Что такое снег? исследование-доклад
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) на тему

Введение

 

В этом году зимой было очень много снега. Мы играли в снежки, катались на лыжах и санках, лепили снеговиков. Однажды, во время экскурсии, мы наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Поэтому я захотел исследовать снег.

Цель моей работы: Исследовать, что такое снег, изучить его свойства.

Для выполнения этой цели мы поставили перед собой такие

Задачи исследования:

•     Узнать, что такое снег и как он образуется;

•     Узнать, почему скрипит снег

•     Изучить свойства снега;

•     Узнать, можно ли иней и изморозь считать снегом

•     Рассмотреть формы снежинок и узнать об их исследователях

•     Наблюдать за таянием снега

•     Найти приметы, стихи и другие произведения о снеге

 

Результаты анкетирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_sneg._issledovanie-doklad_avtosokhranennyy.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Вафин Камиль

Направление исследования:              

                          естественнонаучное

Что такое снег

Руководитель:

Муртазина Венера Мустафовна,

 учитель начальных классов

с. Базарные Матаки


Содержание

Введение        3

Результаты анкетирования школьников        3

Исследование снега.  Наши наблюдения и опыты        4

 Приметы про снег                                                                                             9                  

Вывод        10

Наши предложения         11

 Литература        11

 


Введение

В этом году зимой было очень много снега. Мы играли в снежки, катались на лыжах и санках, лепили снеговиков. Однажды, во время экскурсии, мы наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Поэтому я захотел исследовать снег.

Цель моей работы: Исследовать, что такое снег, изучить его свойства.

Для выполнения этой цели мы поставили перед собой такие

Задачи исследования:

  • Узнать, что такое снег и как он образуется;
  • Узнать, почему скрипит снег
  • Изучить свойства снега;
  • Узнать, можно ли иней и изморозь считать снегом
  • Рассмотреть формы снежинок и узнать об их исследователях
  • Наблюдать за таянием снега
  • Найти приметы, стихи и другие произведения о снеге

Результаты анкетирования.

Когда я стал искать информацию и проводить опыты со снегом, то мне стало интересно, а что ученики нашего класса знают о снеге.

Анкетирование мы провели среди учащихся нашего класса. И вот какие результаты мы получили:

  1. Что такое снег?

- замёрзшая вода – 8ч. Из 16 человек.

- вода – 2 ч.

- не знают - 3

  1. Назовите свойства снега

Рыхлый – 6

Белый – 7

Не прозрачный - 1

Мягкий – 6

Холодный – 2

Тает - 2

  1. Для чего нужен снег?

- Играть в снежки – 5

- лепить снеговика – 3

- кататься с горы – 3

- чтоб была зима – 1

- чтоб не замерзали растения - 1

  1. Зачем нужен снег лесным жителям?

- прячутся в снегу – 1

- спасает от холода – 1ч.

- когда снег тает, животные пьют эту воду – 1 ч.

- не знают ответа – 8ч.

  1. Что такое снег

  1. Снег — это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность. Состоит он из мелких кристаллов льда.

Снег образуется, когда маленькие капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Так появляются маленькие кристаллики льда, они падают вниз и растут в результате попадания на них влаги из воздуха.

  1. Почему же снег не похож на лёд?

В литературе мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет. А твердости нет у снежинок, потому что эти кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.

А теперь мне стало интересно, почему в мороз я иду под скрип снега, а когда тепло, то этого скрипа не слышно.
3. Скрип (хруст) снега

При сдавливании снег издает звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков, и т. п.

Скрип снега слышен при температуре ниже −2 ° (по другим данным, ниже −5 °). Выше этой температуры скрип не слышен.

Считается, что есть две основных причины возникновения звуков:

  • ломанье кристалликов снега;
  • скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.

Основной причиной хруста снега считается ломанье кристалликов.

На характер звука влияет также и форма снежинок.

Скрип, похожий на скрип снега, можно получить, если сжимать, например, смешанные соль и сахар. Это использовалось, даже, при озвучивании фильма «Александр Невский»

  1. Наши опыты.

Почему же идёт снег? 

Чтобы это узнать, мы стали проводить опыты.

Опыт №1.  Испарение воды в мороз.

Мы повесили постиранное бельё на улицу. Рассмотрели, что на морозе оно замёрзло и покрылось корочкой льда. Значит, на морозе вода превращается в лёд. Через 7 дней бельё высохло, не осталось ни льда, ни воды.

Вывод: при низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег.  

Опыт №2. Свойства снега.

Мы взяли снег и стали его рассматривать.

  1. Мы положили снег на красную парту, приложили к нему белый лист бумаги, сравнили и я увидел, что снег
  • Белого цвета
  • Не прозрачный
  1. Я взял палочку и стал мешать его, на улице легко сдул снег с ладошки, значит,
  • Снег рыхлый и холодный
  1. Затем мы набрали снег в стакан и поставили в класс, через 40 минут увидели в стакане уже не снег, а воду.
  • В тепле снег быстро тает

Вывод: Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Опыт №3. Что такое иней. 

Мы взяли металлический ключ, и я стал на него дуть.

Ключ стал покрываться инеем. Чем дольше я  на него дул, тем слой инея становился всё толще, а сам иней — все пушистее.
Потом  учитель сказала, чтоб я провёл варежкой по ключу. Я увидел, что иней посыпался вниз. Я удивился, а что это сыплется — иней или снег? Получается, что снег и иней одно и тоже. Только есть разница в том, что снежинки — это пар, который замерз в облаках, а иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах.

Вывод:  Иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Волшебные узоры на окне в морозный день - это тоже иней. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, на траве, называется - изморозь.

 

  1. Исследование высоты(толщины) снежного покрова.

8 февраля мы измерили высоту снежного покрова около школы и на открытой местности.

Около школы высота была 78 см, а на открытой местности – 89 см.

Вывод: на открытом пространстве (огороды, поля, луга) снега больше, чем на закрытом.

Дальше мы стали исследовать, а на сколько увеличиться высота сугробов за неделю.

Дата

Высота выпавшего снега

Высота снежного покрова

Примечания

08.02.2013

78 см

Мороз

09.02.2013

4 см

81 см

Снег рыхлый , мороз

10.02.2013

1 см

82 см

Снег плотный, оттепель

11.02.2013

2 см

83 см

Снег плотный, оттепель, небольшой ветер

12.02.2013

1 см

почти 84 см

Снег рыхлый, ветер, холодно

Вывод: за 4 дня выпало 8 см снега, а снежный покров увеличился только на 6 см, следовательно, мы увидели, что снег может уплотняться под действием тёплой температуры воздуха и ветра.  

  1. Изучение формы снежинок и их исследователей.

Я очень люблю смотреть на падающие снежинки. Трудно сказать, когда человек впервые залюбовался этим чудом природы. А формы снежинок очень разнообразны – их более пяти тысяч.

Разработана даже специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град и другие. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров.

Первым стал наблюдать за снежинками в 1550 году архиепископ Олаф Магнус из шведского города Упсала. Его рисунки свидетельствуют о том, что он не заметил, что они шестиконечные.

А вот немецкий астроном Иоганн Кеплер сразу обратил на эту главную особенность.

В 1635 году французский философ и учёный Рене Декарта сделал заметки и чертежи, посвящённые формам снежинок.

С изобретением микроскопа в середине 17 века представления о формах снежинок расширились. Английский естествоиспытатель Роберт Гук установил строение снежинок, и пришёл к выводу, что концы снежинок симметричны (расположены ровно друг напротив друга).

Снежинки изучали и японцы.  Феодальный правитель Японии Тосицура Онаками Дои составил 97 рисунков «снежных цветков». Сделанные в 1839 году, они с полным правом считаются самыми точными изображениями снежинок до открытия микрофотографии.

 А в университете Саппоро исследуют снежинки и в наше время.

Но особенно формами снежинок учёные заинтересовались благодаря Уилсону Бентли – фермеру из американского штата Вермонт. Он родился в 1865 году и в пятнадцатилетнем возрасте получил в подарок от матери микроскоп. На улице мальчик принялся рассматривать снежинки, которые поразили его разнообразием и красотой форм. На протяжении трёх зим он пытался зарисовать снежные кристаллики, но они были слишком сложны и быстро таяли. Фотоаппарат, прикреплённый к микроскопу, разрешил эту трудность, и целых полвека Бентли фотографировал снежинки, делая до 300 снимков за зиму. В 1898 году в журнале «Харперс мэгэзин» он опубликовал статью о снежных кристаллах, и с тех пор слава о нём разнеслась по всему миру. Подборка его самых удачных работ - около двух с половиной тысяч снимков.

Интересные факты:  самые крупные снежинки выпали 30 апреля 1944 года в Москве. Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком и напоминали красивые страусиные перья.

  1. О пользе снега

Зима – прекрасное время года. Особенно когда много снега. Благодаря снегу я могу кататься на лыжах и санках, играть в снежки и лепить снеговиков.

А ещё снег зимой увлажняет воздух.

Мне очень нравиться стихотворение Андрея Усачёва «Зимняя сказка»:

Тихо-тихо, сказку напевая,

Проплывает в сумерках зима,

Тёплым одеялом укрывая

Землю, и деревья, и дома.

И я задумался, а почему зима укрывает «тёплым одеялом»? Ведь зимой холодно от снега. А оказывается, что снежное покрывало, не зря принято считать тёплым. Оно действительно спасает от морозов растения и животных.

Чтоб это доказать, мы провели ещё один опыт.

Опыт №4. Растения под снегом.

Мы подошли к окраине дороги и стали разгребать снег. Сначала он нам не поддавался. А когда мы его докопали до земли, то увидели зелёный листик одуванчика.

Вывод: Значит, снег действительно согревает растения от морозов и они не вымерзают.

  1. Опыт № 5. Исследование чистоты снега.

Мы набрали в первый стаканчик снег у дороги , а во второй – около леса. Когда снег растаял, то увидели, что около дороги снег очень грязный, вода была мутная, плавало в воде и на дне много грязи. А вода от снега, который взяли около леса была светлая и чистая.

Вывод: от автомобилей и разных отходов снег в посёлке загрязняется, а в лесу и около него, где нет кочегарок, автомобилей снег остаётся чистым.

  1. Наблюдение за таянием снега

В марте мы стали наблюдать за таянием снега. И я увидел, что на возвышенностях, около зданий и около деревьев снег тает быстрее, чем на открытой местности.

Это происходит потому, что солнце прогревает предметы и от них идёт тепло. Поэтому снег тает быстрее.

  1. Приметы о снеге

Снегу посвящено много стихов, рассказов, картин, песен и других музыкальных произведений. А ещё со снегом связано много примет. Вот некоторые из них:

Если в ночь на Крещение на деревьях много инея — год будет урожайным.
Если в этот день метель, снег или поземка — быть урожаю,

 На Григория по инею предсказывают, какое лето будет: засушливое или дождливое.
Иней на стогах — к мокрому лету. Деревья в инее — лето будет синее. Ветер с юга — к грозному лету.

Снег на Татьяну — лето дождливое. На Татьяну проглядывает солнышко — к раннему прилету птиц.

8 октября - Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября).
13 октября - если снег не выпадет, зима не скоро настанет.
8 ноября Дмитриев день, зима уж лезет на плетень. Коли в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
21 ноября - Михайлов день. Коли на Михайлов день иней, ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом, ростепели быть.

Если 3 декабря шел снег, то 3 июня пойдет дождь.(ПРОКЛ)

Если 6 декабря снег и ветер с севера, то 6 июня будет ветер с севера и дождь.

9 декабря -  Если на Егория зимнего выпадет много снега, то на весеннего будет трава.

15 февраля — Сретение. В сретение утром снег — урожай ранних хлебов, в полдень снег — урожай средних хлебов, к вечеру снег — урожай поздних хлебов.
На сретеньев день снежок — весною дожжок.

Частые снегопады и метели в январе — в июле частые дожди.

Февраль богат снегом, апрель — водою.

Снег прилипает к деревьям — тепло будет.

  1. Выводы из исследования:

Снег — это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность. Состоит он из мелких кристаллов льда. Снег образуется, когда маленькие капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег.

Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это - изморозь.
Снег может уплотняться под действием тёплой температуры воздуха и ветра.  

Снег  согревает растения от морозов, и они не погибают зимой. Весной снег быстрее тает около зданий и деревьев, чем на поле и луге.

  1. Предложения
  1. Узнать, как делают искусственный снег и для чего он нужен.
  1.          Интернет – ресурсы и литература:

http://igrushka.kz/katalog/prakt.shtml

http://www.otvetim.info/detskie-voprosy/171

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B3-

         http://www.snowflakebentley.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....