Главные вкладки

    Открытый урок окружающего мира во 2 классе Какой бывает транспорт. УМК «ШКОЛА РОССИИ»
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Лузгина Ольга Викторовна

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Какой бывает транспорт"  + презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kakoy_byvaet_transport_otkrytyy_urok.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок окружающего мира во 2 классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»

    Учитель: Лузгина О.В.

    Дата проведения: 11 декабря 2013г.

    Тема: Какой бывает транспорт.

    Цель: формирование образовательных компетенций учащихся I ступени (информационных, коммуникационных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме: «Транспорт».

    Задачи:

    I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

    - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие  умения работать в группах.

    II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    - развитие умения работать с информацией;

    - развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

    - развитие умения работать с текстом , таблица «Знаю, Хочу знать, Узнал».

    - формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

    - формировать умения оценивать свою деятельность;

    - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

    - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

    - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

    - формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;

    - формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;

    III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    – освоение знаний о транспорте и других отраслях экономики;

    - дать представление о специальном транспорте в процессе работы с текстом по технологии РКМЧП, таблица «Знаю, Хочу знать, Узнал»;

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результаты: формируемые УУД

    1

    Мотивация к учебной деятельности

    (2 мин)

    - Отгадайте загадки.

    Вот на краешке с опаской 
    Он железо красит краской;
    У него в руках ведро, 
    Сам расписан он пестро.
    (
    Маляр)

    - Людей каких ещё профессий можно встретить на стройке? Что они делают?

    Поднимает великан
    Груды груза к облакам. 
    Там, где встанет он потом 
    Вырастает новый дом.
    (
    Подъемный кран)

    К нам во двор забрался крот,
    Роет землю у ворот.
    Тонна в рот земли войдёт,
    Если крот откроет рот.
    (
    Экскаватор)

    Там, где строят новый дом,
    Ходит воин со щитом.
    Где пройдёт он, станет гладко,
    Будет ровная площадка.
    (
    Бульдозер)

    - Какие ещё строительные машины вы знаете? Назовите и расскажите, чем они помогают человеку.

    Молодцы ребята, все правильно! Посмотрите, сколько разных машин и все они помогают людям. Как одним словом сказать, что это?

    Отгадывают загадки

    транспорт

    Регулятивные: организация учебного места

    Познавательные: анализ информации 

    2

    Этап актуализации и фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии

    (7 мин)

    Чтение отрывка из сказки К.Чуковского  «Тараканище».

    Ехали медведи

    На велосипеде.

    А за ними кот

    Задом наперёд.

    А за ним комарики

    На воздушном шарике.

    А за ними раки

    На хромой собаке.

    Волки на кобыле,

    Львы в автомобиле.

    Зайчики в трамвайчике,

    Жаба на метле.

    - Какой транспорт использовали звери?

     

    - Для чего нужен им был транспорт?

    - На ком было жалко ехать? Почему?

    - Какой транспорт встречается в русских народных сказках?

    - Кто на нём ездил?

    - Каким транспортом мы пользуемся?

    - Какая тема нашего урока? .

    - Вспомните, составной частью чего является транспорт? Транспорт является одной из отраслей чего? (экономика)

    Велосипед, шарик, собаку, кобылу, автомобиль, метлу трамвайчик.

    для передвижения.

    На собаке. Она была хромая Печка, ступа, гуси-лебеди, волк

    Емеля, Баба-Яга, Иванушка, Иван-царевич.

    Автобусом, автомобилем, поездом.

    Транспорт

    Познавательные:

    Анализ информации,

    Синтез информации, выделение причинно-следственных связей

    3

    Этап постановки проблемы

    (4 мин)

    - Задайте вопросы к слову «транспорт»

    Задают вопросы

    Что такое транспорт?

    Какой бывает транспорт? Что относится к транспорту?

    Для чего нужен транспорт? Где бывает транспорт?

    Есть ли новые виды транспорта?

     Какие необычные виды транспорта?

    Сколько видов транспорта? Как разобраться в огромном количестве видов транспорта, на какие группы можно разделить весь транспорт?

    Познавательные:

    Формулировка проблемы.

    Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

    Регулятивные: определение и понимание учебной задачи.

    4

    Построение проекта выхода из затруднения

    (2 мин)

    Посмотрите, сколько вопросов, а на все ли из них мы знаем ответы? Нет не на все.

    Давайте разделим все вопросы на 2 группы. В 1 гр. вопросы, на которые мы уже знаем ответы, а во вторую гр. те, ответы на которые нам предстоит еще найти.

    - Исходя из своего незнания поставьте цель на урок.

    1. Что такое транспорт

    2. Узнать какой бывает транспорт

    3. Какие необычные виды транспорта существуют. 

    -На нашем уроке мы будем карабкаться по лестнице знаний, каждый раз поднимаясь на одну ступеньку. (На доске лестница знаний на каждой ступеньке вопрос, модель машинки двигается по лестнице)

    - Где или как мы можем добыть ответ на  1 вопрос?  

     

    Распределяют вопросы по группам

    Найти ответы на вопросы

    словарь, спросить у взрослых, найти ответ в интернете

    Познавательные:

    Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы.

    Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли

    Регулятивные:

    Планирование деятельности и работа по плану.

    5

    Реализация построенного проекта

    (6 мин)

    Работа   группами: 1-я гр. – спрашивает у гостей, 2-я гр. – работает со словарем, 3-я гр. -  ищет в Интернете на работу 3 мин.

    Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».

    Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности;  и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.

    Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо»

    Мы нашли ответ на 1 вопрос? Поднялись на одну ступеньку? Поднимите «смайлы»

    Дети добывают знания в соответствии с заданиями, обсуждают в группе и докладывают на класс 1 человек от группы. На доске появляется запись: транспорт,  стрелки и несколько значений слова. Учитель обращает внимание детей на то, что слово многозначное, но в рамках урока интерес представляет следующее значение слова: Тра́нспорт (от лат. trans — через и portare — нести) — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.  

    Познавательные:

    Осмысленное чтение,  анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.

    Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

    Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

    6

    Физкульт-минутка

    (2 мин)

    - Прежде чем двигаться дальше, отдохнем, физминутка.(учитель показывает изображение транспортного средства, дети называют его, относят  к одной из групп, выполняют движения)

    • Вагончики зеленые
      Бегут, бегут, бегут.
      А круглые колесики
      Все тук, да тук, да тук. (
      Поезд)

    Загудел паровоз
    И вагончики повез
    Чох-чох, чох-чох, чу-чу
    Я далеко укачу.

    • В небо ракета стрелою взлетела,
      В ней космонавт сильный и смелый.

    • Самолет летит, летит,
      Летчик смелый в нем сидит.

    • А теперь с тобой вдвоем
      Мы на
      лодочке плывем.
      Ветер по морю гуляет,
      Ветер лодочку качает.
      Весла в руки мы берем,
      Быстро к берегу гребем.
      К берегу пристала лодка
      Мы на берег спрыгнем ловко.
      И поскачем по лужайке
      Будто зайки, будто зайки.

    • Мы ехали, ехали,
      К мосту подъехали
      Въехали, съехали
      Снова поехали
      Ехали, ехали
      К яме подъехали
      Яму объехали
      И к дому поехали. (
      Легковой автомобиль)

    Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес.

    Дети  поднимают вверх руки, делая их “лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.

    Дети разводят руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.

    Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами.

    Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.

    Дети имитируют руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, “едут”, приседают, делают поворот, “едут”, останавливаются.

    Коммуникативные:

    7

    Самостоя-тельная работа с самопровер-кой

    (6 мин)

    Первичное закрепление

    (5 мин)

    - Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов)

    - Какой транспорт вы знаете?

    - Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…? (первое транспортное средство – лошадь)

    - Какие современные виды транспорта вы знаете?

    - Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения.: по земле,  по воде, в воздухе, под землей)

    - На какие группы можно разделить весь транспорт?

    - Мы подошли ко 2 вопросу: Какой бывает транспорт?

    Предлагаю поработать в группах.

    - У вас на столах картинки различных видов транспорта.   Разделите все картинки на группы, для этого на конвертах даны  основания для разбиения на группы в зависимости от выполняемой работы.

    Ребята,  проверим себя, правы ли мы, правильно разделили на группы?

    - Открываем учебники на странице 116. Рассмотрите схемы, которые составил Серёжа. Выберите ту, которую вы считаете правильной. (Все 3 схемы верные, просто характеристики для группировок выбраны разные).

    - Какую мы выберем схему, если хотим разделить транспортные средства по их принадлежности кому-то (нижнюю). Приведите примеры личного транспорта, общественного.

    - Какая схема нам нужна, если мы хотим рассказать о средствах передвижения человека? (верхняя).

    Приведите примеры наземного транспорта Перечислите водные транспортные средства

    - Каким транспортом мы пользуемся, чтобы быстро попасть в город, находящийся за сотни километров от нас . Какой это вид транспорта? (воздушный).

    - Что относится к подземному транспорту? (метро)

    Но транспорт можно разделить на группы в зависимости от того, для чего он используется. Рассмотрите среднюю схему Прочитаем об этом текст на странице 123. Какие машины относятся к специальным? Какие номера телефонов написаны на них? Этим машинам, когда они едут с включенными проблесковыми маячками, водители должны уступать место. Почему? В каком режиме работают люди, которых обслуживают эти машины? (Круглосуточно). Почему?

    Ребята, мы ответили на второй вопрос? Поднимите «смайлики», если да, и если нет. Поднимаемся еще на одну ступеньку.

    Первая группа делит виды транспорта в зависимости от того где работает транспорт (наземный – водный – воздушный – подземный); 2 группа делит виды транспорта в зависимости от того какую работу выполняет  транспорт (грузовой – легковой – специальный), 3 группа делит виды транспорта в зависимости от количества пассажиров и владельца транспортом (личный - общественный)

    Дети работают в группах, а затем  по одному представителю выходят к доске и выступают.

    Познавательные:

    Осмысленное чтение,  анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. 

    Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

    Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

    Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности

     

    8

    Включение в систему знаний и повторений

    (8 мин)

    - А теперь проверим, как вы поняли этот материал, откройте тетради на с.74 и выполните задание 2, на работу 2 мин (после выполнения задания собрать тетради на проверку)

    - Ребята, у нас остался еще один   вопрос: какие необычные виды транспорта существуют. Как вы думаете можно без подготовки ответить на этот вопрос? Конечно, нет. Будь у нас много времени вы, конечно, могли бы поискать ответ сами, но у нас очень мало времени, и я хотела познакомить вас сама с этими необычными видами транспорта,  думаю, вам будет интересно. (Учитель щелкает слайды с необычными видами транспорта и рассказывает о них)

    Дети выполняют задание в тетради

    Познавательные: структурирование информации, классификация

    9

    Д/З

    - Итак, ребята, мы ответили на последний вопрос нашего урока. Но у нас остались вопросы, на которые мы не знаем ответов. Как же быть с ними? Можно взять на домашнее задание, по желанию. А для всех домашним заданием будет нарисовать необыкновенный вид транспорта, который сами придумаете, его нужно назвать и объяснить, как он работает.

    10

    Рефлексия

    (3 мин)

    - Наш урок подходит к концу. Какую цель мы ставили на урок? (Ответить на наши вопросы.) Кто считает, что мы достигли своей цели, поднимите смайлики (сомнения спросить) (слайд 11)

    - Спасибо за урок! Урок окончен.

    Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные

    урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...

    Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

    Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

    Урок окружающего мира 1 класс Какой бывает вода?

    Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века", урок способствует развитию учебно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков групповой работы....

    Проверочная работа по окружающему миру. 2 класс. "Какой бывает транспорт".

    Проверочная работа по окружающему миру. 2 класс. "Какой бывает транспорт"...

    урок окружающего мира 2 класса "Какие бывают растения"

    формировать представление о многообразии растений, умение группировать их; познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их....

    Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"

    Конспект урока и перезентация к уроку....

    Конспект урока по окружающему миру на тему: «Какая бывает промышленность» (УМК «Школа России»)

    Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по окружающему миру....