Охрана природы зимой
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oom_2kl._okhrana_prirody_zimoy.docx49.26 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ОТКРЫТЫЙ УРОК  во 2-Г классе

УЧИТЕЛЬ:  ОРЛОВА Н.Е.

Тема урока: Охрана природы зимой
Цели урока:

 1.образовательно-развивающие — знакомство с правилами поведения зимой в природе, со способами подкормки зверей и птиц, понятием «Красная книга»,  с животными, занесёнными в неё; ; развитие устной речи,  интереса к чтению научной и художественной литературы; развитие творческого воображения, мышления младших школьников; обучение детей основам классификации, обобщения, сравнения, умению работать подгруппами

2.
воспитательные — воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; помощь детям в составлении основных правил экологического поведения в природе; развитие учебной мотивации; воспитание эмоциональной отзывчивости и любви к природе.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны научиться соблюдать правила поведения в зимнем лесу, парке, сквере; познакомиться с некоторыми видами охраняемых животных, повторить зимующих птиц и правила подкормки;


Тип урока:
по дидактической цели: комбинированный;
по характеру познавательной деятельности: репродуктивный с элементами объяснительно-иллюстративного и частично-поискового, с применением ИКТ.

Оборудование:

 Красная книга , учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», Рабочая тетрадь, книга «Великан на поляне», карточки, презентация.

      Формы работы учащихся: фронтальная с элементами работы в группах.


      Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

                                       ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Учитель:

- А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Ученики:

- Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2.Проверка домашнего задания

Тест на карточках:

1. Какое правило охраны здоровья надо выполнять зимой? *

  • меньше гулять
  • одеваться очень тепло
  • заниматься зимними видами спорта
  • одеваться легко

2. Какой предмет необходим зимой на улице? *

  • мяч
  • зонт
  • варежки
  • панаму

3. Какой овощ надо есть зимой, чтобы реже болеть? *

  • чеснок
  • капусту
  • огурец
  • свеклу

 4. Почему осенью и зимой дети чаще болеют? *

  • снижается  иммунитет
  • из-за переохлаждения
  • плохо питаются
  • мало гуляют

Фронтальный опрос:

-как укрепить здоровье зимой?

-как нужно одеваться в сильные морозы?

-где можно заниматься зимним спортом и играми?

3.Работа по теме урока

-Сообщение темы:

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о зиме. А урок у нас будет необычный .Мы совершим путешествие в зимний лес. Но прежде, чем мы туда отправимся, давайте расшифруем девиз нашего путешествия:

!МОГУРД ЕДОРИРП ЬДУБ

-Беседа о красоте зимнего леса ( чтение отрывка рассказа « Белый сказочный дворец») Слайд 1

Есть определенная культура общения с зимним лесом. Главное правило: не повреди его красоте! Белые шапки на ветвях, ровная снежная гладь, причудливый узор следов разных животных... Конечно, природе не будет вреда, если человек попусту раскидает снег, стряхнёт его с ветвей, затопчет следы животных. Красота леса восстановится после первого снегопада. И всё-таки, общаясь с зимним лесом, старайся не разрушать его красоты даже на день, даже на час. Пусть люди, которые придут в лес после тебя, увидят не следы твоего пребывания, а белый сказочный дворец, в котором так приятно находиться.

-Можно ли сохранить эту красоту?

-Как объяснить всем это?

-Вспомните дорожные знаки. Они помогают нам сохранять безопасность движения?

-Такие же знаки можно придумать и для охраны природы.

- Откройте учебник на стр.52 и посмотрите, какие знаки придумали авторы  учебника.

-Какой знак подойдет к первому правилу? (1) слайд 2

-Продолжаем читать рассказ  « Белый сказочный дворец»

И ещё: не оставляй в лесу никакого мусора! Зимой мусор не заметен — снег спрячет его, зато весной, когда снег растает, станет видно, как много мусора принесли сюда люди. Много труда надо будет затратить, чтобы убрать его. Да и удастся ли убрать всё?

Слайд 3,4

...Однажды в лесу несколько школ устроили лыжные соревнования. Ребята из старших классов проложили лыжню, а чтобы никто не заблудился и не перепутал, куда бежать и где поворачивать, они маршрут пометили. На стволах деревьев вдоль лыжни красной краской нарисовали стрелки. Большие, яркие, издалека заметные. Правда, на весь маршрут краски не хватило, и ребята топором сделали на стволах зарубки. Тоже большие, тоже заметные издалека. На лесной опушке, где были «Старт» и «Финиш», срубили несколько деревьев и стволы положили между пеньками так, чтобы получилось что- то вроде скамеек. Надо же участникам соревнований отдохнуть после пробежки! Рядом развели огромный костёр, чтобы все могли погреться. Принесли большой котёл и штук сто пластиковых стаканчиков, чтобы всех напоить чаем... Хорошие получились соревнования. Кто-то занял первое место, кто-то второе, кто-то третье... Победителям тут же, на опушке, вручили коробки с конфетами, а они — вот молодцы! — все конфеты раздали ребятам, к чаю...

На другой день второклассники пошли в лес на экскурсию — посмотреть на заснувшую до весны природу, полюбоваться красотой зимнего леса. И что же они увидели?

На вытоптанной опушке — срубленные деревья и пеньки от них, чёрный след от костра, заваленный обуглившимися ветками. Повсюду кругом — разбросанные пластиковые стаканчики, и среди них — несколько больших коробок из- под конфет. А на деревьях и тут, и там — красные пятна, словно раны, и настоящие раны — зарубки на стволах.

Вот вам и белый сказочный дворец...

Может быть, не нужно было проводить лыжные соревнования? Нет, нужно. Конечно же, нужно. Но делать это надо было совсем не так!

А как?

Наверное, подумав, ты и сам ответишь на этот вопрос. Вот и тем ребятам-лыжникам всё-таки нужно было подумать. И не только о себе, но и о лесе. И о других людях, которые любят его.

-Давайте обсудим как можно было провести соревнования.

-Какой знак подошел бы к этому случаю? (2)

-Беседа о значении ели в лесу

-Посмотрите на слайд.( Слайд5). Почему фотохудожник сфотографировал ель прямо в лесу, а не принес её домой и не нарядил там?

-Какое значение имеет ель для лесных жителей зимой?

-Какую ёлку лучше нарядить на праздник?

-Какой знак соответствует этой проблеме? (3)

-Беседа о птицах

- А теперь посмотрите на эту красоту. Легко ли лесным жителям найти корм в такую погоду?( Слайд 6)

-Чем мы можем помочь?  (Слайд 6)

-Поднимите руки те, кто не забывает подкармливать птиц.

-Узнайте зимующих птиц.  ( Слайд 7,8)

- Какие ещё птицы прилетают на кормушки?

-Работа в тетради на печатной основе

-Откройте Рабочие тетради с.28,выполните №2

-Какой знак нужен? (4)

-Беседа о белках

Узнали зверька? Белки часто живут рядом с людьми в парках и скверах.

-Как мы можем помочь им зимой?  ( Слайд 9)

-Какой знак подойдет в этом случае?(6)

-Беседа о диких животных в зимнем лесу

-Зимой очень трудно и крупным лесным зверям. О них заботятся сотрудники лесных хозяйств, лесники. Они сооружают специальные кормушки в лесу. Здесь могут покормиться лоси, косули, дикие кабаны.

-Какой знак выберем для этого случая?  (5)

4.Физминутка.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
( Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает снежные шапки.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

 5. Игра «Мудрые мысли».(работа в группе)

Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении. 

1. ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО!

2. ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!

3.СРУБИТЬ ДЕРЕВО – ПЯТЬ МИНУТ, ВЫРАСТИТЬ - СТО ЛЕТ!

4. ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!

5. ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!

6. БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ,  ВЕДЬ ДРУГОЙ НА СВЕТЕ НЕТУ!

7. РОЩИ ДА ЛЕСА – ВСЕМУ МИРУ КРАСА!

6.Знакомство с Красной книгой

А сейчас мы продолжим путешествие, но сначала отгадайте загадку:

Говорит она беззвучно,

но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

станешь вчетверо умней (книга)

(учитель показывает Красную книгу)

-Какого цвета книга? О чем нас предупреждает красный цвет? (Опасность, тревога) Её так и назвали Красная книга

 - Как вы думаете, почему именно Красной книгой назвали, а не синей, жёлтой? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных. Не уничтожайте растения.)

- Для чего нужна Красная книга?

- Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Истребление животных и растений, занесенных в Красную книгу, преследуется законом.

Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Была создана Международная красная книга.  Позднее она переиздавалась.

- Как вы думаете, почему Красную книгу переиздавали?

- Появлялись новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.

- Писатель Николай Сладков создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.

Охраняется Красной книгой

столько редких зверей и птиц,

чтоб пустыни нагрянуть не смели,

чтобы души не стали пусты.

-У меня в руках Красная книга челябинской области. Существует ещё Красная книга России и Международная Красная книга

Слайд 10

7. Знакомство с охраняемыми животными

-В нашем воображаемом путешествии мы приближаемся к заповедной части леса. Где встретимся с животными, занесенными в Международную  Красную книгу.

-Первый на пути нам попадается тигр, затем белый медведь, потом филин.

(Ученики зачитывают заранее приготовленные сообщения о тигре, белом медведе, филине)

Слайды 11-16

О тигре

В семействе кошачьих тигр – самая крупная кошка. Тело его – 4 м длиной, вес – около 300 кг. Тигр очень чистоплотное животное. За день тигр, в поисках добычи может пройти от 20 до 30 км .Он очень сильный зверь, который легко справляется с лосем Китайские и корейские знахари убивали тигров из-за суеверий. Они из разных частей тела тигра делали лекарства от трусости, слабости, когти служили талисманом. 

Амурский тигр

Амурский тигр – один из самых малочисленных подвидов тигров, самый северный тигр. Ареал обитания тигров сосредоточен в охраняемой зоне на юге– востоке России, по берегам Амура и Уссури в Хабаровском и Приморском крае. Занесён в Красную книгу России. В апреле 2007 года эксперты Всемирного фонда дикой природы объявили, что популяция амурских тигров достигла столетнего максимума и что тигры больше не находится на грани вымирания.

На человека тигр нападает очень редко, уходит даже от ранившего его охотника. Тигры легко переносят даже 30 градусные морозы, поэтому размножаются в любое время года. Тигрица рождает 3-4 слепых детеныша. Охотиться самостоятельно тигрята начинают с 2-х лет.

О белом медведе

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики - белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Масса взрослых самцов достигает 400-500 кг  Живёт он почти 40 лет. Белый медведь питается рыбой, тюленями, моржами, растительной пищей. Ступни массивные, когти острые. Медведи, как правило, активны круглый год ,У медведя нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она вырывает в сугробе берлогу, сворачивается “ калачиком”, и ждет появления медвежат. А пока этот день настанет, метели, бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше 1 м. В декабре — феврале самка рожает 1-3 слепых и голых медвежат. К 3-х месячному возрасту они покрываются густым мехом.

Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей медленно, но растёт.
Врагов у белого медведя, за исключением человека, нет. Белые медведи хорошо переносят неволю и содержатся во многих зоопарках

                                                    Филин

Молодые птицы окрашены сходно с взрослыми, но несколько бледнее и тусклее. Филин — широко распространенная кочующая и оседлая птица. В отношении места обитания он неразборчив и встречается в лесах, степях, пустынях, на равнинах и в горах. В России филины размножаются в конце марта - апреле. Гнездо — простая, вытоптанная самкой ямка, без подстилки, обычно на земле. В кладке обычно 2—3, иногда 4 и даже 5 яиц. Насиживает самка около 35 дней.. Среди молодых птиц отмечается большая смертность: птенцов в выводке обычно меньше, чем яиц в кладке. Кормится филин различными средней и мелкой величины млекопитающими — от зайцев (русак и беляк), до мелких мышевидных и насекомоядных. Грызуны составляют предпочитаемую пищу. Изредка филины нападают и на более крупных животных (самки косули, молодые горные козлы). Большое место в питании филина занимают также птицы — от крупных куриных (глухарь, тетерев), хищных (сапсан, тетеревятник, зимняк) до мелких воробьиных. Изредка филины кормятся и лягушками, и даже рыбами. Филин — ночная и сумеречная птица, но на севере охотится и днем.

8. Формулировка вывода (работа в парах)

-Пора возвращаться  из путешествия. Что мы запомнили? Чему научились? Что узнали нового?

-Давайте сделаем вывод. Работаем в парах. Вставьте в текст, пропущенные слова так, чтобы получился вывод урока.

Зимой важно беречь_______________ леса , парка, сквера. Нигде в природе нельзя оставлять                

____________.  Зимой можно устроить___________ и подкармливать ___________. В парках люди часто подкармливают _______________. Лесники и сотрудники заповедников зимой подкармливают _____________   ______________.  Важное  значение  для лесных жителей имеет ___________, поэтому  на Новый год  лучше наряжать ___________________. Для того, чтобы сохранить редкие виды животных и растений, люди создали ______________    ___________.

Слова для выбора: Красную книгу, красоту ,кормушки, мусор, птиц, белок, диких животных, ель, искусственную.

Итог урока: дети зачитывают вывод.

9. Домашнее задание.

Раб. Тетрадь с.28-29 №3-4

10. Рефлексия.

-Поднимите руки, кому урок:

-понравился –

-не понравился –

-было скучно –

11. Оценка работы учащихся за урок.

-Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали, справились с заданиями. (Оценки за урок). Спасибо.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОМ_охрана природы зимой

Разработка конспекта урока окружающего мира - "Охрана природы зимой"....

Охрана природы. Зимующие птицы.

Холодно и голодно птицам зимой. Многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может с...

Охрана природы зимой.

Программа – УМК «Перспектива», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охрана природы зимой"

Цели урока: создание условий для овладения учащимися правил охраны природы зимой и способами их применения.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Перспектива "Охрана природы зимой"

Конспект урока по окружающему миру по теме  "Охрана природы зимой" + презентация...

план-конспект по окружающему миру 2 класс "Охрана природы зимой" Песпектива

Технологическая карта урока(окружающий мир) Тема урока: Охрана природы зимой.  Цель урока: познакомить детей с правилами охраны природы зимой во время прогулки в зимнем лесу; особенностями ж...

«Охрана природы зимой».

laquo;Охрана природы зимой»....