Инновации в преподавании окружающего мира (развивающая система Л.В. Занкова)
статья по окружающему миру (1 класс) на тему
Статья, об особенностях преподавания предмета "Окружающий мир" по развивающей системе Л.В. Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновации в преподавании окружающего мира
(развивающая система Л.В. Занкова)
Решая проблемы обучения и развития младших школьников, Л.В. Занков особое значение придавал трем предметам: естествознанию, географии и истории. Естествознание и география, отмечал и подчеркивал Леонид Владимирович, вводят ребенка в мир живой и неживой природы, а история - в социальный мир человека и человечества. При этом, как известно, он стоял на позиции раннего предметного преподавания.
Материал курса «Окружающий мир» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) выстроен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о развитии Земли, о её природе, об общественно-культурной жизни человека в определённые исторические периоды. Вначале учащиеся исследуют только связи между объектами неживой природы, затем внутри живой и между живой и неживой природой, а затем переходят к изучению особенностей жизни человека в различных природных условиях, к разговору о формировании его взглядов и идей в разное историческое время. Построенный таким образом курс становится основой для дальнейшего изучения физики, географии, биологии, истории. Другой особенностью курса является то, что он предполагает одновременное обращение к уже приобретённым знаниям, к знаниям, изучаемым в данный момент, а также к тем, которые предстоит приобрести.
В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.
Особенностью уроков является ход познания - «от учеников».
Деятельность обучающихся носит преобразующий характер, то есть дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто прочитать и пересказать текст, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
На уроках окружающего мира использую задания:
1.«Верные и неверные высказывания».
Например, в 3 классе при изучении темы «Животный и растительный мир тундры» (2 урок), на этапе актуализации знаний прошу учеников зафиксировать свои знания о этой природной зоне в таблице в графе «Высказывание до чтения текста» (закончить начатые предложения).
На этапе подведения итогов урока спрашиваю у детей: «Изменилось ли ваше представление о тундре? Если «да», то почему? Давайте проверим, есть что вам добавить в ваши таблицы.»
Каждый ученик дополняет таблицу высказываниями и обводит в кружок номера совпавших высказываний, делает вывод. Это задание можно выполнять, работая в парах.
2. «Битва умов» - помогает проверить усвоение учебного материала.
В каждом раунде участвует 2 игрока, которые по очереди отвечают на предложенные вопросы. Победу одерживает тот, кто дал больше правильных ответов.
Тема «Смена времён года» 3 класс.
Вопросы:
- Модель Земли. (Глобус)
- Изображение земной поверхности. (Карта)
- Воображаемая линия, сделанная в виде металлического стержня у глобуса. (Ось)
- Время, за которое наша планета совершает полный оборот вокруг своей оси. (Сутки)
- Умение определять своё местоположение в пространстве. (Ориентирование)
- Основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток)
- Точки, в которых концы земной оси выходят на поверхность. (Полюса)
- Воображаемая линия, которая разделяет нашу планету на 2 полушария. (Экватор)
3. «Закончи предложение» - помогает подвести итог урока.
- Закончите предложения:
Тема «Материки и океаны» 3 класс.
А) Поверхность Земли состоит из … (Суши и воды)
Б) Воды Земли называются… (Мировым океаном)
В) Огромная часть суши называется… (Материком)
Г) Наша страна находится на материке…(Евразия)
Д) Материки делят Мировой океан на… (Океаны)
Е) Части океанов, которые впадают в сушу, называются… (Морями)
4. «Исторический диктант» для проверки знаний по разделу.
- Соотнесите событие с датой и историческим лицом.
Тема «Древнерусская культура» 3 класс.
1) Расселение славян
2) «Русская правда»- первый писанный закон на Руси.
3) Распространение грамотности, первые школы.
4) Образование Киевской Руси.
5) Принятие христианства на Руси.
А) X век, князь Владимир - Красное Солнышко
Б) XI век, Ярослав Мудрый
В) YI век, князь Кий
Г) 988 год, князь Владимир
Д) IX век, князь Олег
Ключ к проверке диктанта: 1В, 2Б, 3А, 4Д, 5Г
5. «Географический диктант» используется для проверки домашнего задания, закрепления изученного материала.
На доске написаны ответы под номерами. Учитель задает вопросы, дети записывают номера ответов через запятую.
Тема «Материки и океаны» 3 класс.
Варианты ответов:
1 – Евразия
2 – Африка
3 – Антарктида
4 – Австралия
5 – Северная Америка
6 – Южная Америка
Вопросы:
Самый южный материк.
Второй по величине материк, почти посередине пересекается экватором.
Самый большой материк.
Материк в западном полушарии выше экватора.
Материк, омываемый водами только Южного океана.
Ключ к проверке диктанта: 3, 2, 1, 5, 3.
6. «Цепочка событий» развивает логическое мышление, память, коммуникативные качества личности.
- Восстановите цепочку событий. Докажите свою точку зрения.
- Восстановите пропущенные звенья в цепочке событий. Докажите свою точку зрения.
7. «Синквейн» (пятистрочная стихотворная форма)
Таким образом, знания обучающиеся приобретают в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми по ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"
Сценарий урока написан в рамках технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...
Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."
Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...
Конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова
Тема урока "Живая природа. Животные"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-227342-1364134472.jpg)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (по системе Л.В. Занкова)
Республиканские курсы по теме «Современные тенденции развития начального образования»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-69209-1379838583.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-346589-1384674829.jpg)
разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."
Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...
Инновации в преподавании окружающего мира (развивающая система Л.В. Занкова)
Статья, в которой рассказывается об особенностях преподавания предмета "Окружающий мир" в начальной школе по развивающецй системе Л.В. Занкова. А также приводятся примеры заданий, которые носят преобр...