конспектр урока ОМ с презентацией
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Фролова Любовь Юрьевна

  Редкие растения нашей Родины. Красная книга России. Красная книга РБ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om.docx26.86 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Фролова Любовь Юрьевна

Место работы

МОБУ ООШ № 3

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тема

Красная книга России. Правила поведения в природе.

Предметная программа и её автор

УМК «Школа 21 века»

Задачи деятельности учителя

 Образовательные: познакомить с Красной книгой России, Республики Башкортостан

 с редкими растениями, занесенными в Красную книгу

Развивающие: способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы;  развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе

 Воспитательные: воспитывать бережное отношение, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме

Планируемые результаты

Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного мира занесённых в Красную книгу

Метапредметные  УУД:  познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов растений

Тип урока

Изучение нового материала

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебная презентация Power Point «Красная книга России» (Приложение);

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах  

Основные понятия

вымершие виды, исчезающие виды, малочисленные виды, редкие виды, малоизученные виды, восстановленные виды

Использованные ресурсы:

http://www.biodat.ru/db/rbp/index.htm  

http://ru.wikipedia  

http://www.biodat.ru 

http://www.sevin.ru

                                         Технологическая карта урока окружающего мира по ФГОС

Этапы урока

Цель и задачи этапов

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                      

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта

- А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

-  Давайте подарим  друг другу улыбку и начнем урок.

— Не правда ли, прекрасны творения природы, ими только бы восхищаться.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт  для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

Е. Евтушенко

- Мы всегда куда-то торопимся: на работу, в школу, на занятия кружка. Сегодня мне хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг.

Порадуйтесь солнцу — оно же светит для нас. Берегите нашу землю, нашу природу.

- Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Личностные: самоопределение;

регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Актуализация

Цель для учителя: дать возможность  самостоятельно вспомнить, выделить группы растений

Цель для учащихся: уметь группировать растения по их признакам и свойствам

- В царстве растений учёные насчитывают около 500 тысяч видов. Все они, в  зависимости от их строения, объединены в классы, или группы.  

-Какова особенность папоротников, мхов и водорослей?

- Как они размножаются?

-Назовите группы растений, которые вы знаете.

- Какие части имеют растения известных вам групп?

-Никогда не цветут и не имеют семян.

- Спорами – мельчайшими частичками.

- Цветковые, хвойные, папоротники, мхи, водоросли.

- Цветковые – корень, стебель, листья, цветки, плоды с семенами;

хвойные - корень, стебель, листья-хвоинки, семена; папоротники – корень, стебель, листья;

мхи – стебель и крохотные листочки;

водоросли – ничего не имеют; состоят из частичек, соединенных в нити или пластины.

Разделить растения на две группы. Дополнить каждую группу растений своими примерами.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью

выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Постановка учебной задачи

Цель для учителя: организовать и направить к восприятию нового материала

Цель для учащихся: суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

 А знаете ли вы, что некоторые виды растений стали исчезать или их осталось очень  мало.  

- Как вы думаете, в чём причина исчезновения растений?

- Кто основной виновник исчезновения некоторых видов растений,

  - Какую задачу предстоит нам решать на уроке?

- Многие растения, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.

- Где вы встречались с красным цветом?

- Что означает в этих случаях красный цвет?

- Почему эту книгу назвали красной?

- Но о какой опасности?

- Сформулируйте тему и цель урока?

Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Человек.

Попробовать  разобраться в этих вопросах.

Помочь живой природе

-  Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь.

- В светофоре. Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя.

- В дорожных знаках красный цвет – цвет предупреждения.

- Красный цвет говорит об опасности.

Эта книга предупреждает об опасности.

Об опасности в природе

Ответы детей

Регулятивные: целеполагание;

познавательные:

общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование

познавательной

цели; логические:

формулирование

проблемы

Построение проекта выхода из затруднения.

 Первичное усвоение новых знаний

Цель для учителя: дать учащимся конкретное представление о существовании Красной книги России, Республики Татарстан и Арского района

Цель для учащихся: уметь перечислить причины исчезновения животных,  растений и птиц, выбрать способ защиты своей позиции в конкретной ситуации и аргументировать свой выбор

        

На нашей планете существовало много разных видов растений. И людям казалось, что они всегда будут расти. Они использовали растения для своих нужд. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. В 1948 году учёные мира создали  Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красный цвет — он сигнализирует — защити. Красный цвет книги — сигнал опасности.

В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные.

- Как вы думаете, зачем?

- Молодцы, ребята. Вы выдвинули несколько версий.

-  А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное растение.

- Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер.

- На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения.

- На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. - На белых — сведения о редких видах.

-  На серых — сведения о мало изученных и редких видах.

- На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. - Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Впоследствии была создана Красная книга России и других стран.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. (слайды)

Работа по учебнику (с.)

-Назовите цветущих растений, занесенные  в Красную книгу. Рассмотрите их внимательно.

Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу

- О чём предупреждает нас Красная книги России

Динамическая пауза

В 2001 году Ученые нашей республики  создали Красную книгу Республики Башкортостан ,

-  С какой целью она была создана?

Доклады детей

Кубышка жёлтая

Венерин башмачок

В Башкирии произрастает 14 видов дикорастущих лекарственных растений, которые собирать нельзя. К ним относятся: алтей лекарственный, волчье лыко, золототысячник малый, истод сибирский, любка двулистная, баранец обыкновенный, ромашка аптечная, росянка круглолистная, солодка Коржинского, термопсис ланцетовидный, толокнянка обыкновенная, хвойник двухколосковый, цмин песчаный и все виды ятрышников. Указанные растения включены в «Красную книгу Башкортостана»

Работа в группах. Знакомство с правилами поведения в природе. • Правило 1. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

• Правило 2. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!

• Правило 3. Берегите почву!

• Правило 4. Берегите прекрасный мир растений!

• Правило 5. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!

- Что же  мы с вами можем сделать для охраны природы?

- Цветные страницы нужны для разделения на животных и растения.

- Все природные объекты разделены по природным зонам.

Для того чтоб люди знали исчезающие виды растений и животных;

Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их.

Некоторые растения и животные находятся под угрозой исчезновения. Они могут погибнуть, если их не охранять.

Выполнять эти правила.  Так мы сможем немного помочь природе.

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

логические:  решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Первичная проверка понимания

Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, закрепить у учащихся  знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Цель для учащихся: Учить детей работать в группе, умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого; формировать умение выделять главное; обучающийся сможет задуматься о том, кем он является природе и выразить своё отношение к ней.

Работа в группах

- Давайте попробуем помочь этим и многим другим редким растениям. Я предлагаю работу в группах.

составим памятку по охране растений

 

Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы..

 

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –

умение структурировать знания, выбор наиболее

эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

коммуникативные: управление поведением

партнёра – контроль, коррекция, оценка действий

партнёра.

Рефлексия учебной деятельности

Цель для учителя: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: правильно выполнить домашнее задание

- Над чем вы задумались на уроке?

- Какие открытия сделали? Что вас удивило? Что дал вам урок?

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали.

Домашнее задание.

Прочитать материал учебника           Придумать правила, которые помогут охране этих растений.

Подготовить доклад о редких растениях нашего края

- Спасибо за урок!

Каждый человек должен быть другом природе.

Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой.

Мы в ответе за нашу природу.

Ответы детей.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня

усвоения; личностные: самоопределение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...

Открытый урок английского языка: презентация и конспект урока

Урок обощения и повторения по теме "Времена года и месяца". Урок с использованием компьютерных техноогий: интерактивной доски, презентациии, видеоролика....

Разработка урока по математике: "Литр": конспект урока, технологическая карта, презентация к уроку.

Разработка содержит конспект урока по теме "Литр", технологическую карту урока математики, презентацию к уроку....

Конспект урока "Таинство причастия", презентация к уроку.

Данный конспект урока направлен на  формирование представлений у учащихся о таинстве причастия, когда оно совершается и ради чего....

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....