Главные вкладки

    Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    I ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

    Тест «Наши подземные богатства»

    1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
      а) археологи;
      б) геологи;
      в) строители.
    2. К полезным ископаемым относятся...
      а) кирпич, бетон, бензин;
      б) станки, вазы, ножницы;
      в) нефть, газ, глина.
    3. В строительстве используются...
      а) торф, железная руда, самоцветы;
      б) песок, глина, гранит;
      в) мрамор, каменный уголь, малахит.
    4. Металлы получают из...
      а) каменного угля, янтаря, мела;
      б) жемчуга, известняка, торфа;
      в) железной руды, медной руды.
    5. При помощи буровых установок добывают...
      а) нефть, природный газ;
      б) калийную соль, алмазы;
      в) мрамор, гранит.
    6. В шахтах добывают...
      а) известняк, ракушечник, гранит;
      б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
      в) поваренную соль, жемчуг, графит.
    7. В карьерах добывают...
      а) известняк, песок, глину;
      б) золото, малахит, мрамор;
      в) нефть, торф, бурый уголь.
    8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
      а) алмаз, известняк, графит;
      б) железная руда, поваренная соль, мел;
      в) каменный уголь, антрацит, торф.

    II  ПРОВЕРКА ТЕСТА.

    III. Изучение нового материала.

    а) Беседа.

    - Можно ли наш край назвать кладовой? А вот кладовая, в которой находятся полезные ископаемые, есть в названии темы нашего урока.

    - Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

    Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
    А я все терплю и добром плачу. (Земля.)

    - Верно, а тема нашего урока «Земля - кормилица».

     

    - Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей».

    - Вспомните, как называется верхний слой земли. (Верхний слой земли называют почвой)

    - Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки старых сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

    - Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

    - Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.

     

    б) Практическая работа

    Опыт 1.

    - Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)

    - О чем это говорит? (В почве есть воздух.)

    Опыт 2.

    - Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

    - Вывод? (В почве есть вода.)

    Опыт 3.

    - Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)

    - Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху - глина.)

    Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)

    Опыт 4.

    - Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

    - Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

    - Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)

    Опыт 5.

    - Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

    - Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

    - Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)

    В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».

    image

    в) беседа

    - Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

    - Как вы думаете почва везде одинаковая?

    - В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

    - Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)

    - Давайте познакомимся с видами почв. В нашей стране выделяют несколько видов почв. Самые распространенные из них:

     

    Тундровые, подзолистые, лесные, чернозём, болотные и луговые.

     

    - Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.

    - Какая почва характерна для тундры? (Тундровая.)

    - Какая почва распространена в тайге и смешанных лесах? (Подзолистая.)

    - Какая почва будет в лиственном лесу? (Серая лесная.)

    - В какой природной зоне – чернозём? (Степи.)

    - Где находятся луговые почвы? (Луга.)

    - Для чего характерны болотные почвы? (Болота.)

    - На территории нашей страны самые распространенные подзолистые почвы.

    - Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? (Чернозем, в ней много перегноя.)

    - А какие почвы в нашем крае? (Все.)

    - А какая почва распространена на полуострове Таймыр? (Тундровая.)

    - Как вы думаете, можно ли ее назвать плодородной? (Нет.) Почему?

    - Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?»

    - Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.

    г) рассказ ученика

    - Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все уземли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

    - Что называют волшебной кладовой? (Землю.)

    - А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т.д.)

    - Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

    - Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

    - Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет!

    IV. Физкультминутка.

    а) Работа по учебнику и рабочих тетрадях.

    - Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 173 -174 и составим памятку «Как защитить почву на полях». Читать будем по абзацам.

     

    б) Составление памятки.

    • Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
    • сажать полезащитные полосы;
    • проводить снегозадержание;
    • правильно распахивать;
    • умеренно поливать и употреблять удобрения.

    - Ещё раз повторим правила защиты почвы.

    VI. Закрепление изученного.

     

    а) Тестирование.

    - Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

    - У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.

    Тест «Земля-кормилица» (почвы)

    1. Характерными почвами нашего края являются...
      а) черноземы;
      б) подзолистые почвы;
      в) тундровые почвы;
      г) серые лесные почвы.
    2. Черноземные почвы преобладают...
      а) в тундре;
      б) в лесной зоне;
      в) в степях;
      г) в пустынях.
    3. Плодородие почвы зависит от количества...
      а) песка;
      б) перегноя;
      в) глины;
      г) солей.
    4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
      а) вода;
      б) воздух;
      в) камни;
      г) соли.
    5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
      а) песок;
      б) глина;
      в) перегной;
      г) ил.
    6. В состав почвы входят...
      а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
      б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
      в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
    7. Для защиты почвы на полях необходимо...
      а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
      б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
      в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
    8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...
      а) 100-150 лет;
      б) 5-10 лет;
      в) 250-300 лет;
      г) 1-2 года.
    9. Какое из высказываний верно?
      а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
      б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
      в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

    б) Взаимопроверка.

    - Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

    - Кто не допустил ошибок?

    - Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.

    VII. Подведение итогов

    Выставление оценок.

    Домашнее задание

    Стр. 171-174, р. т. стр. 53-54

    Для 1 группы: ПОДОБРАТЬ ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ.


     

    Рейтинг@Mail.ru

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс

    Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...

    тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")

    Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...

    Тест по окружающему миру по теме "Земля-кормилица"

    Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Земля-кормилица". Программа "Школа России" 4 класс....

    Урок по теме: "Земля - кормилица".

    Материал содержит технологическую карту урока....

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Земля - кормилица" в 4 классе

    Цели урока:Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;Развивающая: развивать познавательную активность, умения ана...

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Земля кормилица"

    Презентация к уроку окружающего мира 4 класс,по теме: "Земля-кормилица"...

    Открытый урок по теме: "Земля-кормилица"

    Открытый урок с использованием электронного оборудования (микроскопы)...