Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: "Тела, вещества, частицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

                                                                                                                

Тема урока: "Тела, вещества, частицы"

Цели урока:

  • Познакомить детей с телами и их составом.
  • Прове­рить знания учащихся по пройденной теме.
  • Развивать память, мышление.

Оборудование:

1. Карточки-опоры (тела; вещества; частицы; естественные тела; искусственные тела; твердые; жидкие; газообразные);

2. Для опыта (у учителя и каждого ученика): стакан; чайная лож­ка; кусочек сахара; вода.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

 

II. Повторение изученного.

- Выбери правильный ответ и запиши букву, под которой он дан:

1. Что такое природа?

к) все, что сделано руками человека;

п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;

м) все, что нас окружает.

2. Какая бывает природа?

р) природа бывает живая и неживая;

с) природа бывает только живая.

3. Что относится к неживой природе?

а)снегирь;
е) стол;

и) снег.

4. Какое царство не относится к живой природе?

б) царство бактерий;

в) царство растений;

г) царство льда;
р) царство людей;

д) царство грибов.

5. Под какой буквой записана правильная цепь питания?

а) капуста  —♦ жаба —♦ слизень;

о) капуста —♦ слизень —♦ жаба.

6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?

а) спасены человеком;

д) уничтожены человеком;

в) стали редкими.

7. Что изучает наука экология?

а) эта наука изучает связи между живыми существами и ок­ружающей средой;

б) эта наука изучает неживую природу.

 

III. Сообщение темы и целей урока

- Дети! Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, ко­торые вы записали, что замети? (Высказывания детей.)

-       Кто правильно дал ответы на все вопросы, у того получи­лось слово «ПРИРОДА». Сегодня на уроке мы приступи к изучению нового раздела «Эта удивительная природа».  Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе.

-       Тема нашего нового урока «Тела, вещества, частицы». Сегодня вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они со­стоят.

 

IV. Работа над новым материалом.

1. Беседа по теме «Тела»

Когда вы читаете или слышите слово «тело», то что вы представ­ляете? В словаре Ожегова есть такое значение: «Тело - организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать.

Телами называют все предметы, окружающие нас.

Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела. А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусствен­ные тела.

 

 

image

 

 

 

 

-       Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дере­во, трава, камень, облако, бабочка и др.)

-       Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Ка­рандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.)

- А теперь отгадайте загадки и подумайте, являются ли сло­ва-отгадки телами?

- Белые  цветочки   вечером  расцветают,   утром  увядают. (Звезды.)

- Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фо­нарь, а ярко светит, не пекарь, а печет? (Солнце.)

- Когда я молод был - светло светил, под старость — мерк­нуть стал. (Месяц.)

- Это тела?(Да).

- К какой группе тел они относятся? (Естественные тела.)

- Их еще называют небесные или космические тела.

 

V. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

 

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Вещества - лекция учителя.

- Все тела состоят из веществ.

image

 

 

 

- Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.

Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в рас­тениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.

Веществами называют то, из чего состоят тела.

Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).

 

image

 

 

2. Практическая работа по Рабочей тетради (стр. I 8, задание 9) — «Заполни таблицу».

3. «Частицы» - лекция учителя.

- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроско-пом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт.

 Для опыта берется тело, образованное одним веществом — кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

- Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

- Почему же мы не видим сахар?

- Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

- Скажите, раствор сахара в воде - это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)

- Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти проме­жутки маленькие.

image

 

 

image

 

 

- В жидкостях эти промежутки побольше:

- А в газах — еще больше:

- В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

image

 

 

 

 

VIII. Закрепление изученного материала.

1. Задание на стр. 37 «Работа с учебником»

- Проверь с помощью учебника, верны ли приведенные ниже ут­верждения:

- Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

- Вещества — это то, из чего состоят тела.

- Вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом.
2. Чтение  вывода  на стр. 37 учебника.

 

IX. Итог урока.       

Домашнее задание

1.  Прочитать  текст  в  учебнике  «Тела,   вещества,   частицы» (стр. 34-36); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 37);

2. Рабочая тетрадь, задания 9,10, 11 (стр. 8).

Словарь

Тело — отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная мате-рией, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутой поверхностью.

Вещество — вид материи; то, из чего состоят тела.

Частица — мельчайшая и простейшая часть физической материи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_okrmiru.zip71.61 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема урока: «Тела, вещества, частицы»

Цели урока: 

  • Познакомить детей с телами и их составом.
  • Проверить знания учащихся по пройденной теме.
  • Развивать память, мышление.

Оборудование:

  1. Карточки-опоры (тела; вещества; частицы; естественные тела; искусственные тела; твердые; жидкие; газообразные);
  2. Для опыта (у учителя и каждого ученика): стакан; чайная ложка; кусочек сахара; вода.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II. Повторение изученного.

- Выбери правильный ответ и запиши букву, под которой он дан:

1. Что такое природа?

к) все, что сделано руками человека;

п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;

м) все, что нас окружает.

2. Какая бывает природа?

р) природа бывает живая и неживая;

с) природа бывает только живая.

3. Что относится к неживой природе?

а)снегирь;
е) стол;

и) снег.

4. Какое царство не относится к живой природе?

б) царство бактерий;

в) царство растений;

г) царство льда;
р) царство людей;

д) царство грибов.

5. Под какой буквой записана правильная цепь питания?

а) капуста  —♦ жаба —♦ слизень;

о) капуста —♦ слизень —♦ жаба.

6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?

а) спасены человеком;

д) уничтожены человеком;

в) стали редкими.

7. Что изучает наука экология?

а) эта наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой;

б) эта наука изучает неживую природу.

III. Сообщение темы и целей урока

- Дети! Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые вы записали, что замети? (Высказывания детей.)

  • Кто правильно дал ответы на все вопросы, у того получилось слово «ПРИРОДА». Сегодня на уроке мы приступи к изучению нового раздела «Эта удивительная природа».  Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе.
  • Тема нашего нового урока «Тела, вещества, частицы». Сегодня вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они состоят.

IV. Работа над новым материалом.

1. Беседа по теме «Тела»

Когда вы читаете или слышите слово «тело», то что вы представляете? В словаре Ожегова есть такое значение: «Тело - организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать.

Телами называют все предметы, окружающие нас.

Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела. А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела.

  • Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дерево, трава, камень, облако, бабочка и др.)
  • Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.)

- А теперь отгадайте загадки и подумайте, являются ли слова-отгадки телами?

- Белые  цветочки   вечером  расцветают,   утром  увядают. (Звезды.)

- Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет? (Солнце.)

- Когда я молод был - светло светил, под старость — меркнуть стал. (Месяц.)

- Это тела?(Да).

- К какой группе тел они относятся? (Естественные тела.)

- Их еще называют небесные или космические тела.

V. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Вещества - лекция учителя.

- Все тела состоят из веществ.

- Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.

Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.

Веществами называют то, из чего состоят тела.

Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).

2. Практическая работа по Рабочей тетради (стр. I 8, задание 9) — «Заполни таблицу».

3. «Частицы» - лекция учителя.

- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроско-пом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт.

 Для опыта берется тело, образованное одним веществом — кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

- Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

- Почему же мы не видим сахар?

- Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

- Скажите, раствор сахара в воде - это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)

- Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие.

- В жидкостях эти промежутки побольше:

- А в газах — еще больше:

- В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

VIII. Закрепление изученного материала. 

1. Задание на стр. 37 «Работа с учебником»

- Проверь с помощью учебника, верны ли приведенные ниже утверждения:

- Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

- Вещества — это то, из чего состоят тела.

- Вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом.
2. Чтение  вывода  на стр. 37 учебника.

IX. Итог урока.        

Домашнее задание

1.  Прочитать  текст  в  учебнике  «Тела,   вещества,   частицы» (стр. 34-36); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 37);

2. Рабочая тетрадь, задания 9,10, 11 (стр. 8).

Словарь

Тело — отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная мате-рией, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутой поверхностью.

Вещество — вид материи; то, из чего состоят тела.

Частица — мельчайшая и простейшая часть физической материи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...