Занятие "Что такое эксперимент"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Казьмина Людмила Петровна

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности "Я - исследователь" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фрагмента занятия по курсу « Я – исследователь»

по теме «Что такое эксперимент?»

1. Постановка проблемы:

- Ребята, мы начинаем наше занятие. Мы снова становимся настоящими исследователями. (дети надевают шапочки ученых)

- А кто такой исследователь?  

-Что значит исследовать?

-Исследовать – идти по следу. Ребята, а как можно идти по следу? Чем  пользуется настоящий исследователь?

- Какие методы есть у исследователя?

(Слайд: картинка к ней карточка с названием, последний Эксперимент дети не знают, не могут определить)

- Надписи закончились, а еще один значок не определен. Воспользуйтесь первым методом и попробуйте определить, что же значит этот знак. Так мы определим тему нашего занятия. Назовите тему. Чем будем заниматься?

2. Усвоение новых  знаний:

- Как вы понимаете значение слова Эксперимент? Подумайте.

- Посмотрите на столы. Что за книга лежит у вас? ( словарь) Как вы думаете зачем?

-Найдите значение слова «Эксперимент» в вашем словаре. Давайте сравним толкование слова в различных словарях. Лидеры, решают, кто будет отвечать. ( чтение словарных статей)

-А теперь сами постараемся  разобраться, что же такое эксперимент. (карточка Эксперимент на доску)

3. Проведение эксперимента №1:

- Внимание на экран. Разделите предметы на 2 группы по общему признаку. Назовите этот признак (Плоские и объёмные фигуры)

 -Перечислите плоские геометрические фигуры (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

  - Кто знает название объемных  геометрических фигур? (Параллелепипед, цилиндр, пирамида, куб;  выставляю фигуры)

 - Эти геометрические тела могут оставить отпечаток (след) на листе бумаги в виде плоских геометрических фигур.

 - Обсудите в группе и сделайте предположение, в виде каких геометрических фигур оставят след эти тела? (Обсуждение в группе).

 - Решение готово? Лидеры, решают, кто будет отвечать. (обмен мнениями)

- Ребята, оказывается, мы с вами участвовали в эксперименте.

- Что мы сделали, чтобы справиться с заданием? (подумали). Где мы проводили эксперимент?(в уме )

- Да, это эксперимент, проводимый в уме.Это мысленный эксперимент. (К слову на доске Эксперимент добавить слово мысленный)Давайте выведем правило проведения мысленного эксперимента. На ваших столах  лежат конверты. Продолжите фразы:  (на доске

слушаем -

смотрим -

думаем-

(Дети выполняют самостоятельно в группах, затем проверка на доске )

4. Проведение эксперимента №2:

- Проводя эксперимент в уме, могли ли вы ошибиться? (Да).

 - Как убедиться, что вы верно провели мысленный эксперимент? (провести опыт)

- Предлагаю каждой группе поработать с геометрическими телами. Какое геометрическое тело досталось вам? (Раздаю геометрические тела, ребята называют их)

- Обведите свое геометрическое тело и  обсудите в группе, совпадает ли результат с результатом мысленного эксперимента. Покажите результат всем ребятам. Совпали результаты? Лидеры, решают, кто будет отвечать.

 - Сейчас мы провели эксперимент с реальными предметами. (табличка на доску)Вы будете проводить такие эксперименты на уроках физики, химии, биологии в старших классах.

5. Проведение эксперимента №3:

- А сейчас я предлагаю провести еще один очень интересный эксперимент с реальными предметами.

- Многие блестящей предметы, и это хорошо известно людям, позволяют увидеть собственное отражение.        

- Какие предметы  обладают способностью отражать?

-Сейчас мы проведем эксперимент и попробуем определить,  от чего зависит качество изображения в отражающих предметах.

- С чего начнём? (подумаем самостоятельно, выдвинем гипотезу)

- Подумайте, выдвинете  гипотезу и заполните таблицу.Если вы считаете, что предмет будет отражать, то напротив этого предмета ставите «+»,  если нет, то-  «-».

Предметы

гипотеза

Алюминиевая  ложка

Фольга

Диск

Зеркало

(Сообщение гипотез по группам с места. Лидеры, решают, кто будет отвечать.)

- Теперь нам надо проверить наши гипотезы. Что будем проводить? (эксперимент)

- У нас с вами будет 4 научные лаборатории ( на столы карточки Лаборатория 1 и т.д.)

- В каждой лаборатории вы будете исследовать свойства одного предмета. У каждой группы свой маршрутный лист, следуйте инструкциям.  (дети переходят от одного стола к другому)

-  Чтобы  было удобно, после проведения эксперимента заносите результаты в таблицу.

Предмет

Поверхность гладкая/ неровная

Поверхность блестящая/ тусклая

Отражение хорошее/плохое

Алюминиевая ложка

Фольга

Диск

Зеркало

-  Что получилось? Сообщите результаты эксперимента.

- Подтвердилась ли ваша гипотеза?

- Какой же мы сделаем вывод?  (если у предмета поверхность гладкая и блестящая, то он хорошо отражает)

- А как узнали? (провели эксперимент с реальными предметами)

5. Рефлексия.

- Мы продолжим проводить эксперименты на следующем занятии. А сейчас подумайте и выскажите свое мнение о нашем занятии. Посмотрите на эти высказывания и продолжите то, которое вам подходит. Обменяйтесь мнениями в группе. Лидеры групп, выскажите общее мнение о работе ваших групп.  (высказывания детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Презентация "Что такое эксперимент"

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Я - исследователь"...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"

Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса....

Что такое эксперимент. Эксперимент с солью.

Занятие внеурочного кружка "Я исследователь по теме "Что такое эксперимент. Эксперимент с солью"."...

Что такое эксперимент

Занятие по внеурочной деятельности  в рамках курса "Я-исследователь"...

Конспект внеурочного занятия по проектно-исследовательской деятельности на тему "Что такое эксперимент?"

Конспект  внеурочного занятия по проектно-исследовательской деятельности....

Проектная деятельность.Конспект занятия "Что такое эксперимент?"

Внеурочная деятельность.Проектная деятельность. Конспект занятия " Что такое эксперимент?"...