Урок по теме: "Земля - кормилица".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Шилова Елена Николаевна

Материал содержит технологическую карту урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Шилова Елена Николаевна

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 2 г. Осы»

Урок: окружающий мир

Класс: 3

Тема: Земля – кормилица.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.

Цели:

  1. образовательная: дать понятия  «плодородие» и «земледелие», сформировать представление о земледелии в разные исторические периоды.
  2. развивающая: развивать информационную компетенцию обучающихся.
  3. воспитательная: воспитывать патриотизм и толерантность.
  4. деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода        рефлексивной самоорганизации.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

проверка готовности обучающихся, настрой на работу

Подготовка учащихся к уроку. По картинкам-схемам дети под музыку выполняют движения.

Организует и настраивает на работу.

– Как узнали, что необходимо делать? («считали» информацию со схем)

– Почему наше время – называют «век информации»?

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Расшифровка название игры «МИР».

Постановка личной цели.

Работа со стихотворением и загадкой.

Определение темы урока.

Создаёт проблемную ситуацию.

– Какую цель на урок можно поставить?

– О каких храмах идёт речь в стихотворении?

– Что такое святыня?

– Что в храме природы можно назвать святыней?

– О какой святыне идёт речь в загадке?

  1. выразительное чтение,
  2. экологические знания

 Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование цели, формулирование проблемы.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

III. Интеграция с другими предметами Цели:

выявление обучающимися новых знаний, подведение детей к самостоятельному выводу о работе с информацией

Работа в группах с разными видами источников:

1 гр. – таблица,

2 гр. – картинки,

3 гр. – литер.текст и полит.карта мира,

4 гр. – пословица

Выдвигает проблему.

Формулирует задание.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

– О какой земле идёт речь?

– Почему говорили земля–матушка, земля–кормилица?

Физкультминутка (найти горсть земли в классе)

  1. многозначность слова,
  2. Земля-планета,
  3. земля – суша,
  4. земля – страна,
  5. земля – почва
  6. исторические знания (о доблести солдат)

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий

IV. Изучение нового

Цель: получение знаний в практической деятельности

Экспресс-диагностика знаний группы.

Разбор слова «плодородие».

Работа с иллюстрациями «прошлое» и «настоящее» (труд людей).

Введение понятия «земледелие».

Работа с текстом учебника,

вопросы группам.

Ответ на вопросы.

Доказательство-подпись к изображениям орудий труда.

Устанавливает осознанность восприятия, побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу о плодородии почвы.

Активизирует работу с учебником.

– Установите соответствие между словами в двух столбиках таблицы.

– Что общего и чем отличаются иллюстрации? (труд людей на земле, в разное историческое время)

– Как понимаете слово «земледелие»?

– Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.

– Как называются орудия труда, ответ докажите, зачитав описание в тексте.

  1. знания свойствах и составе почвы,

  1. земледелие в прошлом и в наши дни,

  1. орудия труда земледельцев

 Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

V. Индивидуальные достижения

Цель:

Осознание учащимися важности индивидуальной работы

Выступление с презентациями о нелёгком труде крестьян (по изучению репродукций художников).

Высказывание оценочных суждений.

Осуществляет индивидуальный контроль. Организует оценочные высказывания обучающихся по поводу  поисковой работы одноклассников.

– О чём бы хотели сказать своим одноклассникам?

– Какое впечатление от их выступления?

  1. знания о работах художников,
  2. художественные средства

Познавательные: умение выделять часть из целого на определённую тему.

Регулятивные: контроль, осознание качества и уровня усвоения,

Коммуникативные: отношение к сверстникам, умение общаться, корректность.

VI. Подведение итогов

Цель:

Проверка уровня овладения материалом

Работа с пословицами о труде.

Формулирует задание. Корректирует ответы.

Просматривает перспективы на следующий урок.

– Объясните смысл пословиц.

– О чём мы не говорили на уроке?

– Что бы ещё хотели узнать по данной теме?

  1. удобрение почвы

Познавательные: понимание и осознанность усвоения материала, рефлексия
Регулятивные: контроль, осознание качества и уровня усвоения,

 Личностные: личностное, отношение к сверстникам, умение общаться, корректность.

VII.

Рефлексия деятельности Цели:

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Выбор домашнего задания.

Итог урока.

Саморефлексия учащихся.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию.

– Выберите задание с которым вам будет интересно поработать дома.

– Где может почерпнуть информацию человек?

– Какими чертами характера он должен обладать?

– Что можете сказать о своей работе?

  1. виды почв
  2. поиск информации по теме

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

Литература:

  1. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир.3 класс. «Ассоциация 21 век». Смоленск, 2006.
  2. Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир.3 класс: занимательные материалы. Волгоград, 2008.
  3. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2 – 4 класс. Олимпиадные задания. Волгоград, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "

I ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...

Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс

Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...

тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")

Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Земля - кормилица" в 4 классе

Цели урока:Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;Развивающая: развивать познавательную активность, умения ана...

План-конспект урока на тему:"Земля рассказывает о себе".

План-конспект  урока  на  тему:"Земля   рассказывает  о  себе."...

Открытый урок по теме: "Земля-кормилица"

Открытый урок с использованием электронного оборудования (микроскопы)...

Открытый урок по теме "Земля кормилица"

Открытый урок по предмету "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" на тему "Земля-кормилица" для учеников 4 класса....