Исследовательская работа по окружающему миру "Как вода исчезает" 2 класс
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс) на тему

Юсова Ирина Викторовна

Данная работа способствует развитию познавательных способностей учащихся 1-4 классов по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_voda_ischezaet.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по теме: «Как вода исчезает»

Исполнители:

       учащиеся 2 «Б» класса

  1. Космачёв Дмитрий
  2. Валиулина Юлия
  3. Захарова Любовь

Руководитель: учитель начальных классов Юсова Ирина Викторовна

План

  1. Введение.
  2. Литературный обзор.
  1. Что такое пенопласт.
  2. Как получают свечи.
  3. Керамика – древнее искусство.
  4. Интересное о ткани.
  5. Процесс изготовления газеты.
  6. Почему пробка плавает?
  7. Из чего делают губку?
  1. Практическая часть.
  1. Все ли предметы впитывают воду.
  2. Какой предмет лучше впитывает воду.
  3. Может ли вода исчезнуть.
  1. Вывод.
  2. Приложения.
  3. Литература.

Введение.

   На прошлой научной конференции мы выступали с темой: «Определяем плавучесть предметов». Это исследование было связано с водой. Мы решили изучить некоторые свойства воды.

   Летом, отдыхая на природе у водоёма, мы замечали, что постепенно воды в нём становиться меньше. Отчего это происходит? Почему во время дождя одежда промокает насквозь, а зонтик только намокает? Почему в ветреную погоду бельё высыхает быстрее?

   На основе этих наблюдений, у нас возник вопрос: как исчезает вода?

  Цель данной работы – определить, впитывается ли вода и как впитывается различными предметами, может ли вода исчезнуть, какие факторы влияют на процесс исчезновения воды.

   Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. разработать методику проведения исследования;
  3. провести исследование;
  4. сформулировать выводы об определении плавучести предметов.

Литературный обзор.

Что такое пенопласт.

   Пенопласт – газонаполненная пластическая масса ячеистой структуры. Его изобрели шведские учёные Карл Мунтерс и Бальтар фон Платен в 1923 году. Пенопласт имеет белый цвет, содержит 98% воздуха, устойчив к воздействию влаги, к старению; он легче, чем вода. Используют в холодильном оборудовании, для теплоизоляции стен, пола, крыш, трубопровода.

Как получают свечи.

   Свечи появились очень давно. Они были придуманы в Древнем Риме около 2 тысяч лет назад. Поначалу это были волокна растений, пропитанные смолой и покрытые воском. В X-XI веках стали делать уже восковые и сальные свечи. Воск вырабатывается животными, его можно обнаружить в полезных ископаемых, нефти, растения; существует даже синтетический воск. Пчелиный воск нужен для производства косметических товаров, церковных свечей, цветных мелков. Животный воск используется для производства как основа мазей, кремов, мыла. Воск из нефти не имеет запаха, вкуса, химически не активен, инертен, поэтому он нашёл широкое применение в наши дни. Химические воски – это соединения водорода, углерода, кислорода, иногда – хлора. Они все имеют своё предназначение.

Керамика – древнее искусство.

   Слово «керамика» иногда употребляют не только по отношению к изделиям из одной глины, но и к изделиям, покрытым эмалью и стеклом. Но в любом случае, для изготовления этой продукции используются методы обжига и природные материалы: глина, песок и измельчённые горные породы. Хорошо обожжённое глиняное изделие долговечно и водонепроницаемо. Оно может разбиться, но никогда не гниёт и не ржавеет. Замечательными гончарами были древние китайцы. Они изобрели способ производства очень прочной полупрозрачной керамики, известной как фарфор. На западе этот материал стал известен под названием «china», как и сама страна, где его начали впервые производить.

   Самая чистая глина – это каолин, или китайская глина. Её используют для изготовления китайского фарфора. При обжоге она приобретает чистейший белый цвет.

    В древние времена, когда ещё не было холодильников, глиняные кувшины использовались для хранения холодной воды. Вода в них оставалась холодной, потому что этот тип керамики является грубым материалом и позволяет жидкости просачиваться в его тонкие поры. Просачиваясь наружу, жидкость начинает испаряться, и это постоянное испарение влаги с поверхности сосуда помогает кувшину и его содержимому оставаться холодным.

   В наше время глиняную посуду покрывают специальным блестящим составом, чтобы предотвратить это испарение, и такая посуда обычно называется не глиняной, а керамической.

Интересное о ткани.

   Впервые ткани появились на Древнем Востоке около 5 тысяч лет до нашей эры. В Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. В Центральной Европе – около 2500 лет до нашей эры. В Китае – 1200 лет до нашей эры.

Нити для изготовления тканей скручивали (пряли) из шерсти домашних животных и из волокон льна и конопли.

  Впервые хлопок использовали в Индии, потом в Азии и Европе. Шёлковые волокна впервые в Китае. В настоящее время добавляют синтетические волокна.

Процесс изготовления газеты.

   Первая в мире газета была сделана в Древнем Китае. Она называлась «Тчинь Пао», эта газета была бесплатной, поскольку являлась правительственной. В наши дни процесс изготовления бумаги несколько изменился. Древесину размалывают, очищают от грязи, отбеливают, смешивают с водой, добавляют крахмал, глину и другие материалы. Потом древесная масса поступает в рафинёр, где волокна приводят в порядок, а затем пропускают через валики, которые и разглаживают, делают плотной и гладкой, затем бумагу сушат в подогреваемых цилиндрах и большими рулонами выходит из этих машин.

   С помощью машин производят газеты. Бумагу обрезают до нужных размеров, с помощью шрифтов наносят текст и рисунки.

Почему пробка плавает.

   Способность пробки плавать известна с незапамятных времён, а спасательные приспособления из пробки использовались тысячи лет тому назад. Пробка гораздо легче воды. Причина этого состоит в том, что вода не проникает в её клетки, наполненные воздухом. Это защищает пробку от наполнения водой и затопления.

   Пробка – это внешняя часть коры пробкового дуба. Две трети пробки производятся в Испании и Португалии, где пробковый дуб культивируется.

   Пробковый дуб вырастает высотой до 6-12 метров, а толщиной – 1 метр. Кора с дерева обычно сдирается в первый раз по достижении им 20 лет. Это никак не вредит дереву и не может стать причиной его гибели, а идёт ему на пользу.

   Используется для изготовления пробок, спасательных жилетов, поплавков; покрытие для труб, наполнители для обувных подошв, автомобильные прокладки и т. д.

   Одной из основных сфер применения пробки – звукоизоляция помещений, изоляция складов, холодильных помещений.

Из чего делают губку?

   Искусственную губку делают в химических лабораториях. Подобные изделия изготовляют из резины и других материалов. Губки имеют не однородную, пористую поверхность и состав. Они удобны в применении. Их используют в промышленности, в хозяйстве, в медицине. Дома губку можно использовать при мытье посуды, окон и тела. При погружении в жидкость, все поры очень быстро заполняются водой, поэтому губка прекрасно впитывает.

   Изучив литературные источники, мы выдвинули гипотезы по поводу того, какие из данных предметов не впитывают воду, какие – лучше впитывают, как природные факторы влияют на исчезновение воды.  Для подтверждения гипотез мы  провели исследования.

Взяли следующие предметы: фарфоровое блюдце, пробку, свечу, ткань, губку, газету, пенопласт.

Практическая часть.

Все ли предметы впитывают воду.

Цель: наблюдать за тем, какие предметы впитывают воду, какие – нет.

Методика проведения:

   Мы взяли различные предметы: фарфоровое блюдце, пробку, свечу, кусок ткани, кусок пенопласта. Теперь аккуратно ложкой будем понемногу поливать их водой. Мы заметили, что кусок ткани, губка, газета впитали воду, а фарфоровое блюдце, пробка, пенопласт только намокли.

Результат эксперимента:

В зависимости от состава, не все предметы способны впитывать в себя воду.

Какой предмет лучше впитывает воду.

Цель: наблюдать за тем, какие предметы лучше впитывают воду.

Методика проведения:

   Мы взяли губку, кусок ткани и кусок газеты. Стали аккуратно поливать на них воду. Мы заметили, что кусок газеты намок сразу и полностью, кусок ткани намок частично, а губка намокла только в том месте, где на неё поливали.

Результат эксперимента:

   В зависимости от состава, предметы по-разному впитывают в себя воду.

Может ли вода исчезнуть.

Цель: наблюдать за тем, как испаряется вода.

Методика проведения:

   Нальём воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, мы отметили фломастером. Оставили воду на один день и посмотрели – что же произошло? Какая то часть воды исчезла. Отметим новую границу и вновь через день проверим уровень воды. Воды снова стало меньше.

Результат эксперимента:

   Вода не могла вытечь, не могла впитаться, но уровень её неуклонно уменьшался. Это значит, что вода «улетает» в воздух в виде маленьких частиц пара, т. е. испаряется.

Как природные факторы влияют на процесс испарения воды.

Цель: наблюдать, как температура воздуха и ветер влияют на процесс испарения воды.

Методика проведения:

   Возьмём два фарфоровых блюдца с водой. Граница, до которой налита вода, мы отметили фломастером. Одно – поставим под включенную настольную лампу, второе – на окно. Через некоторое время мы заметили, что вода в блюдцах уменьшилась. Но в блюдце возле электровентилятора её оказалось меньше, чем в другом.

Результат эксперимента:

  1. степень испарения воды зависит от температуры воздуха. Чем выше температура воздуха, тем больше воды испаряется.
  2. Степень испарения воды зависит от ветра. Чем сильнее ветер, тем больше воды испаряется.

Вывод:

   В результате исследования, мы установили, что вода не исчезает, а впитывается или испаряется. Степень испарения зависит от природных факторов (температуры воздуха и ветра). Степень впитываемости  -  от состава предметов.

Список использованной литературы.

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия  2007» / электронная версия
  2. Энциклопедия для детей. Что такое? Кто такой? М., Издательство «Педагогика Пресс», 1994.
  3. Энциклопедия для детей. Всё обо всём. М., Компания «Ключ С». Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, 1994.
  4. А. А. Ивич.  Приключение изобретений. М., Детская литература, 1990.
  5. Б. В. Зубков. Книжка про книжку. М., Малыш, 1984.
  6. М. И. Ильин. Сто тысяч почему. Ленинград, «Детская литература», 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Определение качества воды в домашних условиях»

Цель исследования: изготовить PH-индикатор  из краснокачанной  капусты в домашних условиях и определить с  его помощью качество воды из разных источников....

Исследовательская работа по ОРКСЭ "Святая вода"

  Тема исследования: Святая вода.    Предмет исследования: вода, набранная в день Крещения Господня и водопроводная.    Гипотеза исследования: свойства святой...

Исследовательская работа "Как мы изучали воду"

Исследование проведено учащимися 3 класса. В ходе исследования учащиеся экспериментально подтвердили выдвинутую гипотезу о свойствах воды и на практике убедились, что эти свойства обеспечивают жизнь н...

Презентация к исследовательской работе по теме "Память воды"

Презентация к исследовательской работе по теме "Память воды"...

Текст выступления исследовательской работы по теме "Память воды"

Текст выступления исследовательской работы по теме "Память воды"...