КТП 2 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

skopczovagalina

КТП составлено согласно требованиям ФГОС по Краснодарскому краю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству          2 класс (34 ч)

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Материально-техническая база

план

факт

                                                                                             Как и чем работает художник? (8 ч)

1

Три основных цвета - желтый, красный, синий. «Цветочная поляна»

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

ММС, ноутбук, CD

2

Белая и черная краски

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий

ММС, ноутбук, CD

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. «Осенний лес»

Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).

Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

ММС, ноутбук, CD

4

Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»

Овладевать техникой и способами аппликации.

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

ММС, ноутбук, CD

5

Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса»

Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графические материалы, зимний лес.

ММС, ноутбук, CD

6

Выразительность материалов для работы в объеме. «Звери в лесу»

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые при- меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать объёмное изображение живого с передачей характера.

ММС, ноутбук, CD

7

Выразительные возможности бумаги. «Птицы в лесу»

Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

ММС, ноутбук, CD

8

«Композиции из сухих трав и цветов». Неожиданные материалы.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

ММС, ноутбук, CD

Реальность и фантазия (7 ч)

9

1

Изображение и реальность. «Наши друзья – птицы»

Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных.

Изображать животных ,выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

ММС, ноутбук, CD

10

2

Изображение и фантазии. «Сказочная птица»

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью.

ММС, ноутбук, CD

11

3

Украшения и реальность. «Веточки деревьев с росой и паутинкой»

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).

Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

ММС, ноутбук, CD

12

4

Украшения и фантазия «Кокошник»

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде.

Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.

Работать графическими материалами (роллеры , тушь, фломастеры ) с помощью линий различной толщины.

ММС, ноутбук, CD

13

5

Постройка и реальность. «Подводный мир»

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.

Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

ММС, ноутбук, CD

14

6

Постройка и фантазия. «Фантастический замок»

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.

Осваивать приемы работы с бумагой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

ММС, ноутбук, CD

15

7

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство).

Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

ММС, ноутбук, CD

О чем говорит искусство (11 ч)

16

1

Изображение природы в различных состояниях. «Море».

Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Развивать колористические навыки работы гуашью.

ММС, ноутбук, CD

17

2

Изображение характера животных. «Четвероногий герой»

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Развивать навыки работы гуашью.

ММС, ноутбук, CD

18

3

Изображение характера человека: женский образ русских сказок.

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

ММС, ноутбук, CD

19

4

Изображения характера человека: сказочный мужской образ.

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств  для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи).

ММС, ноутбук, CD

20

5

Образ человека в скульптуре

Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладевать приемами работы с

пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером

ММС, ноутбук, CD

21

6

Человек и его украшения

Понимать роль украшения в жизни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.

ММС, ноутбук, CD

22

7

О чём говорят украшения

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

ММС, ноутбук, CD

23

8

Образ здания

Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.

Приобретать опыт творческой работы.

ММС, ноутбук, CD

24

9

Проектируем сказочный город

Наблюдать за конструкциями зданий.

Осознать, что внешний вид здания соответствует жильцу по характеру

Проектировать сказочный город, учитывая материалы. Работать в группе

ММС, ноутбук, CD

25

10

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру

Учиться выражать намерения через украшения.

Выяснить, какими средствами пользуются художники для выражения своих намерений.

Закрепить знания по составлению орнамента. Делать выводы.

ММС, ноутбук, CD

26

11

«В мире сказочных героев» (обобщение темы )

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

ММС, ноутбук, CD

Как говорит искусство (8 ч)

27

1

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. «Замок Снежной королевы»

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь составлять тёплые и холодные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.).

ММС, ноутбук, CD

28

2

Тихие и звонкие цвета. «Весна идёт»

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природы.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю

Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

Закреплять умения работать кистью.

ММС, ноутбук, CD

29

3

Что такое ритм линии? «Весенний ручеёк»

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Получать представление об эмоциональной выразительности линии.

Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли).

Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.

ММС, ноутбук, CD

30

4

Характер линий

«Ветка»

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.

ММС, ноутбук, CD

31

5

Ритм пятен. «Птички» (коллективное панно)

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое ритм.

 Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.

Развивать навыки творческой работы в техники обрывной аппликации.

ММС, ноутбук, CD

32

6

Пропорции выражают характер. «Смешные человечки»

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

ММС, ноутбук, CD

33

7

Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности. «Весна. Шум птиц»

Повторять и закреплять полученные знания и умения.

Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.

Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объяснять замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

ММС, ноутбук, CD

34

8

Обобщающий урок года.

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.

Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.

Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.

ММС, ноутбук, CD


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №44 ст. Северской Скопцовой Галины Петровны

 «Развитие познавательных способностей младших школьников»

                                                 

  Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека

                                                                                                         Кузнецов В.И.

    Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения.

    В   настоящее время исследования ученых показали, что возможности людей, которых называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить  мышление  человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать возможности, которые дала природа, и о существовании которых многие и не подозревают. В последнее время стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.    Познавательный интерес – направленность личности на предметы и явления  окружающей действительности. Это характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным  знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес носит  поисковый характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. Поэтому поисковая деятельность ученика совершается  с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес  положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса  приобретают активность и направленность.

   Познавательный интерес – один из главных мотивов учения. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более  продуктивно. Познавательный интерес  при правильной педагогической  организации деятельности учащихся и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Когда ребенок не хочет заниматься,  то приносит массу хлопот и огорчений учителю.

    Когда ребенок приходит в школу и занимается с удовольствием, то и дело идет по-другому. Активизация познавательной  деятельности ребенка  без развития познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна.

     В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Учителя всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности.

     К сожалению, на данный момент в литературе отсутствует единая  система критериев познавательной активности и бросается в глаза обилие показателей познавательной активности, которое порождает иллюзию, что есть возможность точного измерения познавательной активности учащихся. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме и проанализировав особенности учащихся своего класса,  пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление–это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной  деятельности учащегося. При этом  считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную.

   Формирование опыта происходило в процессе изучения концептуальных основ личностно-ориентированной дидактической системы обучении по УМК «Школа России»,  методического аппарата учебников, содержания программ.

Было установлено, что формирование исследовательских навыков поможет повысить у     учащихся уровень познавательной деятельности.

Например восприятие я начинала развивать на буквах русского алфавита, обучая  детей грамоте; память – при  заучивании трудно запоминаемых слов и правил; мышление  - путем  специальных вопросов и заданий, которые помогали включать в сознание ребенка учебные задачи.

    Моя цель – показать, что  любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов. Поэтому стала соблюдать следующие условия:            

    1.Четко представила, что должна развивать на  материале конкретного  учебного предмета, при изучении той или иной темы. (Успеваемость учащихся неодинакова по разным школьным дисциплинам, так как каждая  из них требует разных качеств восприятия, памяти, мышления.)

    2. Знать,  у кого развивать. Для этого  :

   а) знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых;

  б) овладеть навыками диагностик, которой фиксируется   исходный уровень развития  познавательных  процессов и, контроль  за их совершенствованием.

    Результаты начальной диагностики и последующих контрольных работ необходимо сообщать детям: они должны знать особенности своего восприятия, памяти, мышления, понять, что ему мешает в  овладении навыками и знаниями, и получить от учителя рекомендации по компенсации недостатков;

     в) научиться расшифровывать известные тесты («Несуществующее животное», «Моя семья», «Дом- дерево- человек»  « Моя семья»).  Тест  Карстена  (рисование палочек через определенный промежуток времени), по которым можно получить характеристику эмоционально-волевой сферы учащихся, его отношение к окружающему, определить  особенности нервной системы.

     г) знать  как, т.е. какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен  и ученик     

       д) не просто развивать познавательные процессы, а включать их в любую работу на уроке. Соблюдая следующую последовательность: диагностика-тренировка приемов на уроках развития - включение в учебную деятельность.

     е) осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов.

Практическая работа.

      Хочу остановиться подробнее на уроках по развитию познавательных  процессов. Работа всегда начиналась с диагностики, цель – получение общей характеристики  того или иного качества восприятия, памяти, мышления у учащихся всего класса и выявление индивидуальных различий.

     После диагностики начинается отработка интеллектуальных навыков сначала на «уроках развития», затем в учебной деятельности.

     Тема и цель каждого урока направлены как раз на развитие и на углубление знаний по русскому языку, т.е. на  повышение грамотности учащихся. Поэтому к урокам развития восприятия подбираю  соответствующий материал. Например, упражнения по развитию восприятия составляются из тех словарных слов, которые нуждаются в  повторении или  контроле.

      На  каждом занятии предусматриваю  задания для  самостоятельной работы, чтобы проверить у учащихся качество выработки того или иного приема по развитию. По окончании работы,  собираю и проверяю тетради. Результаты проверочных, контрольных работ, тестирований записывала в ученическую «тетрадь развития», что дает ребенку наблюдать и контролировать качественные перемены и рост своего развития. ( Для записи использовала последние страницы тетради).

Диагностика

Урок 8

Урок 13

Урок 18

Урок 22

Урок 35

Урок 42

        9  

8

6

6

4

     4

2

       

 ( Цифрой обозначается количество ошибок, допущенным учеником при выполнении заданий).

           Из таблицы видно, как уменьшается количество ошибок (с 9 при диагностике до 2 на уроке № 42), что говорит о существенном улучшении точности восприятия.

    Некоторые наблюдения можно фиксировать знаками «плюс» - выполнено и «минус» - не  выполнено. Это относится  к таблицам «Умение устанавливать закономерность», «Умение систематизировать материал».

         Результаты контрольных работ  доводятся  до сведения родителей.  На  родительских  собраниях даются рекомендации (общие и индивидуальные) по развитию учащихся дома.

       В результате целенаправленной работы по развитию восприятия у учащихся:

    -  повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;

      - развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал, большая часть детей класса получает оценки «4»и «5»;

      - оказываются сформированными начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать  знания, уверены в себе.

   Одним из главных итогов является воспитание родителей, которые, развиваясь вместе с детьми, содействуют обучению путем развития  познавательных интересов.

    Важно ли иметь развитое восприятие первокласснику? Для ответа достаточно проанализировать типичные ошибки в письменных работах  учащихся к концу первого года обучения: пропуск, замена, искажение  букв. Так называемое зеркальное письмо. Подобные  ошибки происходят из-за неумения школьников различать похожие буквы. Видеть слово в целом и каждую букву, в него входящую, анализировать звуковую информацию, осмысливать ее, улавливать изменения и отражать их на письме – и все это по причине недоразвитого восприятия.

   Основными качествами восприятия являются дифференцированность (различительная чувствительность), аналитичность ( способность к анализу ), конкретность (видение изменений в результате убавления, перестановки, добавления деталей), видение последствий, точность.

    Все перечисленные качества восприятия возможно и необходимо развивать уже в период обучения грамоте – на буквах русского алфавита.

    Так с первого дня обучения на доску вывешиваются заглавные печатные буквы. Дети выполняют различные задания:

 -находят элементы, из которых  состоят буквы;

- отыскивают общее и различительное в построении букв;

- проводят всевозможные действия с элементами внутри букв ( элементы убирают, добавляют, меняют местами).

  Подобная работа идет на уроках обучения грамоте и даже на уроках технологии. Я не ставлю перед учениками цели запоминать названия букв. Но длительное  нахождение букв перед глазами, частые манипуляци, действия  с ними  приводят к тому, что дети заучивают буквы непроизвольно, т. е. незаметно для себя.

  

 Практические задания.

1.Развитие  дифференцированности  восприятия:

  Задание № 1

- Скопируйте с образца. Напечатайте   рисунком те буквы, которые в нем нашли.

Цель: проверка точности восприятия.

Оценка результатов:

а) по количеству ошибок при копировании;

б) по количеству  верно записанных букв.

Задание № 2 .

- На доске написаны печатные буквы: Б Ю В П О Я.

- Найдите среди этих букв похожие друг на друга.

Запишите их парами.

 (Ответ: Б –В, Н – П, О – Ю).

Цель: проверка дифференцированности  зрительного  восприятия.

Оценка результатов: по  количеству верно составленных пар.

Задание № 3

- Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько звуков вы услышите в слове. Слова: рот, рама, говорит.

Цель: проверка дифференцированности  слухового  восприятия.

Оценка результатов: по общему   количеству звуков, услышанных во всех словах.

    2.Для развития аналитичности восприятия и закрепления навыков письма рекомендуется на каждом уроке обучения грамоте поочередно выполнять с учащимися указанные ниже  четыре задания: первые два  направлены развитие слухового восприятия, третье и четвертое – на развитие зрительного восприятия.

Цели:

1).Развивать аналитичность  восприятия: тренировать учащихся в поиске общего и различного.

2).Закреплять навыки письма.

Задание 1.

-Прослушайте слова. Найдите в них общий  звук и обозначьте его буквой.

Задание 2.

Игра – соревнование «Кто больше?» Задание: Составьте из  букв слова государство другие слова и запишите их.

 Ответ:

город

год

оса

овраг

сода

удав

сорт

рога

роса

сосуд

торг

туда

уста

досуг

дорога

рос

враг

вода

удар

дар

дрова

род

трос

ус

свод

суд

ворота

ворот

рота

рот

    Это  соревнование целесообразно провести дважды. Сначала учащиеся выполняют  задание  без использования системы, подсчитывают количество записанных слов. Затем  предлагаю детям продолжить поиск слов, но уже в системе     ( Например: составлять слова на каждую из букв, входящих в слово государство, по порядку - сначала на Г, потом на О и т.д.). По окончании игры подводится итог, который прибавляется к первому. Дети убеждаются в преимуществе употреблении системы.

   На  уроках провожу  диагностику прогнастичности восприятия. Для этого  ставлю цели:

- развивать умение учащихся восстанавливать отсутствующую часть слова, фразы, текста;

-развитие речи, заучивание словарных слов (развитие прогностичности восприятия).

  Задание 1.

-Какие четыре разные буквы можно напечатать, если начинать написание всегда одинаково – с большой палочки. Добавлять разрешается по одному элементу –Р,Г,Ь,Т).

    Задание 2.

-Угадайте начало ,конец или середину слов:

По…га (подруга), …уга (радуга),те… (тесто ,тепло, тесно), со.. ка(собака), …та (карта, парта, кофта, лента, муфта).  

  Задание 3.

-Предскажите конец фразы:

Миша вышел на улицу и вдруг увидел…….(ту самую машину, своего обидчика, маленькую собачку).

  Задание 4.

- Закончите текст. Допишите одно- два предложения.

Наш кот Тимка – большой проказник. Раз он увидел на дереве дрозда. Мигом Тимка залез на дерево. Но дрозд заметил злодея……( Он клюнул кота в лоб. Тимка  убежал.)

 Игровые технологии     

       Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

        Обучая детей, мы , прежде всего, должны разобраться в том, что ребенку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды.

         Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.

         Младший школьный возраст   характеризуется интенсивным развитием. В данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание ребенком  собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.

           Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

         Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.  Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

         Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную  деятельность.  Но  не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Игра в развитии познавательной деятельности.       Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

         Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.

          Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

         Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют  думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.  

      Цели применения дидактических игр следующие:

-интеллектуальное развитие младших школьников;

-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

-углубление уже усвоенных ранее знаний;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.

  Дидактические игры  (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

 Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников

 Из опыта работы.

     На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

    Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

Игры.

I. «Выбери три слова» 

( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)      Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1: рыбка,  вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб

2:  подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

           а) рыбка       вьюга        чулок                   б) подъезд     склад     ворона

   дубки        варенье     чучело                      съемка      град        ворота

              гриб          ручьи         чум                          подъем      клад       воробей

II . Игра « Почтальон»

     Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

 Дети  определяют, куда их пригласили: огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк.

гря-ки         доро-ки         пло-цы         кни-ки         хле-цы                    кле-ка      кали-ка      бере-ки         фла-ки         обло-ки         пиро-ки                  марты-ка  реди-ка      ду-ки           тетра-ка         сли-ки         тра-ка                    морко-ка         Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

      Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил           ански           кьоинк

лыжи         санки         коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

   Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК               РОМАШКА     РОЗА                ЛУК

КОШКА         СОБАКА         ВОРОБЕЙ         КОРОВА

БЕРЕЗА         ДУБ                  МАЛИНА         ОСИНА

КОРОВА       ЛИСА               ВОЛК                МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

3. Распредели слова на две группы.

4. Закончи предложения:

У Риты и Жени есть ………….

Однажды дети пошли ………….

Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

5.Составь рассказ по опорным словам:

 зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

   Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

    Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Вывод:

       У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а  не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения

        

                                               Литература

 

1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». М.,

Издательство «Ось-89», 2007.

2. Г.Доман “Как развивать интеллект ребенка”, М., АСТ, 1998.

3. И.В.Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М., Просвещение, 2003.

4. А.З.Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М.,Просвещение, 1994.

5. А.З. Зак «Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет», Москва – Воронеж, 1999.

6. . А.З. Зак «Различия в мыслительной деятельности младших школьников»., Москва – Воронеж, 2000.

7. Л.Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника”, Ярославль, Академия развития, 1996

8. В.Д.Шадрикова  «Познавательный процессы и способности в обучении», М., «Просвещение», 1990.

9.Л.Б.Ермолаева -Томина и ее рабочая программа развивающего  обучения

(М.1994 г.)

10. Статьи из журналов «Начальная школа»:

- № 2/ 99г. А.Р.Тестов «Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации»

- № 7 / 2000г. Н.Н.Жалдак «Развитие логического мышления у младших школьников.»

- № 2/2001г. А.В.тихоненко «Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений»

- № 6 / 2002г. В.Н.Камышников «Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников»

- № 12/ 2002г. С.Г.Яковлева «Развитие логических суждений у младших школьников»

- № 5/2006г. З.П.Жукова «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры»

- № 11/2006г. «Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов» (из опыта работы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Природные зоны России. 4 класс "Школа России"

Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме....

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....