении веков не одно поколение людей укрепляло и защищало нашу Родину, развивало её хозяйство и культуру.

Наша Родина – …?

Домашним заданием было подготовить стихотворения и пословицы о нашей Родине.

Давайте послушаем.

Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

                    В. Лебедев-Кумач

Название «Россия» идёт из глубины веков. Другое название нашей страны - … ?

Слово «федерация» в переводе с латинского языка означает «союз, объединение». Говоря строкой из Гимна России, наше Отечество – это «братских народов союз вековой». На территории России живёт 160 народов. Это русские, башкиры, казахи, татары, калмыки и многие-многие другие.

Как можно нас всех назвать?

Как вы думаете, что значит быть гражданином?

Давайте с вами вспомним, что же мы знаем по этой теме.

Какие символы России вы уже хорошо знаете?

О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. Но есть еще один символ очень важный для России. И мы о нем поговорим и разберём на сегодняшнем уроке.  

Давайте с вами вспомним, что же мы знаем о гражданине.

Составление кластера. 

НА ЖИЗНЬ                                                                      

НА ОТДЫХ                        

      …

Дети по очереди записывают на доске права и обязанности.

Где записаны права и обязанности граждан России?

Устройство нашего государства определяет Основной закон страны – Конституция. Главная мысль нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».  Зачитать статью 2, 17.

Сказка ложь, да в ней намек.

Вы сейчас будете экспертами.  Работать будете группами. У вас на партах по две карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

   

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.

Мы сидеть уже устали.

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавно.

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснёмся крыши?

Наклоняемся до пола,

Прогибаемся поглубже.

Вправо, влево три наклона

Повторяем снова дружно.

От души мы потянулись

И за парты вновь вернулись.

Как вы думаете, а есть ли права и обязанности у граждан других государств?

В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. Об этом мы сегодня и поговорим.

-  Ознакомьтесь с текстом, который лежит у вас на парте. Во время чтения отметьте,  

что вы уже знали - +

что не знали -         -

      если что-то непонятно, поставьте знак - ?

Самостоятельное чтение.

Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но и уничтожит всё человечество.

Чтобы предотвратить эту катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире.

В результате работы ООН появился документ – Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права  всех членов человеческого общества.

В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать всеми правами.

  • Что вам уже было известно?
  • Что новое узнали?
  • Что было непонятно?

Что еще было не понятно?

Всеобщая Декларация прав человека была принята на общем  собрании Организации Объединённых наций 10 декабря 1948г.

Итак, все люди обладают неотъемлемыми, нерушимыми, равными правами, независимо от национальности, языка, пола.

Давайте подробнее остановимся на правах, которые защищают личность человека. Лучше познакомиться с  декларацией и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет Учебник с.157 – 158.

Работа в парах:

1пара

Вставь в стихотворение подходящие по смыслу слова:

В мире есть закон, что знает _______,

Все ____________ его зовут.

Охраняет жизнь, здоровье _________,

Их права на отдых и на ___________ .

Нам с тобою тот закон __________

В жизни нам поможет очень_______.

Слова для справок:

Каждый, он, Декларацией, знаком, труд, граждан.

2пара

Вставьте в текст пропущенные слова.

– Прочитаем получившиеся фразы:

  1. Россия – это моя страна, поэтому я – гражданин России.
  2. Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – Конституцию.
  3. В Конституции России перечислены важнейшие права и обязанности граждан России.

Дополнение кластера

Вернёмся к нашим записям. Что нового мы узнали на уроке? Добавьте в схему.

(Права людей записаны во Всеобщей декларации прав человека

-О чём был наш сегодняшний разговор?

Оцените свою работу на уроке.

– Что ещё бы хотели узнать по теме урока?

– Что понравилось больше всего?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?

Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.

– Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Как видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.

  • Какое главное правило мы не должны забывать?

Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!

Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.

Учебник с. 156-159, тетрадь с. 58. Составить список своих прав и обязанностей,  привести свои примеры, как в сказках нарушаются принятые в современном обществе права человека.

Родина

Россия

         Родина наша

Россия родная, ты Родина наша,

Мы любим тебя всей душой!

И нет тебя ближе, и нет тебя краше,

Мы всюду навеки с тобой!

Твоею мечтою, твоею судьбою,

Мы дружной семьёю живём!

Под нашей российской и яркой звездою,

Здесь милый, родительский дом!

(М.П. Некрасова)

Пословицы

Российская Федерация

Записи в тетрадь:

Федерация – объединение

 

Россияне, граждане России

Гимн, герб, флаг

Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.

 Конституции

Запись в тетрадь:

Конституция – устройство, постановление

а) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на (Личную неприкосновенность).

 б) Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на (Неприкосновенность жилища).

в) Балда из сказки А.Пушкина Сказка о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на (Труд).

 г) Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на (Владение имуществом).

Да, наверное.

Запись в тетрадь:

Декларация - заявление

В мире есть закон, что знает каждый,

Все Декларацией его зовут.

Охраняет жизнь, здоровье граждан,

Их права на отдых и на труд.

Нам с тобою тот закон знаком.

В жизни нам поможет очень он.

Материалы к уроку

Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на ______________________________________________

Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на ______________________________________________

Балда из сказки А.Пушкина Сказка о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ______________________________________________

Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на ______________________________________________

- Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но и уничтожит всё человечество.

- Чтобы предотвратить эту катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире.

- В результате работы ООН появился документ – Всеобщая декларация прав человека.

- Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права  всех членов человеческого общества.

- В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать всеми правами.

В мире есть закон, что знает _______,

Все ____________ его зовут.

Охраняет жизнь, здоровье _________,

Их права на отдых и на ___________ .

Нам с тобою тот закон __________

В жизни нам поможет очень_______.

Слова для справок:

Каждый, он, Декларацией, знаком, труд, граждан.

  1. Россия – это моя страна, поэтому я – ______________ России.
  2. Каждый __________ обязан знать и помнить основной закон государства – _________________.
  3. В Конституции России перечислены важнейшие _________ и __________________ граждан России.

Вопросы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

Н а д о с к е  3 листа:

1. Право на бесплатное образование.

2. Право на свободный труд, защита от безработицы.

3. Право на неприкосновенность жилища.

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ – № 3.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ – № 2.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ – № 1.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…».

– Какие же права есть у вас, школьников?

Напомнит нам об этом (Ф. И. ученика).

Ученик. Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.

Учитель. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

– Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Родина наша

Россия родная, ты Родина наша,

Мы любим тебя всей душой!

И нет тебя ближе, и нет тебя краше,

Мы всюду навеки с тобой!

Твоею мечтою, твоею судьбою,

Мы дружной семьёю живём!

Под нашей российской и яркой звездою,

Здесь милый, родительский дом!

(М.П. Некрасова)

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.                                 В.   Лебедев-Кумач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...