Конспект урока окружающего мира в 1 классе Тема: Экскурсия «Зима»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Баскакова Наталия Семеновна

Тема: Экскурсия «Зима»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с зимними изменениями в природе, формирования представления о красоте  природы и умения выражать это словами, организации наблюдения за животными (птицами, зверьми); способствовать включению детей в природоохранную деятельность.

Планируемые результаты:

Проводят самостоятельно наблюдения во время экскурсии, называют зимние изменения в природе; осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение природы.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:  осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе;

Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.

                                                            Ход урока:

1.Орг. момент.

-Отгадайте загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

                                   (Зимой.)

Вы много знаете о самом холодном времени года. Вы очень наблюдательны,  когда гуляете, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому сегодня мы совершим экскурсию, чтобы обобщить ваши знания о зиме, пополнить ваши впечатления сказочной красотой зимы- художницы.

2. Формирование новых знаний.

Какие наблюдения можно проводить зимой? (Наблюдения за погодой,  снежным покровом, деревьями, птицами, животными.)

Экскурсия. Повторение правил поведения во время экскурсии.

Беседа- наблюдение.

Подойдя к парку, дети рассматривают общий вид, любуются природой. Делятся впечатлениями, вспоминают стихотворения о зиме, снеге.

Наблюдение за погодой.

-Существуют народные приметы: «В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвёт и метёт», «Если январь сухой, морозный, и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое»,  «В феврале сильные морозы - короткая зима». Как люди узнали об этих приметах? (Люди наблюдали за погодой.)

Игра «Доскажи словечко».

-Зимой становится… (холодно). Осадки выпадают в виде … 9снега). Часто дует холодный…(ветер). Сегодня ветра… нет, есть.)  Небо… (ясное, облачное или пасмурное). Солнце…(есть, нет). Осадки…(нет или в виде снега)

Наблюдение за снежинками и снежным покровом.

-Поймайте на рукав или варежку снежинку, рассмотрите её. Какого она размера? Какой она формы? Чем все снежинки похожи? Чем отличаются? (Ученики описывают снежинки: все снежинки имеют шесть концов и похожи на звёздочки.  Отличаются размерами и узорами.)

-Снежинки ложатся на землю, и на земле образовывается слой снега, в котором отдельных снежинок уже нельзя различить.

                                                Физкультминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили.

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

-И вот образовались сугробы.

Дети вместе с учителем с помощью линейки определяют толщину снежного покрова на различных участках.

- Раскопайте снег лопатками до земли. Что увидели? (Траву.)

- Какие изменения произошли с травянистыми растениями? (Одни засохли, отмерли, другие остались зелёными.)

-Обратите внимание на зелёные растения. Почему эти растения не замёрзли в зимнюю стужу? (Их согревает, защищает снег.)

- Народная мудрость гласит: «Много снега - много хлеба». Как вы понимаете эти слова? (Посеянные осенью зерновые культуры, зеленели на полях до прихода зимы, снег выпал и укрыл их, защитил от мороза своим покрывалом.)

-Какое значение имеет снежный покров для растений? (Согревает, защищает от мороза.)

Наблюдение за деревьями.

 

Игра «Отгадай и найди».

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

Что за странная девица:

Не швея, а мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки,

Очень прямо я расту

В высоту.(Сосна.)

Сучки рогатые.

Плоды крылатые,

А лист ладошкой,

С длинной ножкой. (Клён.)

-Рассмотрите зимний наряд берёзы, послушайте стихотворение С. А. Есенина «Берёза»). Берёза является символом России. Берёза- это хвойное дерево или лиственное? (Лиственное.)

-Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (У хвойных деревьев хвоя - иголки вместо листьев.)

Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой? (Хвойные деревья остались без изменений.)

-Как изменилась жизнь лиственных деревьев с приходом зимы? (Сбросили листву.)

- Рассмотрите веточку берёзы и найдите почки. Рассмотрите почку. Вскройте её. Что видите внутри? Это листочки. Они мягкие, нежные и конечно, живые.  Чем сверху покрыта почка? (Чешуйками.)

-Какое значение имеют чешуйки? (Они жёсткие и очень плотно закрывают листочки, защищают их.)

                             Ягоды не сладость,

                             Зато глазу радость.

                        И садам украшение,

                     И дроздам угощение. (Рябина.)

_Кто зимой питается рябиной? (Снегири, дрозды,  свиристели  и другие птицы.)

- Какие ещё плоды вы видели на деревьях? (Шиповник, калина.)

- Каких птиц можно встретить зимой в парке, в городе? (Снегири, синицы, воробьи, вороны, дятлы и др.)

-Куда исчезли ласточки, стрижи, грачи? (Улетели на юг.0

-Почему они улетели? (Холодной зимой они не могут найти корм, нет насекомых.)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-  и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну, Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

                                    А. Яшин

-Зачем зимой подкармливать птиц? (Птицам трудно найти корм, всё покрыто снегом, насекомые спрятались.)

Наблюдение за белкой( по возможности).

- Чем питается белка зимой? (Семенами ели , сосны, ягодами и фруктами, орехами, грибами, почками, побегами.)

- Зачем она поменяла шубку? (Так она от врагов прячется, деревья голые.)

-Найдите и рассмотрите следы белки на снегу. Следы каких животных можно рассмотреть в лесу зимой? (Следы зайца, лисы, волка.)

- Отгадайте загадку и расскажите, как зимует это животное.

                           Какой зверь опасный ходит в шубе красной.

                         Снег разгребает, мышек хватает? (Лиса.)

                              У косого нет берлоги,

                            Не нужна ему нора.

                          От врагов спасают ноги,

                          А от голода - кора. (Заяц.)

                        Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк.)

                       Летом по лесу гуляет.

                     Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

3. Итог урока.

-Почему зимой в лесу тихо? (Зимой в природе наступает покой.) Жизнь растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Тема: Экскурсия «Зима»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с зимними изменениями в природе, формирования представления о красоте  природы и умения выражать это словами, организации наблюдения за животными (птицами, зверьми); способствовать включению детей в природоохранную деятельность.

Планируемые результаты:

Проводят самостоятельно наблюдения во время экскурсии, называют зимние изменения в природе; осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение природы.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:  осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе;

Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.

        Ход урока:

1.Орг. момент.

-Отгадайте загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

        (Зимой.)

Вы много знаете о самом холодном времени года. Вы очень наблюдательны,  когда гуляете, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому сегодня мы совершим экскурсию, чтобы обобщить ваши знания о зиме, пополнить ваши впечатления сказочной красотой зимы- художницы.

2. Формирование новых знаний.

Какие наблюдения можно проводить зимой? (Наблюдения за погодой,  снежным покровом, деревьями, птицами, животными.)

Экскурсия. Повторение правил поведения во время экскурсии.

Беседа- наблюдение.

Подойдя к парку, дети рассматривают общий вид, любуются природой. Делятся впечатлениями, вспоминают стихотворения о зиме, снеге.

Наблюдение за погодой.

-Существуют народные приметы: «В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвёт и метёт», «Если январь сухой, морозный, и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое»,  «В феврале сильные морозы - короткая зима». Как люди узнали об этих приметах? (Люди наблюдали за погодой.)

Игра «Доскажи словечко».

-Зимой становится… (холодно). Осадки выпадают в виде … 9снега). Часто дует холодный…(ветер). Сегодня ветра… нет, есть.)  Небо… (ясное, облачное или пасмурное). Солнце…(есть, нет). Осадки…(нет или в виде снега)

Наблюдение за снежинками и снежным покровом.

-Поймайте на рукав или варежку снежинку, рассмотрите её. Какого она размера? Какой она формы? Чем все снежинки похожи? Чем отличаются? (Ученики описывают снежинки: все снежинки имеют шесть концов и похожи на звёздочки.  Отличаются размерами и узорами.)

-Снежинки ложатся на землю, и на земле образовывается слой снега, в котором отдельных снежинок уже нельзя различить.

        Физкультминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили.

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

-И вот образовались сугробы.

Дети вместе с учителем с помощью линейки определяют толщину снежного покрова на различных участках.

- Раскопайте снег лопатками до земли. Что увидели? (Траву.)

- Какие изменения произошли с травянистыми растениями? (Одни засохли, отмерли, другие остались зелёными.)

-Обратите внимание на зелёные растения. Почему эти растения не замёрзли в зимнюю стужу? (Их согревает, защищает снег.)

- Народная мудрость гласит: «Много снега - много хлеба». Как вы понимаете эти слова? (Посеянные осенью зерновые культуры, зеленели на полях до прихода зимы, снег выпал и укрыл их, защитил от мороза своим покрывалом.)

-Какое значение имеет снежный покров для растений? (Согревает, защищает от мороза.)

Наблюдение за деревьями.

Игра «Отгадай и найди».

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

Что за странная девица:

Не швея, а мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки,

Очень прямо я расту

В высоту.(Сосна.)

Сучки рогатые.

Плоды крылатые,

А лист ладошкой,

С длинной ножкой. (Клён.)

-Рассмотрите зимний наряд берёзы, послушайте стихотворение С. А. Есенина «Берёза»). Берёза является символом России. Берёза- это хвойное дерево или лиственное? (Лиственное.)

-Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (У хвойных деревьев хвоя - иголки вместо листьев.)

Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой? (Хвойные деревья остались без изменений.)

-Как изменилась жизнь лиственных деревьев с приходом зимы? (Сбросили листву.)

- Рассмотрите веточку берёзы и найдите почки. Рассмотрите почку. Вскройте её. Что видите внутри? Это листочки. Они мягкие, нежные и конечно, живые.  Чем сверху покрыта почка? (Чешуйками.)

-Какое значение имеют чешуйки? (Они жёсткие и очень плотно закрывают листочки, защищают их.)

        Ягоды не сладость,

        Зато глазу радость.

                        И садам украшение,

                     И дроздам угощение. (Рябина.)

_Кто зимой питается рябиной? (Снегири, дрозды,  свиристели  и другие птицы.)

- Какие ещё плоды вы видели на деревьях? (Шиповник, калина.)

- Каких птиц можно встретить зимой в парке, в городе? (Снегири, синицы, воробьи, вороны, дятлы и др.)

-Куда исчезли ласточки, стрижи, грачи? (Улетели на юг.0

-Почему они улетели? (Холодной зимой они не могут найти корм, нет насекомых.)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-  и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну, Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

        А. Яшин

-Зачем зимой подкармливать птиц? (Птицам трудно найти корм, всё покрыто снегом, насекомые спрятались.)

Наблюдение за белкой( по возможности).

- Чем питается белка зимой? (Семенами ели , сосны, ягодами и фруктами, орехами, грибами, почками, побегами.)

- Зачем она поменяла шубку? (Так она от врагов прячется, деревья голые.)

-Найдите и рассмотрите следы белки на снегу. Следы каких животных можно рассмотреть в лесу зимой? (Следы зайца, лисы, волка.)

- Отгадайте загадку и расскажите, как зимует это животное.

        Какой зверь опасный ходит в шубе красной.

                         Снег разгребает, мышек хватает? (Лиса.)

                              У косого нет берлоги,

                            Не нужна ему нора.

                          От врагов спасают ноги,

                          А от голода - кора. (Заяц.)

                        Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк.)

                       Летом по лесу гуляет.

                     Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

3. Итог урока.

-Почему зимой в лесу тихо? (Зимой в природе наступает покой.) Жизнь растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Где зимуют птицы?

Урок по учебнику Плешакова А.А. Программа "Школа России"....

План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва

Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

УМК "Перспектива" конспект урока окружающего мира 2 класс Тема: «Весенние месяцы»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с временем года – весна, ее признаками, отличительными чертами;Планируемые результатыПредметные:Знать- особенности времени года – весна;- х...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Превращения и круговорот воды. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование  у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.Планируемые результатыПредметные:Знать:-свойства воды;- процесс кр...

Конспект урока окружающего мира (1 класс). Тема: Когда наступит лето? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; объяснение зависимости природных явлений от смены времен года.Планируемые р...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Семейный бюджет. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного  отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного...