Урок по окружающему миру, 4 класс, система Л.В.Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Емелина Лариса Анатольевна

Урок по теме "Состав пищи. Витамины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_4_klass.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Окружающий мир

Класс. 4 “А”

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Тема. “Состав пищи. Витамины”

Цели:

  1. Познакомить детей с органическими веществами: белками, жирами, углеводами, витаминами. Показать роль витаминов.
  2. Учить грамотному выбору продуктов питания.
  3. Воспитывать культуру приема пищи, поведения за столом.
  4. Развивать речь учащихся.

Оборудование:

учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир» 4 класс;

карточки с текстами для работы в парах;

рисунки с изображением продуктов питания;

карточки с названиями продуктов;

тест «Самые полезные продукты»;

тексты о витаминах (5 вариантов);

лист с высказываниями ученых и писателей;

учебный фильм «Правила поведения за столом»

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Скажите, ребята, бывали ли у вас ситуации, когда, выполняя задания в школе или дома, вы чувствовали сильную усталость?

Дети. Такое бывает и в школе, и дома.

Учитель. Попробуем помочь себе и Денису, который тоже часто испытывает усталость.

        (работа в парах – на столах учеников лежит карточка)

«Денис предпочитает подольше поспать, не успевает перед школой позавтракать. В школьной столовой он наспех съедает булочку, запивая ее чаем. После уроков, не заходя домой, долго гуляет на улице. Вернувшись, он опять наспех съедает бутерброды, потому что на разогревание еды ему не хочется тратить время, так как по телевизору скоро начнутся мультфильмы. Потом надо садиться делать домашнее задание. К вечеру он чувствует, что болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Денису?»

(идет обсуждение в парах)

Дети. Денис неправильно питается, пищу не пережевывает, ест нерегулярно. Поэтому к вечеру чувствует себя плохо.

Учитель. Чтобы объяснить, каким должно быть правильное питание, вспомним домашнее задание и составим таблицу «Продукты на нашем столе».

        Разделите продукты на 2 группы: растительного и животного происхождения.

        (на наборном полотне карточки с рисунками: молоко, сыр, масло, сметана, колбаса, растительное масло, яйца, мука, грибы, хлеб, мясо, макароны, мед, рыба)

Учитель.     А теперь предлагаю вам сходить в магазин и выбрать продукты, чтобы приготовить обед.

(работа в парах, дети прикрепляют на индивидуальное наборное полотно

слова с названиями продуктов: картофель, грибы, крупа, ржаной хлеб,

фасоль, орехи, морковь, укроп, лук, виноград, апельсины, редис, огурцы,

груши, молоко, колбаса, сыр, масло, макароны, сметана, рыба, мед,

конфеты, яйца, чеснок, лимон, капуста)

Учитель.         Покажите свой выбор. Положите лист на стол, мы еще вернемся к этой работе.

Учитель.        На чем был основан ваш выбор именно этих продуктов?

Дети.         Эти продукты вкусные.

        Эти продукты полезные.

Учитель.        Выполните тест, заполнив пропуски.

(тест «Самые полезные продукты»)

  1. Если мне надо выбрать пирожное или яблоко, я выбираю____________, потому что это_____________.
  2. Если мне надо выбрать орехи или чипсы, я выбираю______________, потому что это______________.
  3. Если мне надо выбрать сок или лимонад, я выбираю_____________, потому что это_______________.

Учитель.        Кто из вас выбрал пирожное, чипсы, лимонад? Почему?

Дети.        Потому что это очень вкусно.

Учитель.        А кто из вас выбрал яблоко, орехи, сок? Почему?

Дети.        Потому что это полезно.

Учитель.        Какой бы вы дали совет  детям, которые выбрали лимонад, чипсы, пирожное?

Дети.        Лучше этого не есть, потому что это приносит вред здоровью

        Не всегда то, что очень вкусно и то, что мы любим приносит пользу.

(физминутка)

III. Актуализация знаний.

Учитель.          Несмотря на разные вкусовые пристрастия, каждому человеку, а особенно ребенку необходимо разнообразное питание. Конечно, вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке.

Дети.        Сегодня мы будем говорить о правильном питании, о том, что полезно, и что вредно.

Учитель.        Разнообразная пища – залог того, что организм получит необходимые вещества, а какие вы ответите сами.

(работа по учебнику с.72, первый абзац)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель.        Какие группы органических веществ выделили ученые?

Дети.        Белки, жиры, углеводы (карточки со словами прикрепляются на доску)

Учитель.        Что такое белки?

Дети.        Стройматериалы для клеток.

Учитель.        Что такое углеводы?

Дети.         Топливо для всего организма.

Учитель.        Что такое жиры?

Дети.          Это продовольственные запасы.

Учитель.  Эти вещества находятся в разных продуктах. Предлагаю вам заполнить таблицу

(дети называют, в каких продуктах содержатся вещества, учитель

прикрепляет карточки на доску)

Белки

Углеводы

Жиры

Мясные продукты

Крупы

Молочные продукты

Рыбные продукты

Сахар

Масличные растения

Горох

Шоколад

Фасоль

Мед

Мука

Учитель.        Какое предположение вы можете сделать, прочитав текст учебника и заполнив таблицу.

Дети.        Чтобы получить все необходимые вещества нужно разнообразное питание.

V. Первичная проверка понимания.

(Работа в группах сменного состава – 5 групп по 6 человек)

Учитель.        На уроках мы говорили о многих географических открытиях. Подумайте, почему в длительных морских путешествиях первооткрывателей подстерегали болезни; часто погибали почти все члены команды, хотя в трюмах были большие запасы еды.

Дети.        Я думаю, что не хватало каких-то особых продуктов.

Учитель.        Исследования ученых показали, что для организма человека необходимы продукты, содержащие особую группу: витамины (карточка со словом прикрепляется на доску)

Учитель.        Вы работали со словарями. Предлагаю дать определение этой группе веществ.

Дети.        Витамин – органическое вещество, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.

Учитель.        Витаминов открыто около 30. Все важны для человека. С некоторыми из них познакомимся более подробно.

        (каждая группа получает текст и опорные вопросы. Текст у каждого ученика)

Витамин C.

Активизирует иммунную систему, влияет на кровь, способствует лучшему

усвоению железа.

Содержится в черной смородине, шиповнике, луке, картофеле, томатах,

яблоках, в молодых листьях салата.

При недостатке витамина развивается повышенная ломкость капилляров,

частые переломы костей, гнойничковые заболевания.

Витамин А.

Участвует в обменных процессах, регулирует процессы роста, положительно

влияет на органы зрения.

Содержится в продуктах животного происхождения: моркови, шиповнике.

Недостаток витамина вызывает нарушение обмена веществ, что ведет к

задержке роста, поражению кожи и слизистых оболочек, снижает остроту

зрения.  

Витамин D.

Влияет на функции нервной системы, щитовидной железы, повышает устойчивость организма к инфекциям.

Основные источники витамина – рыбий жир, печень трески, яичный желток,

молочные продукты, сельдь, скумбрия.

При недостатке витамина развивается рахит – общее заболевание организма,

которое вызывает поражение костной ткани.

Витамин В.

Способствует нормальной работе центральной нервной системы, регулирует

работу органов зрения.

Витамином богаты продукты животного и растительного происхождения:

куриное мясо, говядина, куриные яйца, молоко и молочные продукты,

гречневая и овсяная крупы, капуста, шиповник.

Недостаток в организме вызывает поражение слизистых оболочек и кожи.

Могут наблюдаться трещины на губах и в уголках рта, снижается острота

зрения.

Витамин К.

Необходим для нормальной работы печени. Стимулирует работу мышц,

укрепляет стенки сосудов, стимулирует заживление ран на коже, повышает

сопротивляемость организма инфекциям.

Наиболее богаты витамином капуста, тыква, морковь, картофель, томаты.

При недостатке витамина снижается сопротивляемость организма,

наблюдается задержка роста. Возможны поражения кожи.

(на столах карточки с опорными вопросами:

- В каких продуктах содержится?

- На какие органы и их работу влияет?

- Какие болезни может вызвать их отсутствие?

Дети изучают полученный материал и рассказывают изученное в других

группах. Например, 4 человека из группы №1 расходятся по другим группам,

затем представители группы №2 и т.д. При проверке о витамине

рассказывает группа, прослушавшая информацию своих товарищей)

Учитель.        Вернемся к заданию по выбору продуктов. Кому захотелось что-либо изменить.

Учитель.        Почему изменился ваш выбор.

Дети.        Выбрали продукты, в которых больше витаминов.

VI. Первичное закрепление.

Учитель.        Древняя медицинская мудрость гласит:

(дети читают вместе с учителем. На доске: «Все яд, и все лекарство. Дело

только в …»)

Учитель.        Закончите древнюю мудрость.

Дети.         Дело только в том сколько съел.

        Дело в норме, количестве.

Учитель.        Как бы вы объяснили эту мудрость.

Дети.        Все нужно есть и пить в меру.

Учитель.        На ваших столах лист с высказываниями великих ученых и писателей.

(Наблюдай за твоим ртом: через него входят болезни. Поступай так, чтобы

хотелось еще есть, когда ты встаешь от обеда.

Л.Н. Толстой

За обедом ешь мало, а за ужином еще меньше, ибо здоровье всего тела

куется в кузнице нашего желудка.  

М.Сервантес

Переедание превращает в смертельный яд пищу, назначенную для

сохранения жизни.

Ж. Лабрюйер

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а

не подавлялись.

Цицерон)

Учитель.        Прочитайте их. Что их объединяет?

Дети.        Они все о правильном питании, о культуре приема пищи.

Учитель.        Если вам понравилось какое-либо изречение, прочтите его.

Учитель.        Кому еще понравилось это же высказывание? Кто из вас выбрал другое?

Учитель.        А сейчас я хочу вам предложить просмотреть фрагмент видеофильма о культуре приема пищи.

(просмотр видеофильма)

Учитель.        Культура еды, поведение за столом очень важны для человека и его здоровья. На что вы обратили внимание при просмотре фильма?

Дети.         Мальчик ест медленно, тщательно пережевывает пищу.

        Очень красиво накрыт стол.

        На столе разнообразная пища.

Учитель.        Культура питания, тщательное пережевывание пищи – все это важно для здоровья. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

VII. Домашнее задание.

Учитель.        Дома вы еще раз прочтете параграф учебника и составите меню на завтрак, обед и ужин с учетом полученных знаний.

VIII. Рефлексия.

Учитель.        Какая была учебная цель?

Дети.        Узнать о правильном питании, о том, что полезно для здоровья, а что вредно.

Учитель.        Каким образом достигали учебной цели.

Дети.        Работали по учебнику, выполняли тест, работали по карточкам, работали в группах.

Учитель.        Поднимите руку, кто доволен сегодня своей работой.

        Кто считает, что мог бы поработать лучше?

Учитель.        Мне очень интересно было с вами на уроке. Благодарю вас за хорошую активную работу.

                

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"

Сценарий урока написан  в рамках  технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."

Урок окружающего мира по системе  Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...

Конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова

Тема урока "Живая природа. Животные"...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."

Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...

Презентация к уроку Окружающего мира по системе Л.В.Занкова 2 класс "Смерч"

В данной презентации представлен материал для урока оуржающего мира по теме "Смерч"....

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...