Урок по окружающему миру в 4 классе "Земля - кормилица"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Куцева Наталья Ивановна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по ОС "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_vokrug_nas.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Земля – кормилица»

Цели: познакомить учащихся с различными видами почв, их образованием  составом, с природоохранной деятельностью человека. Объяснить, почему землю называют кормилицей, повторить сведения о полезных ископаемых, в том числе о КМВ;

        развивать познавательную активность, мышление, умение анализировать, делать выводы, наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, развивать речь;

        воспитывать интерес к предмету «Мир вокруг нас», бережное отношение к природе, к земле.        

        Оборудование: тест для индивидуального опроса, сочинения учащихся «Что я расскажу иностранцу о КМВ», презинтация, карточки со схемами, загадки, цитата, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся.
  2. Актуализация ранее изученного.

Тест «Наши полезные богатства»

  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

А.- археологи;

М. - геологи;

В. - строители.

2. К полезным ископаемым относятся:

А. - кирпич, бетон, бензин;

Б.  станки, вазы, ножницы,

О. - нефть, газ, глина.

3. В строительстве используют:

А. - торф, железную руду, самоцветы;

Л. - песок, глина, гранит;

В. - мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из:

А. - каменного угля, янтаря, мела;

И. - жемчуга, торфа;

О. - железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают:

Д. – нефть, природный газ;

Г. – соль, алмазы;

В. – мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают:

И. – известняк, ракушник, гранит;

Е. – каменный уголь, железную руду;

У. – поваренную соль, жемчуг, графит.

7. В карьерах добывают:

Ц. – известняк, песок, глину;

Ч. – золото, малахит, мрамор;

Э. нефть, торф, бурый уголь.

- Выпишите слово, которое получилось.

(П/о: молодец.)

  1. Фронтальный опрос.

–Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- «Наши подземные богатства».

- Что мы называем подземными богатствами?

- Полезные ископаемые.

- С какими полезными ископаемыми мы познакомились?

- Сейчас мы и проверим, кто из ребят изучил эту тему лучше остальных и поиграем в игру «Угадай полезное ископаемое».

Я буду называть признаки полезного ископаемого, а вы угадайте о каком полезном ископаемом идёт речь.

        - Кто желает сам загадать полезное ископаемое?

1. Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота.

                \Торф.

2. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная,  ковкая,  состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.

\ Железная руда.

  1. Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.

\ Каменный уголь.

  1. Прочная, тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

\ Гранит.

  1. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков живых организмов.

\ Известняк.

6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.

                \Нефть.

  1. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

\ Песок.

  1. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

\ Глина.

Микроитог.

3. Проверка домашнего задания.

        - Чем богаты недра  Ставропошльского края?

Слайд 1.

        - Полезными ископаемыми.

        - На Северо – восточных равнинах и Прикаспийской низменности добывают горючий газ и нефть.

- Предгорья богаты природными строительными материалами. Возле станицы Красногорской добывают огнеупорную глину. Ещё Предгорье богато известняками, гипсом, марилями, мрамором, гранитом, бештаунитом.

- Из бештаунита состоят пятигорские горы, горы Юца и Джуца. В верховьях Кубани добывают свинцово – цинковую руду. В горах имеются месторождения железной и медной руды, рассыпного золота, кровельных сланцев, мраморов, гранитов.

-Какое полезное ископаемое является главным на КМВ?

-Минеральные воды.

-Что вы можете сказать об этом полезном ископаемом?

-Их целебные свойства принесли мировую известность городам – курортам КМВ. Их общий запас 16000 кубических метров воды в сутки. Они обеспечивают курорты углекислыми, соляно – щёлочными, сероводородными, радоновыми и другими типами минеральных вод. По разнообразию минеральных вод район КМВ не имеет аналогов в мире. Эти воды формируются в толще морских отложений. Они растворяют соли отложений древних морей, поглощают газы и растворы, поступающих по трещинам из земных глубин. Этим объясняется большое разнообразие состава солей и газов, растворяемых в воде. Есть минеральные воды с температурой до 160 градусов по Цельсию. Они известны в районах Будённовска, Георгиевска, Невинномысска. Используются как источник энергии и для получения солей. В районе озера Тамбукан находится крупнейшее в России месторождение лечебной грязи.

-Вам было задано на дом написать сочинение на тему: «Что я расскажу о КМВ иностранцу?»

-Кто желает прочитать своё сочинение.

                \учитель выслушивает 3-4 ученика.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Микроитог.

  1. Изучение нового материала.

Слайд 5.

……….  -кормилица.

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

А я всё терплю и

добром плачу.

  1. Сообщение темы и целей урока.

-Посмотрите на доску. Прочитайте тему нашего урока.

-Но что там?

-В названии нашей темы потерялось слово.

-Давайте найдём его, разгадав загадку:

        \ Загадка – на доске.

-Земля.

        Слайд 6.

-Как вы считаете, почему о земле так говорят?

-А вот правы вы или нет нам предстоит выяснить и узнать, почему землю называют кормилицей?

2. Объяснение нового.

Слайд 7.

Отгадайте загадку:

-Сам чёрен, да не ворон,

Есть рога, да не бык,

Шесть ног, без копыт…  (Жук)

        Слайд 8.

- Правильно, это жук.

- А теперь послушайте рассказ о приключениях жука, который он мне поведал…

-Глубоко – глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но ему было скучно и одиноко.

Слайд 9.

 «Неужели эта неприглядная и сырая земля – мой дом?» - постоянно думал он. И решил он проложить себе путь наверх. В пути жук неожиданно обнаружил других обитателей. А вот каких, мы узнаем позже.

-А где же жил жучок?

-В почве.

-Что такое почва?

-Верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения. Точнее: почвой мы можем называть верхний плодородный слой земли.

        Слайд 10.

- Конечно, всё время жить в темноте жуку не хотелось и, увидев в трещинке земли лучик яркого солнца,

Слайд 11.

поспешил наверх. Прокладывая путь наверх, он неожиданно задумался: кто же мог построить дом ему и его друзьям? Как же и из чего образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ.

Слайд 12.

-  Как же прекрасно было на поверхности! Вокруг всё было зелёным, дул лёгкий ветерок,

Слайд 13.

внезапно полил и так же прекратился дождик.

        Вдруг, на пути жучка возникла небольшая  горка.

Слайд 14.

Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку, что произошло с её мамой –

Слайд 15.

старой горой, да не очень хорошо у неё  это получилось. Что же могла она поведать жучку?

-Давайте, призовём нам на помощь свою фантазию. Как же и из чего образовалась почва?

-А образовывалась она долгие, долгие годы и во все времена года.

- Какие времена года мы знаем ?

-У вас на партах карточки, обозначающие времена года. Расположите их по- порядку начиная с самого тёплого.

-Молодцы, а сейчас вы мне поможете сочинять сказку.

-Какими словами обычно начинается сказка?

-Жили – были…

Слайд 16.

-Итак, жила – была…

        - Гора.

-Её ласково согревало..

Слайд 17.

- Солнышко.

                - Нежно обнимал…

Слайд 18.

-Ветерок.

                -Часто поливал…

-Дождик.

Слайд 19.

                

-В какое время года это могло произойти?

-Летом.

Слайд 20.

        -Но вот пришла…

-Осень.

Слайд 21.

        

-Днём гору ещё согревало…

-Солнце.

        Слайд 22.

- Но ночью прилетал холодный ветерок.

        -И приносил с собой…

-Дождь.

        Слайд 23.

- Осень сменила зима с морозами и метелями.

        Слайд 24

-И снова наступила весна.

        Слайд 25.

-Днём с весёлыми ручейками и ласковым солнышком. Ночью с холодами. Ах, как не нравилось горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём греться на солнышке. И у горы появились морщины – трещинки.

        Слайд 26.

-Из чего состоит гора?

-Земля, глина, песок, камень и т. д.

-Какое полезное ископаемое хорошо удерживает влагу?

-Глина.

        Слайд 27.

                Почва

Глина

-Так в почве появляется глина. Гора переживала и плакала, а трещины становились всё глубже и глубже. Ветер часто проносил над горой песок. Многие песчинки прятались от ветра в трещинках горы. Так в почву попал песок.

Слайд 28

                Почва

Глина             Песок

-Однажды там спряталось зёрнышко травы.

- Попробуем проследить, что произошло с зёрнышком.

-Рассмотрите картинки, которые лежат у вас на партах.

Слайд 29.

-Что изображено на них?

- Расположите эти картинки последовательно.

        Слайд 30

1. Зерно  2. Дождь и солнце.   3. Зелёная трава  4. Жёлтая трава   5. Сухая трава

-Что было сначала?

- Под воздействием чего зёрнышко превратилось в зелёную траву?

- Что случилось далее с зерном? Что произошло потом?

-Так зёрнышко превратилось в перегной – гумус.

Слайд 31.

Гумус – это перегной, который образовался из остатков растений и животных.

Слайд 32.

                Почва

Глина             Песок      Гумус

-А так как в растениях и животных есть минеральные соли, то вместе с ними они попали и в почву.

Слайд 33.

                Почва

Глина             Песок      Гумус      Соли

-Что уже мы обнаружили в почве?

4. Физминутка

- Так что же входит в состав почвы?

-Но это ещё не всё. Сейчас мы вместе проведём опыт и узнаем, что ещё входит в состав почвы.

Опыт № 1.

-Возьмите стакан с водой и опустите туда кусочек почвы. Что вы видите?

- Из почвы пошли пузырьки.

-О чём это говорит?

-В почве есть воздух.

Слайд 34.

                Почва

Глина             Песок      Гумус      Соли      Воздух

Опыт № 2.

- Возьмите бумажную салфетку, положите на неё немного почвы и сильно сожмите. Что осталось на салфетке?- Мокрое пятно.

-О чём это говорит?

-В почве есть вода. 

Слайд 35.

                Почва

Глина             Песок      Гумус      Соли      Воздух   Вода

-Так что же входит в состав почвы?

-Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

     - От количества перегноя.

    -В природе существует большое количество типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

Слайд 36.

- Вот перед вами чернозём. Эти почвы особенно богаты гумусом. Он придаёт им очень тёмный или чёрный цвет. Эти почвы самые плодородные. Их можно встретить в степях. Эти почвы преобладают в нашем крае.

Слайд 37, 38

- Меньше гумуса в подзолистых почвах. Они сероватого цвета. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах. Они бедны гумусом и минеральными солями, поэтому малоплодородны.

Слайд 39, 40

-Серая лесная почва. Этот вид почвы формируется в лесах, где много влаги. У нас в крае серые лесные почвы есть тоже. Западнее города Старополя, в лесопарке города Бештау, там они вкраплены среди чернозёмных почв.

Слайд 41, 42.

-Пи близком залегании грунтовых вод образуются болотные почвы. Они содержат толстый слой торфа.

Слайд 43, 44..

-В тундрах распространены тундровые почвы.

Слайд 45, 46

-Для лугов характерны луговые почвы. В них хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Слайд 47, 48

- Солончаки – это почвы, которые содержат соли и образуют на поверхности солевую корку. Такие почвы не пригодны для выращивания культурных растений. Весной, после таяния снега, в понижениях образуются «мочаки» - участки сырых засоленных колодцев.

Слайд 49, 50

-Изучением почв занимаются учёные – почвоведы.

Слайд 51.

-Какая  почва самая плодородная? Почему?

-Знаменитый русский учёный В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Почему?

-Мы познакомились с типами почв, их составом и  образованием, но так и не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?» А рассказать об этом к нам пришла гостья.

        \Выходит ученица в костюме земли.

        Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовётся она – почва. Да только она иногда добра и щедра, когда люди в ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не класть? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей матушка – земля. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить зёрна с собой из полей  и сажать возле жилья. Вот и заколосились первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи.  Вот так  и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатый урожай.

-Кто приходил в гости? О чём поведала? Что называют волшебной кладовой? Почему?

-Посеешь горсточку зерна, а соберёшь сто горстей.

-Что издавна делает земля – матушка?

-Кормит людей, на ней растут растения, который человек употребляет в пищу.

-Да не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей.

-Как можно назвать землю?

-Кормилицей, матушкой.

- Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет, 20 см – за 5 -6 000 лет. О чём это говорит?

-Почву нужно охранять.

-Давайте, подумаем, как можно защитить почву?

- Чтобы защитить почву, на полях, необходимо сажать полезащитные лесные полос, а зимой проводить снегозадержание. Один распространённый способ снегозадержания – устройство снежных валов. Их нарезают с помощью трактора специальными снегопахами на расстоянии 5-10 м  один от другого.

- Надо сажать леса;

- Надо правильно распахивать почву;

-Правильно использовать ядохимикаты.

-Если их употреблять больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерии, без которых почва теряет плодородие.

Слайд 52.

Охрана почвы

Снегозадержание      

 Правильно использовать ядохимикаты

Сажать леса      

 Правильно распахивать почву

  1.  Итог урока.

Слайд 53.

-Вот и пришло время узнать кого встретил наш жучок, когда спешил наверх. Возьмите карточки, соедините цифры по точкам и изобразите возле каждой цифры, кого встретил жучок, прорывая путь наверх.

- Что встретил жучок?

-Воздушная капелька, капелька воды, песчинка, комочек глины, соль, гумус.

-Что интересного вы заметили, когда соединили цифры по точкам?

-Буква П .

-Что является домом для этих обитателей? Кто догадался?

-Почва.

-Да, это действительно так! Очень обрадовался жучок: «Теперь – то я знаю, что и мой дом – почва и  живу здесь среди друзей!»

- Что называется почвой?

-Как нужно охранять почву.

6. Выставление отметок.

7. Рефлексия.

Если вам понравился урок, нарисуйте жучку улыбку, а если не понравился нарисуйте ему ротик вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"

Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа....

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по окружающему миру в 4 классе "Земля кормилица"

Конспект составлен по учебнику А.А. Плешакова.На уроке учащиеся проводят опыты, выясняют состав почвы, знакомятся с различными типами почв. Узнают, как образуется почва и почему её нужно беречь и охра...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Земля - кормилица" в 4 классе

Цели урока:Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;Развивающая: развивать познавательную активность, умения ана...

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...