Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Земля - кормилица" в 4 классе
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Иванченко Татьяна Борисовна

    Цели урока:

    Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;

    Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

    Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.

    УУД:
    Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока  «Земля – кормилица»

    Цели урока:

    Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;

    Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

    Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.

    УУД:
    Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.

    Оборудование: учебник, физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, материал для опытов.

                                   

     Ход    урока

    1. Организационный момент

    -Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.

    - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

    -Какое у вас настроение на начало урока?

    II. Актуализация знаний учащихся.

    1.Индивидуальная работа по карточкам

    Опишите полезное ископаемое по плану:

         а) Название;

         б) Свойства;

         в) Способ добычи;

         г) Значение, применение.

    Учащимся выдаются образцы полезных ископаемых.

         -Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

    -Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме.

     2.  Тест  « Наши подземные богатства»

    Месторождения полезных ископаемых отыскивают...

    а) археологи;    б) геологи;    в) строители.

                   2. К полезным ископаемым относятся...

                       а) кирпич, бетон, бензин;

                       б) станки, вазы, ножницы;

                        в) нефть, газ, глина.

            3. В строительстве используются...

                       а) торф, железная руда, самоцветы;

                       б) песок, глина, гранит;

                       в) мрамор, каменный уголь, малахит.

            4. Металлы получают из...

                       а) каменного угля, янтаря, мела;

                       б) жемчуга, известняка, торфа;

                       в) железной руды, медной руды.

            5. При помощи буровых установок добывают...

                       а) нефть, природный газ;

                       б) калийную соль, алмазы;

                       в) мрамор, гранит.

            6. В шахтах добывают...

                       а) известняк, ракушечник, гранит;

                       б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

                       в) поваренную соль, жемчуг, гранит.

            7. В карьерах добывают...

                       а) известняк, песок. глину;

                       б) золото, малахит, мрамор;

                       в) нефть, торф, бурый уголь.

         

      8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...

                       а) алмаз, известняк, графит;

                       б) железная руда, поваренная соль. мел;

                       в) каменный уголь. антрацит, торф.

            3.Работа с картой

           - Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,

             природного газа, торфа.

            -Назовите полезные ископаемые Крыма.

    III.Сообщение темы и целей урока

    Сообщение темы и целей урока.

    - В названии темы урока  «... – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.

                    Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

                    А я всё терплю и добром плачу.

                                                                      ( Земля. )

    На доске и в тетрадях тема :  «Земля – кормилица».

    - Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже.

    IV. Открытие новых знаний       

             

              - Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.

               - Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

               - Какого цвета почва?

               - Давайте выясним, что входит в состав почвы.

       

    1. Практическая работа

     

    Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков говорит о наличие в почве воздуха.                        

         

     Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.

         

      Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.

           Опыт 4.  Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.

    Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.

           

    Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

             

             

    2. Составление схемы «Состав почвы»

      На доске составляется схема  « Состав почвы»

                                           

                                           ПОЧВА

                 

                      воздух                                           соли

                                вода                         гумус

                                       песок        глина 

                                 

                      3. Физкультминутка

                              Потрудились - отдохнём,

                              Встанем, глубоко вздохнём.

                              Руки в стороны, вперёд,

                              Влево, вправо поворот.

                              Три наклона, прямо встать.

                              Руки вниз и вверх поднять.

                              Руки плавно опустили,

                              Всем улыбки подарили.

     4. Работа с учебником

    - Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

    - В природе существует большое число типов почв. Это зависит от

    расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите

    несколько основных типов почв на стр.161 учебника.  Изучением  

    почв занимаются  - почвоведы. Сравните данные образцы почв.

    Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

    - Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие

    почвы в нашем крае?

    - Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили

    на вопрос  « Почему землю называют кормилицей?»

    5. Сказка о волшебной кладовой.

    - Послушайте сказку о волшебной кладовой.

    «Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-

         матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе       таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные

    стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»

     

     - Что называют волшебной  кладовой? Почему?

       - Что издавна делает земля-матушка?

       - Как можно назвать землю?

       - Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.

    6. Самостоятельная работа с текстом учебника и составление памятки.

         

     Чтение статьи учебника на стр. 162-163 

             - Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике  и составим памятку «Как защитить почву на полях».

             

    • Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
    • сажать полезащитные полосы;
    • проводить снегозадержание;
    • правильно распахивать;
    • умеренно поливать и употреблять удобрения.

    7.  Тестирование.

    Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

    - У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.

    Тест «Земля-кормилица» (почвы)

    1)Характерными почвами нашего края являются...
    а) черноземы; 

    б) подзолистые почвы;

    в) 
    тундровые почвы; 
    г) серые лесные почвы.

    2)Черноземные почвы преобладают...
    а) в тундре; 
    б) в лесной зоне;
    в) 
    в степях; 
    г) в пустынях.

    3)Плодородие почвы зависит от количества... 
    а) песка; 
    б) 
    перегноя;
    в) глины; 

    г) солей.

    4)   Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
    а) вода; 
    б) воздух;
    в) камни; 
    г) 
    соли.

    1. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
      а) песок

      б) глина;
      в) 
      перегной; 
      г) ил.

    6)В состав почвы входят...
    а) углекислый газ, известняк,
     воздух, вода;
    б) 
    вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
    в) поваренная соль,
     песок, глина, вода, воздух.

    7)Для защиты почвы на полях необходимо...
    а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
    б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
    в) 
    проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

    8)Один сантиметр почвы в природе образуется за...
    а) 100-150 лет; 
    б) 5-10 лет;
    в) 250-300 лет
    г) 1-2 года.

    9)Какое из высказываний верно?
    а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
    б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
    в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

    8.  Взаимопроверка.

    - Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

    - Кто не допустил ошибок?

    - Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.

    V. Подведение итогов.

    -Достигли мы поставленных в начале урока целей?

    -Что узнали нового?

    -Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

    -Кто считает, что у него на уроке все получилось?

    -Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?

    -Какое у вас настроение в конце урока?

    (Выставление отметок за урок)

    VI.Домашнее задание

    Прочитать текст на стр.162 - 163

    Ответить на вопросы «Проверь себя».

    Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

    Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

    Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

      Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

    Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

    Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

    Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

    Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

    Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

    Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...