Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

I ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Тест «Наши подземные богатства»

  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
    а) археологи;
    б) геологи;
    в) строители.
  2. К полезным ископаемым относятся...
    а) кирпич, бетон, бензин;
    б) станки, вазы, ножницы;
    в) нефть, газ, глина.
  3. В строительстве используются...
    а) торф, железная руда, самоцветы;
    б) песок, глина, гранит;
    в) мрамор, каменный уголь, малахит.
  4. Металлы получают из...
    а) каменного угля, янтаря, мела;
    б) жемчуга, известняка, торфа;
    в) железной руды, медной руды.
  5. При помощи буровых установок добывают...
    а) нефть, природный газ;
    б) калийную соль, алмазы;
    в) мрамор, гранит.
  6. В шахтах добывают...
    а) известняк, ракушечник, гранит;
    б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
    в) поваренную соль, жемчуг, графит.
  7. В карьерах добывают...
    а) известняк, песок, глину;
    б) золото, малахит, мрамор;
    в) нефть, торф, бурый уголь.
  8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
    а) алмаз, известняк, графит;
    б) железная руда, поваренная соль, мел;
    в) каменный уголь, антрацит, торф.

II  ПРОВЕРКА ТЕСТА.

III. Изучение нового материала.

а) Беседа.

- Можно ли наш край назвать кладовой? А вот кладовая, в которой находятся полезные ископаемые, есть в названии темы нашего урока.

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и добром плачу. (Земля.)

- Верно, а тема нашего урока «Земля - кормилица».

 

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей».

- Вспомните, как называется верхний слой земли. (Верхний слой земли называют почвой)

- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки старых сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

- Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

- Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.

 

б) Практическая работа

Опыт 1.

- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)

- О чем это говорит? (В почве есть воздух.)

Опыт 2.

- Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

- Вывод? (В почве есть вода.)

Опыт 3.

- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)

- Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху - глина.)

Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)

Опыт 4.

- Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

- Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)

Опыт 5.

- Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

- Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)

В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».

image

в) беседа

- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)

- Давайте познакомимся с видами почв. В нашей стране выделяют несколько видов почв. Самые распространенные из них:

 

Тундровые, подзолистые, лесные, чернозём, болотные и луговые.

 

- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.

- Какая почва характерна для тундры? (Тундровая.)

- Какая почва распространена в тайге и смешанных лесах? (Подзолистая.)

- Какая почва будет в лиственном лесу? (Серая лесная.)

- В какой природной зоне – чернозём? (Степи.)

- Где находятся луговые почвы? (Луга.)

- Для чего характерны болотные почвы? (Болота.)

- На территории нашей страны самые распространенные подзолистые почвы.

- Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? (Чернозем, в ней много перегноя.)

- А какие почвы в нашем крае? (Все.)

- А какая почва распространена на полуострове Таймыр? (Тундровая.)

- Как вы думаете, можно ли ее назвать плодородной? (Нет.) Почему?

- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?»

- Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.

г) рассказ ученика

- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все уземли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

- Что называют волшебной кладовой? (Землю.)

- А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т.д.)

- Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

- Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет!

IV. Физкультминутка.

а) Работа по учебнику и рабочих тетрадях.

- Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 173 -174 и составим памятку «Как защитить почву на полях». Читать будем по абзацам.

 

б) Составление памятки.

  • Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
  • сажать полезащитные полосы;
  • проводить снегозадержание;
  • правильно распахивать;
  • умеренно поливать и употреблять удобрения.

- Ещё раз повторим правила защиты почвы.

VI. Закрепление изученного.

 

а) Тестирование.

- Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.

Тест «Земля-кормилица» (почвы)

  1. Характерными почвами нашего края являются...
    а) черноземы;
    б) подзолистые почвы;
    в) тундровые почвы;
    г) серые лесные почвы.
  2. Черноземные почвы преобладают...
    а) в тундре;
    б) в лесной зоне;
    в) в степях;
    г) в пустынях.
  3. Плодородие почвы зависит от количества...
    а) песка;
    б) перегноя;
    в) глины;
    г) солей.
  4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
    а) вода;
    б) воздух;
    в) камни;
    г) соли.
  5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
    а) песок;
    б) глина;
    в) перегной;
    г) ил.
  6. В состав почвы входят...
    а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
    б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
    в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
  7. Для защиты почвы на полях необходимо...
    а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
    б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
    в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
  8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...
    а) 100-150 лет;
    б) 5-10 лет;
    в) 250-300 лет;
    г) 1-2 года.
  9. Какое из высказываний верно?
    а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
    б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
    в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

б) Взаимопроверка.

- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

- Кто не допустил ошибок?

- Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.

VII. Подведение итогов

Выставление оценок.

Домашнее задание

Стр. 171-174, р. т. стр. 53-54

Для 1 группы: ПОДОБРАТЬ ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ.


 

Рейтинг@Mail.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс

Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...

тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")

Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...

Урок по теме: "Земля - кормилица".

Материал содержит технологическую карту урока....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Земля - кормилица" в 4 классе

Цели урока:Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;Развивающая: развивать познавательную активность, умения ана...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Земля кормилица"

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс,по теме: "Земля-кормилица"...

Открытый урок по теме: "Земля-кормилица"

Открытый урок с использованием электронного оборудования (микроскопы)...

Открытый урок по теме "Земля кормилица"

Открытый урок по предмету "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" на тему "Земля-кормилица" для учеников 4 класса....