Конспект урока Почва - кормилица
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Детистова Елена Петровна
конспект по окружающему миру в 3 классе по программе УМК Гармония ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pochva-kormilitsa.docx67.87 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ «СОШ № 4 г. Соль – Илецка»

Конспект открытого урока              по окружающему миру

3 «Б» класс

Учитель: Детистова Елена Петровна

2014г.

Тема: «Почва-кормилица»

Цели урока:

 Обобщить знания о почве, ее плодородии. Дать знания учащимся о причинах разрушения почвы и их охране

Задачи урока:

обучающие:  изучить виды разрушения почв  и методы борьбы. Объяснить правила охраны почв;

 развивающие:  развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника;

воспитательные:  способствовать  развитию  бережного отношения к природе.

УУД:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, самостоятельная.

Метод обучения: проблемный, словесный, наглядный.

Оборудование: учебник, презентация, портрет Докучаева, таблицы, картинки, презентация.

Краткое описание хода урока.

       I.   Организационный момент. Мотивация учащихся.

      II.   Проверка домашнего задания (работа в группах).

      III.  Формулирование темы и целей урока учащимися под руководством учителя.

IV. Открытие новых знаний.(работа в группах)

      V. Закрепление новых знаний

  1. Рефлексия

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I. Организационный момент (слайд 1)

-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Мобилизация внимания на плодотворную  работу.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

II.Введение в  тему.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, морковок.

- О какой кладовой идёт речь?

Откуда эти богатства? (матушка земля)

- Как ещё мы её можем назвать? (кормилица)

Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)

-  О чём сегодня мы будем говорить? (почва-кормилица)

-Что же предстоит нам сегодня узнать:

  • Что разрушает почву.
  • Что необходимо для сохранение почвы.
  • Как возделывают почву наши предки.
  • Почему почва- кормилица?

Посмотрите на доску и покажите смайлик, соответствующий вашим знаниям по данной теме.

Знаю всё        Знаю, но не всё          Хочу узнать

Коммуникативное взаимодействие

слайд

Направляющая деятельность

слайд

вывесить таблички

слайд

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения

Выделение и формулирование познавательной цели

III.Актуализация знаний

- Чтобы решить все эти задачи ,давайте вспомним , что такое почва? (верхний плодородный слой)

Работа в группах.

_ Вы готовили д/з в группах.

1.Химики расскажут о составе почвы, свойстве почвы.

Посмотреть в словаре плодородие.

2. Биологи  расскажут, какие почвы самые плодородные и подготовили пословицы.

3. Экологи расскажут «Круговорот веществ в природе»

4. Знатоки «Это интересно»

- 1 см повы образуется за 250-300 лет

-20 см образуется за 5-6 тыс . лет

-На  1 м²   живет приблизительно   80   дождевых   червей

-один кубический метр российского чернозёма был выкопан и перевезён в Париж, помещён там в музей и стал образцом для всех почв мира.

-в годы Великой Отечественной войны фашисты срезали верхний слой почвы, грузили в вагоны, вывозили в Германию и там удобряли свои поля.

IV физминутка

Мы копали огород ,шаг назад, шаг вперёд.

Дождик огород польёт, шаг газад ,шаг вперёд.

В землю зёрнышко положим(наклоны)

Быстро 3 на 2 умножим(хлопки)

Столько раз присядем.

И расцвёл наш огород(подтянуться)

Зрительная ,дыхательная(сидя)

- Займите свои места. Закройте глазки. Представьте темную почву. Выглянуло солнышко и озарило всё ярким цветом. Прошёл дождик, застучал по земле.(пальчики по парте).Зелёная травка потянулась вверх.(вдох, руки вверх, выдох руки вниз)

таблицы

слайд

слайд

Слайд

слайд

Проводит физкультминутку с показом действий

В. В. Докучаев  -

известный геолог и почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв. Он организовал экспедицию для изучения черноземов

В. В. Докучаев назвал черноземы «царем почв» в связи с их высоким плодородием.

Земелька чёрная ,а белый хлеб родит

Посадишь в грязь - будешь князь.

Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить без земли-кормилицы.

Повторяют движения.

Осуществляют профилактику утомления

V. Работа по теме.

1. Сценка
(Ученик в костюме растения)
- По вине людей почва может разрушаться. Люди уничтожают растения, вырубают деревья, выкорчёвывают пни. По вине людей случаются пожары, гектары лесов выгорают.  Почву размывает вода, выдувает ветер. Помогите земле, чтобы растения жили на земле и радовали людей своими подарками.
(Ученик в костюме крота)
- Я тоже хочу пожаловаться на человека. Почва многого «боится», особенно ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате подземные жители гибнут, а без нас почва теряет своё плодородие. Помогите нам.
- Ребята, давайте найдём пути выхода из этих ситуаций.

2.Работа в группах

Учащиеся заранее распределяют роли в группе:

ОРГАНИЗАТОР–отвечает за организацию работы команды,распределяет задания в процессе работы.

КРИТИК – человек, который будет требовать доказательности вашего решения, принимать объяснения группы.

СЕКРЕТАРЬ – записывает все задания и решения.

ДОКЛАДЧИК – оглашает для других групп решение вашей группы.

ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ – следит за тем, чтобы группа уложилась в нужное время.

- Вот вы и уточнили ваши роли на сегодняшний урок. Но это еще не всё. Как вы думаете, а как мы узнаем, как группа справилась с заданием? Как мы будем оценивать работу группы?  Что нужно учитывать? (выслушиваются мнения учащихся. В результате получается контрольно- оценочный лист работы. Учитель выдаёт каждой группе данный лист).

1 группа: определи, что вредно, а что полезно почве. Распредели в 2 колонки(наклеить)

Посадка растений, образование оврагов, внесение удобрений в больших дозах, размывание водой, загрязнение промышленными отходами, сжигание опавших листьев, уничтожение насекомых.

-работа в учебнике стр.118-119

Вывод: почву могут разрушать природные явления, деятельность людей,потерять плодородие легко,а воссоздать его трудно

2 группа: найди соответствия. Соедини стрелками подходящие по смыслу фразы.

-работа в учебнике стр.119

http://festival.1september.ru/articles/572932/img5.gif

Вывод: для защиты почвы сажали деревья, зимой ставили снегозадержание, вывозили на поля золу и навоз, мусор собирали в кучи.

3 группа: придумай свой знак в защиту почвы. Нарисуй.

Слайды со знаками

4 группа:  Разбить орудия труда на 2 группы .современные и старинные.

Мотыга, трактор, соха,борона-суковатка, комбайн,железный плуг, сеялка.

Работа в учебнике стр.120-121

Чем занимались издревле на Руси?

-сообщение «земледелие»

 - Как возделывали поле наши предки?

- Какие орудия труда использовали?

- Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?

Вывод:с появлением современной техники стало работать легче, чем нашим предкам

Направляющая и контролирующая деятельность учителя

Коммуникативное взаимодействие

Бейджики

Оценочный лист

Проверить на документ камере

Проверить на документ камере

Развитие умения делать вывод.

Картинки разместить на доске

Сообщение Шарипова А

V. Закрепление новых знаний.

1.-Вернёмся к нашим задачам ,которые ставили в начале урока.

- Почему люди называют землю « кормилицей»?  Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных).
А раз земля кормилица, то ее надо охранять, беречь.

- Удалось нам достичь цели урока?

2.выставка рисунков «Что нам дарит почва-кормилица»

VI. Рефлексия

1.- Вернёмся к таблице и посмотрим, как изменились наши знания по изученной теме.

Знаю всё

Знаю, но не всё

Знаний стало больше

2. Оценивание работ в группах.

Критерии оценивания

плохо

средне

отлично

1. Правильность выполнения.

2. Дружелюбность, сплоченность

3. Эмоциональное отношение

(понравилась ли работа, довольны ли?)

Подведение итогов совместной деятельности

и деятельности каждого участника:

  • какова была цель – достигнута ли она;
  • кто и как в группе работал;
  • кто внёс наибольший вклад;
  • почему было трудно работать;
  • соблюдалось ли правило групповой работы;
  • как вырабатывали общее мнение.

–Проверим ,то что сегодня изучили

тест, оценивание

VII. Домашнее задание
1. Составить памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях». 
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

-Спасибо за работу!

слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Почва -важнейшая часть экосистемы"

урок окружающего мира  в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100"...

Конспект урока "Земля - кормилица"

Урок разработан на основе "Р/К"...

План-конспект урока "Земля-кормилица"

На уроке применяются разнообразные формы работы.  Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказ...

Конспект урока "Почва"

конспект урока...

Конспект урока "«Земля - кормилица»"

Данный урок преследует следующие цели:Образовательная: познакомить учащихся с различными видами почв и их составом; природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и ...

Конспект урока "Почва и её состав" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Почва и её состав". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока «Земля - кормилица» 4 класс (с ОВЗ) с использованием ЭОР (технологическая карта)

Конспект урока «Земля - кормилица» 4 класс (с ОВЗ)  с использованием ЭОР (технологическая карта)...