Эффективные формы работы с родительской общественностью класса
статья по теме

Будаева Елена Евгеньевна

Тезисы для раздела  "Условия повышения потенциала классных руководителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budaeva_tezisy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Будаева Елена Евгеньевна,

Классный руководитель

Эффективные формы работы

с родительской общественностью класса

Тезисы

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Собрание родителей должно ставить перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

Я провожу классные родительские собрания 1-2 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы. В своей работе я практикую следующие формы:

 «Семейная гостиная» - презентация семейного опыта воспитания; родительский лекторий; «Вечера общения» - вечера вопросов и ответов; «День открытых дверей»; «Как быть?» - проигрывание педагогических ситуаций; совместные собрания вместе с детьми; тематические и индивидуальные консультации; деловая игра; совместные выезды на природу, экскурсии; посещение мест работы родителей; выставка ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовольствие самому ученику и радует их родителей.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье.

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, жить дружно, весело, увлеченно.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

  1. в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
  2. в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей;
  3. в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Положительный опыт работы в этом направлении хотелось бы представить вашему вниманию.

Родительское собрание /организационно-деятельностная игра/ на тему: «Взаимоотношения в семье».

Цель: актуализировать проблему взаимоотношения в семье.

Задачи: получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса; выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся; содействовать формированию у родителей представлений о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье; сплочение родительского коллектива.

Ход проведения.

1. При входе в класс каждый родитель берет на столе любой жетон (квадратик красного, зеленого или синего цвета) и занимает согласно избранному цвету место в одной из трех родительских микрогрупп.

2. Создание дружественной атмосферы. Участники собрания получают листок бумаги, на котором учитель просит написать свое имя (как бы они хотели, чтобы к ним сегодня обращались). Проводится игра «Назови свое имя».

3. Объявление темы, знакомство с ходом работы.

4. Итоги анкетирования родителей.

5. Сообщение классного руководителя по теме собрания (используются материалы книг, статей журналов).

6. Выработка правил работы в группах через знакомство с притчей об экономии воды.

7. Знакомство с группой экспертов (создается из числа педагогов, психолога), которая будет анализировать мнения групп и делать обобщающие выводы.

8. Каждая группа получает лист с текстом для обсуждения:

1 группа – текст «Обнять, прижать, потормошить...» и вопросы «Нужно ли ребенка ласкать? Не будет ли это баловать его?»

2 группа – текст «Ремень по наследству» и вопросы «Нужно ли наказывать ребенка? Как? Оправдывают ли себя физические меры наказания?»

3 группа – текст «Из биографии Саньки...» и вопрос «Способствуют ли семейные праздники и традиции развитию конструктивных отношений между членами семьи?»

    В течение 10-12 минут микрогруппа проводит коллективное чтение предложенного текста, вырабатывает групповой ответ на заданные вопросы, записывает его на специально отведенном месте, а затем передает лист другой группе родителей. Когда родительские группы напишут свои ответы на всех листах, эти листы передаются в экспертную группу.

9. Игра-тест «Какой вы родитель?»

10. Экспертная группа анализирует мнения групп, делает обобщающие выводы и готовит свое выступление.

11. Объявляются итоги родительского собрания (в виде рекомендаций).

12. Родителям вручаются памятки-советы.

13. Проводится ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ успешности проведения родительского собрания «ДЕРЕВО УСПЕХА»

14. По традиции родители сдают учителю «книжечки» с вопросами для анализа и планирования дальнейшей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты как эффективная форма работы

Тесты как эффективная форма контролякачества знаний. Изменения, которые происходят в обществе в настоящее время, нашли свое отражение и в школе. Сегодня как никогда остро встала проблема качества...

Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС.

Статья об основных направлениях сотрудничества учителя с родителями, о формах работы с родителями....

Презентация портфолио "Формы работы с родительской общественностью"

Развитие личности ребенка происходит прежде всего в учебно - познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни коллектива класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справ...

Общественный смотр знаний – одна из эффективных форм работы с родителями

В работе представлен опыт работы по организации общественных смотров знаний для родителей. Общественный смотр – это одна из нетрадиционных форм работы с родителями, общественностью, учителя...

Мастер-класс "Реализация эффективных форм работы над текстовой задачей на уроках математики в начальной школе"

Материал содержит анализ и эффективность использования традиционных и современных приемов при работе над текстовой задачей в начаьной школе....