Что такое эксперимент
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Занятие по внеурочной деятельности  в рамках курса "Я-исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_eksperiment_.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по курсу «Я-исследователь»

Класс: 1.

Тема: Что такое эксперимент?

Цель: создать условия для знакомства  с методом исследования – экспериментом.

Планируемые результаты: 

предметные - учиться проводить эксперимент;

личностные УУД - интерес к исследовательской деятельности;

регулятивные УУД - познавательная инициатива в учебном сотрудничестве;

познавательные УУД – учиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно - следственных связей, осуществлять запись, т. е. фиксацию информации;

коммуникативные УУД - учиться контролировать действия партнёра, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Оборудование: Карта эксперимента (лист для работы в группе), лист с заданием «Зашифрованное слово», для каждой группы: стакан  с водой, чайная ложка, губка, газета, полотенце, полиэтилен, фарфоровое  блюдце.

Ход занятия.

Этапы занятия

Задачи этапа

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организа-ционный момент.

Положительный настрой на работу и доброжелатель-ное отношение друг к другу

Игра-приветствие. «Я делюсь с вами»

Учитель рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями.

Учитель: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: «Мы тоже! »

Учитель: «Я дарю вам улыбку». Дети: «мы тоже»

Учитель: «Я радуюсь предстоящему занятию».

Дети: «Мы тоже! »

Воспитатель: «Я рада вам!». Дети: «Мы тоже! »

Воспитатель: «Я вас обнимаю!». Дети: «Мы тоже»

Ваше настроение отличное? (ДА)

Приятных вам эмоций!

После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «Мы тоже! ».

Л. - Мотивация к деятельности

2.Актуализация знаний.

Развитие наблюда-тельности и умения анализировать.

- Начинаем наше занятие «Я - исследователь»

- Кто такой исследователь? Какими качествами должен обладать исследователь?

- С каким методом исследования познакомились на прошлом занятии?

- В каких исследованиях помогает нам метод наблюдения?

-Предлагаю вам задание. В таблице зашифровано слово. Пронаблюдайте за буквами в таблице. Вычеркните одинаковые по написанию буквы.

 

А

ь

э

А

у

К

с

ь

п

х

Е

я

ц

р

Ф

ч

и

у

ц

М

ш

А

е

х

ч

н

Ф

т

ш

я

-Какое слово зашифровано?

Высказывания  детей.

-Наблюдение.

Высказывания  детей.

Выполняют задание.

Эксперимент.

П.- Выделять и формулировать познавательную цель.

-Строить   логические рассуждения.

-Осуществление поиск необходимой информации.

3.Формулировка темы и постановка цели занятия.

Формирование умения ставить перед собой цель

  - С каким новым методом исследования мы познакомимся сегодня на занятии?

Р.- Ставить учебную задачу

4. Работа над основными понятиями.

Умение работать с толковым словарем

Определение понятия.

Умение работать по алгоритму

- Как вы понимаете слово «эксперимент»?

- Как узнать более точное значение этого слова?

Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания.

- Как вы думаете, чем эксперимент отличается от наблюдения?

- Как и всякая научная работа, эксперимент требует точности. При его проведении необходимо соблюдать определённый порядок, выполнять его по этапам, по алгоритму.

 --На карточках написаны этапы  эксперимента.

Разложите карточки в нужной последовательности.

 Проверка: слайд.

1. Определить цель ( «цель эксперимента» – это конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы)

2. Подготовить оборудование - предметы, которыми мы будем пользоваться.

3. Провести опыт –  произвести определённые действия с предметами.

4. Зафиксировать результат - записать полученные результаты в карту эксперимента.

5. Сделать вывод.

Называют разные способы добывания информации, приходят к необходимости обратиться к словарю.

Работают со словарём.

Высказывают своё мнение.

Работают в парах.

Сверяются с образцом алгоритма.

Р. – Составлять план

проведения эксперимента.

- Работать по алгоритму.

П.- Устанавливать причинно-следственные связи.

К. - Договариваться и приходить к общему решению.

5. Упражнение на развитие исследовательских умений.

Развитие умения поводить исследование, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты.

- Сегодня наш класс превращается в экспериментальную лабораторию.

Вы -маленькие исследователи.

- Наш эксперимент называется «Как вода исчезает».

Первая часть эксперимента – краткосрочная, вторая – требует нескольких дней.

1) Поставим цель эксперимента

2) Подготовим оборудование.

-Какие предметы пред вами?

3) Проводим опыт.

- Чайной ложкой будем понемногу поливать их водой.

- Какие предметы не впитывают воду? — перечислим.

- Из тех, что впитывают, что лучше впитывает: губка, газета, ткань или дерево?

- Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода?

4) Зафиксируйте результаты.

5) Сделайте выводы.

 Продолжим эксперимент по «исчезновению воды».

-Какой предмет не впитал воду?

- Нальем воду в фарфоровое блюдце.

Границу, до которой налита вода, мы отметим фломастером. Оставим воду несколько дней. Каждый день вам необходимо отмечать уровень воды, делать записи в Карте эксперимента,  затем будет необходимо сделать вывод.

 

Работа по группам. Учащиеся распределяют роли: лаборанты, секретарь, докладчик.

У каждой группы  лист «Карта эксперимента».

-Выяснить, какая поверхность лучше впитывает воду.

- Стакан  с водой, чайная ложка, губка, газета, полотенце, полиэтилен, фарфоровое  блюдце.

Лаборанты проводят опыт, секретарь фиксирует результаты в карту.

Выступление докладчиков с выводами по опыту.

-Фарфоровое блюдце.

Учащиеся в группах выполняют необходимые действия.

Л.- Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Р.-Проявлять познавательную инициативу  в учебном сотрудничестве.

- Планировать свои действия, оценивать правильность выполнения.

П.- Устанавливать причинно-следственные связи, выбор оснований и критериев для сравнения.

К.-Уметь работать в группе, находить общее решение, уметь аргументировать своё предложение.

4. Итог занятия

Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу.

Давайте вернёмся к теме занятия

-Достигли цели?

 -Что мы хотели узнать на уроке, какие цели ставили? Что нового вы узнали?

- К какому выводу вы пришли? Что Вас удивило?

- Познакомиться с экспериментом как методом исследования.

- Провести эксперимент «Куда исчезает вода?»

Р.- Уметь осуществлять оценку, самооценку

собственной деятельности на уроке

-Уметь осуществлять контроль и оценку процессов результата деятельности.

 

Список использованной литературы

  1. Савенков А.И.  Методика исследовательского обучения младших школьников.  Самара:  Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
  2. Савенков А.И.  Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Занятие "Что такое эксперимент"

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности "Я - исследователь"...

Презентация "Что такое эксперимент"

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Я - исследователь"...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"

Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса....

Что такое эксперимент. Эксперимент с солью.

Занятие внеурочного кружка "Я исследователь по теме "Что такое эксперимент. Эксперимент с солью"."...

Конспект внеурочного занятия по проектно-исследовательской деятельности на тему "Что такое эксперимент?"

Конспект  внеурочного занятия по проектно-исследовательской деятельности....

Проектная деятельность.Конспект занятия "Что такое эксперимент?"

Внеурочная деятельность.Проектная деятельность. Конспект занятия " Что такое эксперимент?"...