Экскурсия как эффективная форма работы при изучении окружающего мира
статья по окружающему миру на тему

Изнюк Татьяна Васильевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как эффективная форма работы при изучении окружающего мира.

Изнюк Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

Слово  экскурсия в переводе с латинского означает вылазка, посещение какого-либо места или объекта с  целью его изучения. Экскурсия – выход из школы вне аудиторная работа.

Условия эффективности экскурсии, как формы учебной деятельности (метапредметные).

Доказано, что мышление  учащихся младших классов возможности непосредственно изучать природу определенно сказывается не только на формировании знаний по естествознанию, но и по другим учебным предметам. Так, одно лишь книжное усвоение языка наполняет речь школьников словами «пустышками».

Условия эффективности экскурсии, как формы учебной деятельности:

  • тщательная подготовка (формирование групп, подготовка заданий, маршрутных листов, карточек с играми, карт, инструкций и т. Д.)
  • Краткое время самой экскурсии (занимает не более  0,5 часа), в течение которой дети самостоятельно выполняют задание.
  • Задания на «дорожку»
  • Завершение экскурсии, обработка данных, презентация результатов(продуктов), подведение итогов.

Успех экскурсии зависит от ее подготовленности.

Критерием подготовленности для учителя является количество заданий и  объяснений, которые должны доводиться устно. Чем меньше тем, тем лучше!

Структура экскурсии

  • Постановка цели для детей.
  • Подготовка к выходу (инструктаж)
  • Запуск самостоятельной работы детей вне класса (сбор материала)
  • Возвращение
  • Работа детей с материалом в условиях класса
  • Презентация готовых материалов
  • Рефлексия (лист впечатлений, что увидел.)

  Методы и приемы.

  • Проблематизация – работа с учебником
  • Формулировка заданий (на основе учебника)
  • Лист ожиданий(определение места)
  • Разделение на группы(в случайном порядке, дети учатся работать со всеми одноклассниками, а не только с друзьями.
  • Изучение задания по карточкам (групповая работа, распределение обязанностей)
  • Техника безопасности(группа пишет правила «Кодекс гостя»).
  • Проверка усвоения заданий. Как награда выдача оборудования
  • Выход

Типы экскурсий.

  • Экологическая - выработка активной позиции формирование причинно-следственных связей «все связано со всем» (метод нравственного эмоционального картирования)
  • Исследовательская – самопознание формирование сензетивного опыта познания; освоение навыков наблюдения, кодирование  информации. Планирование экспериментов, формулирование вопросов по теме. Поиск ответов на вопросы в природе.
  • Обществоведческая самоиндефикация  в мире людей, планирование взаимодействий с людьми.
  • Историческая - самопознание , развитие воображения.
  • Урочные (урок - исследование, урок-лаборатория, урок- творческая мастерская, урок-проектирование, урок-эксперимент, урок-ТРИЗ., урок-открытых мыслей.
  • Внеурочная деятельность (экскурсии факультативы, олимпиады, экспедиции, учебно –исследовательская деятельность.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы работы с родительской общественностью класса

Тезисы для раздела  "Условия повышения потенциала классных руководителей"...

Групповая форма работы на уроках окружающего мира.

Групповая форма работы на уроках окружающего мира....

Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...

Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.

Аянитова Анна Егоровна, учитель начальных классовМОБУ СОШ № 27 г. Якутска, классный руководитель  4 В класса.Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.Общеизвестно, что основно...

«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»

Сообщение на тему:«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»...

«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»

Сообщение на тему:«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»...

Статья в газету "Образование" на тему: "Использование активных форм работы на уроках окружающего мира"

Как построить урок окружающего мира наиболее эффективно? Какую роль в ситеме работы занимают уроки-обобщения и как лучше их организовать? На эти и другие вопросы отвечает статья, написанная на основе ...