ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (по системе Л.В. Занкова)
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

 Старовойтова Светлана Владимировна

 

Республиканские курсы по теме «Современные тенденции развития начального образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_okr._mir.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ХАНДЫГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ТОМПОНСКОГО РАЙОНА

Республиканские курсы

по теме «Современные тенденции развития начального образования»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(по системе Л.В. Занкова)

4 КЛАСС

Учитель: Старовойтова Светлана Владимировна

май 2008 г.


"Мы и окружающий мир" 4 класс

Пятый урок по разделу "Современная Россия"

Тема: Нравственные нормы жизни.

Цели:

-дать понятие нравcтвенных норм жизни через организацию познавательной и поисковой деятельности учащихся;

воспитывающая

-создать условия для воспитания культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение  других;

развивающая

-создать условия для развития мышления и речи учащихся, для развития совместного поиска ответа на поставленную задачу.

Оборудование:

 толковые словари, портрет Л. Н. Толстого, учебник и рабочая тетрадь к учебнику 4 класса "Мы и окружающий мир"

(Н.Я.Дмитриевой),листочки для практической работы(солнышко),карточки для практической работы

Ход урока:

Организационный момент

(У) - Желаю всем хорошего дня и рабочего настроения.

I Актуализация знаний

У -  О чём говорили на предыдущем уроке?

Д-Человек учится и работает среди людей и он должен уметь жить в обществе, уметь управлять своими чувствами и эмоциями,

уметь сдерживать себя, чтобы избежать конфликта.

У - По данной теме вы должны были найти дома пословицы. Давайте обменяемся ими и некоторые объясним.


Пословицы

Гнев-враг человеку, а разум - его друг. (татарская)

Зависть-это худший из людских пороков. (русская)

Пчела жалит жалом, а человек словом .(украинская)

Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих - и себя и другого.(индийская)

Человек хозяин своих настроений (русская)

От сабельной раны поправишься, а от раны, нанесенной клеветой, -никогда. (афганская)

У - Чему же учит нас народная мудрость?

Д - Радоваться своим успехам и успехам  друзей, переживать свои неудачи и друзей, грубость портит настроение, испытывать

гордость за хорошо сделанную работу.

II Постановка учебной задачи

У - Посмотрите внимательно  картинки на доске. Что можете сказать? На что вы обратили внимание?

Предположите, о чем  мы будем говорить, и какая будет  тема урока?

 Разделите на 2 группы.

III Формулировка темы

У - Давайте посмотрим ,как она сформулирована в учебнике(с.104)

"Нравственные нормы жизни"

-Найдите в словаре, что означает слово "нравственность"и запишите в словарь.

(Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими к качествами)

У  - Операясь на это определение –какая будет наша задача?(Установить ,как человек должен себя вести в обществе, соблюдая правила поведения нравственные нормы жизни)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

КАЧЕСТВА                                        ПРАВИЛА


IVОткрытие нового

1)Практическая работа(раб. тетрадь с.34)

У - Выпишите качества человека ,которые вас привлекают

                трудолюбие                вежливость

                веселость                        активность

                твердость                        терпеливость

-Все ли это качества, которые вас привлекают?

-А все ли качества для вас характерны?

-Где закладываются эти качества? (в семье)

У .- Семья является основой общества. Были времена ,когда семьи не существовало. Люди жили в первобытном стаде. Все было общим, и дети тоже. Но те времена давно миновали. Семья существует уже тысячу лет. И все прекрасно знают ,что жить в семье лучше, чем без нее. Л. Н. Толстой говорил “Счастлив тот, кто счастлив в семье.”

2)-Вы недавно писали сообщения о своей семье ,давайте заслушаем небольшие отрывки из них.

-Что можете сказать про воспитание в этих семьях?(обсуждение в группах)

(Игоря воспитывают в спортивной семье и пропагандируют здоровый образ жизни ,в семье Анжелы воспитывают на уважении старших и младших , Лейлу на национальных традициях )

3)Работа в группах.

Обсуждение ситуаций поведения детей , подбор соответствующих картинок ,формулировка правил поведения .

        1 гр. Охрана природы.

        2 гр. Забота о стариках .

        3 гр .Уважительное отношение к родителям .

У . – Да , мы все совершаем поступки , но к сожалению поступки бывают не только хорошие , но и плохие .Нагрубил сын матери , это плохо , но это не преступление ,а проступок . Но если проступки повторяются часто , то дальше уже недалеко и до нарушения закона .

   Запишите еще несколько правил поведения , которые необходимо соблюдать на ваш взгляд каждому человеку .( работа в гр .)


Работа по учебнику с.107(взрослые советы )

-Это и есть нормы поведения воспитанного человека ,принятые всем обществом правила поведения .Это неполный свод правил , его можно расширить , но следует понять главное « Золотое правило нравственности « _Не делай другим того , чего не хочешь , чтобы сделали тебе .

4)Практическая работа № 1.»Мой портрет в лучах солнца «

-Напишите свое имя в центре солнечного круга .Вдоль лучей напишите все хорошее ,что ты о себе знаешь , а один лучик оставьте .( 2 мин . )

-Всегда ли ваше поведение соответствует этим качествам ?

-А можно ли развить в себе достойные качества , если у вас их нет ?

-В оставшийся луч допишите качество , которого у вас нет и вы бы хотели в себе развить .

5)Практическая работа № 2(работа в группах )

На доске перечень качеств человека

-А сейчас задумайтесь , какими качествами должен обладать каждый человек , чтобы наше общество было благополучным ?Выберите самые важные или добавьте свои и уберите те , которые мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми .

Совесть –чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом .Она является основой нравственности  .

Праздность –безделье , праздное время препровождения .

Милосердие – готовность помочь кому –нибудь или простить кого – нибудь нз сострадания , человеколюбия

Малодушие –отсутствие твердости духа , решительности, мужества .

Тактичность –умение вести себя пристойно ,уважая других, чувство меры в поведении , в поступках .


V Итог урока

-Для чего мы сегодня говорили о качествах и правилах  поведения человека?

-Вы сегодня пришли к этому выводу , а человечество многие тысячелетия назад отразило их в религиозных принципах всех мировых религий , но государство у нас светское , которое строится на законах –самый основной из которых – это Конституция РФ .В ней также отражены нравственные принципы , только уже в форме законов .

Статья 38 .

Трудоспособные дети , достигшие 18 лет ,должны заботиться о нетрудоспособных родителях .

Ст . 58 .

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду .бережно относиться к природным богатствам .

Ст .44.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия , беречь памятники истории и культуры .

-А теперь я прошу вас задуматься .В ваших руках будущее нашей страны . готовы ли вы быть достойными гражданами , имеете ли вы достойные качества или вам стоит их выработать  , а от каких стоит избавиться ?

Спасибо за урок .

Самоанализ урока .

1. Урок окружающего мира проведен в 4 «а» классе по системе Занкова . В классе24 ученика , основной состав сильный ,есть средние и 3 слабых ученика .Обычно дети работают на уроках активно , учатся с желанием , проявляют интерес к предмету ; умеют работать в парах и в малых группах ; умеют пользоваться дополнительной литературой ;владеют навыками самостоятельной работы .В целом класс по темпераменту спокойный . Взаимоотношения между учащимися хорошие , ребята умеют слушать друг друга , поправлять , дополнять , обосновывать свои ответы .

2. По данному разделу «Современная Россия» это 5 урок.

3. Тип урока: комбинированный.

4. Тема урока: Нравственные нормы жизни. (новая тема с опорой на ранее полученные знания )

Мной были поставлены следующие цели:

-обучающая : дать понятие нравственных норм жизни через организацию познавательной и поисковой деятельности учащихся;

-воспитывающая : создать условия для воспитания культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других;

-развивающая : создать условия для мышления и речи учащихся, для развития совместного поиска ответа на поставленную задачу.

5. На уроке использовала разные формы работы: фронтальную на первом этапе актуализации знаний, индивидуальную в практической работе создания портрета в лучах солнца и групповую в разборе сообщений о семье, ситуаций в обществе, в выработке правил поведения.

6. Методы обучения: исследовательские, частично-поисковые.

7.

  1. При составлении урока я учитывала ведущую роль теоретических знаний и на первом этапе провела актуализацию уже имеющихся знаний учащихся, чтобы от этого перейти к новой теме.
  2. Тему урока определяют сами ребята, и в течение урока их деятельность является определяющей. От того, как они воспринимают материал, зависит весь ход урока.
  3. Знакомство с новым материалом построено на свойстве процессуальности, т.е. новое понятие никогда не рассматривается изолированно от усвоенных понятий, т.о. зная, что чувства можно контролировать, воспитывать, подавлять(что они знали ранее), ребята в разборе ситуаций в семье и обществе расширяют свои знания о нравственности и в результате поиска в группах приходят к выводу, что существуют правила поведения, которые нужно соблюдать. Такую обучающую цель я преследовала: дать понятие нравственных норм жизни через поисковую деятельность; и цель воспитывающую: умение работать в группе, выслушивать и уважать мнение других.
  4. При первичной проверке усвоения знаний (с помощью солнышка) и предложения задуматься над своим будущем я преследовала развивающую цель: это развитие мышления и речи учащихся.

8. Общая атмосфера урока рабочая, деловая.

9. Итог урока показал, что тема детьми осознана, поставленные цели урока выполнены. Считаю поставленные задачи на уроке достигнутыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"

Сценарий урока написан  в рамках  технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."

Урок окружающего мира по системе  Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...

Конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова

Тема урока "Живая природа. Животные"...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."

Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...

Презентация к уроку Окружающего мира по системе Л.В.Занкова 2 класс "Смерч"

В данной презентации представлен материал для урока оуржающего мира по теме "Смерч"....

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...