Открытый урок по теме "Земля кормилица"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Букина Светлана Михайловна

Открытый урок по предмету "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" на тему "Земля-кормилица" для учеников 4 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_urok.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Земля-кормилица»

Цели урока:

Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;

Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.

УУД:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.

Оборудование: учебник, образцы почвы, стакан с водой, стеклянная палочка, салфетка, презентация.

Краткое описание хода урока.

       I.            Организационный момент. Мотивация учащихся.

    II.            Проверка домашнего задания (тест  с выбором ответа, самостоятельная работа).

III.            Формулирование темы и целей урока учащимися под руководством учителя.

  1. Открытие новых знаний о главных свойствах почвы и видах почв.

   V.            Закрепление новых знаний

  1. Рефлексия

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I. Организационный момент (слайд 1)

-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Мобилизация внимания на плодотворную  работу.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

II. Актуализация знаний

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме. (Тест)  

Проверка  (Слайд 2)

-Молодцы! Вы справились с тестом. (Слайд 3)     А теперь давайте поработаем в парах.. У всех  на партах лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача по внешнему виду вспомнить, как называется это полезное ископаемое, и описать его по плану (план на карточках).

-Кому не понятно, что делать?

-Приступайте..

 

Коммуникативное взаимодействие

Работа в парах  (дети обсуждают в  и заполняют таблицу по свойствам полезных ископаемых)

Отвечают на вопросы.

III. Сообщение темы и целей урока

(Слайд 4) -Что бы узнать тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять.

О чём же сегодня будем говорить? Как догадались?

Коммуникативное взаимодействие

Высказывают предположения

Ответы детей:

Мы ходим по земле,

Землю пашут, вскапывают, земля даёт урожай.

(Слайд 5 )-Сегодня тема нашего урока- «Земля кормилица».

-Какие цели в соответствие с темой мы перед собой поставим?

Направляющая деятельность

Выделение и формулирование познавательной цели

IV. Открытие новых знаний   о главных свойствах почвы и видах почв.

-У слова земля есть несколько значений, одно из них - почва.

-Давайте вспомним – что такое почва?

-Предлагаю побыть вам исследователями и выполнить практическую работу, работая в группах. Решите, кто будет главным в группе?

 Давайте попробуем узнать, что входит в состав почвы. Откройте зелёный конверт и прочитайте задание.

Практическая работа (опыт№1)

- Возьмем стакан с водой и опустим туда кусочек почвы. Что вы видите?

- О чём это говорит? (Слайд 6)

Практическая работа (опыт№2)

- Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву в лоток.

- Что осталось на салфетке? (Слайд 7 )

Практическая работа (опыт№3)

-Посмотрите в стакан, куда мы бросили кусочек почвы

-Что вы там видите?

-Как другим словом назвать остатки растения и животных в почве? Какой сделаем вывод?(Слайд 8)

Практическая работа (опыт№4)

- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы

- Что вы видите на дне стакана?

Какой делаем вывод? (Слайд 9 )

-Посмотрим еще раз на слайд. Что входит в состав почвы?

— В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

— Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.

-Какие природные зоны вы знаете?

-Предположите, как могут называться почвы в названных вами природных зонах.

-Давайте проверим, верны ли были ваши предположения. Обратите внимание на экран мы рассмотрим основные типы почв.

(Слайд 10)- В тундре распространены тундровые почвы.

Тундровая почва- светлая, почему?

(Слайд 11)В тайге- подзолистая почва сероватого цвета. Почему она такого цвета?

(Слайд 12)-В лиственных лесах- серые лесные почвы, в ней много песка

(Слайд 13) -В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем - почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру. Как вы думаете, почему она такая темная?  У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

(Слайд 14) -Болотная почва - содержит толстый слой торфа.

(Слайд 15) -Луговая почва - в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями.

 

Направляющая и контролирующая деятельность учителя

Коммуникативное взаимодействие

Дети читают задание и выполняют опыты 1,2,3,4.

 Заполняют таблицу «Состав почвы»

Представитель каждой группы рассказывает о проделанном опыте и озвучивает вывод, к которому пришли при обсуждении.

Ответы детей сопровождаются показом слайдов.  

Развитие умения опытным путем делать вывод.

Почва – верхний плодородный слой земли.

Предполагаемые ответы  детей:

 1 группа

- Из почвы идут пузырьки.

- В почве есть воздух.

2 группа

- Влажное пятно, значит, в почве есть вода

 3 группа

- Увидели мелкие корешки, остатки растений. В составе почвы есть перегной — гумус.

4 группа

- Вода в стакане стала мутной. В почве есть песок и глина

Повторяют состав почвы

Вспоминают

Высказывают предположения

Проверяют свои предположения

Высказывают предположения

Дети называют природные зоны и высказывают предположения о названиях почв в разных зонах

-В ней мало перегноя.

-В чернозёме много перегноя.

Физкультминутка

-А теперь пришло время отдохнуть 

Музыкальная физкультминутка

   

Выполняют танцевальные движения.

Осуществляют профилактику утомления

-Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае? Почему?

-В Ленинградской области распространены преимущественно подзолистые почвы, бедные перегноем и отличающиеся значительной кислотностью. Типичные почвы хвойных северных лесов. Влажный климат, короткое лето большое количество осадков, частые заморозки.    

- А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?

- Да, плодородие необходимо сохранять, а как     мы сейчас узнаем из учебника.

- Перед вами стоит проблема «Как защитить почву?»(с.172-174)

(Слайд 16)

 – Какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых?

– Как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды?

 

Проблемный вопрос:

(Слайд 17)

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  • в лесу за 500000 лет,
  • на лугу за 3225 лет
  • там, где нет растений – всего за 15 лет

- О чем говорят эти расчеты ученых?

-Мы познакомились с типами почв, их свойствами,  а «Почему землю называют кормилицей?»

(Слайд 18)   -Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей.

(Слайд 19) -Спрячешь картофелину- вытащишь много.

(Слайд 20 ) -Крошечное семечко превращается в огромный арбуз.

(Слайд 21 ) -Тоненький росток превращается в прекрасный цветок.

Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.

-Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле (а где мы с ней уже встречались?)

-Как она называется? (Земля).

-Почему землю называют кормилицей?

(Слайд 22 ) -Основное свойство почвы - плодородие. Какие корни можем выделить в этом слове? Что обозначает слово «плодородие»?

V. Закрепление новых знаний.

(Слайд 23 ) - А теперь составим памятку для работников сельского хозяйства по защите почвы. Посмотрите на слайд и уберите неверные действия.

  1. Рефлексия

-Достигли мы поставленных в начале урока целей?

-Что узнали нового?

-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

-Кто считает, что у него на уроке все получилось?

-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?

-Какое у вас настроение в конце урока?(показывают смайлы)

(Выставление отметок за урок)

Домашнее задание

Стр.171-174. Задания по выбору:
1. Составить памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях».
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

-Спасибо за работу!

Коммуникативное взаимодействие

Направляющая и контролирующая деятельность учителя

Направляющая и контролирующая деятельность учителя

Направляющая деятельность учителя

Оценивание

(выступления представителей групп)

 

Работа в группах с учебником.

-Необходимо снимать слой почвы, а потом класть на прежнее место или использовать его при озеленении территории.

-Сажать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву.

Делают вывод

 

Высказывают предположения

Закрепляют полученные знания на уроке

Дети могут вспомнить отрывок из рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца», который учили ранее на литературном чтении.

Оценивают свои достижения за урок и достижения класса

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Открытый урок по теме: "Земля-кормилица"

Открытый урок с использованием электронного оборудования (микроскопы)...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....