Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zemlya-kormilica.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел.  Родной край – часть большой страны.

Интегрированный урок природоведение-химия

по теме: «Земля – кормилица». 4 класс.

Цель:

Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о составе и видах почвы.

Выделить основное свойство почвы – плодородие.

Показать значение почвы для растений и живых организмов.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.

Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.

Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать.

Развивать умение внимательно слушать учителя, одноклассников, высказывать своё мнение.

Воспитательные:

Познакомить с природоохранной деятельностью человека.

Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – аккуратность.

Место проведения:

Кабинет химии.

Начальная подготовка учащихся:

Учащиеся знакомы к этому уроку с правилами поведения в кабинете химии и лабораторным оборудованием.

Форма урока:

          Урок формирования новых знаний.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Презентация.

Распечатанные задания для кроссвордов.

На столах учащихся оборудование для лабораторных опытов.

Химическая посуда: стаканы (2), стеклянные палочка и трубочка, чашка для выпаривания, ложечка для веществ, предметное стекло;

Приборы: спиртовка (спички), штатив с кольцом, тигельные щипцы;

Почва, вода, бумажная салфетка.

Программное обеспечение:

Windows XP (2000), Office 2003,

Power Point.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель начальных классов:

- Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории. В связи с этим, сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

II. Работа над новой темой.

Сообщение темы урока

Учитель начальных классов:

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картофеля в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редиски, помидоров… И это не сказка. Эта волшебная кладовая есть на самом деле, у нас под ногами. Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, когда они умело её обрабатывают: пашут, сеют, удобряют.

        Вы, должно быть, уже догадались, как эта чудесная кладовая называется.

(Приложение №1)

Учащиеся:  Земля.

Учитель начальных классов:

- В названии темы урока «...............- кормилица» потерялось слово. Найдите его, разгадав загадку.

(Слайд 1,2)

                Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

                А я всё терплю и добром плачу.

Учащиеся:  Земля.

Учитель начальных классов:

- Почему землю называют кормилицей?

- Что издавна делает Земля-матушка?

Учащиеся:  земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.

Учитель начальных классов:

- Да и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей.

- Как можно назвать землю?

Учащиеся:  Землю можно назвать кормилицей.

                                

Учитель начальных классов:

- Тема сегодняшнего урока «Земля – кормилица».

                2. Актуализация знаний

- Научные сотрудники работают по плану. Давайте и мы составим план работы на уроке.

- Вспомните, как называется верхний слой земли.

Учащиеся:  Верхний слой земли называется почвой.

Учитель начальных классов:

- Прежде всего, надо дать научное определение почвы. Каким будет первый пункт плана?

Учащиеся:  Что такое почва?

Учитель начальных классов:

- Что ещё хотели бы узнать о почве?

- Какими свойствами она обладает?

- Каким будет 2 пункт плана?

Учащиеся:  Свойства почвы.

Учитель начальных классов:

- Как вы думаете, везде ли почвы одинаковые?

Учащиеся:  Почвы разные.

Учитель начальных классов:

- С чем же познакомимся?

Учащиеся:  С видами почв. И 3 пункт плана будет «Виды почв»

Учитель начальных классов:

- Знаете ли вы, зачем человеку почва и как он её использует?

- Зачем человеку нужны знания о почве?

- Предлагаю следующий пункт плана «Почва – живым организмам».

Сегодня на уроке мы получим ответы на эти вопросы.

- Прочитаем составленный нами план .

(Слайд 3)

        3. Изучение нового материала.

Учитель начальных классов:

- Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Что же такое почва?

Учащиеся:  Почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли.

(Слайд 4)

Учитель начальных классов:

- Переходим к выполнению следующего пункта плана.

Учитель химии:

- Познакомимся с правилами техники безопасности при работе со стеклянной посудой.

- Сейчас мы будем выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой запишем в таблицу.

Практическая работа (проводится учителем химии)

Опыт 1.

- Возьмём стакан с водой и опустим туда комочек почвы.

- Что вы видите?

Учащиеся:  Из почвы идут пузырьки.

- О чём это говорит?

Учащиеся:  В почве есть воздух (делаются записи в таблицу).

(Слайд 5)

Опыт 2.

- Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву в лоток.

- Что осталось на салфетке?

Учащиеся:  Влажное пятно.

- О чём это говорит?

Учащиеся:  В почве есть вода (делаются записи в таблицу).

Опыт 3.

- Посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы?

Учащиеся:  Вода в стакане стала мутной.

- Что вы видите на дне стакана?

Учащиеся:  На самом дне видны песчинки, а сверху – глина.

- Какой делаем вывод?

Учащиеся:  в состав почвы входит песок и глина (делаются записи в таблицу).

Опыт 4.

- Нагреем немного почвы.

- Что вы видите?

Учащиеся:  Над почвой появился дым и чувствуется неприятный запах.

- Почему это происходит?

 Учащиеся:  Это горят старые листья, остатки трав и насекомых.

- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус.

- Какой сделаем вывод?

Учащиеся:  В почве есть перегной – гумус (делаются записи в таблицу).

Опыт 5.

- Возьмём несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и поместим их на предметное стекло. Нагреем стекло над огнём.

- Что вы видите?

Учащиеся:  На стекле образовался белый налёт.

- Кто догадался, что это такое?

Учащиеся:  Это соль.

- Совершенно верно, соли – это питательные вещества, необходимые растениям.

- Сделайте вывод.

Учащиеся:  В почве есть соли (делаются записи в таблицу).

- Сверим составленную вами таблицу со схемой «Состав почвы»

(Слайд 6)

Вывод:

- В почве имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой; а самое главное, что в почве есть перегной.

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Учащиеся: От количества перегноя.

III. Физкультминутка

Учитель начальных классов:

IV. Новый материал (продолжение)

Виды почв.

Учитель начальных классов:

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные – почвоведы (работа с учебником).

Работа в парах, сообщения учащихся.

1 ученик. Чернозёмные почвы – одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, так как там почва не такая плодородная.  

2 ученик. Подзолистые почвы – серого цвета, напоминают золу.  Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Учитель начальных классов:

- Познакомимся с другими видами почв, используя презентацию.

(Слайды 7-14)

1) Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

2) Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.

        3) Подзолистая почва – по цвету напоминает золу. Встречаются в тайге и смешанных лесах.

        4) Чернозёмная почва. В ней много солей, она рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. В степях.

        5) Луговая. Формируются под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями

        6) Болотная. Формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения  под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов.        Содержит толстый слой торфа.

        7) Торфяная - подтип болотных почв. Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Торфяные почвы - верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

Животные почв.

Учитель химии:

- Отгадайте самого распространённого животного почв.

(Слайд 15)

ОДЖЕДЫВЕ ЕЧРИВ

Учащиеся: Дождевые черви.

Учитель химии:

- Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

    3. Охрана почв.

Учитель начальных классов:

- Что разрушает почву?

(Слайд 16)

Вода и ветер (на открытых пространствах).

Вырубка леса.

Неправильная вспашка леса.

Отсутствие водоёма.

Выжигание трав.

Строительство дорог, домов.

- Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обработкой.

Почву восстановить может сама природа, причём очень медленно: за 100 лет – 1 см

Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.

- Какие организации вы знаете?

Учащиеся: Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).  

Учитель начальных классов:

- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы?

Учащиеся: Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев.

Учитель начальных классов:

- Земля – кормилица нуждается в защите. Ведь 1см почвы образуется в природе за 250-300 лет.

Работа с учебником

Учитель начальных классов:        

- Что необходимо делать для защиты почвы?

Дети приводят примеры, учитель прикрепляет по их ответам карточки:

САЖАТЬ ЛЕСОПОЛОСЫ

ПРАВИЛЬНО ПАХАТЬ

ПРОВОДИТЬ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ

ПРАВИЛЬНО ПОЛИВАТЬ

БЕРЕЧЬ РАСТЕНИЯ

ПРАВИЛЬНО УДОБРЯТЬ

БОРОТЬСЯ С ОВРАГАМИ

НЕ ЗАСОРЯТЬ

Учитель начальных классов:        

Необходимо:

высаживать полезащитные лесные полосы;

производить снегозадержание;

правильно распахивать почву;

умеренно применять удобрения и ядохимикаты;

умеренно орошать.

(Слайд 17)

V. Закрепление изученного материала.

Работа в группах по уровню сложности. Разгадывание кроссворда.

(Приложение 2)

VI. Творческое домашнее задание.

Подготовить материал на тему:

1 вариант «Бактерии почвы»

2 вариант «Млекопитающие почвы»

(Слайд 18)

VII. Итог урока.

Учитель начальных классов:

- Какой материал урока вызвал наибольший интерес?

Учащиеся:

- сказка о волшебной кладовой;

- лабораторные опыты;

- получать новые знания в кабинете химии;

- сотрудничество с новым учителем;

- об охране почв.

Учитель начальных классов:

- А закончим наш урок поэтическими строками (хором с экрана).

(Слайд 19)

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Список литературы: 

Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2006.

Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 4 класс. М.: “ВАКО”, 2004.

Деятельностный метод обучения: описание технологии/ авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л. В. Терёшина. Волгоград: Учитель, 2008.

Состав и свойства почв http://irkg.narod.ru/text/13.htm

Открытые уроки в начальной школе, проведённые в рамках конкурса “Учитель года – 2006” ЮАО г. Москвы/Сост. Е.С. Гостимская – М.:5 за знания, 2006

Приложения:

Приложение №1.

Сказка о волшебной кладовой.

Положишь в чудесную кладовую горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много.

Она у нас под ногами. И зовётся - земля.

Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают.

И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая.

Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит.

Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки…  Потом люди смекнули, что можно сажать собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи.

Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

Приложение №2.

Группа 1 (высокий уровень сложности)

1.  Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2.  Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4.  Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

6.  Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

                                                                                                                                   

Группа 2 (средний уровень сложности).

Основное свойство почвы.

Самый ценный компонент в почве, от которого зависят типы и свойства почв.

Почвы с большим количеством перегноя.

Одно из веществ, входящих в состав почвы.

Почвы с большим количеством песка.

Группа 3 (низкий уровень сложности)

                                           

1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).
2. Одна из составных частей почвы (Песок).
3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).
4. Основное свойство почвы (Плодородие).

Почва

воздух

соли

перегной (гумус)

глина

песок

вода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "

I ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...

Урок по теме: "Земля - кормилица".

Материал содержит технологическую карту урока....

Урок по окружающему миру в 4 классе "Земля - кормилица"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по ОС "Школа России"...

Урок по окружающему миру в 4 классе "Земля кормилица"

Конспект составлен по учебнику А.А. Плешакова.На уроке учащиеся проводят опыты, выясняют состав почвы, знакомятся с различными типами почв. Узнают, как образуется почва и почему её нужно беречь и охра...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Земля - кормилица" в 4 классе

Цели урока:Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;Развивающая: развивать познавательную активность, умения ана...

Открытый урок по теме: "Земля-кормилица"

Открытый урок с использованием электронного оборудования (микроскопы)...