План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе: «О молниях, змеях, собаках и прочем…»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Харитонова Людмила Владимировна

Материал содержит план - конспект урока. Данный урок разработан для учащихся 3 класса по учебнику Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3 классе

Автор: Харитонова Л. В. 

ТЕМА: «О молниях, змеях, собаках и прочем…»

Цель урока: знакомить детей с опасностями, которые окружают их в природе   

Задачи:1.Познакомить с правилами безопасности, которые необходимо                                                                                                                 соблюдать при общении с природой.      

              2.Развивать мышление, воображение, память, внимание.

              3.Воспитывать интерес к окружающему миру, уважение к родной природе.

Оборудование: иллюстрации  с изображением ядовитых грибов и растений, кошек и собак, змей, книга "Зеленые страницы" (А.А. Плешаков), атлас-определитель " От земли до неба" (А.А. Плешаков),

Ход урока

  1. Организационный момент;

  1. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос по вопросам раздела «Проверь себя».

  1. Сообщение темы урока:

      Мы часто говорим, что природу нужно защищать. И это верно. Но бывают случаи, когда приходится защищаться от природы. О некоторых из этих  случаев мы поговорим сегодня на уроке.

(Презентация Слайд 1).

 

      4.   Работа над новым материалом.

Какие опасности может   нести человеку неживая природа?

 Многие явления неживой  природы опасны для здоровья и жизни человека. К таким явлениям относятся буря, метель, гололед, гроза. О последнем явлении поговорим подробнее  

(Слайд 2, 3, 4, 5).

   В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие, и мужчины, и женщины. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молнии, боялись они раскатов  грома.

Как вы думаете, что опасней, гром или молния?

Рассказ о том, как  получается  молния, что такое гром,  и в чём заключается опасность грозы (см. Приложение к уроку). 

   Гроза – красивое и величественное явление  природы. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра.

    Печет солнце, становится душно. На горизонте можно увидеть скопление мощных кучевых облаков. Ветер начинает дуть порывами, усиливается. Затем сверху из тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

   Молнии – огромные   искры, возникающие между небом и землей. Метеорологи утверждают, что на нашей планете непрерывно идут грозы – по 100 молний в секунду  вонзается в землю.  

Как уберечься от удара молнии?

      Чтобы уберечься от молний, надо соблюдать определенные правила. Познакомимся с ними.

      (чтение текст на странице 23 учебника)

      Есть еще  правила поведения во время грозы (см. Приложение).

Физминутка

Какие опасности может нести человеку живая природа?

(Ответы детей.)

    А что вы знаете о ядовитых грибах?  

(Слайд 6, 7) 

   Рассказ учителя о ядовитых грибах и растениях

(см. Приложение к уроку).

   Рассмотрим рисунки  страницы 24-25 учебника и запомним эти грибы и растения (Мухомор красный, мухомор пантерный, мухомор вонючий ложный опенок, бледная поганка, ложнодождевик, вороний глаз, волчье лыко, белена, ландыш, дурман).

    В разные годы и в разных странах бывали жуткие истории.  Поев грибы, в мучениях умирали то император, то король, то папа римский Случалось , погибали от грибного коварства и в России. Но всё–таки  на Руси обычно жили с грибами в мире. Хорошо знали их и, как правило, не путали съедобные с ядовитыми грибами.

    Откройте атласы определители «От земли до неба»! на страницах 110-115. Рассмотрите гриб дождевик, мухомор, бледную поганку, ложноопёнок  и прочитайте статью о мухоморах стр.113 атласа.

     Когда мы слышим название «мухомор», представляем себе крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками.  Это самый известный из мухоморов – мухомор красный. Но есть и другие виды. Например, мухомор пантерный, окрашенный в коричневый и серый тона, мухомор вонючий – совершенно белый. Особенно опасен, смертельно ядовит – мухомор  вонючий.

    С мухомором проще всего. Никому не придёт в голову приготовить из него жаркое. Другое дело – грибы – двойники.  

Прочитаем о грибах двойниках в книге «Зелёные страницы» (стр.64 – 66)

  Как и во всём, в  отношении к грибам одни люди до крайности мнительны, другие беспечны. Нужна золотая середина. При том надо помнить (Слайд 8) 

1. Не собирай те грибы, которых не знаешь.

2. Не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшие сомнения.

3. Постоянно пополняй свои знания о грибах – тогда и сомнений  будет меньше.

     К ядовитым растениям  относятся ландыш,  белена, вороний глаз, дурман, волчье лыко.

   

      Ландышевые цветы идут на изготовление сердечных лекарств, духов, мыла.

       После опыления вместо цветков появляются зеленые, а затем ярко-красные ягоды шарики. Они ядовиты. Животные, наевшись их, погибают. У человека при отравлении ландышем появляется тошнота, головокружение, судороги. Сразу надо принять рвотное лекарство и промыть  желудок.

      Люди давно подметили, что человек, пожевавший белены, мечется, буйствует, ему что-то мерещится. Вероятно, из-за такого поведения возникли выражения «взбеленился», «белены объелся», которые говорят о человеке, совершающем поступки против всякого здравого смысла.

       Цветки белены напоминают кувшинчики. В них может находиться до пяти сотен семян. Вот они и приводят к беде. Дети находят эти кувшинчики, срывают их и высыпают на ладонь горсть маковых зерен. Если их взять в рот и сжевать, то отравиться можно насмерть.

     О дурмане прочитайте в атласах – определителях на странице 51.

      Какие неприятности могут доставить животные?  (Ответы детей)

      Загадка о змеях

(слайд 9,10 )

     Многие боятся змей, считая, что все они ядовиты. Как вести себя с этими животными? Прочитайте об этом в учебнике на странице 26 (первые 3 абзаца).

      Дополним наши представления о гадюках, прочитав статью в                                                                                    атласах-определителях на странице171. С каким животным часто путают ядовитых змей? Прочитайте текст об уже. Запомните: нельзя трогать змей, бросать в них палками или камнями, наступать ногами.
Если же всё–таки  змея укусила. Познакомимся с признаками укуса
(Слайд 11). 

       Первая помощь при укусе змеи

(Слайд12).

     Отгадайте загадки.

       Загадка о кошке (Слайд 13).

       Загадка о собаке (Слайд 14, 15)

       Какая опасность может исходить от домашних животных?

       ( Выслушиваются  ответы детей )

  Согласно исследованиям, проведенным  Южно- Австралийской комиссией здравоохранения, некоторые породы собак представляют серьезную угрозу для человека. Это бультерьеры, немецкие овчарки, доберманы- пинчеры, ротвейлеры. На территории России этот список дополняется кавказскими, среднеазиатскими, южнорусскими овчарками, боксерами, терьерами, догами.

(Демонстрация иллюстраций с изображением этих пород собак)

    Эти собаки агрессивны, малочувствительны к боли. Во многих странах Европы и США желающие  завести таких собак получают специальное  разрешение, такое же, как и на покупку оружия. У нас таких законов нет, поэтому и бойцовских собак на улицах много.

   Однако степень агрессивности каждой собаки зависит не только от породы, но и от воспитания и поведения хозяина.

   Прочитайте о правилах поведения с кошками и собаками.  (Учебник стр.26-27)

     

   Есть еще  правила безопасности  при общении с собаками. (Слайд 16) 

 

     Какие правила вы ещё знаете?

       -Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками.

       - В узких проходах лучше пропустить человека с собакой.

       - Если собака помахивает хвостом и приседает на задние лапы, она готовиться к прыжку.

        - Нельзя пристально смотреть животным в глаза и улыбаться. Улыбку животное может принять за оскал зубов, то есть угрозу.

         - Не дергайте животных за хвост.

         - Свою собаку надо воспитывать.

         - Делайте домашним животным профилактические прививки.

         - Не толкайте хозяина собаки.

5. Итог урока

    Дети отвечают на вопросы рубрик "Подумай" и "Проверь себя" на страницах 27-28 учебника.

 

                                        Приложение к уроку

                                     

                                      Что такое молния

   Молния – это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетает  она по небу  несколько километров. Воздух на всем её пути мгновенно раскаляет, и объём его многократно увеличивается. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный. С тобой, наверное, не раз происходило такое: дотронешься ты до своего товарища – и в этот момент почувствуешь лёгкий удар тока. С  пальца соскакивает маленькая искорка, и слышен лёгкий треск. Это разряд тока в воздухе.

    А теперь представь себе, какая мощь заключена в той самой искорке, которую мы называем молнией.  От её удара вспыхивают здания и деревья,  даже  вековые дубы раскладываются пополам! Поэтому и треск от такой искры уже и треск вовсе,  а страшный грохот.

     Но почему гром гремит так долго?  Звук многократно отражается от других туч и от земли.                                                                   Это тоже самое , что и эхо. Отражения звуковых волн и воспринимаются нами как громовые раскаты.            

    Гром -  это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния  - страшная. Поэтому  грозу следует переждать в укрытии.

   Грозовые тучи собираются  жарким днём. От теплой земли в такие дни поднимается вверх особенно много  водяных паров. Но на высоте воздух холоднее, поэтому пар охлаждается и превращается в маленькие капельки.  Капельки сливаются, тяжелеют и образуют зловещую грозовую  тучу. Температура верхних и нижних слоев тучи тоже неодинакова. Верхний на столько холоднее , что капельки влаги, попавшие сюда. Превращаются в льдинки, на которых продолжает  намерзать влага. Льдинки набирают вес и под его тяжестью опускаются в нижние слои тучи.

    Льдинки опускаются, капельки воды  поднимаются   и трутся друг о друга. А потом между двумя сильно наэлектризованными тучами или тучей и землёй проскакивает молния. Так туча разряжается.

                                   

                           

Правила поведения во время грозы

    Если собирается гроза, а ты находишься в лесу, на берегу реки или в поле, лучше всего поспешить домой. Молния обычно поражает высокие предметы, поэтому в горах во время грозы нужно избегать гребней и выступов, а в поле, степи — холмов и курганов. Ни в коем случае нельзя прятаться от грозы под деревом, особенно отдельно растущим и высоким. Купаться во время грозы очень опасно, так как голова будет самым «возвышенным» предметом на поверхности пруда или озера.

     Если гроза застала на даче или в деревне, нужно срочно выдернуть вилку теле- или радиоприемника из розетки, а находясь в походе, можно защитить палаточный лагерь от молний, забив в землю на краю участка несколько металлических стержней или протянув над коньком палатки стальную проволоку. По статистике, около 75% людей, пострадавших от атмосферного электричества, остаются в живых, здесь главное — быстрая и умелая помощь. В первую очередь нужно сделать искусственное дыхание, если пострадавшего нельзя сразу отвезти в больницу, напоить его горячим чаем, дать обезболивающее средство и обеспечить покой.

            Обычно можно заранее понять, что собирается гроза: когда солнце сильно печёт, а воздухе, накапливается влага; затем начинает по особенному меняться небо и даже чувствуется особый предгрозовой свет.  

         1.Если вы находиться на возвышении, немедленно спуститесь вниз. На открытом месте держитесь подальше от высоких предметов. Не ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

         2.Почувствовав щекотание кожи, а также то , что у вас волосы на голове поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит по близости от вас. Не раздумывая. Бросайтесь ничком на землю: это уменьшит риск вашего поражения.

        3.Если вам некуда деться от высоких объектов, сядьте на                     что – нибудь  сухое, постарайтесь убрать ноги с земли. Очень важно, чтобы вы сидели именно на сухом, так как мокрые предметы не защитят вас от молнии: о6ни являются  прекрасными  проводниками.

        4.Сожмите колени вместе и обхватите их руками, опустив по ниже голову.

        5. Если вы в лодке, немедленно гребите к берегу: быть на воде во время грозы очень опасно

        6. Если вы едете в машине, оставайтесь  в ней. Это наиболее безопасное место во время грозы. Металлический корпус автомобиля защитит вас: даже если молния ударит прямо в него, она уйдет в землю, не причинив вам никакого вреда. А вот передвигаться на мотоцикле или велосипеде в такое время не стоит.                                                                                                        

         7. В городе держитесь подальше от металлических заборов и вообще от всего металлического.

        8.Находясь в доме, при грозе первым делом нужно закрыть окна.

        9.Молния может убить, если  ударит человека в голову и пройдет через тело. Кроме того, она может вызвать сильные ожоги и такие судороги  мышц, что даже кости иногда не выдерживают и ломаются.

Ядовитые  грибы.

    Несъедобный двойник есть у белого грибы. Это желчный гриб, или ложный белый. Вот как их различить. У «царя грибов» шляпка белая или желтовато – коричневая, мякоть на срезе остаётся белой. У его подражателей шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовеет. В желчном грибе яда нет – просто он очень горький, как желчь.

    Двойники есть и у опят. Они ядовиты. У летнего опёнка пластинки на шляпке кремовые, серо – жёлтые или зеленоватые. Эти грибы  часто растут рядом. В конце лета появляется  осенний, или настоящий опёнок. Ложноопёнок кирпично – красный. Мякоть у него желтоватая, с неприятным запахом.

     Самый         опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Дело не только в исключительной силе яда, но и в том, что первые признаки отравления – головная боль, головокружение, ухудшение зрения,  чувство беспокойства – проявляются только через 10 – 13 или даже через 30 часов. За это время яд успевает  основательно  «поработать» в организме, так что при любом лечении остаётся  мало надежды на выздоровление. Бледная поганка похожа на шампиньон. Но у шампиньона пластинки розовые, с возрастом фиолетовые, а у поганки – чисто белые. Это очень надежный признак. Кроме того, у поганки в основании ножки разорванный мешочек, которого нет у шампиньона. Правда, мешочек этот часто бывает погружён в мох, почву и не бросается в глаза. Сверху шляпка бледной поганки зеленоватая. Если встретишь похожий гриб с белой, а не с зеленоватой шляпкой, берегись его не меньше бледной поганки. Потому что это её родственница – поганка белая, тоже смертельно ядовитая.

      На лугах среди травы часто попадаются грибы, которые на грибы не очень – то похожи.  У них нет шляпки и ножки. Тело этих  грибов, белеющее на земле, - круглое, как теннисный мяч, или грушевидное. Это грибы – дождевики. Молодые дождевики вкусные и питательные. Дождевики – чемпионы среди грибов по размерам. Как только в дождевике начинают образовываться споры, мякоть становится желтоватой. Тогда есть гриб нельзя. Тем более нельзя есть совсем зрелые грибы, они превращаются в «табакерку». Слегка заденешь его – и споры тёмным облачком летят по ветру.

      А теперь внимание! Бывает, разрежешь молодой дождевик, а он внутри не снежно – белый, а черно – фиолетовый. Значит, в руках у вас не настоящий дождевик, а ложный. Он ядовит!

      Ещё одно предостережение: бледная поганка, когда только – только появляется на свет, похожа на дождевик. Но, разрезав её, сразу видишь под оболочкой будущие ножку и пластинки. В дождевике этого нет: мякоть его однородная    

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 3 классе по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ по теме «О молниях, змеях, собаках и прочем…»

Данный урок знакомит учащихся с правилами безопасного поведения в природе. Развивает  логическое  мышление,  воображение,  умение  рассуждать.Воспитывает чувство бережно...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "О молниях, змеях, собаках и прочем" 3 класс.

Данная презентация выполнена в качестве дополнения к материалам учебника для более глубокого изучения темы "О молниях, змеях, собаках и прочем". Презентация содержит яркие иллюстрациии основное теорет...

Презентация к уроку по окружающему миру в 3 классе "О молниях, змеях, собаках и прочем..."

Материал содержит презентацию к уроку. Данный урок разработан для учащихся 3 класса по учебнику Плешакова...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока  включены элементы обучения...