№ | Этапы урока | время | 1 | Психологический настрой на деятельность. | 1 мин. | 2 | Актуализация знаний. | 9 мин. | 3 | Постановка учебной задачи | 4 мин | 4 | «Открытие» детьми нового знания А) Беседа Б) Работа в парах. Проверка | 17 мин.
| 5 | Физкультминутка и гимнастика для глаз. | 2 мин. |
| В) Практическая работа Г) Групповая работа по усвоению нового учебного материала. |
| 6 | Первичное закрепление
| 3 мин | 6 | Самостоятельная работа с самопроверкой | 5 мин. | 7 | Подведение итогов, комментирование домашнего задания. РЕФЛЕКСИЯ. | 4 мин. | 8 | Всего | 45 мин |
Ход урока І. Психологический настрой на деятельность. - Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Поздороваемся. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся. А я всем желаю хорошего настроения, новых открытий, удачи Не подводите, друзья, Ни класс свой, ни меня! В учении, если опоздать, Можно и неучем стать. II. Актуализация знаний. Игра «Карусель» - Начнём урок с игры «Карусель» – Какой учёный занимался исследованиями нервной системы и функцией головного мозга? (И. П. Павлов.) - Назови первых исследователей мозга (Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов) – Какой главный орган нервной системы находится в черепе? (Головной мозг.) – Какой орган нервной системы находится в позвоночнике? (Спинной мозг) – Кто «подаёт» информацию головному мозгу? (Нервы.) – Сколько примерно весит мозг взрослого человека? (1300–1500 г.) – Что дают человеку во время операции для обезболивания? (Наркоз.) – Что доставляет кровь в мозг? (Пищу и кислород.) – Как называется особый орган около внутреннего уха? (Вестибулярный аппарат.) - Назови пять органов чувств (зрение-глаза, вкус-язык, слух-уши, осязание-кожа, обоняние-нос) -Что составляет центральную нервную систему? (головной мозг, спинной мозги нервы) -Сколько времени вы должны спать? ( 9-10 часов) -Устают ли клетки мозга? Как они отдыхают? (устают, отдыхают ночью, когда темно и тихо) -Что такое вестибулярный аппарат? (орган равновесия) -Что защищает грудная клетка? (сердце, лёгкие) -Какой орган защищает череп? (головной мозг) -Что находится внутри позвоночника? (спинной мозг) -Докажи, что клетка живой организм (она растёт, размножается, , дышит, питается, умирает ) -Что приводит в движение наш организм? (скелет и мышцы) -Что такое клетка? (маленький живой организм) -Что входит в состав клетки? (оболочка, цитоплазма, ядро) - От чего зависит осанка? (от того как развивался организм с детства)
- Какой вопрос оказался самым трудным?
III. Постановка учебной задачи. Ч т е н и е учителем текста.
– Какова тема сегодняшнего урока? (кровь и её значение в жизни человека) - Что вы знаете о крови? (Жидкость красного цвета, большая потеря крови ведёт к болезни или смерти человека). -Что бы вы хотели ещё о ней узнать? -Что же, возможно, по окончании урока на некоторые вопросы мы сможем получить ответ. Тема урока: (Слайд 1) Задачи урока: (Слайд 2) 1. Выяснить значение крови. 2. Изучить состав и свойства крови. III. «Открытие» детьми нового знания. 1. Беседа по теме: - Случалось ли вам порезаться или пораниться? - Что вы при этом чувствовали и наблюдали? - Вам приходилось пробовать кровь на вкус? (солоноватая) - Почему? (в ней растворены соли) - Какие? (поваренная, соли железа, соли кальция и фосфора) - Кровь по сосудам движется стремительно - за полминуты она может обежать всё тело, а толкает её …(сердце). (Слайд 3) - Главный принцип его работы - способность сокращаться и расслабляться, перекачивая кровь. При расслаблении сердце вбирает кровь в себя, при сокращении - выталкивает в кровеносные сосуды. - А для чего это происходит, каково же значение крови для человека? Это нам нужно выяснить, поработав в парах. 2. Работа в парах. - Рассмотрите рисунки на стр. 33 и сделайте вывод, вставив нужные слова в предложение: Кровь разносит ….. , поддерживает постоянную ….. в теле, снабжает организм … , выводит … вещества, ….. от вредных бактерий. - Кто готов прочитать, что у вас получилось? (зачитывают) - Проверьте, все ли правильно справились с заданием.
3. Проверка. (Слайд 4) (Кровь разносит полезные вещества, поддерживает постоянную температуру тела, снабжает организм кислородом, выводит вредные вещества, защищает от вредных бактерий.) 4. Практическая работа. Работа с клеткой крови. С глубокой древности люди понимали значение крови в организме. Но прошли столетия, пока учёные- медики изучили состав крови и поняли её значение. -А приходилось ли вам делать анализ крови? Для чего? (Больны или нет, узнает врач и чем). Для этого нужно хорошо знать её состав. Предлагаю вам выступить в роли исследователей крови. Создадим мини-проект схему «Состав крови». -Посмотрим на каплю крови под микроскопом. - Вы видите, что в этой прозрачной жидкости находится много разных клеток, следовательно, кровь - не однородная жидкость. А из каких клеток она состоит, вы мне расскажете через 5 минут. - Откройте учебники на стр. 34-35 5. Работа в группах с учебником. 1 группа - ищет материал о плазме 2 группа - об эритроцитах 3 группа - о лейкоцитах 4 группа - о тромбоцитах Листы планирования (получает каждая группа) 1-ая группа 1. Прочитайте текст на стр.34 2. Вставьте нужные слова в тезис: Основу крови составляет… Она состоит из…. Она обеззараживает … В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Говорят, что «появился…………..». Учитель: - плазма прозрачная желтоватая солоноватая жидкость 2-ая группа 1. Прочитайте на стр. 34. 2. Вставьте нужные слова в тезис: Красные кровяные клетки– это….. Эритроциты окрашивают кровь в …. Они переносят в потоке крови ко всем тканям (клеткам) …….. , а от тканей к лёгким …… -Учитель: Эритроциты живут около 4-х месяцев, образуются в костном мозге. Каждый день у человека сменяется около 10 млн. эритроцитов. 3-я группа 1. Прочитайте на стр.34 -35. 2. Дополните предложение: Белые кровяные клетки – это……. Их в крови гораздо … Эти клетки борются с…………. 4-ая группа 1. Прочитайте на стр.35. 2. Дополните предложение: Кровяные пластинки, содержащиеся в крови – это… Они помогают крови... (при порезах и ранах). Главная их задача … Защита. Представители групп выходят к доске, рассказывают о своей клетке и показывают её на экране. Презентация (Слайд …) - Во время защиты будьте внимательны т.к. эти вопросы будут включены в тест в конце урока III. Первичное понимание . - Послушайте диалог отца и сына Сын рассказывает отцу: "Пап! Мы сегодня в театральном кружке выбирали "короля и принцессу”, меня королём выбрали, а принцессой Дашу хотели выбрать. А эта Анька подскочила и кричит: "Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!” Я говорю ей: "Докажи!” - а она: "Пускай твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс и так видно!” И ушла. Пап, может и вправду у неё кровь голубая?” Отец: "Нет, голубая бывает у раков и морских червей, а у людей только красная. Но раньше считалось, что у королей, князей, принцесс, в общем, у всех, кто богат, кровь голубая. Это пришло из Испании, где простые крестьяне отличались от аристократов тёмной, загорелой кожей. Белая кожа с хорошо видными голубыми жилками, была признаком благородства. Однако у всех людей, чернокожих и белокожих, богатых или бедных кровь красная”.
IV. Самостоятельная работа. Тест. 1.Кровь снабжает организм: А) микробами; Б) кислородом. В) углекислым газом 2. Красной делают кровь: А) лейкоциты; Б) эритроциты; В) плазма. 3. Борются с инфекциями, ядами, микробами: А) лейкоциты; Б) эритроциты; В) тромбоциты. 4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах: А) лейкоциты; Б) эритроциты; В) тромбоциты. 5. У детей 8-11 лет крови: А) 4,5 – 5 л; Б) 3,5 л; В) 6,5 – 7л. ВЗАИМОПРОВЕРКА Ключ к тесту 1. б 2. б 3. а 4. в 5. б Критерии оценки: «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2-3 ошибки «2» - более 3 ошибок IV. Рефлексия. - Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас? - Где могут пригодиться эти сведения вам? -На какие вопросы, поставленные вами в начале урока, вы можете ответить V. Домашнее задание. Стр.32-36, прочитать, как останавливать кровопотерю при порезах, носовом кровотечении. Дополнительный материал Кровь-это не однородная жидкость. Основу её составляет прозрачная желтоватая солоноватая жидкость- плазма, которая состоит из воды и растворённых в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего в ней красных кровяных клеток- эритроцитов. Они делают кровь красной. Эритроциты выполняют самую важную работу - переносят в потоке крови от лёгких ко всем тканям кислород, а от тканей к лёгким- углекислый газ. Красные кровяные клетки живут около четырёх месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге. Другая группа клеток- лейкоциты. Это белые кровяные клетки. Точнее, они бесцветные. Лейкоциты значительно крупнее эритроцитов и их в крови гораздо меньше. Они, как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала заноза и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной – это мёртвые тельца защитников организма – лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с ними вступают не только лейкоциты, но и плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки. Третья группа- тромбоциты, кровяные пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она вытекает из раны. Остановить кровь – главная задача тромбоцитов. Ведь её не очень много. У взрослого человека 4,5 – 5 литров, а у детей 8 -12 лет всего 3,5 литра. Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок. Постоянным должно быть в крови и соотношение между её разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови. |