Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сучкова Татьяна Викторовна

Тема : В семье друзей пернатых . 

Тип урока: объяснение нового матепиала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_seme_druzey_pernatykh.docx46.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

 «В семье друзей пернатых»

Выполнила  учитель начальных классов

МБОУ   СОШ № 6

г.Богородска

Сучкова Татьяна Викторовна

Богородск

2013 год

Учебный предмет : окружающий мир

УМК:  «Гармония»

Авторы учебника: О. Т. Поглазова,  М. В. Миронова

Тема урока: «В семье друзей пернатых»

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи урока:

  1. учить детей находить главное отличие птиц от других животных, через формирование умения анализировать, синтезировать, сравнивать, умение ориентироваться в учебнике;
  2. учить различать птиц по их отличительным признакам;
  3. создать условия для формирования коммуникативной компетенции через совершенствование умения  работать в паре, умение слушать и вступать в диалог (владение монологической и диалогической речи);
  4. развивать  умение анализировать рисунки, воспитывать доброту, заботливое отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Предметные:
- обобщить знания учащихся о многообразии птиц;
- формировать умение отличать птиц от других животных по их существенным признакам;
- формировать умение видеть причинно - следственные связи на примере значения птиц для жизни человека и природы;

Метапредметные:

Формирование
регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

         Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
        - допускать возможность существования у людей различных точек             зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться   на позицию партнера в общении и взаимодействии;
       - формулировать собственное мнение и позицию;
       - договариваться и приходить к общему решению в совместной   деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
       - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

        Формирование познавательных универсальных учебных действий:

     -формировать умение работать с информацией( работа по  схеме);

     -формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

 Личностные:

       - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному     материалу;

-развивать мотивы учебной деятельности;

Оборудование:

-конверты с разными видами перьев птиц (для работы в паре);

-иллюстративный материал для проведения игры;

- мультимедиа-проектор, экран;

- презентация к уроку;

-учебник;

-рабочая тетрадь;

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

-знание отличительных особенностей млекопитающих, их существенных признаков;

Этапы урока и хронометраж:

Этапы урока

Время

1. Организационный момент.

1 мин.

2. Актуализация знаний.

3 мин.

3.Мотивация к учебной деятельности.

3 мин

4. Постановка темы и цели урока

2 мин.

5. Изучение нового материала.

17мин.

6. Первичное закрепление новых знаний.

7 мин.

7.Релаксация

2 мин.

8.Обобщение усвоенного.

Подведение итогов.

8 мин.

9. Рефлексия.

2 мин.

Содержание урока:

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Давайте начнем урок с того, что улыбнемся друг другу. Я -вам, вы –мне, улыбнитесь соседу по парте. А теперь сели все правильно. Я желаю вам успехов на нашем уроке.

Личностные УУД –

Нравственно-этическая ориентация-доброжелательность

2

Актуализация знаний.

Слайд 1-2

Ой, ребята , посмотрите к нам что-то летит. Да это же летающая тарелка. А на ней к нам прилетел инопланетянин.

-Вы хотите с ним познакомиться и подружиться ?

-А я уже познакомилась. Вот ,что он мне рассказал. Меня зовут Ин. Я увидел вашу планету из космоса. Она такая красивая, многообразная . И животных на вашей планете так много и все такие разные, но я о них ничего не знаю. Вы мне о них расскажите?

- На прошлом уроке изучали млекопитающих.

Слайд 3

-Давайте найдем млекопитающих и назовем основное отличие млекопитающих от других животных.

(Дети находят млекопитающих и называют основное отличие.)

Коммуникативные УУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Предметные УУД-  знания и учебные навыки,

сформированные на предыдущем уроке

3

Мотивация к учебной деятельности.

Но Ин говорит, что он сегодня хочет узнать о других животных. Он приготовил для нас кроссворд, чтобы мы сами отгадали о каких животных он хочет сегодня узнать.

Слайд 4.

 Приложение1.

-Какое главное (ключевое) слово получилось?

-(Птицы.)

Личностные УУД -  формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательно- логические УУД- анализ объектов с целью выделения признаков.

4

Постановка темы и цели урока.

-Так о каких животных хочет узнать сегодня Ин.

-Какова же тема сегодняшнего урока?

(Будем говорить о птицах)

-Тема  не просто «Птицы»  , а «В семье друзей пернатых».

Слайд 5

-Работайте на уроке внимательно, т.к. в конце урока надо будет объяснить смысл темы урока.

- Но в начале давайте поставим перед собой задачи, которые нам нужно будет на уроке решить .

Слайд 6

Регулятивные УУД - целеполагание;

- овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

Общеучебные УУД – самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД – постановка высказываний.

5

Изучение нового материала.

а) выявление отличительных признаков птиц

(общих)

б)работа со схемой

выявление отличительных признаков птиц

(характеристика клюва)

в) выявление отличительных признаков птиц(характеристика перьев)

работа в паре

Физкультминутка.

в)

выявление отличительных признаков птиц

(характеристика ног)

игра «отгадай-ка»

г) работа в группе. Определение значения птиц для природы и для человека.

-Каких же животных мы относим к птицам? Давайте вначале посмотрим на них.

Слайд 7

-Что же общего у всех птиц?

Слайд8

-Значит у всех птиц есть существенные признаки. Какие?

(Дети делают вывод о существенных признаках.)

-Давайте подставим слова в схему и проверим сами себя.

Слайд 9.

-Запишем эту информацию в тетрадь.

-А как  вы думаете, а клювы у всех птиц одинаковые?

Слайд 10

(Клювы у птиц разные.)

-А почему у птиц такие разные клювы?

Посмотрите на схему.

Слайд 11

-Прочитайте эту схему

-Интересно, откуда возникло такое название данных групп птиц?

(От способа питания.)

-Давайте проверим ваши ответы.

Слайд 12-14

(Дети под руководством учителя дают характеристику клюва каждой группы птиц)

-Сделаем вывод.

(Внешний вид клюва зависит от способа питания птицы.)

Слайд 15

Информация о пеликане.

 -Мы определили, что тело птиц покрыто перьями.

(На партах в конвертах -перья птиц )

-Рассмотрите их, потрогайте.

-Чем различаются эти перья?

(Цветом, формой, размером.)

-Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера.

-Покажите его.

- А еще есть бородки. Найдите совместно бородки. Покажите их.

-Что случится , если подует ветерок?

(Улетят.)

-Почему?

(Они легкие)

-Подумайте, для чего нужны птицам большие перья.

(Они называются маховые)

(Чтобы летать.)

-Для чего нужны самые маленькие, вот эти пушистые?

(Они называются пуховые)

(Для тепла.)

-А вот эти среднего размера перышки.(Называются покровные)

(Защищают тело от ветра и влаги.)

-Покажу вам на мой взгляд самых красивых птиц.

Слайд16-17

-А можно ли курицу назвать птицей ? Докажите.

-Назовите детенышей курицы.

-Вот мы вместе с цыплятками и отдохнем.

Слайд 18-35.

-Отгадайте какие ноги принадлежат каждой птице. (Нужно каждой птице подобрать из имеющих ноги)

Приложение 2.

-Найдите лишнюю птицу.

(Воробей.)

-Почему?

(Все остальные водоплавающие.)

- Что помогает им плавать? Рассмотрите внимательно ноги.

(Перепонки.)

Слайд 36

-Сделаем вывод.

(Форма ног у птиц также разная.)

Слайд 37-38

-Почему у болотных птиц такие длинные ноги?

(Удобно ходить по дну и добывать еду.)

-Для чего нужны птицы природе и человеку. Обсудим в группе и напишем на листочке.

(Дети зачитывают свои ответы.)

Коммуникативные УУД- слушать и понимать речь других;

Познавательно- логические УУД- анализ объектов с целью выделения признаков.

Познавательные УУД (общеучебные)- уметь находить и выделять необходимую информацию(по схеме)

 

Познавательно- логические УУД-установление причинно-следственных связей

Познавательно- логические УУД-

умение сделать вывод

Регулятивные УУД - строят действия в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД – постановка высказываний, сотрудничество при определении общей цели, пути ее достижения.

Личностные УУД - овладение нормами культуры поведения, быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе

Регулятивные УУД - - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном  поведении

Регулятивные УУД -работать по предложенному плану;

Познавательно- логические УУД-

умение сделать вывод

Коммуникативные УУД – инициативное сотрудничество;

- слушать и понимать речь других;

Личностные УУД - овладение нормами культуры поведения, быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе

6

Первичное закрепление

Работа по учебнику с 36-37

-О чем вы еще не сказали? Какую пользу для природы приносят птицы?

Познавательные УУД (общеучебные)- умение ориентироваться в учебнике

7

Релаксация

Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Сели поудобнее, закройте глазки и представьте, что вы находитесь в лесу. Как красиво поют птицы!

(Дети слушают запись пения птиц)

Личностные УУД-формирование чувства прекрасного

8

Обобщение изученного материала

Слайд 40-41

-Наш друг инопланетянин Ин , улетая на свою планету сказал, что он сейчас не спутает птиц не с одним другим животным.

-Как вы думаете по каким признакам он будет отличать птиц от других животных?

(Дети называют отличительные особенности птиц.)

-Давайте вернемся к началу урока.

Слайд 42

-Что же нам нужно было узнать и справились ли мы со всеми задачами, которые поставили перед собой в начале урока.

Слайд 43

-Объясните смысл темы урока.

(Пернатые –тело покрыто перьями.

Птицы- наши друзья.

Семья- все птицы одна большая семья.)

Человек должен нужно жить в мире и согласии с этой большой семьей. Должен заботиться о  птицах.

(Предложить детям совместно с родителями сделать кормушки)

Коммуникативные УУД

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД-анализ учебной деятельности

Познавательно- логические УУД-

умение сделать вывод

Личностные УУД-

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

9

Рефлексия деятельности.

-Я даю вам лесенку.

Приложение3.

На ней человечки. Один из них вы. Вспомните как вы работали на уроке, как отвечали. Поняли ли вы новый материал.

-Как вы думаете на какой ступеньке находитесь вы . раскрасьте себя.

-Как вы думаете все ли вы узнали о птицах?

-Какую задачу поставим на следующий урок?

 Слайд44

Регулятивные УУД

самооценка

Познавательные УУД- - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

.

                Самоанализ урока.

Тема урока: «В семье друзей пернатых»

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи урока:

  1. учить детей находить главное отличие птиц от других животных, через формирование умения анализировать, синтезировать, сравнивать, умение ориентироваться в учебнике;
  2. учить различать птиц по их отличительным признакам;
  3. создать условия для формирования коммуникативной компетенции через совершенствование умения  работать в паре, умение слушать и вступать в диалог (владение монологической и диалогической речи);
  4. развивать  умение анализировать рисунки, воспитывать доброту, заботливое отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Предметные:
- обобщить знания учащихся о многообразии птиц;
- формировать умение отличать птиц от других животных по их существенным признакам;
- формировать умение видеть причинно - следственные связи на примере значения птиц для жизни человека и природы;

Метапредметные:

Формирование
регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

         Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
        - допускать возможность существования у людей различных точек             зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться   на позицию партнера в общении и взаимодействии;
       - формулировать собственное мнение и позицию;
       - договариваться и приходить к общему решению в совместной   деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
       - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

        Формирование познавательных универсальных учебных действий:

     -формировать умение работать с информацией( работа по  схеме);

     -формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

 Личностные:

       - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному     материалу;

-развивать мотивы учебной деятельности;

Оборудование:

-конверты с разными видами перьев птиц (для работы в паре);

-иллюстративный материал для проведения игры;

- мультимедиа-проектор, экран;

- презентация к уроку;

-учебник;

-рабочая тетрадь;

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

 На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Цели урока определяли сами обучающиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На уроке были использованы методы по виду источника информации:

- словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, на этапе рефлексии, когда делали выводы);

- наглядные  (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе – как сопровождение);

- практические (отгадывали кроссворд);

по виду учебной деятельности:

- самостоятельная работа (работа в тетради);

- проблемно-поисковый метод (в ходе беседы).

С целью формирования интереса к учению были использованы познавательные игры. Использовался метод самоконтроля (при подведении итогов, рефлексии).

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый отличительные особенности животных.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

В течении всего урока были включены здоровье - сберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.

Учащиеся проявили работоспособность, активность. Психологический климат на уроке был благоприятный.

Урок целей достиг и имел логическое завершение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...