Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Бабакова Ирина Викторовна

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 4 классе разработана на основе:

·                   Федерального государственного стандарта начального общего образования (Москва «Просвещение» 2011 г.);

·                   Примерной программы МО РФ начального общего образования по окружающему миру (Москва «Просвещение» 2011 г.);

·                   Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 4 классе разработана на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования (Москва «Просвещение» 2011 г.);
  • Примерной программы МО РФ начального общего образования по окружающему миру (Москва «Просвещение» 2011 г.);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1.Идея многообразия мира.

2.Идея целостности мира.

З. Идея уважения мира.

Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно решается в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. Рассматривается положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесопарке и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

 

  1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В 4 классе на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю. Всего 68 часов.

  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

V. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,
  • пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и
  • международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картам.

           Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).

Современная Россия (7 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в региона.


VII.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

    Дата

Тема урока

Кол-во часов

Формируемые УУД

Вид контроля

По плану.

Факт.

1

2.09

Мир глазами астронома

1

Личностные:

-положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

-способность к самооценке;

Регулятивные:

- принимать и  сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

-находить  необходимую информацию в  учебнике и справочной литературе;

-понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта.

У учащихся будут сформированы УУД:

Личностные:

-положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

Устный опрос

2

5.09

Земля- планета Солнечной системы

1

Текущий

3

09.09

Звездное небо – великая «книга»
природы

1

Работа по карточкам

4

12.09

Мир глазами географа.

1

Фронтальный опрос

5

16.09

Мир глазами историка.

1

Текущий

6

19.09

Когда и где? История-путешествие в глубь времён.

1

Устный опрос

7

23.09

24.09

Мир глазами эколога.

1

Фронтальный

8

26.09

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Устный опрос

Работа по карточкам

9

30.09

1.10

Международная красная книга.

1

10.

3.10

Проект «Международная красная книга», Пр.р. по теме «Земля и человечество»

1

Познавательные:

-находить  необходимую информацию в  учебнике и справочной литературе.

Защита проекта

Природа России (11 ч.)

11

7.10

8.10

Равнины и горы России

1

Личностные:

-положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

-способность к самооценке;

Регулятивные:

- принимать и  сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

-находить  необходимую информацию в  учебнике и справочной литературе;

-понимать информацию , представленную в виде текста, схемы.

Устный опрос

12

10.10

Моря, озера и реки  России

1

Работа по карточкам

13

14.10

15.10

Природные зоны России

1

Текущий

14

17.10

Зона арктических пустынь.

1

Устный опрос

15

21.10

22.10

 Тундра.

1

Работа по карточкам

16

24.10

Леса России.

1

Сообщение

17

28.10

29.10

Лес и человек.

1

Текущий

18.

31.10

31.10

Зона степей.

1

Устный опрос

19.

11.11

12.11

Пустыни.

1

Устный опрос

20

14.11

У Чёрного моря.

1

Тест

21

19.11

Проверочная работа по теме «Природа России».

1

Проверочная работа

Родной край – часть большой страны(15 ч.)

22.

21.11

Наш край.

1

Личностные:

-положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

-способность к самооценке;

Регулятивные:

- принимать и  сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

-находить  необходимую информацию в  учебнике и справочной литературе;

-понимать информацию , представленную в виде текста, схемы

Устный опрос

23.

26.11

Поверхность нашего края.

1

фронтальный

24.

28.11

Водные богатства нашего края.

1

Устный опрос

25-26

3.12-5.12

Наши подземные богатства.

2

Работа по карточкам

27

10.12

 Земля - кормилица. Важнейшие виды почв края.

1

текущий

28

12.12

Жизнь леса

1

Устный опрос

29

17.12

17.12

Жизнь луга.

1

Сообщение

30

19.12

Защита проектов «Растения и животные луга».

1

Работа по карточкам

31

24.12

Жизнь в пресных водоёмах.

1

Текущий

32

26.12

Растениеводство в нашем крае.

1

Устный опрос

33-34

13.01-16.01

Животноводство в нашем крае.

2

Тест

35-36

20.01-23.01

Проект «Экологическая обстановка в нашем крае», пр.р. по теме « Родной край-часть большой страны».

2

Защита проекта

        

Страницы всемирной истории ( 5 ч).

37

27.01

Начало истории человечества

1

У учащихся будут сформированы УУД:

Личностные:

-положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

-способность к самооценке;

Регулятивные:

- принимать и  сохранять цель урока.

Работа по карточкам

38

30.01

 Мир древности: далёкий и близкий. 

1

Текущий

39

03.02

Средние века:

время рыцарей и замков.

1

Сообщение

40

06.02

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

Устный опрос

41

10.02

Новейшее время: история продолжается сегодня 

1

Текущий

Страницы истории Отечества (20 ч)

42

13.02

 Жизнь древних славян. .

1

Личностные:

-положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

-способность к самооценке;

Регулятивные:

- принимать и  сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

-находить  необходимую информацию в  учебнике и справочной литературе;

-понимать информацию , представленную в виде текста, схемы

Работа по карточкам

43

17.02

 Во времена Древней Руси.

1

44

20.02

 Страна городов 

1

текущий

45

24.02

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Фронтальный

46

27.02

 Трудные времена на Русской земле. .

1

Устный опрос

47

3.03

Русь расправляет крылья.

1

48

06.03

Куликовская
битва
 

1

Текущий

Работа по карточкам

49

10.03

Иван Третий.

1

50

13.03

Мастера печатных дел.

1

51

17.03

Патриоты России 

1

Личностные:

-положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

-способность к самооценке;

Регулятивные:

- принимать и  сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

-находить  необходимую информацию в  учебнике и справочной литературе;

-понимать информацию , представленную в виде текста, схемы

Устный опрос

52

20.03

Пётр Великий .

1

Работа по карточкам

53

3.04

Михаил Васильевич Ломоносов 

1

Защита проекта

54

7.04

Екатерина Великая 

1

Фронтальный

55

10.04

Отечественная война 1812 года 

1

Устный опрос

56

14.04

 Страницы  истории Россия в XIX века 

1

Работа по карточкам

57

17.04

Россия  вступает в XX век 

1

Текущий

58

21.04

Страницы истории в  20–30-е

годы  XX века 

1

Устный опрос

59

24.04

Великая Отечественная  война  и Великая победа.

1

Текущий

60

61

28.04-5.05

Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа  по теме:  «Страницы всемирной истории».

2

Тест

Проверочная работа

Современная Россия (7 ч.)

62

8.05

Основной закон России и права человека. 

1

Регулятивные:

- принимать и  сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

-находить  необходимую информацию в  учебнике и справочной литературе;

-понимать информацию , представленную в виде текста, схемы

Устный опрос

63

12.05

Мы – граждане России

1

Работа по карточкам

64

15.05

Славные  символы   России.

1

Текущий

65

19.05

 Такие разные праздники

1

Сообщение

66

22.05

Путешествие по России.

1

Проверочная работа

67

26.05

Путешествие по России.

1

Тест

68

29.05

Что мы узнали и чему научились за год?

1

Фронтальный опрос


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Книгопечатная продукция

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник: 4 класс. Часть 1,2. - М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие  для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов – М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1,2. - М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. - Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Поурочные разработки. 4 класс.

Печатные пособия

Комплекты тематических таблиц

Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс.

Летние и осенние изменения в природе.

Демонстрационный и раздаточный материал.

Учебная карта «Карта полушарий»

Учебная карта «Российская Федерация» (физическая)

Учебная карта «Природные зоны России»

Информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс.

Технические средства обучения

Персональный компьютер

Акустическая система

Мультимедийный проектор

Принтер

Интерактивная доска

Натуральные объекты

Коллекция «Плоды с/хозяйственных растений»

Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»

Гербарий для начальной школы

Коллекция «Почва и её состав»

Коллекция полезных ископаемых

Комнатные растения

Оборудование класса

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

Доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Стол учительский с тумбой

Стол компьютерный.

Столы ученические двухместные с набором стульев.

Конторки.

УМК для учащихся:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник: 4 класс. Часть 1,2. - М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие  для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов – М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1,2. - М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 4 класс. - Просвещение, 2014.

УМК для учителя: 

Васильева Н.Ю. Окружающий мир. Поурочные разработки. 4 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")

Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России,  ФГОС....

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...